Роман, повесть, рассказ

Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении.

Д. Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX).

Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

А.С. Грин. Слово о писателе.Рассказ «Зелёная лампа».

Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

 

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

И.С. Тургенев. Слово о писателе.Рассказ «Бежин луг».

Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

 

Ю.П. Казаков. Слово о писателе.Рассказ «Оленьи рога».

Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

 

Джек Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише».

Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

 

В.П. Астафьев. Слово о писателе.Рассказ «Васюткино озеро».

Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

М.М. Зощенко. Слово о писателе.Рассказы из цикла «Лёлька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова»

Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним…

 

 



Примерное тематическое планирование курса «Литература»

Класс

Полугодие Количество часов Название раздела

 

 

I

1 Литература как искусство слова

Реальность и вымысел   46 часов

3 Малые жанры фольклора
5 Русские народные сказки
21 Авторская сказка
6 Басня
3 Внеклассное чтение
6 Подготовка, написание и анализ сочинения
2 Диагностическая работа. Анализ работы

 

 

II

Этот необычный мир 55 часов

9 Легенда
14 Лирическое стихотворение
21 Роман, повесть, рассказ
3 Внеклассное чтение
6 Подготовка, написание и анализ сочинения
2 Диагностическая работа. Анализ работы
 

Резервные уроки 3 часа



Примерное поурочное планирование курса «Литература» 5 класс

 

 

№ урока Тема

Содержание урока

Основные виды деятельности учащихся Методический комментарий к организации учебной деятельности

Планируемые результаты изучения материалов раздела

1. Литература как искусство слова

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устный развёрнутый ответ на вопрос. Вопрос (с.5) На какой предмет из курса начальной школы похож предмет литература? Поможем учащимся осознать, что предмет Литература предполагает не только чтение, но и осмысление художественного текста. Задание «Проверь себя» (с. 6). Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением!

Учащиеся осознаЮт специфику предмета литературы, его отличие от изучавшегося в начальной школе предмета «Литературное чтение»; имеют первоначальное представление о «вымысле» как неотъемлемой составляющей литературы.

Реальность и вымысел

Малые жанры фольклора

2. Пословицы

Понятие о малых жанрах фольклора. Отражение в пословицах исторических событий, обычаев и верований русского народа; основные группы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д.

 

Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок.

 

В задании Объясни, почему процесс созданияфольклорного произведения сравнивается с работой пчёл (с. 9) учащиеся впервые встретятся с формулировкой, начинающейся со слова «Объясни…». От них требуется не просто пересказать фрагмент текста, а ответить, рассуждая, на поставленный проблемный вопрос. Чтобы облегчить задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника, того, кому он будет объяснять, или представить вымышленного собеседника.

Задание Объясни, как научиться различать пословицы и поговорки (с. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую различать пословицы и поговорки.

На уроках по изучению малых жанров фольклора важно организовать игровую и творческую деятельность учащихся, например: собери «рассыпавшиеся» пословицы, узнай пословицу по началу; аукцион пословиц и поговорок на тему…; конкурс загадок и др. Творческие работы учащихся могут быть представлены в виде собственных сборников пословиц и загадок, рисунков, иллюстрирующих какую-либо загадку или пословицу, кроссворды по сказкам и др.

Учащиеся умеют применять знания о фольклоре, полученные в начальной школе, в новой учебной ситуации; различают пословицы и поговорки; осознАют образную природу малых жанров фольклора; уместно используют малые жанры фольклора в устной и письменной речи; владеют первоначальным представлением о нравственном идеале народа.

 

3. Поговорки

Поговорки. Отличие поговорок от пословиц. Образная природа поговорок.

4. Загадки

Загадка – один из древнейших жанров фольклора.

Иносказание как основа загадки.

Русские народные сказки

5. Сказка как произведение устного народного творчества

Сказка как выражение народного миропонимания. Художественный мир сказок. Виды сказок.

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Сжимать  текст, представлять полученную информацию в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы. Особое внимание в этом разделе обращаем на задания, позволяющие формировать коммуникативно-речевые умения пятиклассников. Учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Учим слушать. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)

Учащиеся умеют выделять сказку среди других жанров фольклора и литературных жанров. Знают признаки волшебной, бытовой сказки и сказки о животных; применяют эти знания при анализе текстов; осознаЮт роль вымысла в сказке.

