Тезисы лекций к темам: №№ 1, 3, 7, 8, 9, 10

Факультет социального управления

 

Кафедра  «Связи  с общественностью»

 «РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

Для студентов специальности

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Санкт-Петербург

2007

 СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа

1. 1. Цель и задачи курса……..…………………………………….…4

1.2. Тематический план……………………………………………..7

1.3. Содержание дисциплины, планы семинарских и

  практических занятий………………………………………….. 10

1.4. Тематика контрольных работ для заочников………….……...17

1.5. Список контрольных вопросов для подготовки к экзамену…..

1.6. Рекомендуемая литература………………………………………19

 

2. Методические рекомендации по изучению курса……………...16

 

3. Дидактические материалы………………………………………..21

 

4. Методические рекомендации по выполнению

 

контрольных работ………………………………………………….37

 

5. Контрольный тест для оценки качества подготовки

 

специалиста по специальности 350400-

 

«Связи с общественностью»……………………………………..39

 

 

1. Рабочая программа

 

1.1. Цель и задачи курса

 

Основной целью преподавания курса «Речевые коммуникации» является всестороннее ознакомление с процессом речевой коммуникации в связях с общественностью, его формами, средствами, методами; ознакомление студентов с современными теориями, понятиями и терминологией коммуникативной лексики; а также формирование у студентов системы знаний о лингвистической культуре общества, о роли речевых коммуникаций в выборе ценностных ориентаций и моделей поведения РR-служащего в практическом деятельности.

Изучение речи человека, его языковой способности в коммуникации, видов речи, механизмов, трудностей и успехов в овладении ею совершенно необходимо будущему специалисту по связям с общественностью, чья профессия требует навыков свободного, доходчивого, убедительного выражения своей мысли.

 

Задачи курса:

 

· Ознакомить студентов со спецификой речевой РR-коммуникации;

· Сформировать понимание места и роли языка в процессах социальных   коммуникаций;

· Через знакомство со средствами вербальной и невербальной коммуникации развить у студентов специальные речевые умения;

· Научить студентов владению методикой анализа речевых коммуникаций.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны:

 

Знать:

 

· Особенности становления и основные этапы развития отечественной речевой коммуникации;

· Разновидности, принципы и составляющие речевой коммуникации в РR-процессе;

· Критерии эффективности речевой коммуникации;

· Правила и этические нормы современной речевой коммуникации в профессиональной сфере.

 

Уметь:

 

· Выражать мысли, эффективно слышать и слушать партнера, устанавливать контакт, преодолевая речевые, коммуникативные и психологические барьеры;

· Применять языковые средства современной речевой коммуникации в соответствии с нормами и традициями отечественной лингвистической культуры.

 

Иметь представление:

 

· По ведению деловых бесед, переговоров, пресс-конференций, самопрезентаций;

· По освоению техники психологической защиты при общении с деструктивным партнером в сфере РR;

· О технике речи и умелом использовании интонации, тембра, темпа речи и др. компонентов;

· О ведении публичных речевых коммуникаций.

 

    Курс «Речевые коммуникации» носит комплексный характер и обобщает знания студентов в области лингвистики, культуры речи, психологии межличностных отношений, социальной психологии и этики деловых отношений, логики, риторики.

    Актуальность курса определяется необходимостью естественного дополнения к изучению дисциплин по специальности «Связи с общественностью». Курс обучает умению использовать достижения ряда наук: психолингвистики, теории коммуникации, социолингвистики, психологии речи, теории дискурса, функциональной стилистики, современной риторики, семиотики, культурологии, билингвизма и др. Дисциплина помогает студентам  на основе научных знаний повысить свою собственную речевую культуру в сфере PR – коммуникации.

Предлагаемый курс интегративен, однако он имеет вполне определенный свой предмет: это речь человека, взятая в ее различных аспектах – коммуникативном, деятельностном, процессуальном, формальном, социальном, личностном; в аспекте генетическом, в ее связях с языком и другими кодовыми системами.

    Изучение курса «Речевые коммуникации» предполагает взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров (практических занятий) и самостоятельной работы. Лекции знакомят студентов с теоретическими и практическими аспектами речевых коммуникаций. На семинарах организуется творческое обсуждение учебного материала в интересах предстоящей профессиональной деятельности.

    В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с отечественной и зарубежной литературой по содержанию курса, готовятся к докладам, научным сообщениям, обзорам литературы по изучаемым вопросам.

    Формы контроля – выступления на занятиях, текущее и контрольное тестирование по теоретическим вопросам, зачет. Для студентов заочной формы обучения планируется одна письменная контрольная работа по тематике курса.

 

1.2. Тематический план

 

 

Очная форма обучение-5лет

 

Наименование тем дисциплины

Всего часов

Распределение часов

Сам.раб

лекции Семинары
1 Вводная тема   6 2  

4

2 Коммуникация как процесс   6 2 2

2

3. Функции языка и их реализация в речи   6 2  

4

4 Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевой коммуникации в обществе   6 2 2

2

5 Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи   6 2 2

2

6 Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения   6 2 2

2

7 Жанры речевого общения   6   4

2

8 Публичные коммуникации   6 2  

4

9. Речевые коммуникации, технические и электронные средства связи   6 2 2

2

10 Речевой этикет сотрудника сферы PR   6 2 4

 

ИТОГО:

60 18 18

24

 

 

Очно-заочная форма обучения 6 года

 

 

Наименование тем дисциплины

Всего часов

Распределение часов

Сам.раб

лекции

семинары

1 Вводная тема   6 2

-

4
2 Коммуникация как процесс   6 2

-

4
3 Функции языка и их реализация в речи   6  

2

4
4 Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевой коммуникации в обществе   6 2

 

4
5 Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи   6 -

2

4
6 Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения   6 2

-

4
7 Жанры речевого общения   6 -

2

4
8 Публичные коммуникации   6 -

2

4
9 Речевые коммуникации и электронные средства связи   6  

 

6
10 Речевой этикет сотрудника сферы PR   6  

2

4

ИТОГО:

 

60- 8

10

42
             

 

 

Заочная форма обучения 6 лет

 

Наименование тем дисциплины

Всего часов

Распределение часов

Сам.раб

лекции семинары
1 Вводная тема   6 2 - 4
2 Коммуникация как процесс   6 2 - 4
3 Функции языка и их реализация в речи   6     6
4 Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевой коммуникации в обществе   6 2 - 4
5 Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи   6 -   6
6 Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения   6 2 - 4
7 Жанры речевого общения   6 - 2 4
8 Публичные коммуникации   6 -   6
9 Речевые коммуникации, технические и электронные средства связи   6     6
10 Речевой этикет сотрудника сферы PR   6   2 4

ИТОГО:

 

60 8 4 48

 

 

1.3. Содержание тем дисциплины

 

 

Тема 1. Вводная тема

 

Предмет и задачи курса. Понятие коммуникации. Специфика речевой коммуникации. Понятие коммуникации в СО: процесс и средства. Цели, задачи и принципы речевой коммуникации в СО.

Основоположники теории речевой коммуникации. Гипотезы, проблемы, наблюдения, выводы. (Ч. Пирс, Ч. Моррис и др.). Теория речевой коммуникации в трудах зарубежных и российских ученых. (И.С. Нарский, А.А. Реформатский, Ф.де–Сосюр, Г. Фреге, М.М. Бахтин и др.).

Физиологические основы речи, речевой деятельности. Механизмы речи по ее видам: механизм говорения, механизм аудирования. Кодовые переходы. Взаимосвязь мышления и речи.

Текст как языковая ткань произведения. Основные компоненты текста. Текст как языковой творческий процесс сотрудника сферы PR.

 

Тема 2. Речевая коммуникация как процесс

 

Модели коммуникации. Виды коммуникации. Прямая и опосредованная коммуникация. Внутренняя и внешняя коммуникация в СО. Линейная, интерактивная и трансакционная модели коммуникаций. Система форм, уровней и видов речевой коммуникации. Коммуникативный акт, коммуниканты в сфере PR.

Теория речевых актов. (Дж. Остин, Дж. Р. Серл, Н.А. Безменова, Н.Д. Арутюнова).

Докоммуникативный этап, коммуникативный, посткоммуникативный этап речи. Порождение высказывания, его отправление говорящим.

Восприятие речи, ее понимание слушающим. Обратная связь, речевое действие и его результат.

 

Семинар № 1. Тема: «Речевая коммуникация как процесс»

 

Темы докладов и рефератов:

1. Выбор исходных позиций на уровне исходной подготовки к речи. Мотивация.

2. Обстановочная афферентация (приток информационных импульсов).

3. Прогнозирование результатов высказывания.

4. Факторы, обслуживающие реализацию речевой интенции.

5. Выбор адресата и мотивы выбора адресата.

6. Мысленный план высказывания.

7. Социолингвистический фактор интенции.

 

Литература:

 

- Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1989.

- Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. М., 1992.

- Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности. Таллин. 1977.

- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1980.

 

Тема 3. Функции языка и их реализация в речи

 

Язык и речь. Общая характеристика языковых функций. Функция сообщения, ее информационная сущность, подфункция сохранения информации. Контактная функция – связь времен и поколений. Функция оформления культурных ценностей.

Коммуникативная функция языка и ее функция. Эмотивная (эмоциональная) функция языка. Безграничные возможности эмоциональных средств речи.

Функция формирования и выражения мысли. Функция воздействия и ее разновидность – функция агитационная.

Психологическая суть регулятивной функции языка и речи. Когнитивная (познавательная) функция, ее значение в обогащении лексики, в практике говорящего и слушающего человека.

Речь как способ реализации потенциальных функций языка, как средство организации совместного труда, единства народа, связи поколений.

 

Тема 4. Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевойкоммуникации в обществе

 

Коммуникативная функция языка и ее роль в профессиональной деятельности специалиста PR. Исторические аспекты специфики речевой коммуникации: в культуре Древнего мира, античности, средневековья, Нового и Новейшего времени.

Роль письменности в развитии речевой коммуникации. Коммуникативная революция индустриального общества: телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютер, факс и т.д. Интернет. Социальные последствия и изменения в развитии речевой коммуникации.

 

 

Семинар № 2. Тема: «Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевойкоммуникации в обществе»

 

Темы докладов и рефератов:

1. Возникновение и развитие речевого общения.

2. Речевая деятельность в Древнем мире. Памятники древней письменности.

3. Речевая коммуникация как наука о знаковых системах. Алфавит.

4. Античные риторики.

5. Речевая коммуникация в Европейском средневековье. Проповедничество. Гомилетика.

6. Речевое общение в эпоху Просвещения.

7. Коммуникативная революция Нового и Новейшего времени.

 

Литература:

 

- Античные риторики. Сост. А.А. Тахо-Годи. М., 1978.

- Винокур Г.О. Культура языка. М., 1930.

- Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

- Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

- Якушиш Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.

 

Тема 5. Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи

 

Специфика вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста PR. Техника выражения мыслей. Причины, затрудняющие передачу информации.

Виды замечаний и приемы их нейтрализации. Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, лингвистический, фонетический. Физические барьеры в речевой коммуникации. Коммуникативные просчеты.

Роль невербального общения в речевой коммуникации. Модели комфортно-психологического речевого общения: познавательная, экспрессивная, суггестивная, убеждающая, ритуальная.

Словесные диаграммы моделей дискомфортно-психологического общения. Специфика визуального восприятия речи.

 

Семинар № 3. Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи

 

Темы рефератов и докладов:

1. Разговорная речь как не кодифицированная сфера общения.

2. Роль прагматического фактора в разговорном общении.

3. Формы разговорной речи: монолог, диалог, полилог.

4. Ситуативное речевое поведение.

5. Соответствие планов и схем речевого поведения собеседников.

6. Основные единицы общения. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевое взаимодействие.

 

Литература:

 

1. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

2. Панфилова А.П. Деловые беседы. Л., 1989.

3. Смелкова З.С. Культура речевого общения. Деловой человек. М., 1997.

4. Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Пер. с англ. Ростов н/Д., 1995.

5. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

 

Тема 6. Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения.

 

Особенности развития речевой ситуации. Паритетность общения. Ритуализация речевого общения. Коммуникативные установки. Их классификация. Влияние стилистической формы на формирование речевой стратегии.

Речевая тактика как функция способов осуществления стратегии речи. Понятие атмосферы разговора. Тривиальный и нетривиальный способы выражения смысла.

Способы привлечения внимания собеседника. Эстетическая атмосфера речевого общения. Консультирование и телефонная коммуникация в работе специалиста PR.

Психологические аспекты телефонных бесед и консультаций. Речевые клише и сигналы успеха. Приемы быстрого установления контакта. Техника убеждающего воздействия.

 

 

Семинар № 4. Тема: «Общие принципы речевого поведения»

Темы докладов и рефератов:

1. Звучащая речь и ее особенности.

2. Зависимость звучания голоса от характера, состояния человека.

3. Фонационное (речевое) дыхание и голос.

4. Дикция и ее роль в речевой коммуникации.

5. Интонация, темп, интенсивность звучания, тембр в речевой коммуникации.

Литература:

1. Бельчиков Ю.А. Говорите \ясно и просто. М., 1980.

2. Бернштейн С.Н. Языковая сторона радиолекции. В сб.: Речевое воздействие. М. 1972.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д., 1998.

4. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М.-Л., 1996.

5. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

6. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., 1975.

7. Чихаев В.П. Речевое мастерство пропагандиста. М., 1987.

 

 

Тема 7. Жанры речевого общения

 

Беседа. Характеристика различных видов бесед. Взаимовлияние прагматических факторов на ход речевого взаимодействия во время беседы.

Разговор. Основные характеристики различных видов разговора. Мотивы, структура разговора. Стратегия прекращения разговора.

Спор. Цели спора. Конструктивное начало спора. Приемы аргументации позиций в процессе спора. Запрещенные приемы в споре. Примирение в споре. Рассказ. Характерные черты жанра рассказа. Идиоматика и фразеология рассказа. Способы поддержки коммуникативной инициативы рассказчика. Приемы оказания влияния на слушателей рассказа.

История. Коммуникативные цели истории. Особенности стилистики речевого жанра «история». Письмо. Необходимые условия этого жанра речевого общения. Стихия разговорной речи в письме. Исторический и современный аспекты структуры письма.

Записка. Отличие и сходство записки и письма. Дневник как текст адресованной разговорной речи. Стилистика дневниковых записей. Другие жанры речевого общения.

 

Практическое занятие № 1. Тема: «Речевые жанры».

 

1. Контрольное тестирование по изученным темам.

2. Составление и написание текстов в различных речевых жанрах.

3. Взаимоанализ и оценка работ студентов.

4. Выполнение упражнений по определению речевых жанров (студенты готовят заранее и обмениваются текстами на занятии).

 

Тема 8. Публичные коммуникации

 

Эффективность речевой публичной коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приемы поиска материала. Начало, завершение и развертывание речи.

Способы словесного оформления публичного выступления. Логика в речевом общении. Основы полемического мастерства в сфере PR.

 

Тема 9. Речевая коммуникация. Технические и электронные средства связи

 

Традиционные виды речевого общения и специфика электронных средств связи. Основные принципы использования электронных средств связи. Виды электронных средств связи.

Выбор приемлемой технологии. Правильное использование технических средств речевого общения.

Факс. Факс и конфиденциальность. Пейджер. Телефон в автомобиле. Конференц-связь. Автоответчик. Код обратного вызова. Корректные способы передачи сообщения с помощью технических средств. Этикет киберпространства.

Офисная электронная почта. Пользовательская сеть.

Общая культура разговоров по телефону. Специфика процедуры пользования телефоном.

 

Практическое занятие 2.  Речевая коммуникация. Технические и электронные  средства связи

 Деловые игры по тематике курса. Контрольное тестирование

1. Учебная игра «Профессия».

2. Тест «Мотивация к успеху».

3. Учебная игра «Испорченный телефон».

4. Деловая игра «Доклад и дискуссия». Анализ.

5. Деловая игра «Претензия».

6. Деловая игра «Доказательство и убеждение».

7. Учебная игра «Обратная связь».

Упражнения: «Слуховая память», «Инструктаж», «Метод зацепок», «Речь адвоката».

 

 

Тема 10. Речевой этикет сотрудника сферы РR

 

Понятие о речевом этикете. Манера речи в общении с подчиненными и вышестоящими коллегами. Умение внимательно молчать и быть, когда это необходимо пассивным собеседником.

Привнесение в речевой «репертуар» общения служащего сферы РR элементов доброжелательности, вежливости, приветливости.

Этикетные формулы приветствия и обращения. Умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом конкретных обстоятельств.

Роль стандартных, повторяющихся выражений в речевой коммуникации.

Языковые средства, отражающие индивидуальность говорящего, помогающие устанавливать и поддерживать «обратную связь» с собеседником.

Деликатность, тактичность в обращении со словами – важнейшее правило сотрудника сферы РR. Пути совершенствования речевой культуры будущего специалиста по связям с общественностью.

 

 

Семинар № 5. Речевой этикет сотрудника сферы РR

Культура профессиональной речи РR – служащего

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Нормативный аспект культуры речи сотрудника сферы PR.

2. Коммуникативные качества речи.

3. Этические нормы речевой культуры. Речевой этикет в СО.

4. Контактоустанавливающие свойства языка.

5. Общие принципы речевого поведения.

 

 

 

Литература:

 

1. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

2. Панфилова А.П. Деловые беседы. Л., 1989.

3. Смелкова З.С. Культура речевого общения. Деловой человек. М., 1997.

4. Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Пер. с англ. Ростов н/Д., 1995.

5. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

 

 

1.4. Тематика контрольных работ для заочников

 

1. Специфика речевой коммуникации.

2. Система форм, уровней и видов речевой коммуникации.

3. Коммуникативный акт и коммуниканты в сфере PR.

4. Исторические аспекты специфики речевой коммуникации.

5. Роль письменности в развитии речевой коммуникации.

6. Коммуникационная революция индустриального общества: телеграф, телефон, радио, телевидение.

7. Интернет и его роль в речевом общении.

8. Специфика вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста PR.

9. Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, фонетический и др.

10. Роль невербального общения в речевой коммуникации.

11. Особенности визуального восприятия речи.

12. Коммуникация как дискус.

13. Общие принципы речевого общения.

14. Коммуникативные установки. Их классификация.

15. Речевые клише и сигналы успеха.

16. Жанры речевого общения.

17. Роль техники речи в речевой коммуникации.

18. Эффективность речевой публичной коммуникации.

19. Оратор и его аудитория.

20. Роль логики в речевом общении.

21. Культура профессиональной речи PR – служащего.

22. Речевой этикет в PR.

 

1.5. Список  контрольных вопросов для подготовки к

                                         зачету

 

1. Понятие речевой коммуникации в PR.

2. Цели, задачи и принципы речевой коммуникации в СО.

3. Система форм, уровней и видов речевой коммуникации.

4. Коммуникативная функция языка и ее роль в профессиональной деятельности специалиста PR.

5. Исторические аспекты специфики речевой коммуникации: в культуре Древнего мира, античности, средневековья, Нового и Новейшего времени.

6. Роль письменности в развитии речевой коммуникации.

7. Коммуникационная революция индустриального общества в ХХ века.

8. Интернет и его взаимосвязь с речевыми коммуникациями.

9. Специфика вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста РR.

10. Коммуникативные барьеры в речевом общении.

11. Роль невербального общения в речевой коммуникации.

12. Основные условия успешного речевого общения.

13. Общие принципы речевого поведения.

14. Ритуализация речевого общения.

15. Влияние стилистической нормы на формирование речевой стратегии.

16. Эстетическая атмосфера речевого общения.

17. Жанры речевого общения.

18. Роль техники речи в речевой коммуникации.

19. Оратор и его аудитория. Речевой этикет.

20. Культура профессиональной речи РR-служащего.

 

 

1.6. Рекомендуемая литература

 

Основная:

 

1. Дорошенко В. Ю. и др. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. –М., 2003.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. –М., 2003.

3. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. –М., 1995.

4. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

5. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. –М., 2001.

6. Смелкова З.С. Культура речевого общения. Деловой человек: Пособие и словарь – справочник. М., 1997.

7. Честара Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшнз для всех и каждого. –М., 1999.

 

Дополнительная:

 

1. Азбука делового общения: встречи, переговоры, переписка. Бизнес для всех. Вып.1.М., 2001.

2. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.,1994.

3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

4. Панфилова А.П. Деловые беседы. Л., 2000.

5. Горелов И.Н. Невербальные коммуникации. М., 1998.

6. Еемерин Ф.Х., Гроотендорст Роб, Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб, 1992.

7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2005.

8. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов н/Д, 1997.

9. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1993.

10. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. Организация встреч, приемов, презентаций. Минск, 1995.

11. Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Ростов н/Д, 1995.

12. Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. Как найти нужное слово в нужное время нужному человеку. СПб, 1995.

13. Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1998.

14. Эрнет О. Слово предоставляется вам: Практические рекомендации по ведению бесед и переговоров. М., 1988.

 

 

2. Методические рекомендации по изучению курса

                   «Речевые коммуникации»

 

 

Тема 1. Вводная тема

 

Знакомство с дисциплиной «Речевые коммуникации» целесообразней начинать с изучения основных понятий курса. Конечно, для лучшего усвоения новых теоретических и специальных понятий необходимо опираться на многие уже известные студентам представления по другим дисциплинам и прежде всего на курс «Основы теории коммуникации», «Стилистика», «Русский язык и культура речи», «Риторика» и др. Предмет и задачи курса,  понятие коммуникации, специфику речевой коммуникации и особенно понятие коммуникации в СО, такие как: процесс и средства,  цели, задачи и принципы речевой коммуникации в СО – исследуются студентами с опорой на сопутствующие дисциплины.

Особый интерес в изучении данной темы представляют основоположники теории речевой коммуникации, их гипотезы, проблемы, наблюдения, выводы. (Ч. Пирс, Ч. Моррис и др.).  Студентам необходимо  иметь представление о теории речевой коммуникации в трудах зарубежных и российских ученых. (И.С. Нарский, А.А. Реформатский, Ф.де–Сосюр, Г. Фреге, М.М. Бахтин и др.).

Изучая вводную тему, студенты рассматривают такие вопросы, как физиологические основы речи, речевой деятельности,  механизмы  речи по ее видам: механизм говорения, механизм аудирования, кодовые переходы,  взаимосвязь мышления и речи.

Особенно важно рассмотреть понятие текста как языковой ткани произведения,  основные  его компоненты, а также  понятие текста как языкового творческого процесса  сотрудника сферы PR.

 

 

Тема 2. Речевая коммуникация как процесс

 

Эта тема предусматривает углубленное изучение моделей коммуникации,  видов коммуникации,  прямую и опосредованную коммуникацию,  внутреннюю и внешнюю коммуникацию в СО.  Сложность при изучении данной темы могут вызвать вопросы линейной, интерактивной и трансакционной моделей коммуникаций,  системы форм, уровней и видов речевой коммуникации,  коммуникативный акт,  коммуниканты в сфере PR, так как разные дисциплины наполняют эти вопросы разным содержанием.

Изучая данную тему студентам обязательно следует рассмотреть теории речевых актов  Дж. Остина, Дж. Р. Серла,  Н.А. Безменова, Н.Д. Арутюнова.

Докоммуникативный этап, коммуникативный, посткоммуникативный этап речи,  порождение высказывания, его отправление говорящим рассматриваются срудентами после изучения теории вопроса.

Завершая подготовку по данному вопросу, необходимо рассмотреть вопросы восприятия речи, ее понимание слушающим,  обратную связь, речевое действие и его результат. Студенты должны уметь самостоятельно составлять схему (формулу) успешного речевого взаимодействия.

 

 

Тема 3. Функции языка и их реализация в речи

 

Определяя основные функции языка и речи, студенты опираются на общую  характеристику языковых функций,  функцию сообщения, ее информационную  сущность,  на подфункцию сохранения информации.  Необходимо также рассмотреть контактную функцию – связь времен и поколений,  функцию оформления культурных ценностей, коммуникативную функцию языка и ее роль.  

Трудности в изучении могут вызвать вопросы, связанные с   эмотивной (эмоциональной) функцией языка, в связи с  безграничными возможностями  эмоциональных средств речи.

Особое внимание следует обратить на функцию формирования и выражения мысли,  функцию воздействия и на ее разновидность – функцию агитационную.

Рассматривая психологическую суть регулятивной функции языка и речи,   когнитивную (познавательную) функцию, необходимо обратить внимание на ее значение в обогащении лексики в практике говорящего и слушающего человека.

Студенты должны четко представлять речь,  как способ реализации потенциальных функций языка, как средство организации совместного труда, единства народа, связи поколений.

 

 

Тема 4. Исторические и теоретические аспекты возникновения и развития речевойкоммуникации в обществе

 

     Данная тема обычно не вызывает трудностей в изучении, так как опирается на известные раннее студентам сведения о возникновении и развитии речевого общения, о речевой деятельности в Древнем мире, о памятниках древней письменности, о речевой коммуникации как науки о знаковых системах.

      Важной темой данного раздела представляется получение студентами дополнительных сведений об античных риториках, о речевой коммуникации в европейском средневековье, о  проповедничестве,  гомилетике, о речевом общении в эпоху Просвещения.

      Вопрос  будет рассмотрен более детально, если студенты рассмотрят и коммуникативную революцию Нового и Новейшего времени.

     Одним из важнейших вопросов данной темы является коммуникативная функция языка и ее роль в профессиональной деятельности специалиста PR.

Завершая изучения данной темы, следует определить роль письменности в развитии речевой коммуникации, роль  коммуникативной революции  индустриального общества: телеграфа, телефона, радио, телевидения, компьютера, факса и т.д. Интернета.  Необходимо также обратить внимание на роль социальных  последствий и изменений  в развитии речевой коммуникации.

 

Тема 5. Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи

 

Специфику вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста PR,  технику выражения мыслей,  причины, затрудняющие передачу информации, студенты рассматривают с использованием знаний по другим дисциплинам.

Важным при изучении данной темы являются коммуникативные барьеры: логические, стилистические, лингвистические, фонетические, физические барьеры в речевой коммуникации,  коммуникативные просчеты.

Необходимо обратить внимание на роль невербального общения в речевой коммуникации, на модели комфортно-психологического речевого общения: познавательную, экспрессивную,  суггестивную,  убеждающую,  ритуальную.

7. Можно предложить студентам построить словесные диаграммы моделей дискомфортно-психологического общения, схему  специфики визуального восприятия речи, проверить соответствие планов и схем речевого поведения собеседников.

 

Тема 6. Коммуникация как дискус. Общие принципы речевого поведения.

 

Исследуя данную тему, студенты рассматривают особенности развития речевой ситуации, условия паритетности общения,  ритуализацию речевого общения,  коммуникативные установки, их классификацию, влияние стилистической формы на формирование речевой стратегии.

 При изучении данной темы студенты исследуют речевую тактику как функцию способов осуществления стратегии речи,  рассматривают понятие атмосферы разговора,  определяют  тривиальный и нетривиальный способы выражения смысла.

Данная тема поможет студентам сформировать свои собственные способы привлечения внимания собеседника, определить  эстетическую атмосферу речевого общения, изучить роль  консультирования и телефонной коммуникации в работе специалиста PR.

Важное значение в данной теме приобретают психологические аспекты телефонных бесед и консультаций, речевые клише и сигналы успеха,  приемы быстрого установления контакта,  роль техники убеждающего воздействия.

 

 

Тема 7. Жанры речевого общения

 

Данная  тема предусматривает практическое изучение важных вопросов речевой коммуникации, таких как беседа,  характеристика различных видов бесед,  взаимовлияние прагматических факторов на ход речевого взаимодействия во время беседы.

Студенты строят всевозможные модели такого важного элемента речевой коммуникации, как разговор, рассматривают основные характеристики различных видов разговора,  мотивы, структуру разговора,  стратегию  прекращения разговора.

Практически реализуются в данной теме вопросы, связанные с понятием спора,  целями спора,  конструктивным  началом спора.

Практически вырабатываются приемы аргументации позиций в процессе спора,  запрещенные приемы в споре,  примирение в споре.

Требуются тренировки, для реализации составления рассказа, изучения характерных черт жанра рассказа,  идиоматики и фразеологии рассказа, определяют  способы поддержки коммуникативной инициативы рассказчика,  приемы оказания влияния на слушателей рассказа.

Практического изучения требует жанр истории,  коммуникативные цели истории,  особенности стилистики речевого жанра «история», такие как  письмо,  определяют необходимые условия этого жанра речевого общения, рассматривают  стихию разговорной речи в письме,  исторический и современный аспекты структуры письма.

Важным с практической точки зрения представляется жанр записки,  отличие и сходство записки и письма, своеобразие жанра дневника как текста, адресованного разговорной речи, роли стилистики дневниковых записей, а также  других жанров речевого общения. Кроме того, на этом занятии обязательно выполняется контрольное тестирование по изученным темам, составляются тексты в различных речевых жанрах, проводится взаимоанализ и оценка работ студентов, выполнение упражнений по определению речевых жанров (студенты готовят заранее и обмениваются текстами на занятии).

 

Тема 8. Публичные коммуникации

 

При изучении данной темы рассматривается эффективность речевой публичной коммуникации, такие её сегменты, как  доказательность и убедительность речи. Необходимо сформировать понятие об ораторском искусстве,   об ораторе  и его аудитории.

Студенты практически участвуют в подготовке речи: выбирают тему, цель речи, определяют  основные приемы поиска материала. Составляют  начало, завершение и развертывание речи.

Рассматривая данную тему, студентам необходимо практически реализовать способы словесного оформления публичного выступления.  Определяют роль логики в речевом общении, обобщают полученные знания по основам полемического мастерства в сфере PR.

 

 

Тема 9. Речевая коммуникация. Технические и электронные средства связи

 

Изучая данную тему, студенты прежде всего определяют традиционные виды речевого общения и специфику электронных средств связи, рассматривают  основные принципы использования электронных средств связи и  виды электронных средств связи.

Проводя необходимое контрольное тестирование, выполняя практические задания и участвуя в деловых играх, студенты определяются с выбором  приемлемой технологии, учатся  правильно использовать технические средства речевого общения.

 Рассматривая такое техническое средство, как факс, необходимо заострить внимание на понятии: факс и конфиденциальность. Практически изучаются такие технические средства, как пейджер, телефон в автомобиле,  автоответчик.

Практически отрабатываются выбор и приёмы кода обратного вызова, корректные способы передачи сообщения с помощью технических средств.  Важное внимание необходимо уделить вопросам этикета киберпространства, вопросам этикета офисной электронной почты,  пользовательской сети.

Важно при завершении изучения данной темы рассмотреть вопросы общей  культуры разговоров по телефону,  специфике  процедуры пользования телефоном.

 

Тема 10. Речевой этикет сотрудника сферы РR

 

Изучение данной темы должно помочь студентам сориентироваться в современных требованиях и понятиях  о речевом этикете. Необходимо определить  манеру  речи в общении с подчиненными и вышестоящими коллегами,  умение внимательно молчать и быть, когда это необходимо пассивным собеседником.

Привнесение в речевой «репертуар» общения служащего сферы РR элементов доброжелательности, вежливости, приветливости окажет существенную помощь в приобретении навыков знания этикетных формул приветствия и обращения.  

Помощь в умении правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом конкретных обстоятельств.

Студенты определяют роль стандартных, повторяющихся выражений в речевой коммуникации, учатся применять языковые средства, отражающие индивидуальность говорящего, помогающие устанавливать и поддерживать «обратную связь» с собеседником.

Завершая изучение данной темы, студенты обращают внимание на такие аспекты речевой коммуникации, как деликатность, тактичность в обращении со словами, понимая, что это важнейшие правила сотрудника сферы РR, определяя  пути совершенствования речевой культуры будущего специалиста по связям с общественностью.

 

3. Дидактические материалы

 

 


Тезисы лекций к  темам: №№ 1, 3, 7, 8, 9, 10                                                                                     

 

Неоценимое наше богатство — язык, созданный и постоянно совершенствуемый сотнями поколений. Языковая способность, язык делают нас людьми: в мире живых существ выработаны и другие кодовые системы общения, но они не идут ни в какое сравнение с человеческим языком и механизмами его использо­вания, т.е. речевой коммуникацией. Нетрудно понять стремление людей овладеть этим богатством в совершенстве: знать не только слова и правила их соединения, но и владеть сложнейшей системой речепорождения (говорения), восприятия чужой речи и ее понимания (аудирования). От лепета ребенка до свободно льющейся, спаянной логикой и образной, убедительной речи политика человек проходит многолетний путь совершенствования речевой коммуникации.

Человек пользуется сложнейшими механизмами кодовых пе­реходов, не задумываясь над ними, овладевает ими практически, но со временем эти процессы все более осознаются, под­чиняются самоконтролю, становятся целенаправленными, регу­лируемыми актами.

Изучение речевой коммуникации человека, его языковой способности, видов и жанров коммуникации, механизмов, трудностей и успехов в овладении ею совершенно необходимо в десятках профессий: преподавателя, адвоката, политика, журналиста, писателя, диктора, телеведущего, PR-специалиста и т.д. Знания и умения в области речевой коммуникации оказываются нужными во многих видах деятельности: коммерческой, военной, дипломатической, издательской, рекламной и др.

Речевое общение нужно всем, и можно сказать, что главная профессия, связанная с речью, — это сама жизнь человека. Но есть профессии трудовые — старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории, хотя бы некоторых ас­пектов теории речевой коммуникации.

Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речевой коммуникации: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках, как минимум, причем перекодиро­вать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать момен­тально. Ему необходима также теория билингвизма.

Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и прак­тику риторики, иметь хорошо поставленный голос, владеть быст­ротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Жизнь показывает, насколько важно для политика владеть культурой речевой коммуникации, как, впрочем, и общей культурой, быть эрудитом.

Актер должен развить в себе безотказную память, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходи­мо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.

Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких языков, не только знание, но и чутье этикета, моментальные речевые реакции и умение разга­дывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику.

Литературному редактору необходима высокая языковая компетентность с точки зрения литературной нормы и стиля. Принципы работы с текстом предполагают критический подход к произ­ведению, тексту; целенаправленно учитывают жизненные ситуации, наконец, подчиняются определенным стандартам: юридическим, деловым, политическим, книгоиздательским, газетно-журнальным.

Редакторская работа требует своеобразного круга знаний и уме­ний. Редактор должен изучить труды, посвященные исследова­нию речевых ошибок, типичных для устной и письменной речи: например, неоправданные повторы слов и их сочетаний; ошиб­ки глагольного управления (особенно предложного), неточный, необоснованный выбор слова, нарушения сочетаемости слов, не­удачный порядок слов в предложении, пропуски, искажения смысла текста и многое другое.

 PR-специалисту, пожалуй, требуются все, перечисленные знания, навыки, умения и многое, многое другое. В этом многообразии требований к речевой компетентности PR-специалиста – залог успешности речевого взаимодействия специалиста по связям с общественностью

Специалисты этого профиля работают в редакциях газет и журналов, в пресс-службах, PR-отделах, в книжных издатель­ствах, в административных службах — спичрайтеры, имиджмей­керы, консультанты, на радио и телевидении и пр.

Поэтому для специалиста по связям с общественностью одним из факторов успешного речевого взаимодействия является коммуникативная речевая компетен­ция, которая охватывает широкий круг вопросов: и устное речевое мастерство, и  аудирование,  и составление PR-текстов,  и литературную правку.

Слово компетенция переводится и как «осведомленность», и как «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен». Коммуникативная речевая компетенция имеет в виду не только теорети­ческие знания, но и навыки свободного владения речью, составление разнообразных PR-текстов, высокопрофессиональную литературную правку, исследовательские навыки, умение  корректировать речевое общение в зависимости от контекста общения.

Современная культурно - речевая ситуация в России, связанная с расшатыванием языковых норм, засорением языковой среды, потоком жаргонизмов, вульгаризмов, агрессивность речевого поведения вызывает тревогу у многих деятелей культуры, общественных деятелей, рядовых граждан России. Происходит явное снижение общего уровня речевой культуры в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении. Русская речь становится все более примитивной, стилистически неправильной и зачастую вульгарной. В совершенстве владеть родным языком, уметь общаться, вести диалог важно для интеллигентного человека любой профессии, но особенно важно это для человека, чье речевое поведение – «визитная карточка».

Внимательно относиться к чистоте и правильности своей речи, уметь организовывать свою речевую деятельность адекватно ситуации общения, оценивать речевую коммуникацию собеседников в разных сферах общения – факторы успешного речевого взаимодействия  PR-специалиста.

   Язык подобен растению, он — живой. «Живой как жизнь», - по образному и меткому выражению Н.В.Гоголя, которое в свою очередь использует К.И.Чуковский в заглавии своей книги о русском языке. Постоянно возникают новые слова и выражения, другие же становятся лишними, устаревают, теряют значимость и исчезают. Очень важно употреблять слова, значимые для получателя сообщения. В противном случае, есть риск оказаться непонятым. Нужно стараться избегать:

♦         клише — в эту категорию входят полюбившиеся мно­гим речевые штампы,  слова,  с потускневшей эмоциональной окраской, со стертой этимологией:   «встали на трудовую вахту», «красной нитью через весь доклад проходит…».

♦        эвфемизм — это использование «мягких» слов, маскирующих непривлекательную реальность. Так,  вместо того, чтобы умирать, мы «уходим»; американцы не бомбят горо­да и не убивают младенцев, а наносят «точечные уда­ры», при  которых неизбежен «побочный ущерб»; он не беретвзятки, а «принимает благодарность». Эвфе­мизм обычно характерен для коммуникации убеждения, но если наша главная цель — ясность, подобной подмены слов и понятий лучше избегать;

♦        жаргон — у групп специалистов, от железнодорожных кондукторов до нейрохирургов, есть собственные сло­вари. Профессиональный жаргон  — полезная стенография терминов, кото­рыми группа пользуется регулярно, например, компьютерный жаргон.  Однако он может оказаться серьезным препятствием для общения с аудиторией не специалистов. Люди перестают слу­шать, потому что их внимание переключается на рас­шифровку этих стенографических символов. Необходимо объяснять профессиональный  жаргон в самом начале коммуникации, либо употреблять язык, понятный каждому. Очень важно добиваться кристально ясного значения.

♦     сленг – молодежный жаргон. Яркая, повышенной экспрессии лексика, допустимая в молодежной среде, используемая для эмоционального выражения отношения к предмету, явлению «потрясно,  обалденный, колбаситься», совершенно не уместна в речи делового человека, руководителя, специалиста по связям с общественностью. Трудно поверить в профессиональную компетентность, проникнуться уважением к менеджеру, завершающему переговоры репликой: «За базар отвечаю!».

  Специалисту по связям с общественностью в работе с разными аудиториями важно вырабатывать тонкий стилистический слух. Также как и музыкальный, стилистический слух можно развить, если неустанно трудиться, постоянно контролировать свое речевое общение. Стиль — это выбор определенного словаря, интонации, структуры предложения, это соблюде­ние правил грамматики и пунктуации. Важно выработать гибкость стиля и уметь изменять его в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Людям бизнеса требуется ясный, простой и недву­смысленный язык.

В практике речевой коммуникации специалисту по связям с общественностью необходимо придерживаться многих правил, пожеланий, рекомендаций, которые, может быть, напрямую и не связаны с грамотностью, стилистикой, орфоэпией, но могут играть решающую роль в создании гармонии, открытости и полного взаимопонимания между PR-специалистом и его аудиторией. Некоторые рекомендации можно упомянуть:

♦ Краткость изложения — один из ключевых навыков в менеджменте. Это —     умение исключать лишние слова, находить замену длинным витиеватым выражениям и писать в форме «действительного» залога.

♦ Для достижения ясности следует избегать употребления любых слов, смысловое значение которых размыто, и любого жаргона, к пониманию которого ваша аудитория не готова.

♦ Важно соблюдать  принципы чистоты речи: исключение просторечия, вульгарно-бранной лексики, слов, оскорбляющих нравственность и др. Это позволит избежать непо­нимания, дисгармонии, ощущения отсутствия комфортности в коммуникации и будет способствовать достижению успеха в речевом взаимодействии.

Творчески пользуясь богат­ством выразительных средств языка, правильно

 подбирая синонимы, точную интонацию можно делать речевое общение  привлекательным  и  интересным,  оставляя  его при этом ясными и ла­коничными.

Трудности, связанные с попыткой сформулировать принципы речевого поведения и ограничить его рамками стандартов и кодексов, объяс­няются прежде всего разнообразием индивидуумов, проблем и ситуаций. Что приемлемо в одном случае, оказывается недопустимым в другом; что принимает в общественной речевой коммуникации отдельное лицо или группа лиц, не принимается другими. Обычаи и изменяющаяся с течением вре­мени общественная жизнь также привносят дополнительные трудности в определение и претворение в жизнь этических норм речевого взаимодействия.

Особенно важный характер эти проблемы приобретают, когда речь заходит о реализации практической деятельности в области по связям с общественностью.                                                Ключевыми моментами   с точки  зрения  со­блюдения  правовых и    этических

норм  специалистами  по связям с обще­ственностью как в их  деятельности  вообще, так и, особенно, в письмен­ной коммуникации, являются законы относительно распространения информации, нанесения вреда посредством опубликования ложной или намеренно искаженной информации, нарушения прав личности на ча­стную жизнь, нарушения правил корпоративного поведения, несоблю­дения этических норм, налагаемых профессией, определяющих профессиональные стандарты практической деятельно­сти. Юридические и этические сложности, которые возникают у специа­листа по связям с общественностью во время реализации его професси­ональной деятельности, по мнению К.А.Ивановой, можно объединить вокруг четырех основных проблем:

♦  публикация информации, потенциально способной нанести вред всему обществу или его части;

♦ намеренная публикация информации, ущемляющей интересы и достоинство личности      или организации;

♦ нарушение этических и корпоративных правил;

♦ нарушение языковых норм.

    Большая часть информации, получаемой общественностью о деятель­ности разного рода организаций, независимо от того, относятся ли они к коммерческому или некоммерческому сектору, либо представляют собой властные структуры, поступает от служб по связям с обществен­ностью через средства массовой информации или по другим инфор­мационным каналам. Именно таким образом до целевых групп и до широкой общественности в целом доходят сведения об экономических, финансовых, технологических и социальных программах, которыми занимаются организации, внося свой положительный вклад в разви­тие общества. И, следовательно, это обстоятельство позволяет гово­рить о неоценимой роли позитивной речевой коммуникации связей с общественностью в жизнедеятельно­сти  как самой организации, так и всего общества.

