Малые жанры фольклора

Литература. 5 класс

Проектирование учебного курса

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….. 2

Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 5 классе…………4

Содержание курса....................................................................................................................... 8

Примерное тематическое планирование курса «Литература»........................................ 12

Примерное поурочное планирование курса «Литература».............................................. 13

Контрольные измерительные материалы........................................................................ 49

Введение

 

Современные подходык организации образовательного процесса, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют от учителя овладения новыми способами регулирования своей профессиональной деятельности. Сегодня невозможно ограничиться только планированием учебных занятий, необходимо проектировать учебный курс.

Проектированием в образовании принято называть профессиональную деятельность учителя, цель которой --реализация проектного замысла: достижение планируемых образовательных результатов. Основными этапами проектирования явлются:

- анализ конкретной педагогической ситуации, выявление проблем, требующих решения;

-разработкасистемы последовательных целенаправленных эффективных совместных действий участников образовательного процесса.

Пособие поможет учителю создать проект курса литературы в 5 классе. При разработке материалов мы учитывалиособенность учебного предмета«Литература». Как любая школьная наука литература вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико- и историко-литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. Но, в отличие от других учебных дисциплин, предметом изучения в литературе является не сама действительность, а её образное отражение в художественном произведении.Постижение смысла литературного произведения требует от читателя активной работы разума, воображения, чувства, предполагает возможность различного восприятия и интерпретации прочитанного. Поэтому в основе проектирования курса литературы лежит поиск оптимального сочетания предметного содержания и форм учебной деятельности школьников по его усвоению.

Любой проект призван изменить окружающую действительность: «Проектирование - это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде».[1]Поэтому следует учесть, что разработанные нами материалы представляют собой лишь своеобразную модель курса, которую необходимо скорректировать с учётом реальной педагогической ситуации.

В таблице представлены основные этапы проектирования и даны разъяснения для учителя.

 

Название проекта Курс литературы в 5 классе, реализуемый по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Постановка проблемы Как эффективно организовать учебную деятельность учащихся для достижения планируемых результатов образования при изучении литературы в 5 классе?
Целевое назначение проекта Решить сформулированную выше проблему
Задачи проекта 1. Проанализировать конкретную педагогическую ситуацию (учитель). 2. Проанализировать содержание данного курса литературы и концептуальные методические идеи авторов УМК (материал представлен в настоящем пособии). 3. Соотнести научно-методические подходы авторов курса с возможностями и потребностями конкретных участников образовательного процесса (учитель).
Участники Учитель, ученики 5 класса, родители
Общий замысел Представленная в данном пособии модель курса является общим замыслом проекта
Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) Материал представлен подробно в настоящем пособии.
Ресурсное обеспечение   УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Ожидаемый результат   Материал представлен подробно в данном пособии в разделе «Планируемы результаты изучения предмета «Литература» и «Планируемые результаты изучения материалов раздела» (таблица)
Календарный план   Материал представлен подробно в данном пособии.

Основные принципы и подходы

К изучению курса «Литература» в 5 классе

 

Цель учебного курса «Литература» в 5 классе – введение в учебный предмет «литература», развитие читательских компетенций, сформированных в начальной школе. Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов. 

Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие. (ТАК, ЭТО МЕТОДИЧЕСКИЙ ТЕРМИН)

Пятиклассники учатся воспринимать художественный текст; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; выделять смысловые части художественного текста; составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному.

Ведущей историко-литературной и методической идеей курса литературы 5 класса является осознание природы художественного образа, специфики литературного вымысла. Основные теоретические понятия: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).

В учебнике представлена следующая система заданий:

 – задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;

 – вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

 – вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

 – вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать текст, созданный как с помощью вербальных (словесных), так и невербальных знаков;

 – специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

 – задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

 – задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, участвовать в учебно-научном дискурсе;

– художественно-творческиезадания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;

– коллективные задания формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;

– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее). 

Программа, на основе которой создан учебник, разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).[2]

 

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»:

- личностные результаты (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации);

- метапредметные результаты (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);

- предметные результаты (понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русскойлитературы, их оценка; осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений:  умение пересказывать прозаические произведения, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог; написание изложений и сочинений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции).(НЕМНОГО ПОМЕНЯЛА ЗНАКИ В ВЫДЕЛЕННОЙ ЧАСТИ -- НИЧЕГО БОЛЬШЕ СДЕЛАТЬ НЕ МОГУ:ДОКУМЕНТ!!!!!)

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч.

 

 

Содержание курса

Литература как искусство слова

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

 

Реальность и вымысел

Малые жанры фольклора

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: