1.Речеязыковое развитие
"1.1.Понимание ребенком обращенной к нему речи (импрессивная речь)
* Не понимает обращенной к нему речи
• Понимание обращенной к ребенку речи ограничено хорошо знакомой ему ситуацией общения; ребенок способен выполнять только элементарные слозесные инструкции
• Понимание обращенной к ребенку речи ограничено обиходно-бытовой тематикой; ребенок способен выполнять достаточно сложные речевые инструкции
• Понимание обращенной к ребенку речи в полном объеме
1.2 Характеристик а эксп рессивной речи
* Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
* Произносит отдельные звуки, звукокомплексы
* Произносит несколько лепетных, общеупотребительных слов и звукоподражательных комплексов
«В речи присутствуют лепетные слова и звукоподражания, при этом активно используются невербальные средства общения (выразительная мимика, жесты, интонация)
• Словарный запас состоит в основном из слов, обозначающих предметы,объем глагольного словаря резко ограничен; для осуществления своего коммуникативного намерения ребенок использует общеупотребительные слова, простые деграмматикализированные фразы
|
|
• Речь ребенка характеризуется достаточным объемом вербальных средств, позволяющих осуществлять полноценную коммуникацию
* Фонационная сторона речи характеризуется большим количеством антропофоничесих (фонетических) дефектов, смешениями, искажениями, заменами звуков, несоблюдением слоговой структуры слова, орфоэпических норм языка; просодическая организация речи характеризуется слабой модуляцией голоса, неадекватным интонационным оформлением высказывания; речь невнятная, «смазанная», малопонятная для окружающих
*• Произносительная сторона речи характеризуется фонетико-фонологическими дефектами: искажениями звуков, взаимозаменами, недостатками просодического оформления речи; фонематический слух нарушен/нарушен незначительно; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
• Фонационная сторона речи не нарушена
2.Социальное развитие 2.1.Контактность:
* В контакт не вступает, не обращает внимание и не отвечает на инициативу взрослого, в ответ на попытки со стороны взрослого наладить контакт проявляет негативные эмоции (плачет, кричит) или остается безучастным
* Контакт формальный, чисто внешний
* В контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет в нем заинтересованности, изредка откликается на инициативу взрослого, часто отвлекается, игнорирует обращения к нему
* Контакт избирательный, только с определенными людьми и в определенных ситуациях; в зависимости от этого проявляет либо положительные (улыбка,смех, движения на встречу), либо отрицательные (крик, плач, агрессивные действия) эмоции
|
|
• Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно выполнит просьбы и инструкции взрослого, откликаясь положительными эмоциями; следит за выражением лица другого человека, чутко реагируя на него
2.2.Эмоциональная сфера:
* Эмоциональные реакции при общении со взрослыми выражены слабо, отличаются однообразием, преобладанием отрицательных эмоций
* Проявляет индифферентность и неадекватность эмоций при общении с другими людьми, эмоциональный фон отличается лабильностью и недифференцированностью
* Эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, наблюдаются колебания настроения, капризность
* Характерна общая эмоциональная активность, реакции адекватны, устойчивы, дифференцированы в зависимости от ситуации
• Средства общения
* Общение слабо выражено и реализуется посредством недифференцированных движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком
® Общение осуществляется посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций
* Общение осуществляется посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов
* Общение осуществляется с помощью вербальных средств
• Навыки самообслуживания
* Полное отсутствие навыков самообслуживания и мотивации к их освоению
* Элементарные навыки частично сформированы; при малейшем затруднении ребенок отказывается от их тренировки; выполнение действий характеризуется неловкостью
* Владение навыками с небольшой помощью взрослого
* Навыки самообслуживания сформированы в необходимом объеме
3. Познавательное развитие
3.1.Внимание:
* Низкая концентрация и неустойчивость внимания
* Внимание не устойчивое, поверхностное, ребенок очень быстро истощается
* Наблюдаются трудности концентрации произвольного внимания
* Внимание недостаточно устойчивое ® Внимание устойчивое
3.2.Познавательная активность и мотивация деятельности
* Крайне низкая познавательная активность и мотивация к предметной, предметно-игровой деятельности
* Низкая познавательная активность и мотивация к различным видам деятельности, наблюдается немотивированная избирательность познавательной активности
* Отмечается некоторая недостаточность познавательной активности и мотивации к предметной деятельности
* Ярко выраженная познавательная активность и мотивация к предметной, предметно-игровой деятельности
3.3.Адекватность и характер деятельности
* Интереса к игрушкам не проявляет
* Проявляет поверхностный, очень нестойкий интерес к игрушкам, предметам
* Недостаточно стойкий интерес к игрушкам и предметам
* Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам, охотно включается в совместную игру со взрослым
* Совершает неадекватные действия с предметами
* Игрушки использует адекватно
* Совершает недиффиринцированные манипуляции
* Совершает специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов
* Совершает осознанные предметные действия-использует предметы в соответствии с их функциональным назначением
3 Запас знаний об окружающем мире:
» Запас знаний об окружающем мире крайне низкий
* Запас знаний об окружающем мире ниже возрастной нормы
* Запас знаний об окружающем мире соответствует возрасту
3.5.Сенсорное развитие
3.5.1.Зрительное восприятие:
* Сформировано/ не сформировано зрительное сосредоточение
* Визуальное прослеживание движения объекта в пространстве: фрагментарное/плавное
* Узнает/ не узнает, различает/ не различает близких и чужих людей
|
|
* Зрительное изучение людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения, удаленных предметов, произвольное перемещение взгляда с одного предмета на другой
* Доступно/ не доступно узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на картинках с реалистичным изображением одного предмета
3.5.2.Восприятие пространственных отношений:
* Знает/не знает части тела и лица
* Ориентируется/слабо ориентируется/не ориентируется в схеме собственного
тела
* Доступно/не доступно восприятие целостного образа предмета
в Дифференцирует/ не дифференцирует понятия пространства
* Сформирован/не сформирован конструктивный праксис
4.2.Сформированность целенаправленных движений
* Основные двигательные навыки сформированы/сформированы недостаточно/не сформированы
* Наблюдаются нарушения первичной моторной функции снижение силы; нарушения тонуса: спастичность/гипотония/дистония: нарушения координации движения (атаксия); непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы лица и языка)
* Наблюдаются нарушения отдельных аспектов сенсомоторной функции: нарушения схемы тела, нарушения зрительно-моторной координации;
моторные диссоциации: содружественные движения (синкинезии), нарушения согласованности действий рук
* Наблюдаются диспраксические (апраксические) расстройства: конструктивной деятельности (конструктивная диспраксия); артикуляционного аппарата (оральная диспраксия); формирования навыков рисования и письма (графомоторная диспраксия); наблюдаются нар) шения восприятия и выражения эмоций
5. Состояние артикуляционного аппарата
» Строение артикуляционного аппарата нарушено/не наршуено в Двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены/не нарушены
Речевое дыхание, голосообразование и просодические компоненты речи нарушены/не нарушены: речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий