Возникновение Иудаизма

Религия и личность.

Естественная религия – религия, кот не опирается на спец положительное откровение и не требует слепой веры в него, а вытекает сама собой из природы человека.

Природа чел – нравственное его начала.

  Личность с точки зр христ – непостижимая сверхрацион ни в какие внешн рамки не укладывающаяся свободо – спонтанное сущ-во чел.

В христ чел впервые находит самого себя. Личность чел может отобразить христ религия.

Религиозная личность. На её формир влияет окружение чел.

Макро среда личности – существ в данный момент сист соц отнош в рамках кот личность живёт и действует.

Микро среда – соц окруж с кот чел общается непосредственно.

 Влияние на чел осуществл по многим каналам. Большую роль играют культовые действия совместные.

Внешн объективные предпос – сит, кот вызыв неудовлетворённость у чел на данный момент.

Мотивы, почему чел стар верующим не всегда ясны.

Становл своей религиозности многие объясняют божественным вмешат-ом.

Религия и искусство.

Религия – от лат, благочестие, святыня. Это особое мироощущ, кот основ на вере во что-то сверхъестественное.

Во взаимод с искусством религия обращ к внутр миру чел. Искусство и религ отраж мир в форме художеств образов.

Взаимод искусства и религии.

Характерна нерасчлен обществ созн. Сначала появился танец, в кот люди поклонялись богам. Затем появ музыка и развив изобразит искусство.

Античная культ. Главн эл-т – мифы. Мифы послужили почвой для возникнов античного театра. Появление трагедии. Трагедия – в букв переводе песнь козлов. 

Художники по-разному трактовали миф об Иисусе.

Сансикрит – древний европейский язык.

ДЗ!!!

Тема: древние религии Египта, Месопотамии, Китай, Индия. Фетишизм, тотемизм, атеизм. Иудаизм.

22.03.12

Первые формы религии

Религиозные формы человеч созн возникают в Палеолите – каменном веке.

Возникает такое явл как тотемизм – представл о том, что род к которому ты принадлежишь ассоциируется с каким-то животным.

Возникает система табу – запреты связ с употребл чего-то в пищу, брачные запреты. Это происходит на основе наблюдения над какими-то событиями и заставляет людей задуматься.

Запрет на свинину в тех местах, где пустыня, там такие религии как ислам. Свинья – всеядное животное и она может переносить различных паразитов, которые могут убить человека.

Сохранились обряды инициации – часто связано с обрезанием крайней плоти. Культивируется на Востоке, а не в Европе. В Европе есть все условия для того,что бы поддерживать себя в чистоте и порядке, а на Востоке такого нет.

100 тыс лет назад всё категорически меняется. Всё покрывается льдом.

Возникают новые великие реки. Все древние цивилизации возникают на 30-ой параллели (Египет, Индия). Постепенно люди перебираются из лесов и ведут оседлый образ жизни. Наступает неолит – новый каменный век. Те изделия которые находятся с тех лет нечета тем, которые были в палеолите. С оседлым образом жизни начинается разделение труда.

Появляется культ плодородия – понимание того, что плодородие это главное. Он находит себя в фигуре женщины. Женщина это жизнь.

Возникают обряды жертвоприношения.

Память о первом предке, который вывел всех из лесов, начинает обожествляться. Возникает идея о том, что умершие родственники не уходят до конца, они остаются с тобой на новом уровне. Есть представление о том, что тот предок, который вывел из леса, является охранителем твоей семьи.

4 тысячелетие до н э, всё та же 30я параллель – возникает ряд племён, которые жили вдоль по реке, который думает о том, что стоит объединиться рядом живущим племенам, а не вести постоянные войны.

В это время возникает феномен многих религий – многобожие. оно возникает из-за того, что происходит слияние племён, и у каждого племени свои боги.

Возникает общеплеменной религиозный культ – в него входят все первопредки каждого племени. Происходит профессионализация богов – каждый бог ответственен за опред вещи.  

Все религии современности – религии единобожия.

Иудаизм.  

Христианство и ислам опираются на иудаизм. Книги – книга Тора, то что христиане называют Ветхим Заветом их 5 томов пророков Моисея.

29.03.11

Буддизм.

Буддизм- просветлённый. Возник ок 6 в до н э в Др Индии.

Имеет большую историю. Возник на 500 лет раньше христ. Получ шир распр в странах Азии. В наст вр буддизм имеет широкое распр вомногих Вост стр. буддизм как ислам и христ возник при божественном просветлении.

Существ несколько биографий Будды, и все они отлич друг от друга. Важн полож – вера в переселение душ. Брахманисты верили что каждое сущ-во после смерти продолж свою жизнь другим существом. Буддисты не имеют единого мнения о рожд Будды, но чаще всего его относят к 4 веку до н э. рожд Будды сопровожд множ-ом явл. младенец сразу сделал 7 шагов и издал клич. Религии проповедует отказ от желаний в пользу просветления. Буддизм отвергает брахманскаую религию, кот проповедует кастовые различ и жертвопринош богам. Исповедует правила великого учителя, кот приведут к спасению. Буддизм – избавление от страданий, достиж нирваны.

Нирвана – затухание. Религия пропов поклон Будде. Символ Буддизма – ступа – символ мироздания, чистоты, высоты, где растворяется дух.

Религия Др Греции.

Как таковой её не сущ. Греч мир не создал ни одной опред системы. Развив ряд глубоких богословских идей. У греков не было ни свящ книг, ни богословов, ни свящ заповедей. Грч жрецы были только содержателями ритуалов. Появл многобожие. В Грец антропоморфизм. Гомеровские боги не несли в себе ничего сверхчеловеческого. Боги были завистливы, коварны, в общем полные негодяи. Бессмертные боги. Оно поддерживалось принятием волшебного напитка. Олмп богам приносили жертвопринош. Они счит что умерших надо кормить.

Появл новые религ течения. Согл космогенич полож полож в основе мироустр лежат 2 начала – материнское и оплодотворяющее. Зевс – единственное миров божество, явл во многих ликах.

Учение о человеке. Пепел перемешанный с титаническим – появл человека.

Идея бессмертия души. Уделяется большое внимание сердцу. От поступающего на путь просвящ требуют суровых условий (не употребл животных в пищу, принести чел в жертву).

Общины существ до начала нашей эры. Возник христ можно отнести ко 2 веку до н э, как религия униженных и оскорблённых.

Религии Др Рима.

Не имела опред догматики. Ссылалась на множ-во богов.

1 пер-д- 8-6 в до н э Ранний или Царский мир;

2 пер-д – Римская республика.

3 пер-д Римская империя 5 в до н э.

Хар черты: синкритизм – слияние нескольких культур; этотизм – превозносят гос-во, пропоганда, это привело к возникн культа императора; меньшая конкретность – в др Риме превозн богов справедливости, абстрактные понятия.

Пантеон – храм для всех богов (греческий термин).

Был постр во 2 в до н э при Адриане. Был построен второй раз, первый сгорел. 1 ноября 609 года правил Фок, кот передал Банифацию 4 Пантеон, и он переосвятил языческий храм в церковь всех мучеников. 1 ноября счит праздником всех мучеников, кот отмеч католики и протестанты.

Во главе Пантеона были Марс Юпитер и Кверин.

Плебеи – низший слой. Счит народ приезжий.

Патриции – высший слой, коренные жители. Патрия – родина.

Во время войны между плебеями и патрициями, кот выйграли плебеи, они добились религиозных прав.

Плебейская триада появляется. Появл категории богов: 1 кат – небесные боги; 2 кат – подземные; 3 кат – земные.

Происход расшир Римской империи в связи с завоев земель. Кроме богов люди верили в демонов. Плохие демоны – души умерших людей, при похоронах кот были нарушены какие-то ритуалы и он и мстят за это.

Все обряды соверш царём, но позднее назнач опред жрец для этого.

Пантифик – главенствующий. В нач и середине месяца происходили регулярные обряда поклонения богам. Было строго с тем, что бы граждане соблюдали традиции, если этого не соблюдалось могли казнить.

 

12.03.12

Возникновение Иудаизма

В И определены 613 правил, кот опис аспекты жизни иудеев. запрет идолопоклонст, богохульства, кровопролит, воровство, разврата, жестокости по отнош к жив.

Возникн И.

-первая монотеистич религия.

Предпос – вера патриархов.

 Авраам – родоначальник новой веры.

И основ на идее, что глава клана может называть любое имя для богов.

В кач-ве вождя и пророка предстаёт Моисей.

40 лет водил Моисей народ по пустыне. Итогом было высечение 10 заповедей на скрижалях.

История И.

 1 – эпоха первого храма. Постр Соломоном. Формировалось пятикнижие Тора. Это результат объед трёх трудов. Пятикн было правозглаш законов для всех иудеев.

2- эпоха второго храма. Восст первый храм. Иудеи заключ союз с Римом, надеясь на полит самостоят-ть. Синагога – послужила образцом организ культов. Возникн Синагоги – радикальные переворот в жизни евреев.

В 13 веке появл новые веяния – распр Кабаллы – продолж и развит др мистич учений, существов в еврействе. Она предавала особый смысл богу и ангелам.  Галаха – что-то на подобии законов.

Осн принципы И.

Назв от греч – религия еврейского народа.

Осн принц.: - признание единого бога – имя всевышн нельзя писать полностью, оно пишется с пропуском букв.

Более детально всё изложено в 10 заповедях.

Счит неразделимой любовь к богу. И. допуск большую свободу мысли.

Танах – означ все три группы книг составл еврейскую библию (Тора – 5 книг, Навиим – 9 книг, развит монотеизма с момента смерти Моисея, Ктувим – 1 гр – истор хар-, 2- 150 псалмов)

Еврейские праздники

Их отлич строго установл ритуал, кот воссзд соб из прошлого.

В праздники особое отнош к работе, всякая работа запрещена

Осн черты: запрет на работу, можно готовить; предписание веселиться; не соблюд трауры; празднич трапеза - произносится молитва, затем омовение рук, благослав на хлеб, трапеза; свящ собрание – собрание всех членов общины; провед обряда авдала – в конце каждого праздника происх этот обряд; массовость.

Шабат. Каждый 7 день недели, прекращ любая работа. Число 7 счит счастливым – было выраж полноты и завершённости. Суббота – 1) творение мира; 2) напоминание о выходе из Египте евреев. В случ совпад суббот с праздниками, всё переносится на субботу – суббота- святое. После зажиг свечей счит что суббота началась.

Песех. Начин на кануне 15 дня нисана на заходе солнца. Он никогда не совпад с пасхой. Перед наступл праздн избавл от крошек на посуде, она должна быть новая..

Йом Киппур. В честь покаяния отмечается. Публичн наруш не принято. Дороги пустуют, не работает ничего.

Христ праздники

Христиа́нские пра́здники — особые, священно-торжественные периоды (дни) в духовной и литургической жизни Церкви. В совокупности составляют годичный богослужебный круг (литургический год).

История

В евангельской истории мы не находим каких-либо указаний на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам предписания относительно праздников.

Сам Он отмечал иудейские праздники, например Пасху. Субботу (не праздник, а священный день для иудеев) он использовал как наиболее удобное для проповеди время, по причине большого стечения народа. И своим поведением показывал свое (а, значит и Божье) отношение к седьмому дню. И Он не вменил в обязанность Своим последователям празднование иудейских праздников и соблюдение субботы.

Апостолы и их преемники из иудеев также участвовали в иудейских праздниках и по примеру своего Учителя с особым рвением проповедовали в субботу дни Благую Весть. Одновременно апостолы снимают с христиан тягостное бремя Закона, которое лежало на иудейских праздниках. (Рим. 14:5; Гал. 4:9-11).

В следующие два века Церковь постепенно устанавливала целый ряд новых праздников и в духе христианского богословия раскрывала их смысл.

Значительное умножение число праздников произошло в IV веке; постепенно менялась и сама идея христианского праздника. Перемена была связана с перерождением эсхатологического (Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины.) самосознания Церкви. Первоначальная и основная идея праздника противополагается другой, представляющей каждое действие, каждый спасительный акт исторически, а не только метафизически. Более прагматической причиной умножения праздников было стремление заменить языческие праздники христианскими, которые утолили бы естественную потребность в праздниках, первичную в каждом обществе и состоящую в праздновании главных моментов природной жизни — идея вполне чуждая первохристианству, который переживал конец времени как уже наступивший: крещение вводило в единый праздник — в Вечную Пасху, в день восьмой, праздников нет, ибо всё стало праздником, таково ощущение христиан I — II веков.

С IV века праздники приобретали смысл мистериальный: воспоминания, культового воспроизведения особой сущности данного события и приобщения к ней. Смысл термина «таинство», которое у апостола Павла и в раннем христианстве означал всегда всё дело Христово, всё спасение, теперь сужался и становился определением отдельных праздников, священнодействий, обрядов, в которых воспоминается и сообщается верующим сущность отдельных действий Спасителя. «Ныне же другое деяние Христово и другое таинство <...>, — восклицает святой Григорий Богослов в праздник Богоявления. — Христос просвещается — озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду — сойдём и мы с Ним, чтобы с ним выйти!..» [1].

Во времена догматических споров праздники начали отражать и закреплять достигнутые в них результаты. Так, развитие рождественского цикла было связано с борьбой за Никейское православие, за «единосущие».

Характерна замена каппадокийцами раннего названия праздника «Явление» (Επιφάνια) новым, более богословским — «Богоявление» (Θεοφάνια). Рождество — одновременно и праздник торжества над тьмой язычества (явления «Солнца Правды») и торжества Никеи над арианством (одно из учений в христианстве в IV—VI веков н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына. Получило название по имени его основателя — александрийского священника Ария (др.-греч. Ἄρειος, ум. в 336).), утверждение Божественного достоинства Христа. Праздник Богоявления как бы расщепляется: дата 25 декабря становится особым воспоминанием Боговочеловечения, 6 января — Крещения Господня как Богоявления, то есть первого явления Троицы в мире. Отнесением праздника Рождества Христова на 25 декабря Церковь имела в виду дать противовес языческому культу и предохранить верных от участия в нём: у римлян на 25 декабря падал праздник, именовавшийся dies natalis Solis invicti.

Третий исторический этап состоял в дальнейшем развитии цикла праздников: возникновение особых подготовительных недель Праотцев и Святых Отцев, промежуточного праздника Обрезания Господня и завершительного — Сретения. Совершенно аналогично развитие Пасхального цикла с его постепенным восполнением специальными историческими воспоминаниями Страстной седмицы, с одной стороны, Вознесения и Сошествия Святого Духа — с другой.

Праздники стали переживаться как ряд прорывов в некое инобытие, как причащение реальности, ничем не связанной с миром сим. Дата праздников становилась всё более условной: если в пасхальном и рождественском кругах остается ещё связь с годом, то есть временем и его ритмом, то в праздниках более позднего происхождения она практически исчезает. Так, например, установление праздника Преображения Господня 6 августа имело причиной освящение трех храмов на Фаворской горе в этот день.

Из Богородичных праздников древнейшим следует признать Собор Пресвятой Богородицы, непосредственно примыкающий к Рождеству Христову. На Западе ему соответствует Торжество Пресвятой Богородицы 1 января, отмеченный в некоторых древних литургических памятниках. Это указывает на первичную связь литургического почитания Божией Матери с рождественским циклом, который, в свою очередь, в своих истоках определён идеей года. Но по мере того, как сама идея праздников, развиваясь, обособлялась и становилась независимой от общей структуры литургического года, связь эта ослабевала. За исключением даты Благовещения (девять месяцев до Рождества Христова), остальные даты Богородичных праздников приурочены к освящению Богородичных храмов в Палестине: празднование Успения (15 августа) восходит к освящению храма в честь Божией Матери между Вифлеемом и Иерусалимом; таково же происхождение дат праздников Рождества Богородицы — 8 сентября и Введения во храм — 21 ноября.

По такому же принципу возник праздник Воздвижения Креста, связанный с освящением храма над Гробом Господним, и Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (освящение храма Предтечи в Севастии).

 

Православные праздники

Великие

Пасха

Двунадесятые

- двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы

Двунадесятые праздники[скрыть]

Рождество Пресвятой Богородицы | Воздвижение Креста Господня | Введение во храм Пресвятой Богородицы | Рождество Христово | Крещение Господне | Сретение Господне | Благовещение Пресвятой Богородицы | Вход Господень в Иерусалим | Вознесение Господне | День Святой Троицы | Преображение Господне | Успение Богородицы

 

Недвунадесятые
великие

Покров Пресвятой Богородицы • Обрезание Господне • Память свт. Василия Великого • Рождество Иоанна Предтечи • День Петра и Павла • Обретение главы Иоанна Предтечи • Иоанна Богослова • Сергия Радонежского

Средние

Иоанна Богослова • Иоанна Златоуста • Николая Чудотворца (декабрьский • майский) • Кирилла и Мефодия • князя Владимира • Казанской иконы Божией Матери

 

Религия Др славян.

Религия перешла от онемизма к тотемизму.

Храмы были деревянные.

Верование в душу мёртвых перешло в демонизм.

Затем идёт политеизм.

Сварог – бог неба и огня. Как Зевс

Перун – громовержец.

Мир человека, загробный мир, прообраз ада.

Существовали понятия идолов, идолопоклонства.

У зап славян было развито жречество. Храмы были посящены всему пантеону богов.

У вост славян были капища. Существовало жертвоприо=ношение.

Масленица дошла до нас, коляда, солнцестояние.

В христ жертвопринош бескровное. Связь языческих богов с христианскими в именах. Демон преобретает иное значение – злодея.


Зарождение христ.

Зарод в 1 веке до н э в Палестине. Новый заевт 27 книг, ветхий Завет 39 книг, так же лютеранство и католицизм.

Существ три гр сверхъест сущ: троица – бог отец,сын,святой дух, ангелы и бесы.

Существование рая и ада. Загробная жизнь имеет 2 этапа: смерть тела до первого пришествия Иисуса, второй – второе пришествие.

Возникн и возн христ пришлось непер-д кризиса античной цивилиз.

Характеристики христ. Главн символ – крест. Осн принцип – любовь к ближнему. Призн заповеди ветхого завета.

7 таинств: крещение, миропамазание, причещение (кушение хлеба и вина), исповедь – покояние перед священнослужителем, венчание, священство – обряды перд вступл в сан священника, саборование.

10 заповедей.

Христ оказало влияние на религии римской империи.

До сих пор не известно происхожд христ и существов христа.

Возникло 2 школы: мифологическая – само происхожд христ религии и написание заветов были написаны гораздо позже; истор школа – Христос реальная личность.

На христ оказ влияние иудаизма – единобожие. Так же оттуда пришёл термин мессия. Эсхотология – сист взглядов о конце света. Так же взято хилиазм – от грец тысяча, пророчество о тысячелетнем царствовании Христа.

Изначально хрит было близко рабам и людям нижних сословий. Люди высших сословий не имели доступа к этой религии.

КИТАЙ, СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

Символика христ

03.05.12

Израиль разделился на Иудеи и Израиль

586 год – подходят войска вавилонского царства к Иерусалиму, после несколько дневной осады взяли его. Город был полностью разрушен, храм Соломона так же был полностью разрушен.

Вавилонский царь взял в плен всех выживших на 50 лет. Но этот народ сохранился благодаря своей религии. Тогда возникает записанная Библия и свод правил, исполнения всех норм кот содерж в Библии – Талмут – 10 томов, в кот толкуется каждое положение Библии.

После 50 лет народ возвращается в Иерусалим и начинает восстанавливать всё сначала. Строят новый храм Соломона.

Затем пытался его завоевать Македонский. Затем образуются иллинистические гос-ва – друзья Македонского. Затем более чем на 500 лет установится власть Рима. Римляне осуществляли только верховную власть, армию, остальное было у местных властей.

С наступлением нашей эры власть в Риме принадлежит императору. 1ая династия Юлиев –Клавдиев. Правит Нерон – низкий человек, убивший свою мать, извращенец, считает себя поэтом. Потом уезжает в Грецию и даёт множ-во привилегий Грекам. В Риме вспыхивает пожар – 30 тыс людей погибло. Император стоял и читал стихи о горящей Трое, смотря на пожар. После этого начинаются первые гонения на крестьян. Император приказывает ввести своё изображение пол всему городу, в том числе и в храм в Иерусалиме. Иудеи восстают против этого. Перебито много римлян. Итог: карательная экспедиция римлян. Но так они и не подошли к Иерусалиму, римляне восстали против своего императора.

Избирается новый император – Виспасиан. Говорят, хороший был император, восстановил римское хоз-во, ввёл налоги, налог на обществ туалет – царские были туалеты. Его сын Тит подошёл к Иерусалиму. После построения третьего храма Соломона наступит конец света – иудеи ждут. В честь Тита построена арка. Затем он император – вошёл в историю как лучший император. После разгрома Тита Иерусалим пришёл в упадок, но существовал как город, но через несколько лет перестал существовать.

Затем император Адриан. Был гей. Был возлюбленный Антиной. Парочка поехала путешествовать по империи и Антиной бросился в реку с крокодилами. Император в шоке – жизнь кончена. Его подданные делали бюсты и статуи Антиноя, что б император не скучал. Осталось очень много его скульптур. Антиноя было решено поместить в Иерусалиме, но из-за нетрадиционной ориентации и вообще присутствие облика человека в храме, били камнями.

130 г – дикие восстания против иудеев, но снова было перебито много римлян и греков, и всех кого не попадя. Новая ещё более жёсткая экспедиция,кот руководит Титеруф, который полностью разрушил город. Крепость Массаду осаждали три года, но там никого не нашли, все кто там остался перебили друг друга. Титеруф приказывает изгнать из Иерусалима и окрестностей всеъх евреев, с запретом проживать там под страхом смертной казни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: