Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а за тем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений.
Содержание задания | |
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот 2. Широко открыть рот, дотронуться копчиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу 3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот 4. Широко раскрыть рот, как при звуке [А], растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку 5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его 6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а - и - у», «у - и - а», «ка - па - та», «па - ка - та», «пла - плу - пло», «рал - лар - тар - тал», «скла - взма - здра» |
Вывод:
Обследование мимической мускулатуры.
Прием | Задание | |
1. Исследование объема и качества движения мышц лба | а) нахмурить брови б) поднять брови в) наморщить лоб | |
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз | а) легко сомкнуть веки б) плотно сомкнуть веки в) закрыть правый глаз, затем левый г) подмигнуть | |
3. Исследование объема и качества движений мышц щек | а) надуть левую щеку б) надуть правую щеку в) надуть обе щеки одновременно | |
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз | выразить мимикой лица: а)удивление б)радость в)испуг г) грусть д) сердитое лицо | |
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции | а) свист б) поцелуй в) улыбка г) оскал д) плевок е) цоканье |
Вывод:
V. Обследование фонетической стороны речи.
1. Обследование произношения звуков.
Протокол обследования звукопроизношения.
Звук | Оптический раздражитель (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель | Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху) | Употребление звука в собственной речи | Произношение звука | Характер нарушения произношения звука | Примечание | |||||
Изоли-ровано | В сло-гах | Отсут-ствие | Иска-жение | Замена | Сме-шение | |||||||
Гласные Ы | Дым Мышь Грибы |
| ||||||||||
А | Аист Мак Игла |
| ||||||||||
У | Утка Муха Кенгуру |
| ||||||||||
О | Осы Кот Окно |
| ||||||||||
И | Ива Сливы Петухи |
| ||||||||||
Согла-сные С | собака Колесо колос |
| ||||||||||
С’ | Сито Осень гусь |
| ||||||||||
З | Замок Коза гвозди |
| ||||||||||
З’ | Земляника Газета |
| ||||||||||
Ц’ | Цветок Курица Огурец |
| ||||||||||
Ш | Шапка Кошка Мышь |
| ||||||||||
Ж | Жук Лыжи Лыжник |
| ||||||||||
Ч | Чулок Очки Ключ |
| ||||||||||
Щ | Щетка Ящик Плащ |
| ||||||||||
Л | Лопата Пила Стол волк |
| ||||||||||
Л’ | Лист Билет кольцо |
| ||||||||||
Р | Рыба Корова топор |
| ||||||||||
Р’ | Пряник Ремень звери |
| ||||||||||
П | Панама Платок Сноп |
| ||||||||||
П’ | Петух Ступеньки Цепь |
| ||||||||||
Д | Дом Дедушка Карандаш |
| ||||||||||
Г | Голова Нога Глаз |
| ||||||||||
Г` | гитара |
| ||||||||||
К | Кукла Рука Молоток |
| ||||||||||
К’ | Кепка Тапки |
| ||||||||||
Х | Халат Муха Хлеб Петух |
| ||||||||||
Х` | орехи |
| ||||||||||
М | Мухомор Лампа Дом |
| ||||||||||
Н | Нож сани Лимон |
| ||||||||||
Н’ | Нитки Коньки Пень |
| ||||||||||
В | Ворона Корова Гвозди |
| ||||||||||
В’ | Свинья Венок |
| ||||||||||
Ф | Фартук Кофта Шкаф |
| ||||||||||
Т | Туфли Котлеты Кот |
| ||||||||||
Т’ | Телевизор Утюг |
| ||||||||||
Йотация | Ящик Юбка Яблоко Юла Ежик Елка |
| ||||||||||
АЙ ЕЙ | Трамвай Лейка |
| ||||||||||
ЬЯ ЬЕ | Ружье Платье Свинья |
| ||||||||||
Выводы:
1. Голос –
2. Темп –
3. Мелодико-интонационная сторона речи –
4. Дыхание –
Вывод:
VI. Обследование слоговой структуры.
Вид слоговой структуры слова | Оптический раздражитель (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель | Речевая реакция на акустический раздражитель | Примечание |
Односложные слова с закрытым слогом | Мак Дом Сыр | |||
Двусложные слова из 2-х прямых открытых слогов | Рука Роза Лапа | |||
Двусложные слова с 1-м закрытым слогом | Сахар Диван Забор | |||
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова | Кукла Марка Утка Арбуз Карман | |||
Односложные слова со стечением согласных в начале слова | Стол Стул Шкаф | |||
Односложные слова со стечением согласных в конце слова | Волк Тигр | |||
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова | Трава Брови Книга | |||
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова | Клумба Клубника Гнездо | |||
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова | Корабль Бинокль | |||
Трехсложные слова из 3-х открытых слогов | Панама Канава Малина | |||
Трехсложные слова с последним закрытым слогом | Кошелек Пулемет Телефон | |||
Трехсложные слова со стечением согласных | Памятник Конфеты Винтовка Термометр Тракторист | |||
Четырехсложные слова с открытыми слогами | Паутина Черепаха | |||
Многосложные слова из сходных звуков | Клубок Колобок Корзина Картина | Клубок Калабок Карзина картина | Клубок Калобок Корзина Картина |
Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения:
1. Петя пьет горькое лекарство На перекрестке стоит милиционер Космонавт управляет космическим кораблем
2. Выводы:
VII. Обследование фонематического слуха.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | ||
1.Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук [О] среди других гласных | а, у, ы, о, у, а, о, ы, и | ||
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [К] среди других согласных | п, н, м, к, т, р | ||
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: | |||
а) звонких и глухих | п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф | ||
б) шипящих и свистящих | с, з, щ, ш, ж, ч | ||
в) соноров | р, л, м, н | ||
3. Повторение за логопедом слогового ряда: | |||
а) со звонкими и глухими звуками | ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА | ||
б) с шипящими и свистящими | СА-ША-СА, ШО-СУ-са; СА-ША-ШУ, СА-ЗА-cА; ША-ША-ЧА, зА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-жа | ||
в) с сонорами | РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ла | ||
4. Выделение исследуемого звука среди слогов. подними руку, если услышишь слог со звуком [С] | ЛА, КА, ЩА, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, Си | ||
5. Выделение исследуемого звука среди слов хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Ж] | лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы | ||
6. Придумывание слов со звуком [З] | |||
7. Определение наличия звука [Ш] в названии картинок | колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда | ||
8. Называние картинок и определение отличий в названиях | бочка - почка, коза - коса, дом - дым | ||
9. Определение места звука [Ч] в словах (начало, середина, конец) | чайник, ручка, мяч | ||
10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком [C], во второй со звуком [Ш] | сом, шапка, машина, коса, автобус; кошка, пылесос, карандаш |
Вывод: