Классические образцы поэзии и прозы

Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа – 2 часа

А.С.Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро»

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворения «Парус», «Утёс».4 часа

Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.

А.С.Пушкин. Слово о писателе.Повесть «Дубровский»7 часов

Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Л.Н. Толстой «Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь») – 1 час

О чём и о ком рассказывает литературное произведение

 

Герой литературного произведения

Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении. – 1 час

 

А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел»4 часа

Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» – 3 часа

Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»3 часа

Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре» – 2 часа

Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Ю.С.Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня»1 час

Тема литературного произведения

А.В.Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь» – 1 час

Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой…») – 1 час

Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.

 

Н.А.Некрасов. Слово о писателе.Поэма «Саша»2 часа

Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.

 

С.А.Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша» – 1 час

Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.М.Рубцов. Слово о писателе.Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние в горнице»1 час

Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Габдулла Тукай «Пара лошадей»1 час

Литература: мир вопросов и ответов

 

Как человек понимает мир и себя

Лирический герой1 час

 

А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога»2 часа

Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

 

Дж.Г.Байрон. Слово о писателе.Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Прометей»2 часа

Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

 

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Нет, я не Байрон…»1 час

Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.

Стихотворение «Ангел»1 час

Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.

 

Как отражается таинственное в судьбе человека

Идея и проблематика литературного произведения. – 1 час

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь» – 1 час

Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.

Народная баллада «Чёрный ворон». А.С.Пушкин «Ворон к ворону летит». Э.По. Слово о писателе. «Ворон»2 часа

Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.

 

А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы»2 часа

Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Н.В.Гоголь. Повесть «Вий»1 час

 

Как человек относится к людям и ко всему живому

Нравственная проблематика литературного произведения. – 1 час

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» – 2 часа

Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

И.А.Бунин. Слово о писателе.Рассказы «Лапти», «Подснежник»3 часа

Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.

А.И.Куприн. Слово о писателе.Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор»3 часа

Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

В.В.Маяковский. Слово о писателе. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» – 1 час

Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле»1 час

Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия.

А.Сент-Экзюпери. Слово о писателе.Сказка «Маленький принц»3 часа

Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И.С.Тургенев «Муму»1 час

 

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

Отношение людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь. – 1 час

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А.Жуковского) – 1 час

Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.

Н.А.Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда»2 часа

Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест).

 

Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе.Баллада «Вересковый мёд»1 час

Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.

 

В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла») – 3 часа

Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») – 2 часа

Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

 

С.А.Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) – 1 час

Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним… – 1 час

 

Всего учебных часов 100 часов
Три аудиторных сочинения 6 часов
Внеклассное чтение 7 часов
Резерв 5 часов


Класс

 

Литература как искусство слова1 час

Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров.

Какими способами литература представляет мир

Роды литературы

Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое. – 1 час

 

Гомер. Слово о писателе. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа») – 1 час

Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: