Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

 

Все предъявляемые формы вна­чале проводятся по показу, а за­ тем по словесной инструкции при многократном повторении прово­димого комплекса движений.

Содержание задания  
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот 2. Широко открыть рот, дотро­нуться копчиком языка до ниж­них зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу 3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот 4. Широко раскрыть рот, как при звуке [А], растянуть губы в улыб­ку, вытянуть в трубочку 5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и за­крыть его 6. Повторить звуковой или слого­вой ряд несколько раз (последо­вательность звуков и слогов изменяется) «а - и - у», «у - и - а», «ка - па - та», «па - ка - та», «пла - плу - пло», «рал - лар - тар - тал», «скла - взма - здра»  

Вывод:



Обследование мимической мускулатуры.

Прием Задание  
1. Исследование объе­ма и качества движе­ния мышц лба а) нахмурить брови б) поднять брови в) наморщить лоб  
2. Исследование объе­ма и качества движе­ний мышц глаз а) легко сомкнуть ве­ки б) плотно сомкнуть веки в) закрыть правый глаз, затем левый г) подмигнуть  
3. Исследование объе­ма и качества движе­ний мышц щек а) надуть левую щеку б) надуть правую ще­ку в) надуть обе щеки одновременно  
4. Исследование воз­можности произволь­ного формирования определенных мими­ческих поз   выразить мимикой лица: а)удивление б)радость в)испуг г) грусть д) сердитое лицо  
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции а) свист б) поцелуй в) улыбка г) оскал д) плевок е) цоканье  

Вывод:

 

 


V. Обследование фонетической стороны речи.

1. Обследование произношения звуков.

Протокол обследования звукопроизношения.

Звук Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху) Употребление звука в собственной речи

Произношение звука

Характер нарушения произношения звука

Примечание
          Изоли-ровано В сло-гах Отсут-ствие Иска-жение

Замена

Сме-шение  
Гласные Ы Дым Мышь Грибы              

 

   
А Аист Мак Игла              

 

   
У Утка Муха Кенгуру              

 

   
О Осы Кот Окно              

 

   
И Ива Сливы Петухи              

 

   
Согла-сные С собака Колесо колос                

 

   
С’  Сито Осень гусь              

 

   
З Замок Коза гвозди                

 

   
З’ Земляника Газета            

 

     
Ц’ Цветок Курица Огурец            

 

     
Ш Шапка Кошка Мышь            

 

     
Ж Жук Лыжи Лыжник            

 

     
Ч Чулок Очки Ключ            

 

     
Щ Щетка Ящик Плащ            

 

     
Л Лопата Пила Стол волк            

 

     
Л’ Лист Билет кольцо            

 

     
Р Рыба Корова топор            

 

     
Р’ Пряник Ремень звери            

 

     
П Панама Платок Сноп            

 

     
П’ Петух Ступеньки Цепь            

 

     
Д Дом Дедушка Карандаш            

 

     
Г Голова Нога Глаз            

 

     
Г` гитара            

 

     
К Кукла Рука Молоток            

 

     
К’ Кепка Тапки            

 

     
Х Халат Муха Хлеб Петух            

 

     
Х` орехи            

 

     
М Мухомор Лампа Дом            

 

     
Н Нож сани Лимон            

 

     
Н’ Нитки Коньки Пень              

 

   
В Ворона Корова Гвозди              

 

   
В’ Свинья Венок              

 

   
Ф Фартук Кофта Шкаф                

 

   
Т Туфли Котлеты Кот              

 

   
Т’ Телевизор Утюг              

 

   
Йотация Ящик Юбка Яблоко Юла Ежик Елка              

 

   
АЙ ЕЙ Трамвай Лейка              

 

   
ЬЯ ЬЕ Ружье Платье Свинья              

 

   
                         

Выводы:

1. Голос –

2. Темп –

3. Мелодико-интонационная сторона речи –

4. Дыхание –

Вывод:

 




VI. Обследование слоговой структуры.

Вид слоговой структуры слова Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель Речевая реакция на акустический раздражитель Примечание
Односложные слова с закрытым слогом Мак Дом Сыр      
Двусложные слова из 2-х прямых открытых слогов Рука Роза Лапа      
Двусложные слова с 1-м закрытым слогом Сахар Диван Забор      
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова Кукла Марка Утка Арбуз Карман      
Однослож­ные слова со стечением согласных в начале слова Стол Стул Шкаф        
Однослож­ные слова со стечением согласных в конце слова Волк Тигр          
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова Трава Брови Книга      
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова   Клумба Клубника Гнездо          
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова Корабль Бинокль        
Трехслож­ные слова из 3-х открытых слогов Панама Канава Малина      
Трехслож­ные слова с последним закрытым слогом Кошелек Пулемет Телефон        
Трехсложные слова со стечением согласных   Памятник Конфеты Винтовка Термометр Тракторист      
Четырехсложные сло­ва с открытыми слогами Паутина Черепаха            
Многосложные слова из сходных зву­ков   Клубок Колобок Корзина Картина Клубок Калабок Карзина картина   Клубок Калобок Корзина Картина  

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения:

1. Петя пьет горькое лекарство На перекрестке стоит милиционер Космонавт управляет космическим кораблем

2.  Выводы:

 

 



VII. Обследование фонематического слуха.

Содержание за­дания Используемый речевой и на­глядный мате­риал    
1.Опознание фонем: а) подними ру­ку, если услы­шишь гласный звук [О] среди других гласных     а, у, ы, о, у, а, о, ы, и      
б) хлопни в ла­доши, если услышишь согласный звук [К] среди дру­гих согласных п, н, м, к, т, р      
2. Различение фонем, близких по способу и ме­сту образования и акустическим признакам:        
а) звонких и глухих п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф    
б) шипящих и свистящих с, з, щ, ш, ж, ч      
в) соноров р, л, м, н    
3. Повторение за логопедом слогового ряда:        
а) со звонкими и глухими зву­ками   ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА    
б) с шипящими и свистящими   СА-ША-СА, ШО-СУ-са; СА-ША-ШУ, СА-ЗА-cА; ША-ША-ЧА, зА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-жа    
в) с сонорами РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ла    
4. Выделение исследуемого звука среди сло­гов. подними руку, если услышишь слог со звуком [С] ЛА, КА, ЩА, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, Си      
5. Выделение исследуемого звука среди слов хлопни в ладо­ши, если услышишь слово со звуком [Ж] лужа, рука, до­рога, живот, мо­лоток, жук, кровать, ножницы      
6. Придумыва­ние слов со зву­ком [З]        
7. Определение наличия звука [Ш] в названии картинок   колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чай­ник, лыжи, цап­ля, звезда    
8. Называние картинок и определение отличий в названиях бочка - почка, коза - коса, дом - дым      
9. Определение места звука [Ч] в словах (нача­ло, середина, конец) чайник, ручка, мяч    
10. Раскладыва­ние картинок в 2 ряда: в первый со звуком [C], во второй со звуком [Ш] сом, шапка, машина, коса, автобус; кошка, пылесос, каран­даш      

Вывод:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: