Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении.
Д. Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX).
Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С. Грин. Слово о писателе.Рассказ «Зелёная лампа».
Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С. Тургенев. Слово о писателе.Рассказ «Бежин луг».
Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П. Казаков. Слово о писателе.Рассказ «Оленьи рога».
Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Джек Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише».
Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П. Астафьев. Слово о писателе.Рассказ «Васюткино озеро».
|
|
Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
М.М. Зощенко. Слово о писателе.Рассказы из цикла «Лёлька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова»
Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним…
Примерное тематическое планирование курса «Литература»
Класс
Полугодие | Количество часов | Название раздела |
I | 1 | Литература как искусство слова |
Реальность и вымысел 46 часов | ||
3 | Малые жанры фольклора | |
5 | Русские народные сказки | |
21 | Авторская сказка | |
6 | Басня | |
3 | Внеклассное чтение | |
6 | Подготовка, написание и анализ сочинения | |
2 | Диагностическая работа. Анализ работы | |
II | Этот необычный мир 55 часов | |
9 | Легенда | |
14 | Лирическое стихотворение | |
21 | Роман, повесть, рассказ | |
3 | Внеклассное чтение | |
6 | Подготовка, написание и анализ сочинения | |
2 | Диагностическая работа. Анализ работы | |
Резервные уроки 3 часа |
Примерное поурочное планирование курса «Литература» 5 класс
№ урока | Тема | Содержание урока | Основные виды деятельности учащихся | Методический комментарий к организации учебной деятельности | Планируемые результаты изучения материалов раздела | |||||
1. | Литература как искусство слова | Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устный развёрнутый ответ на вопрос. | Вопрос (с.5) На какой предмет из курса начальной школы похож предмет литература? Поможем учащимся осознать, что предмет Литература предполагает не только чтение, но и осмысление художественного текста. Задание «Проверь себя» (с. 6). Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением! | Учащиеся осознаЮт специфику предмета литературы, его отличие от изучавшегося в начальной школе предмета «Литературное чтение»; имеют первоначальное представление о «вымысле» как неотъемлемой составляющей литературы.
| |||||
Реальность и вымысел | ||||||||||
Малые жанры фольклора | ||||||||||
2. | Пословицы | Понятие о малых жанрах фольклора. Отражение в пословицах исторических событий, обычаев и верований русского народа; основные группы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д.
| Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок.
| В задании Объясни, почему процесс созданияфольклорного произведения сравнивается с работой пчёл (с. 9) учащиеся впервые встретятся с формулировкой, начинающейся со слова «Объясни…». От них требуется не просто пересказать фрагмент текста, а ответить, рассуждая, на поставленный проблемный вопрос. Чтобы облегчить задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника, того, кому он будет объяснять, или представить вымышленного собеседника. Задание Объясни, как научиться различать пословицы и поговорки (с. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую различать пословицы и поговорки. На уроках по изучению малых жанров фольклора важно организовать игровую и творческую деятельность учащихся, например: собери «рассыпавшиеся» пословицы, узнай пословицу по началу; аукцион пословиц и поговорок на тему…; конкурс загадок и др. Творческие работы учащихся могут быть представлены в виде собственных сборников пословиц и загадок, рисунков, иллюстрирующих какую-либо загадку или пословицу, кроссворды по сказкам и др. | Учащиеся умеют применять знания о фольклоре, полученные в начальной школе, в новой учебной ситуации; различают пословицы и поговорки; осознАют образную природу малых жанров фольклора; уместно используют малые жанры фольклора в устной и письменной речи; владеют первоначальным представлением о нравственном идеале народа.
| |||||
3. | Поговорки | Поговорки. Отличие поговорок от пословиц. Образная природа поговорок. | ||||||||
4. | Загадки | Загадка – один из древнейших жанров фольклора. Иносказание как основа загадки. | ||||||||
Русские народные сказки | ||||||||||
5. | Сказка как произведение устного народного творчества | Сказка как выражение народного миропонимания. Художественный мир сказок. Виды сказок. | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Сжимать текст, представлять полученную информацию в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы. | Особое внимание в этом разделе обращаем на задания, позволяющие формировать коммуникативно-речевые умения пятиклассников. Учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Учим слушать. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.) | Учащиеся умеют выделять сказку среди других жанров фольклора и литературных жанров. Знают признаки волшебной, бытовой сказки и сказки о животных; применяют эти знания при анализе текстов; осознаЮт роль вымысла в сказке.
| |||||
6. | Сказка «Хрустальная гора…». Знакомые герои, события, ситуации. | Волшебная сказка. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы. | ЗаданиеПронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории». | ||||||
7. | «Хрустальная гора…» как волшебная сказка. | Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Устно отвечать на вопросы. | Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его. | ||||||
8. | «Тетерев и Лиса» | Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание перед текстом сказки «Тетерев и лиса» (стр. 26). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст». | ||||||
9. | «Как старик домовничал» | Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | При выполнении заданияПодбери пословицу…актуализируемзнания малых жанров фольклора. Приучаем школьников в случае необходимости возвращаться к предыдущим материалам учебника. |
| |||||
10. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д. | ||||||
Авторская сказка | ||||||||||
11. | Литературная сказка и фольклорная сказка | Народность литературной сказки.
| Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. | Особое внимание обратим на заданиеПроверь себя:работа с указанными понятиями важнадля дальнейшегоосвоения курса литературы. | Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; понимают нравственную основу сказки; владеют начальными умениями сопоставительного анализа; осознаЮт специфику драмы как рода литературы (пьеса-сказка Е.Л. Шварца); овладевают основами театральной деятельности
| |||||
12. | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои. | Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. | Обязательно используем памятку «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения». Учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски. | ||||||
13. | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» -- «добрым молодцам урок». | Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного | Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Проводить межтекстовые и внутритекстовые сопоставления. | Задание, требующее от учащихся сопоставить героинь сказки, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Это начало работы над сопоставительным анализом. | ||||||
14. | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Что за прелесть эти сказки!» | Поэтическое мастерство Пушкина. | Выразительно читать наизусть. Проводить самостоятельное исследование. | Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельноговыполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. |
| |||||
15. | Сочинение | За что наказана мачеха в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением | Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя. Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. | Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно. | |||||
16. | Сочинение | Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного | ||||||||
17. | Сочинение | Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность | ||||||||
18. | Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна» -- сказка-пьеса. | Слово о писателе. Специфика драматургического произведения. Фольклорная основа сюжета. | Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Создавать сценарий (инсценировку). | Задание, требующее создать пьесу на основе сказки, позволяет применить полученные знания для решения учебной задачи. Задание следует выполнять в соответствии с представленным в формулировке алгоритмом. |
| |||||
19. | Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Сказка или быль? | Образы героев. Реальное и волшебное в сказке. | Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Рассказывать. Объяснять. | Обращаем внимание на задание, выполняя которое учащиеся должны рассказать сказку о Лютонюшке, -- эта учебная задача учит рассказыванию как форме устного публичного выступления. Наблюдаем, как должно меняться речевое поведение рассказчика при смене адресата (слушателя). | ||||||
20. | Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Смешная или или грустная? | Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. | Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Рассуждать. | Задание, в котором ученика предупреждают: Не торопись, быть может, в сказке несколько поучений -- обучает рассуждению. | ||||||
21. | Э.Т.А. Гофман«Щелкунчик». Сказка в сказке | Реальное и чудесное в сказке. Роль «Сказки о твёрдом орехе» в сюжете и проблематике «Щелкунчика».
| Выразительно читать сказку. Выделять смысловые части художественного текста. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. | Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению». Ученик должен обязательно перечитать фрагмент, если затрудняется при ответе на вопрос. |
| |||||
22 | Э.Т.А. Гофман«Щелкунчик». Что такое настоящая красота? | Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. Идея сказки. | Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев. Рассуждать. Делать вывод. Сопоставлять. | ЗаданиеПодготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137) направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы. Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению». | ||||||
23. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Слово о писателе.
Сюжет повести. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | ЗаданиеОзаглавь каждый фрагмент текста (стр. 180). Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования умения сжимать текст. Не надо проводить эту работу лишь формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста. Задания после каждого фрагмента повести позволяют организовать «медленное чтение». |
| |||||
24. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Повесть или сказка? | Реальные и фантастические события и герои. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. | При изучении повести основное внимание следует сосредоточить на соотношении в ней фантастического и реального. Описание волшебных героев и ситуаций в реалистической манере, снижающей волшебное начало (особенно портреты волшебных героев). Описание Диканьки в реалистической манере, фольклорные элементы (колядование). Описание Петербурга в фантастической манере. Привлечь внимание, но не акцентировать противопоставление Диканька – Петербург. Сделать итоговое обобщение, что описано реалистично, что – фантастично. |
| |||||
25. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» Традиции народной сказки | Волшебные и фольклорные основы повести. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. | Можно организовать деятельность учащихся по сопоставлению эпизодов: Оксана перед зеркалом и мачеха перед зеркалом («Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»). Необходимо проводить пошаговое сопоставление. Хорошо, если сбор материала и планирование ответа будут оформлены в виде таблицы. Учитель может организовать выполнение задания в паре или в группе. Сделаем вывод о сходстве и различии героинь; о роли этих эпизодов в произведениях. |
| |||||
26. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Главный герой повести | Вакула– главный герой повести. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Рассуждать. | Собираем материал для характеристики героя, вновь обратившись к вопросам после фрагментов повести и к заданиям на стр. 175. Пусть учащиеся расположат эти вопросы в такой последовательности, чтобы получился алгоритм характеристики персонажа. Какие вопросы, по мнению школьников, необходимо добавить? |
| |||||
27. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» «Сколько… остроумия, веселости, поэзии и народности!» В.Г. Белинский | Художественные средства. Юмор. | Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Создавать сценарий (инсценировку). | Можно построить работу над толкованием украинской пословицы «Не так страшен чёрт, как его малюют» с опорой на текст повести. Задание, требующее создать пьесу на основе повести (инсценирование), следует выполнять в соответствии с алгоритмом, представленным в формулировке задания на с. 180. |
| |||||
28. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». События повести: реальные или фантастические | Слово о писателе. Специфика сказки-были. | Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | ЗаданиеВсё ли тебе понятно в прочитанном тексте?..(с.213). Еще один тип задания, развивающий метапредметные умения учащихся и личностную компетенцию, – выполняя это задание, пятиклассник учится рефлексии, самоанализу, компенсаторным умениям, самостоятельному получению информации и др. Обязательно работаем над выполнением этого задания. Ориентируясь на конкретную педагогическую ситуацию в классе, учитель может включать выполнение этого задания и на более ранних этапах изучения литературы в 5 классе. |
| |||||
29. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша | Образы героев. | Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать. | Обращаем внимание на выполнение заданияПодготовь три устных рассказа…Обязательно следуем алгоритму, представленному в формулировке задания. Обучаем рассказыванию: формируем умение устанавливать контакт со слушателями, создаём рассказ так, чтобы он был понятен и интересен слушателям. |
| |||||
30. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». ПравдаАнтипыча | Нравственная проблематика. | Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять проблематику произведения. Устно отвечать на вопросы. | Отвечая на проблемные вопросы после текста, обязательно обосновываем свою позицию. Категорически не принимаются односложные ответы. |
| |||||
31. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М. Пришвин | Художественное своеобразие повести. Роль пейзажа. | Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Особое внимание следует обратить на роль пейзажа: сросшиеся сосна и ель. Сопоставить с образами брата и сестры, их ссорой (часть IV). Сделать вывод о единстве человека и природы для Пришвина. |
| |||||
32. | Сочинение |
Почему Настю называют «Золотая курочка»? или Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»? (по выбору учащихся) | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением | Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя. Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. | Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно. | |||||
33. | Сочинение | Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного | ||||||||
34. | Сочинение | Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность | ||||||||
35. | П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка» | Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Роль рассказчика.
| Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Обращаем внимание на вопросы перед текстом об авторе и на рефлексивное задание после текста: обучаем осмысленному чтению, умению выбирать, систематизировать и оценивать информацию. Развиваем личностные компетенции учащихся. |
| |||||
36. | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка» | Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения. | Обратим внимание на задание, нацеливающее на сопоставительный анализ героев. Деятельность учащихся усложняется: необходимо самостоятельно выбрать героев для сопоставления и обосновать выбор. Дальнейшее сопоставление проводится по известному учащимся алгоритму. Если школьники затрудняются с подбором литературного материала для сопоставительного анализа, учителю следует помочь им. | ||||||
37. | В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» | Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задние 2 перед текстом об авторе (стр. 224). Можно дать индивидуальное задание одному (нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». ЗаданиеКак ты думаешь, почему рассказ заканчивается трагически для его героев? (стр. 230). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы. | Учащиеся осознают иносказательный смысл произведения. | |||||
38. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | В.Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце». | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д. | Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; осознают нравственные идеи сказки | |||||
Басня | ||||||||||
39. | Басня | Специфика басни. Басня и сказки о животных. Аллегория и мораль в басне | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. | Очень важно организовать рефлексию после текста учебника по алгоритму, данному в задании. Особое внимание обратим на заданиеПроверь себя:работа с указанными понятиями важнадля дальнейшегоосвоения курса литературы. | Учащиеся осознаЮт аллегорический смысл басни как литературного жанра, отличают басню от сказки о животных, знают историю жанра басни, умеют выразительно читать басню наизусть; осознаЮт идейно-художественные особенности басен И.А. Крылова | |||||
40. | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | Слово о писателе. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | Организуя работу над выполнением задания, требующего сравнить басню со сказкой «Тетерев и Лиса», актуализируем знания учащихся и развиваем умение сопоставительного анализа. | ||||||
41. | И.А. Крылов «Волк и ягнёнок» | Образы и сюжет. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | Следует внимательно проанализировать с учащимися диалог персонажей: как меняется настроение Ягнёнка и Волка? Начинаем работу над соотнесением речевой характеристики героя и его внутреннего облика. | ||||||
42. | И.А. Крылов«Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука» | Образы и сюжет. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в задании на с. 241: Сравни ворона из этой басни с Вороной из басни «Ворона и лисица». Чем отличаются персонажи?.. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни). |
| |||||
43. | И.А. Крылов «Демьянова уха» | Образы и сюжет. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | Вопрос: Почему в этом произведении нет говорящих животных, но мы называем его басней? актуализирует осознание учащимися жанровой природы басни. |
| |||||
44. | И.А. Крылов «Слон и моська» | Образы и сюжет. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Проводить самостоятельное исследование. | ЗаданиеКак ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?) готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешь… предположи… учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству). |
| |||||
45. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья под дубом» | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску басни по оглавлению в сборнике и т.д. | ||||||
46. | Диагностическая работа | Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета Литература. | ||||||||
47. | Анализ работы | В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку. | ||||||||
Этот необычный мир… | ||||||||||
Легенда | ||||||||||
48. | Легенда | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда. | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать. | Задание Спроси у старших… обучаетдиалогу за пределами урока; формирует личностные компетенции учащихся. | Учащиеся осознаЮт понятие «легендарное» как имеющее реальную основу; различают реальное и фантастическое в произведении; осознаЮт нравственно-дидактическое начало легенд как причину их социально-культурного «долголетия» | |||||
49. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Главные поэтические образы | Добро и зло в человеке и мире. | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. | Это произведение следует прочитать в классе, используя прием медленного чтения. Целесообразно задавать вопросы, акцентирующие внимание на важных идейных частях стихотворения и стимулирующие размышление. Задание перед текстом о произведении (стр.7). Для полноценного понимания текста необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. | ||||||
50. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Проблема добра и зла | Поэтический мир стихотворения. | Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Необходимо организовать словарную работу: составить вместе с учащимися словарик архаизмов и старославянизмов, использованных в стихотворении (с «переводом»). | ||||||
51. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». | Слово о писателе.Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Задание Чем похожи стихотворения «Три пальмы» и «Анчар»? Попробуй объяснить схожесть стихотворений двух разных поэтов. (стр. 13). может стать основой самостоятельной исследовательской работы учащихся. Важно оценить положительно даже осознанную попытку выполнить задание. | ||||||
52. | «Повесть временных лет» («Кий, Щек, Хорив», «Призвание варяжских князей») | История и время создания. Нестор-летописец. Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы. Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Устно отвечать на вопросы. | Как и при изучении стихотворения «Анчар», целесообразна работа по составлению словаря устаревших слов.
| ||||||
53. | «Повесть временных лет» (из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание на стр. 20: На основании прочитанных фрагментов сделай выводы… Умение обобщать результаты наблюдений -- важнейшая метапредметная компетенция. | ||||||
54. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Историческая основа произведения | Историко-культурная основа стихотворения. Источник сюжета – легенда об Олеге. Легендарное и художественное. | Выразительно читать стихотворение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Выделять смысловые части произведения. | Выделение смысловых частей стихотворения даст возможность учащимся сделать вывод: идейно-смысловые части «Песни…» не соотносятся во времени так жёстко, как в «Повести временных лет». В «Повести…» главное внимание сосредоточено на изложении фактов, в «Песне…» – на художественной идее. | ||||||
55. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Герои стихотворения | Человек и судьба Характеры героев. | Выразительно читать стихотворение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Обратим внимание на задание 3 на стр. 27. Пронаблюдаем, как меняется интонация и лексические особенности высказываний князя Олега. Обязательно делаем вывод изнаблюдений (Как речь характеризует героя?)
| ||||||
56. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». | Поэтический мир произведения. Летописная основа произведения... | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять героев. Устно отвечать на вопросы. | Задание, требующее от учащихся сопоставить героев стихотворения, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Продолжаем развивать умение сопоставительного анализа. | ||||||
57. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | Легенда о Томасе Лермонте | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др. | ||||||
Лирическое стихотворение | ||||||||||
58. | Лирическое стихотворение | Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. | Задание перед текстом о лирическом стихотворении. Выполнение такого рода заданий очень важно для коммуникативного развития школьника:1) формируется целостное представление о курсе литературы: с окончанием темы, с завершением изучения конкретного произведения работа не прекращается, каждый текст является элемент в коммуникативном пространстве, воссозданном в учебнике, он связан тематически и ассоциативно с другими текстами; 2) задание мотивирует к самостоятельному поиску информации, отбору главного в ней; 3) формируются рефлексивные умения: оценка возникших трудностей при выполнении задания. Очень важно организовать самостоятельную работу учащихся по выполнению этого задания.
Особое внимание обратим на задание Проверь себя: работа с указанными понятиями важнадля дальнейшегоосвоения курса литературы.
Задание на с. 32 Какие чувства вызывает у тебя картина… очень важнодляразвития эмоциональной сферы учащихся и умениявербализовать чувства и переживания. | Учащиеся осознаЮт особенность лирики как способа отражения чувств и переживаний; умеют выразительно читать стихотворения; владеют первоначальными умениями анализировать лирическое произведение
| |||||
59. | А.С. Пушкин. «Пущину» | Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Обязательно используем памятку «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения».
| ||||||
60. | А.С. Пушкин. «Няне» | Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Осуществлять проектную деятельность. | Задание на с. 36 Представь себе, что ты являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать как проектное. Тогда следует распределить обязанности учащихся по составлению сборника: кроме подбора стихотворений, предусмотреть написание предисловия, иллюстрирование, создание сочинений-миниатюр, которые могут выполнить функцию комментариев и т.д. Хорошо, если этот сборник будет действительно «издан» и преподнесен кому-то в качестве подарка.
| ||||||
61. | М.Ю. Лермонтов «Листок» | Мотив одиночества. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 1 на с. 40 предполагает обучение развернутому аргументированному ответу. Учитель может предложить выполнить это задание более подготовленным учащимся (работа может проводиться парой или группой). Хорошо, если учащиеся письменно подготовятся к ответу (помощь учителя обязательна). | ||||||
62. | М.Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…») | Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | При подготовке к выразительному чтению стихотворения обязательно пользуемся памяткой. Правильно организованная на уроке работа с памяткой представляет собой по существу анализ стихотворения. | ||||||
63. | А.А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом…» | Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задания 3 и 4 на с. 45 формируют важнейшие компетенции учащихся. Задание 3 содержит алгоритм сопоставительного анализа; умение сопоставлять произведение проверяется на экзамене по литературе и в 9, и в 11 классе. А задание 4 приучает делать выводы из наблюдений.
| ||||||
64. | А.А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику». | Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание Как ты объяснишь слова композитора П.И. Чайковского… на с. 45 является исследовательским. По-существу, ученику необходимо разобраться в приемах звукописи в лирике А.А. Фета. Хорошо, если учитель поможет прочитать и понять соответствующую литературоведческую литературу (энциклопедии, учебники литературы для старших классов и др.), а примеры пятиклассник подберёт абсолютно самостоятельно. | ||||||
65. | Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» | Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание Сравни окончательный вариант стихотворения «Весенняя гроза» с первоначальным вариантом. является исследовательским. План исследования представлен в вопросах после текста первоначального варианта стихотворения.
| ||||||
66. | Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…» | Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 1 на с. 51 – чтение с карандашом на уроке литературы должна стать обязательным.
| ||||||
67. | Ф.И. Тютчев. «Летний вечер». | Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 5 на стр. 52 помогает осознать ритмическую организацию поэтической речи как важнейшую особенность лирики; готовимся к освоению стихотворных размеров. | ||||||
68. | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Театр и жизнь | Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Очень важно выполнить предтекстовое задание: формирует умение искать, отбирать и систематизировать информацию; погружает текст стихотворения в исторический контекст, что имеет большое значение для понимания лирики Н.А. Некрасова. | ||||||
69. | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». «Играйте же, дети, растите на воле…» | Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения. | Выявлять художественные особенности произведения. | Задание 3 на с. 65 учит понимать природу тропа. Очень важно ответить на вопросы задания неформально. Именно осознание сути изобразительного средства, а не воспроизведение его определения, является основой читательской компетенции. | ||||||
70. | И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» | Слово о писателе. Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 1 с. 67, задание 1 с.69. Хорошо, если во время выполнения задания учащимися будет составлен (а в дальнейшем при изучении лирики пополнен) словарик, включающий слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Можно вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.) Словарик необходимо активно использовать при организации речевой деятельности школьников. Важно сформировать у пятиклассников умение, характеризуя настроение, сразу же объяснять, какими изобразительными средствами оно передано в стихотворении | ||||||
71. | С.А. Есенин. Стихотворение «Берёза» | Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 3 на стр. 69 готовит к осознанию природы метафоры (на примере олицетворения -- более доступного для восприятия пятиклассников тропа). Если учитель посчитает целесообразным, термин можем использовать. Но не заучиваем! | ||||||
72. |
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | Г. Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю. Лермонтова). И. В. Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др. | ||||||
Роман, повесть, рассказ | ||||||||||
73. | Эпические жанры литературы | Событие в эпическом произведении | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. | Предтекстовое задание на с. 76 является обязательным. Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно узнали о значении необходимых для понимания текста слов. | Учащиеся осознаЮт особенность эпического повествования: рассказ о событии, отстранённом от автора, созданном его творческой фантазией; умеют отличать произведения разных эпических жанров (без заучивания терминов) не по формальному признаку (объём), а по масштабу изображаемого события; владеют начальными приёмами анализа эпического произведения: характеризуют героя и способы создания его образа (портрет, речь, поступки); объясняют роль некоторых композиционных элементов (пейзаж, диалог); сопоставляют героев одного произведения и; героев разных произведений; сопоставляют эпизоды одного произведения и; эпизоды разных произведений; дают оценку героям и событиям; имеют первоначальное представление об авторской позиции в эпическом произведении и способах её выражения | |||||
74. | Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Секрет популярности романа | Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Проводить самостоятельное исследование. | Задание на с. 123, побуждающее выяснить мнение читателей о романе, развивает исследовательские умения учащихся. Выполнение задания в паре не является обязательным: учащийся может работать над исследованием индивидуально. | ||||||
75. | Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Жизнь героя на острове: невероятная или обыденная? | Воля и труд. Образ главного героя. | Характеризовать сюжет и проблематику произведения. Характеризовать героя произведения. | Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение (с. 123.) развивает важнейшие коммуникативные умения ученика: читать и интерпретировать прочитанное, сжимать текст, строить самостоятельные суждения на основе прочитанного и др. Соблюдаем принципы организации работы по выполнению этого задания: 1) используем личностно-ориентированный подход к учащимся (позволяем им выполнить часть работы, позволить выполнить задание устно и т.д.); 2) работу начинаем с анализа образца аннотации (с. 251); 3) объясняем учащимся цель этого жанра; 4) хорошо, если работа над аннотациями будет организована в форме ролевой игры («В книжном магазине», «В библиотеке», «В редакции» и т.д.) | ||||||
76. | А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Мечта и действительность | Слово о писателе.Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Составлять план текста. Устно отвечать на вопросы. | Предтекстовое задание на с. 125 нацеливает на применение способа «медленного чтения». Озаглавливание частей позволит увидеть особенности композиции романа (приём антитезы). | ||||||
77. | А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Смысл названия рассказа | Нравственная проблематика. Характер главного героя. | Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Размышлять. | Задание 4 на стр. 130 предполагает обязательное обоснование суждений с опорой на текст рассказа. | ||||||
78. | А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Прекрасный мир | Слово о писателе. Проблема испытания силы духа. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения. | Очень важна для понимания рассказа работа со словом: объяснение значения слова «яростный». Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно нашли толкование этого слова и объяснили, в каком значении оно употреблено в рассказе. | ||||||
79. | А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Яростный мир | Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя. | Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. | Выполнение дискуссионного задания на с. 148 позволяет актуализировать знания учащихся, развивает умение сопоставлять произведения, строить устный аргументативный текст. | ||||||
80. | Сочинение | Ив и Стильтон
или
Мальцев и его помощник (по выбору учащегося) | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением-сравнительной характеристикой | Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя. Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. | Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-сравнительной характеристики, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно. | |||||
81. | Сочинение | Создание сочинения- сравнительной характеристики | ||||||||
82. | Сочинение | Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность | ||||||||
83. | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Проблема автора: Тургенев или охотник | Слово о писателе.Таинственное и реальное в жизни. | Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Выполняя предтекстовое задание на с. 148, учащиеся применяют в новой учебной ситуации знания о жанрах устного народного творчества и о легендах. | ||||||
84. | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Герои рассказа | Образы главных героев. | Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. | Выполняя задания на с. 173, учащиеся развивают умение характеризовать героев, разделяя авторское отношение к ним и собственное (читательское) отношение. Обращаем внимание на речевое оформление ответов. | ||||||
85. | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Роль рассказчика в произведении | Образ рассказчика. Автор и рассказчик. | Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения. | Выполняя задания 2 и 3 на с. 173, учащиеся совершенствуют умение читать текст (с карандашом!), обращая внимание на значимые подробности и интерпретируя их. | ||||||
86. | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Вечные темы | Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. | Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения. | Задание на стр. 173 предполагает обсуждение проблемного вопроса в группах. Учитель может организовать выполнение этого задания иначе: в форме беседы, в форме письменного развёрнутого ответа. Главное, чтобы высказанные учащимися гипотезы были обоснованы. | ||||||
87. | Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Обычная необычная девочка | Слово о писателе. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Предтекстовое задание на с. 173 актуализирует знания учащихся, необходимые для понимания текста об авторе и текста рассказа Ю.П. Казакова.
Обязательно выполняем задание 1 на с. 174: понимание выражения «внутренний мир человека» необходимо для постижения не только смысла данного произведения, но и литературы в целом. Вводим это выражение в активный словар Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|