Неверно было бы полагать, что подразделение связей с об­щественностью, как создатель этой изначальной информации, полно­стью свободно и ничем не ограничено в своих действиях. Некоторые  ограничения в распространении той или иной информации определя­ются самой организацией, некоторые исходят от федеральных или мест­ных законодательных органов, и, наконец, еще одна группа ограниче­ний диктуется этическими кодексами специалистов по связям с общественностью, а также личны­ми ценностями, которыми специалист по связям с общественностью руководствуется в своей деятельности, но и немаловажные ограничения в профессиональной деятельности определяются речевыми нормами.

   Культура профессиональной речи человека играет важную роль в процессе речевой ком­муникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т.е. позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллекту­ального развития, о его внутренней культуре.

   Культура профессиональной речи PR-специалиста —- это владение нормами устного и письменного лите­ратурного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием PR-коммуникации. Другими словами, культура профессиональной речи — это умение пра­вильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. Критериями куль­туры речи являются:  правильность, коммуникативная целесообразность, точность высказывания, логичность изложения, ясность и доступность, чистота и выразительность речи, разнообразность средств  выражения,  уместность,  эстетичность.

   Су­ществуют заметные различия в речи представителей разных слоев обще­ства. Кроме того, в разных ситуациях общения используются разные язы­ковые средства. Речь человека может многое «рассказать» о нем его со­беседнику. Для того, чтобы произвести хорошее впечатление, добиться ус­пеха в деле, необходимо, во-первых, знать нормы литературного языка и, во-вторых, использовать языковые сред­ства в зависимости от ситуации и цели общения. Соблюдение этих требований обеспечивает успешность речевого взаимодействия специалиста по связям с общественностью.

Знание речевых норм и соблюдение принципа коммуникативной це­лесообразности является основой профессиональной  речи  PR-специалиста.

Речевая норма как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы складывается на протяжении длительного времени в процессе функционирования и развития языка под влиянием из­менений социальной структуры. Овладение речевыми нормами представляет собой длительный процесс усвоения принципов использова­ния языковых единиц в зависимости от типов коммуникации. Самое важ­ное в этом процессе — осознание необходимости соблюдения норм речи для достижения целей PR-коммуникации.

В настоящее время существует тенденция к сближению норм пись­менной и устной речи. Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется  такими признаками, как:  1) соответствие структуре язы­ка;  2) массовая и  регулярная    воспроизводимость  в процессе коммуника­ции;        3) общественное одобрение и признание. При формировании речевой нормы действуют как стихийные, так и сознательные процессы. Стихий­ность связана с массовым и регулярным употреблением той или иной язы­ковой нормы в речи носителей языка, осознанными являются процессы «узаконивания», или кодификации, сложившихся стихийно языковых норм.

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях. Наиболее известные всем совокупности грамматических норм — это орфография и пунктуация.

Определенные нормы существуют и в каждом функциональном сти­ле речи. Здесь стилистическая норма не является абсолютной, а носит относительный, вероятностный характер. Специфика функционального стиля состоит в том, что он позволяет наилучшим образом осуществить процесс коммуникации в данных типовых условиях и при данных типовых целях общения. Например, если в бытовой ситуации человек будет пользоваться книжным языком, то окружающие могут подумать, что он либо нерусский, либо с социально-психологическими отклонениями (например, одержим манией бюрократического величия или ученой отрешенности от повсед­невности), либо находится в состоянии скрытой нервной напряженности. Так, в бытовой речи неуместны слова «идентичный» вместо «одинаковый», «таковой» вместо «этот», «нежели» вместо «чем», «ибо» вместо «потому что» и т.п. Подобное явление К.И.Чуковский назвал канцеляритом. Он приводит пример канцелярита: «Дорогая, - спрашивает молодой человек свою жену, - тебя новый плащ не лимитирует?». Эти примеры иллюстрируют необходимость соблюдения в речи PR-специалиста принципа коммуникативной целесообразности, который требует, что­бы языковые формы соответствовали условиям и целям общения. Целесо­образность определяется сознанием говорящих и пишущих людей, субъек­тивно оценивающих объективную необходимость коммуникативных качеств хорошей речи.

    Слова не всегда используются в буквальном значении; метафоры и образные выражения могут повышать силу воздействия сообщения. Мы знаем, например, что в упоминании фразеологизма «он в этом деле собаку съел» или «денег кот наплакал» нет и намека   на реальную  собаку и кота. За­частую для описания того, как   замечательно трудится человек,   метафорически привлекается образ золота: «золотые руки», о добром, сердечном человеке мы говорим: «золотое сердце», жизнь в шикарных условиях, но без необходимой личной свободы называют жизнью в «золотой клетке». Метафоры используются и для того, чтобы придать абстрактным идеям более конкретный вид. Уинстон Черчилль дал картине разделения Европы после 1945 года всемирно известный образ «железного занавеса», а собственную депрессию величал  «черной собакой».

Говоря об успешности речевого взаимодействия, необходимо подчеркнуть важность не только письменной коммуникации, но и устной, в условиях которой чаще всего и проявляется профессиональное мастерство специалиста по связям с общественностью.

Мастерство устной речевой коммуникации приходит с опытом. Неко­торые молодые специалисты (и таких не так уж мало) испытывают скован­ность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточно­го опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками. Некоторыми причинами, вызывающими скованность выступающего можно считать:

Чрезмерное погружение в собственные переживания. Чтобы исключить или ослабить эту помеху, специалисты рекомендуют сконцент­рировать свое внимание на содержании речи, но для этого как минимум надо иметь четкую, продуманную позицию.

Недооценку собственных возможностей. Одной из обычных причин, по которой коммуниканты оказыва­ются непонятыми, является то, что они сами недостаточно ясно понимают, что хотят выразить. Поэтому тщательная подготовка к предстоящей рече­вой коммуникации позволит поверить в собственные возможности.

Недостаток опыта. Совет здесь один: накапливать опыт. Рекомендуется использовать любую возможность для развития сво­ей коммуникативной компетенции в целом: выступать почаще на семина­рах, вступать в дискуссии о политике, культуре, образовании и на другие темы, особенно в кругу доброжелательно настроенных слушателей.

Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые специалисты склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое от­ношение к себе. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к  начинающему выступающему.

Воспоминания о провале. Даже с опытным оратором может случиться неудача, не говоря уже о том, что далеко не каждое выступление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: