Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа – 2 часа
А.С.Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро»
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворения «Парус», «Утёс». – 4 часа
Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Повесть «Дубровский» – 7 часов
Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Л.Н. Толстой «Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь») – 1 час
О чём и о ком рассказывает литературное произведение
Герой литературного произведения
Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении. – 1 час
А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» – 4 часа
Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» – 3 часа
Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.
|
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» – 3 часа
Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре» – 2 часа
Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Ю.С.Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня» – 1 час
Тема литературного произведения
А.В.Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь» – 1 час
Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой…») – 1 час
Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе.Поэма «Саша» – 2 часа
Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.
С.А.Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша» – 1 час
Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.М.Рубцов. Слово о писателе.Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние в горнице» – 1 час
Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Габдулла Тукай «Пара лошадей» – 1 час
Литература: мир вопросов и ответов
Как человек понимает мир и себя
Лирический герой – 1 час
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога» – 2 часа
Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
|
|
Дж.Г.Байрон. Слово о писателе.Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Прометей» – 2 часа
Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Нет, я не Байрон…» – 1 час
Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.
Стихотворение «Ангел» – 1 час
Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.
Как отражается таинственное в судьбе человека
Идея и проблематика литературного произведения. – 1 час
В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь» – 1 час
Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.
Народная баллада «Чёрный ворон». А.С.Пушкин «Ворон к ворону летит». Э.По. Слово о писателе. «Ворон» – 2 часа
Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы» – 2 часа
Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Н.В.Гоголь. Повесть «Вий» – 1 час
Как человек относится к людям и ко всему живому
Нравственная проблематика литературного произведения. – 1 час
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» – 2 часа
Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.
И.А.Бунин. Слово о писателе.Рассказы «Лапти», «Подснежник» – 3 часа
Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.
А.И.Куприн. Слово о писателе.Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» – 3 часа
Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.
В.В.Маяковский. Слово о писателе. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» – 1 час
Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле» – 1 час
Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия.
А.Сент-Экзюпери. Слово о писателе.Сказка «Маленький принц» – 3 часа
Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И.С.Тургенев «Муму» – 1 час
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения
Отношение людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь. – 1 час
Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А.Жуковского) – 1 час
Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда» – 2 часа
Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест).
Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе.Баллада «Вересковый мёд» – 1 час
Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.
В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла») – 3 часа
Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») – 2 часа
Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.
С.А.Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) – 1 час
Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.
|
|
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним… – 1 час
Всего учебных часов | 100 часов |
Три аудиторных сочинения | 6 часов |
Внеклассное чтение | 7 часов |
Резерв | 5 часов |
Класс
Литература как искусство слова – 1 час
Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров.
Какими способами литература представляет мир
Роды литературы
Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое. – 1 час
Гомер. Слово о писателе. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа») – 1 час
Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие).