Мечта о любви: прекрасное и таинственное. Поэтический мир стихотворения. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним… – 1 час

 

Всего учебных часов 68 часов
Четыре аудиторных сочинения 8 часов
Внеклассное чтение 6 часов
Резерв 2 часа


Класс

Литература как искусство слова1 час

Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге.

Кто такой автор?

 

Автор в литературном произведении

Автор-писатель, автор-повествователь. – 1 час

 

«Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»1 час

Автор в древнерусской литературе. Его специфика. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Черты житийности в классической русской литературе.

 

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза» – 2 часа

Изображение чувства как основа сюжета. Образ главной героини, его особенности. Понятие о сентиментализме. Авторская позиция и способы её выражения. Значение повести для русской литературы.

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская Полесть», «Клин», «Пешки», «Слово о Ломоносове») – 2 часа

Углубление представления о путешествии как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Жанр путешествия в литературе. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения.

А.С.Пушкин. Слово о писателе.Роман «Капитанская дочка»5 часов

Историческая основа произведения. История создания «Капитанской дочки». Замысел и воплощение. Проблема художественного историзма. Проблема жанра произведения. Историческое и личное в сюжете. Нравственная проблематика. Автор – повествователь – герой. Система образов.

 

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася» – 2 часа

Своеобразие любовного конфликта. Образ главной героини. Проблема автора.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И.С. Шмелёв «Лето господне» – 1 час

 

Кто такой герой?

 

Герой в литературном произведении

Понятия: образ, характер, герой. Система персонажей. Автор – герой произведения – 1 час

У.Шекспир. Слово о писателе. «Трагедия о Гамлете, принце Датском» – 1 час

Трагический конфликт. Нравственная проблематика. Гамлет как вечный герой. Индивидуальный характер и литературный тип.

 

М.Сервантес. Слово о писателе. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы I, VI, VII, XXXV, XXXXIX) – 1 час

Стремление к добру как основа жизненного поведения человека. Высокий герой. Конфликт героя и действительности. Серьёзное и комическое. Дон Кихот и Санчо Панса: парные герои и их роль в произведении.

 

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»1 час

Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Конфликт и проблематика. Героико-романтическая личность как герой произведения. Автор – читатель. Художественное мастерство Лермонтова.

 

А.Н.Островский. Слово о писателе. Драма «Бесприданница» – 2 часа

Жанр драмы. «Бесприданница» как социально-бытовая драма. Особенности конфликта. Образ главной героини. Художественный мир Островского-драматурга.

 

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть «Два гусара» – 2 часа

Герой и время. Взаимоотношение поколений. Проблема чести, любви, дружбы, жизненных ценностей.

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Бедные люди» – 2 часа

Идеал и действительность. Образы героев. Своеобразие стиля Достоевского.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери»1 час

 

Есть ли герой в лирическом стихотворении?

 

Герой в лирическом стихотворении

А.С.Пушкин. Стихотворения «К*** (Я помню чудное мгновенье…)», «На холмах Грузии…», «Я вас любил», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна»2 часа

Любовная лирика Пушкина. Любовь как пробуждение души. Лирический герой. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Актуализация изученного ранее.

 

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю»2 часа

Философская лирика Лермонтова. Мир, жизнь, любовь. Поэтический мир стихотворений. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее.

 

С.А.Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» – 2 часа

Родная земля в творчестве Есенина. Человек и природа. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений.

В.В.Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся» – 2 часа

Пафос нового мира в лирике Маяковского. Своеобразие лирического героя. Гротеск и фантастика. Поэтический мир стихотворений.

А.С.Блок. Слово о писателе. Стихотворения «Россия», «Девушка пела в церковном хоре» – 2 часа

Многообразие лирики Блока. Родина, душа, любовь. Символические образы. Поэтический мир стихотворений.

 

А.А.Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Песня последней встречи», «Я пришла к поэту в гости» – 2 часа

Лиризм поэтического мира Ахматовой. Душевный выбор в любви и жизни. Поэтический мир стихотворений.

 

Б.Л.Пастернак. Слово о писателе. Стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…», «Быть знаменитым некрасиво…» – 1 час

Человек, творчество, жизнь в лирике Пастернака. Проблема нравственного выбора. Поэтический мир стихотворений.

Н.А.Заболоцкий. Слово о писателе. Стихотворения «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться…» – 1 час

Нравственно-философская проблематика лирики Заболоцкого. Душа, жизнь, красота. Поэтический мир стихотворений.

 

Поэзия второй половины XX века2 часа

Р.И.Рождественский. Слово о писателе.Стихотворение «Мгновения». А.А.Вознесенский. Слово о писателе.Стихотворение «Сага».

Е.А.Евтушенко. Слово о писателе.Стихотворение «Идут белые снеги».

Лиризм современной жизни в творчестве поэтов второй половины XX века. Образ современника: жизнь, внутренний мир, судьба. Открытость лирического героя. Поэтический мир стихотворений.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.С.Высоцкий. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».

Б.Ш.Окуджава. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс»1 час

Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: