УТВЕРЖДАЮ
Директор
Института рекламы и связи с общественностью
_______________ И.В. Архипова
01.09.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Практика по получению профессиональных умений
и опыта профессиональной деятельности
(преддипломная)
Направление подготовки:
Менеджмент
Профиль:
«Маркетинг», «Управление организацией»,
«Государственное и муниципальное управление»
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Форма обучения:
|
Программа подготовки:
Прикладнойбакалавриат
|
СОСТАВИТЕЛЬ: д-р.экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента
Т.Г. Храмцова_______________
(подпись)
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры экономики и менеджмента (протокол от 01 сентября 2016 года № 1).
И. о. заведующего кафедрой
экономики и менеджмента _______________ Т.С. Федосова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель практики
Формирование и развитие у студента практических умений и навыков в области анализа и планирования основных процессов деятельности предприятия, которые дают возможность формировать специалиста высшей квалификации, получение необходимых профессиональных компетенций.
Место практики в структуре образовательной программы
Вид практики: производственная
Способ проведения:выездной
Форма проведения: практика проводится дискретно путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для её проведения.
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов, 2 недели.
Планируемые результаты обучения
Практика направлена на формирование компетенций и результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ОК–3. Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин. | ОК – 3 - з |
Уметь: применять социально-экономические расчеты для анализа хозяйственного комплекса экономических субъектов; отбирать необходимые статистические данные, характеризующие уровень социально-экономического развития объекта изучения. | ОК – 3 - у | |
Владеть: навыками определения основных экономических показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития объекта исследования. | ОК – 3 - в | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ОК-5. Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Знать: социально-психологические закономерности межличностного и межгруппового восприятия и взаимодействия, типичные психологические процессы в социальных группах; понятие коллектива, его виды и функции, структуру коллектива, социальные роли сотрудников коллектива; этические принципы и нормы работы в коллективе, барьеры общения, проблемы восприятия и понимания в процессе общения. | ОК – 5 - з |
Уметь:быстро адаптироваться в новом коллективе, налаживать конструктивный диалог с коллегами, признавать свои ошибки и принимать иную точку зрения;аргументировано излагать свою идею и убеждать коллег в правильности предлагаемого решения. | ОК – 5 - у | |
Владеть: способностью к работе в коллективе, приемами сплочения коллектива и создания атмосферы безопасности и атмосферы комфорта;способностью к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах, стратегиями поведения, способами разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе деятельности коллектива | ОК – 5 - в | |
ОПК–2. Способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений. | Знать: технологию принятия управленческих решений, методы принятия решений в организациях. | ОПК – 2 - з |
Уметь:принимать управленческие решения, проводить диагностику организационных проблем, нести ответственность за принятые решения. | ОПК – 2 - у | |
Владеть: технологией принятия управленческих решений. | ОПК – 2 - в | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ОПК-3. Способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия. | Знать: сущность и характерные черты современного менеджмента, а также принципы построения организационной структуры управления в организациях. | ОПК – 3 - з |
Уметь: применять основные теоретические и практические положения менеджмента к методам и формам управления некоммерческой организацией; выявлять ресурсы для развития некоммерческой организации, применять современные методы управления в организациях некоммерческого сектора, разрабатывать эффективные системы управления организаций. | ОПК –3 - у | |
Владеть: навыками сбора и обработки данных, необходимых для оценки деятельности организаций и обоснования управленческих решений. | ОПК – 3 - в | |
ОПК – 4. Способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | Знать: стандарты, методы и инструменты деловых коммуникаций, презентации и организации переговоров и проведения совещаний. | ОПК – 4 - з |
Уметь: планировать и разрабатывать коммуникационную деятельность организации, осуществлять коммуникационную деятельность, контролировать ее результаты и эффективность. | ОПК – 4 - у | |
Владеть: навыками организации работы с документами, навыками работы с действующими регламентами, навыками ознакомления сотрудников с кадровой документацией и действующими регламентами, навыками составления организационных и распорядительных документов. | ОПК – 4 - в | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ОПК–5. Владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влиянияразличных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем | Знать: теоретические основы и нормативное регулирование финансового учета и формирования бухгалтерской финансовой отчетности. | ОПК – 5 - з |
Уметь: правильно выбирать методы и способы финансового учета для отражения отдельных учетных объектов, определять в соответствии с экономическим содержанием влияние фактов хозяйственной жизни на финансовые результаты, анализировать их влияние на формирование показателей бухгалтерской финансовой отчетности различных экономических субъектов. | ОПК – 5 - у | |
Владеть: навыками самостоятельного применения теоретических основ и способов финансового учета, методикой оценки влияния различных приемов учета на финансовые результаты деятельности экономического субъекта и показатели бухгалтерской финансовой отчетности | ОПК – 5 - в | |
ОПК–6. Владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций. | Знать: сущность, специфику разновидности методов принятия управленческих решений. | ОПК – 6 - з |
Уметь: собирать необходимую информацию и использовать различные методы принятия управленческих решений. | ОПК – 6 - у | |
Владеть: навыками принятия эффективных управленческих решений в хозяйственной деятельности организации. | ОПК – 6 - в | |
ОПК–7. Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. | Знать: каналы и технологии сбора необходимой информации для решения задач маркетинга | ОПК – 7 - з |
Уметь: адаптировать структуры информационных систем маркетинга под специфику организации. | ОПК – 7 - у | |
Владеть:навыками сбора, обработки и анализа данных с помощью современных информационных технологий для эффективной маркетинговой деятельности. | ОПК – 7 - в | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ПК–1. Владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры. | Знать: основы теории мотивации, лидерства и власти, организационной культуры; сущность аудита человеческих ресурсов. | ПК – 1 -.з |
Уметь: организовывать работу малых групп, проводить аудит человеческих ресурсов, диагностику организационной культуры. | ПК – 1- у. | |
Владеть: навыками использования теорий мотивации, лидерства и власти при решении задач развития организации, а также методикой аудита человеческих ресурсов и организационной культуры. | ПК – 1-.в. | |
ПК-2. Владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде. | Знать: причины возникновения трудовых конфликтов, позитивные и негативные функции конфликтов; Основы разрешения и урегулирования трудовых конфликтов, нормативное регулирование конфликтов. | ПК – 2 -.з. |
Уметь:анализировать источники конфликтов в организации и применять оптимальный способ разрешения трудовых споров в конкретной ситуации;анализировать модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и выявлять типы конфликтных личностей с целью оптимального разрешения трудовых конфликтов. | ПК – 2- у. | |
Владеть: навыками использования структурных, социально-психологических, организационно-управленческих методов предупреждения конфликтов;оптимальными приемами выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в процессе деятельности | ПК – 2-в. | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ПК–3. Владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение ее конкурентоспособности. | Знать: современные концепции стратегического менеджмента; содержание процесса стратегического менеджмента, его отличие от других типов менеджмента и почему он так важен. | ПК – 3 -.з. |
Уметь: оценить альтернативные виды стратегий и сделать выбор с учетом потенциальных возможностей организации и условий окружающей среды. | ПК – 3- у. | |
Владеть: методическими приемами, используемыми в процессе проведения стратегического анализа и планирования стратегии; технологиями принятия управленческих решений относительно стратегических преобразований в организации, и ее рыночного поведения. | ПК – 3-в. | |
ПК–4. Умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации. | Знать: основные категории теории и методы финансового менеджмента, подходы к оценке доходности вложений в различные активы. | ПК – 4 -.з. |
Уметь: разрабатывать варианты решений по привлечению источников финансирования по минимальным ценам, рациональному размещению средств в активы фирмы и обосновывать их выбор по установленным критериям. | ПК – 4- у. | |
Владеть: навыками финансовых вычислений для обоснования оптимальных управленческих решений, формирования политики управления структурой капитала, рациональной заемной и дивидендной политики, анализа эффективности инвестиционных проектов и оценки степени риска по финансовым решениям. | ПК – 4-в. | |
ПК–5. Способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений. | Знать: основные виды функциональных стратегий и особенности их разработки. | ПК – 5 -.з. |
Уметь: оценить уровень взаимосвязи функциональных стратегий и их соответствие общей стратегии развития организации. | ПК – 5- у. | |
Владеть: навыками разработки управленческихрешений, учитывающих цели, задачи и интересы различных функциональных подразделений организации. | ПК – 5-в. | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ПК–6. Способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений. | Знать: терминологию и особенности проектного менеджмента; основные системы управления проектами, правовые, организационные аспекты проектной деятельности. | ПК – 6 -.з. |
Уметь: применять методы планирования работ по проекту, оценки требований к проекту, формирования структуры проекта, методы управления реализацией проекта. | ПК – 6- у. | |
Владеть: навыками управления проектными рисками, формирования финансовых ресурсов проекта, коммуникационными и информационными технологиями, управления конфликтами, управления качеством, процедурами завершения проекта, определения эффективности проектов | ПК – 6-в. | |
ПК-7. Владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ | Знать: методы контроля реализации бизнес-плана и технологии координации деятельности исполнителей при выполнении конкретных проектов и работ. | ПК – 7 -.з. |
Уметь: координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ. | ПК – 7- у. | |
Владеть: навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов | ПК – 7-в. | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ПК–8. Владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений | Знать: современные подходы к планированию и организации инноваций. | ПК – 8 -.з. |
Уметь: составлять планы организационных, технологических, продуктовых инноваций. | ПК – 8- у. | |
Владеть: навыками разработки управленческих решений при внедрении инноваций в операционной (производственной) деятельности. | ПК – 8-в. | |
ПК-9. Способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли. | Знать: базовые понятия и инструменты анализа макроэкономической среды и поведения потребителей и формирования спроса. . | ПК – 9 -.з. |
Уметь: применять на практике полученные знания и навыки;принимать оптимальные маркетинговые решения в области управления поведением потребителей и формирования спроса. | ПК – 9- у. | |
Владеть: специальной терминологией системы управления поведением потребителей и формирования спроса | ПК – 9-в. | |
ПК–10. Владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления. | Знать: основные понятия, признаки, параметры, свойства производственно-экономических и организационных отношений фирмы. | ПК – 10 -.з. |
Уметь: анализировать и моделировать основные экономические показатели фирмы. | ПК – 10- у. | |
Владеть: навыками сбора и обработки необходимых данных, необходимых для разработки планов и обоснования управленческих решений; методами оценки деятельности фирмы | ПК – 10-в. |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ПК–11. Владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов. | Знать: способы сбора, обработки и накопления информации для проектирования банка данных. | ПК – 11 -.з. |
Уметь: использовать компьютерную технику и программное обеспечение для создания оптимальной системы управления базами данных. | ПК – 11- у. | |
Владеть: навыками ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения организационных проектов | ПК – 11-в. | |
ПК-12. Умением организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления). | Знать: правила и приемы деловых коммуникаций. | ПК – 12 -.з. |
Уметь: выстраивать внешние партнерские отношения для достижения целей организации. | ПК – 12- у. | |
Владеть: навыками сбора информации и обмена опытом для выстраивания и поддержки деловых отношений с внешними партнерами организации. | ПК – 12-в. | |
ПК–13. Умением моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций. | Знать: основные бизнес-процессы организаций, методы анализа, управления и моделирования бизнес-процессов; методологию реорганизации бизнес-процессов. | ПК – 13 -.з. |
Уметь: анализировать существующие бизнес-процессы организации и разрабатывать предложения по их совершенствованию. | ПК – 13- у. | |
Владеть: практическими навыками моделирования и реорганизации бизнес-процессов. | ПК – 13-в. |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ПК-14. Умением применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета | Знать: действующие стандарты и принципы финансового учета, составлениябухгалтерской финансовой отчетности, основные системы и методы управленческого учета. | ПК – 14 -.з. |
Уметь: составлять первичные и сводные учетные документы, обобщать информацию на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах, калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета формировать на их основе учетную политику, бухгалтерский баланс и прочие формы бухгалтерской финансовой отчетности. | ПК – 14- у. | |
Владеть: методами финансового и управленческого учета,навыками управления затратами, техникой составления учетной политики и бухгалтерской финансовой отчетности для принятия обоснованных управленческих решений. | ПК – 14-в. | |
ПК-16.Владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов. | Знать: теоретические и практические основы оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования. | ПК – 16 -.з. |
Уметь: планировать и прогнозировать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации. | ПК – 16- у. | |
Владеть: навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования | ПК – 16-в. | |
ПК–17. Способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-идеи | Знать: методы анализа информации, в том числе в сфере маркетинга. | ПК – 17 -.з. |
Уметь: интерпретировать маркетинговую информацию, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-идеи | ПК – 17- у. | |
Владеть: навыками обработки и анализа информации для принятия управленческих решений. | ПК – 17-в. | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ПК–18. Владением навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов). | Знать: основы бизнес-планирования, особенности инноваций в технологической сфере, на потребительском рынке товаров и услуг. | ПК – 18 -.з. |
Уметь: определять потребности целевого рынка, организационные потребности в инновациях. | ПК – 18- у. | |
Владеть: навыками проектирования инноваций на функциональном и инструментальном уровнях управления организацией. | ПК – 18-в. | |
ПК-19. Владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками | Знать: принципы координации предпринимательской деятельности для обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана | ПК – 19 -.з. |
Уметь: применять технологии координационной деятельности персонала. | ПК – 19- у. | |
Владеть: навыками координационной работы в процессе реализации бизнес-плана. | ПК – 19-в. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Научно-методическим руководством и контролем организации практики занимается кафедра экономики и менеджмента.
Вводный инструктаж по организации учебной практики студентов проводят преподаватели кафедры экономики и менеджмента.
Преддипломная практика является продолжением производственной практики, предшествует выполнению выпускной квалификационной работы.
Практика проводится на предприятиях производственной и непроизводственной сфер различных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности на основе прямых договоров, заключаемых между ними и университетом.
Таблица 2
Содержание практики
Результаты (освоенные дескрипторы) (указать код) | Содержание заданий на практике |
Вид (профессиональной) деятельности: информационно-аналитическая | |
ОК-3 – з., ОК – 3 - у., ОК - 3 – в; ОПК – 5 – з; ОПК – 5 – у; ОПК – 5 – в; ПК – 3 – з; ПК – 3 – у; ПК – 3 – в; ПК – 5 – з; ПК – 5 – у; ПК – 5 – в; ПК – 10 – з; ПК – 10 – у; ПК – 10 – в; ПК – 11 – з; ПК – 11 – у; ПК – 11 – в; ПК – 16 – з; ПК – 16 – у; ПК – 16 – в; ПК – 17 – з; ПК – 17 – у; ПК – 17 – в. | Сбор и анализ данных для подготовки отчета по практике, составление аналитического отчета по практике. |
Вид (профессиональной) деятельности: организационно-управленческая | |
ОК -5 – з., ОК – 5 - у., ОК - 5 – в; ОПК – 3 – з; ОПК – 3 – у; ОПК – 3 – в; ОПК – 6 – з; ОПК – 6 – у; ОПК – 6 – в; ПК – 1 – з; ПК – 1 – у; ПК – 1 – в; ПК – 2 – з; ПК – 2 – у; ПК – 2 – в; ПК – 8 – з; ПК – 8 – у; ПК – 8 – в; ПК – 13 – з; ПК – 13 – у; ПК – 13 – в; ПК – 14 – з; ПК – 14 – у; ПК – 14 – в; ПК – 18 – з; ПК – 18 – у; ПК – 18 – в. | Подбор организации для прохождения практики, ознакомление со сроками практики, обязанностями сторон, определение направлений деятельности студента, ознакомление с обязательным пакетом документов и формами отчетности по практике. |
Вид (профессиональной) деятельности: предпринимательская | |
ОПК – 2 – з; ОПК – 2 – у; ОПК – 2 – в; ОПК – 4 – з; ОПК – 4 – у; ОПК – 4 – в; ОПК – 7 – з; ОПК – 7 – у; ОПК – 7 – в; ПК – 4 – з; ПК – 4 – у; ПК – 4 – в; ПК – 6 – з; ПК – 6 – у; ПК – 6 – в; ПК – 7 – з; ПК – 7 – у; ПК – 7 – в; ПК – 9 – з; ПК – 9 – у; ПК – 9 – в; ПК – 12 – з; ПК – 12 – у; ПК – 12 – в; ПК – 15– з; ПК – 15 – у; ПК – 15 – в; | Обработка и обобщение полученных в ходе практической деятельности результатов, сбор итоговой документации по практике, подготовка и составление отчета |
Таблица 3
Технологическая карта практики
№ п/п | Этапы практики | Виды работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Форма отчетности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационно-подготовительный | 1.1. Установочная лекция. Вводный инструктаж. Ознакомление с целями, задачами, содержанием практики и требованиями к структуре и оформлению отчета (2 ч.) | - |
1.2. Планирование видов работ, которые необходимо выполнить во время практики (4 ч.) | Составление индивидуального задания практики | ||
2 | Производственный | 2. Знакомство с деятельностью организации (предприятия, учреждения). Изучение нормативно-правовых документов в организации (предприятия, учреждения). Изучение отчетности, сбор и анализ показателей деятельности организации (предприятия, учреждения) с учетом индивидуального задания. Сбор и обработка первичной информации в подразделениях (отделах, службах) организации (предприятия, учреждения). Осуществление действий, связанных с исполнением должностных обязанностей работников организации (предприятия, учреждения) в рамках индивидуального задания. Выполнение индивидуального задания. Мероприятия по сбору, обработке и систематизации материала в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики. (82 ч.) | Заполненный дневник прохождения практики |
3 | Заключительный | 3. Систематизация и анализ собранного материала согласно требований к структуре отчета, оформление и представление отчета руководителю практики (20 ч) | Оформление отчета |
ИТОГО | 108 |