6. Сказка «Хрустальная гора…». Знакомые герои, события, ситуации.

Волшебная сказка. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы. ЗаданиеПронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».
7. «Хрустальная гора…» как волшебная сказка.

Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Устно отвечать на вопросы. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.  
8. «Тетерев и Лиса»

Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Задание перед текстом сказки «Тетерев и лиса» (стр. 26). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».
9. «Как старик домовничал»

Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. При выполнении заданияПодбери пословицу…актуализируемзнания малых жанров фольклора. Приучаем школьников в случае необходимости возвращаться к предыдущим материалам учебника.

 

10. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д.

Авторская сказка

11. Литературная сказка и фольклорная сказка

Народность литературной сказки.

 

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Особое внимание обратим на заданиеПроверь себя:работа с указанными понятиями важнадля дальнейшегоосвоения курса литературы.

Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; понимают нравственную основу сказки; владеют начальными умениями сопоставительного анализа; осознаЮт специфику драмы как рода литературы (пьеса-сказка Е.Л. Шварца); овладевают основами театральной деятельности

 

12. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои.

Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Обязательно используем памятку «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения». Учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.
13. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» -- «добрым молодцам урок».

Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного

Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Проводить межтекстовые и внутритекстовые сопоставления. Задание, требующее от учащихся сопоставить героинь сказки, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Это начало работы над сопоставительным анализом.
14. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Что за прелесть эти сказки!»

Поэтическое мастерство Пушкина.

Выразительно читать наизусть. Проводить самостоятельное исследование. Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельноговыполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера.

 

15. Сочинение

За что наказана мачеха в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя).

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

16. Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного
17. Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность
18. Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна» -- сказка-пьеса.

Слово о писателе. Специфика драматургического произведения. Фольклорная основа сюжета.

Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Создавать сценарий (инсценировку). Задание, требующее создать пьесу на основе сказки, позволяет применить полученные знания для решения учебной задачи. Задание следует выполнять в соответствии с представленным в формулировке алгоритмом.

 

19. Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Сказка или быль?

Образы героев. Реальное и волшебное в сказке.

Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Рассказывать. Объяснять. Обращаем внимание на задание, выполняя которое учащиеся должны рассказать сказку о Лютонюшке, -- эта учебная задача учит рассказыванию как форме устного публичного выступления. Наблюдаем, как должно меняться речевое поведение рассказчика при смене адресата (слушателя). 
20. Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Смешная или или грустная?

Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Рассуждать. Задание, в котором ученика предупреждают: Не торопись, быть может, в сказке несколько поучений -- обучает рассуждению.
21. Э.Т.А. Гофман«Щелкунчик». Сказка в сказке

Реальное и чудесное в сказке.

Роль «Сказки о твёрдом орехе» в сюжете и проблематике «Щелкунчика».

           

Выразительно читать сказку. Выделять смысловые части художественного текста. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению». Ученик должен обязательно перечитать фрагмент, если затрудняется при ответе на вопрос.

 

22 Э.Т.А. Гофман«Щелкунчик». Что такое настоящая красота?

Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Идея сказки.

Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев. Рассуждать. Делать вывод. Сопоставлять. ЗаданиеПодготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137) направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы. Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению».
23. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Слово о писателе.

 

Сюжет повести.

Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. ЗаданиеОзаглавь каждый фрагмент текста (стр. 180). Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования умения сжимать текст. Не надо проводить эту работу лишь формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста.   Задания после каждого фрагмента повести позволяют организовать «медленное чтение».

 

24. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Повесть или сказка?

Реальные и фантастические события и герои.

Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. При изучении повести основное внимание следует сосредоточить на соотношении в ней фантастического и реального. Описание волшебных героев и ситуаций в реалистической манере, снижающей волшебное начало (особенно портреты волшебных героев). Описание Диканьки в реалистической манере, фольклорные элементы (колядование). Описание Петербурга в фантастической манере. Привлечь внимание, но не акцентировать противопоставление Диканька – Петербург. Сделать итоговое обобщение, что описано реалистично, что – фантастично.

 

25. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» Традиции народной сказки

Волшебные и фольклорные основы повести.

Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. Можно организовать деятельность учащихся по сопоставлению эпизодов: Оксана перед зеркалом и мачеха перед зеркалом («Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»). Необходимо проводить пошаговое сопоставление. Хорошо, если сбор материала и планирование ответа будут оформлены в виде таблицы. Учитель может организовать выполнение задания в паре или в группе. Сделаем вывод о сходстве и различии героинь; о роли этих эпизодов в произведениях.

 

26. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Главный герой повести

Вакула– главный герой повести.

Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказыватьсвою позицию. Рассуждать. Собираем материал для характеристики героя, вновь обратившись к вопросам после фрагментов повести и к заданиям на стр. 175. Пусть учащиеся расположат эти вопросы в такой последовательности, чтобы получился алгоритм характеристики персонажа. Какие вопросы, по мнению школьников, необходимо добавить?  

 

27. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» «Сколько… остроумия, веселости, поэзии и народности!» В.Г. Белинский

Художественные средства. Юмор.

Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Создавать сценарий (инсценировку). Можно построить работу над толкованием украинской пословицы «Не так страшен чёрт, как его малюют» с опорой на текст повести.     Задание, требующее создать пьесу на основе повести (инсценирование), следует выполнять в соответствии с алгоритмом, представленным в формулировке задания на с. 180.

 

28. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». События повести: реальные или фантастические

Слово о писателе. Специфика сказки-были.

Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.   ЗаданиеВсё ли тебе понятно в прочитанном тексте?..(с.213). Еще один тип задания, развивающий метапредметные умения учащихся и личностную компетенцию, – выполняя это задание, пятиклассник учится рефлексии, самоанализу, компенсаторным умениям, самостоятельному получению информации и др. Обязательно работаем над выполнением этого задания. Ориентируясь на конкретную педагогическую ситуацию в классе, учитель может включать выполнение этого задания и на более ранних этапах изучения литературы в 5 классе.

 

29. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша

Образы героев.

Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать. Обращаем внимание на выполнение заданияПодготовь три устных рассказа…Обязательно следуем алгоритму, представленному в формулировке задания. Обучаем рассказыванию: формируем умение устанавливать контакт со слушателями, создаём рассказ так, чтобы он был понятен и интересен слушателям.

 

30. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». ПравдаАнтипыча

Нравственная проблематика.

Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять проблематику произведения. Устно отвечать на вопросы. Отвечая на проблемные вопросы после текста, обязательно обосновываем свою позицию. Категорически не принимаются односложные ответы.

 

31. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М. Пришвин

Художественное своеобразие повести. Роль пейзажа.

Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Особое внимание следует обратить на роль пейзажа: сросшиеся сосна и ель. Сопоставить с образами брата и сестры, их ссорой (часть IV). Сделать вывод о единстве человека и природы для Пришвина.

 

32. Сочинение

 

Почему Настю называют «Золотая курочка»?

или

Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»?

(по выбору учащихся)

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя).

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

33. Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного
34. Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность
35. П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»

Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Роль рассказчика.

 

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.  Обращаем внимание на вопросы перед текстом об авторе и на рефлексивное задание после текста: обучаем осмысленному чтению, умению выбирать, систематизировать и оценивать информацию. Развиваем личностные компетенции учащихся.

 

36. П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»

Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения. Обратим внимание на задание, нацеливающее на сопоставительный анализ героев. Деятельность учащихся усложняется: необходимо самостоятельно выбрать героев для сопоставления и обосновать выбор. Дальнейшее сопоставление проводится по известному учащимся алгоритму. Если школьники затрудняются с подбором литературного материала для сопоставительного анализа, учителю следует помочь им.
37. В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было»

Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Задние 2 перед текстом об авторе (стр. 224). Можно дать индивидуальное задание одному (нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». ЗаданиеКак ты думаешь, почему рассказ заканчивается трагически для его героев? (стр. 230). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы.

Учащиеся осознают иносказательный смысл произведения.

38. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

В.Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце».

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д.

Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; осознают нравственные идеи сказки

   

Басня

39. Басня

Специфика басни. Басня и сказки о животных. Аллегория и мораль в басне

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Очень важно организовать рефлексию после текста учебника по алгоритму, данному в задании. Особое внимание обратим на заданиеПроверь себя:работа с указанными понятиями важнадля дальнейшегоосвоения курса литературы.

Учащиеся осознаЮт аллегорический смысл басни как литературного жанра, отличают басню от сказки о животных, знают историю жанра басни, умеют выразительно читать басню наизусть; осознаЮт идейно-художественные особенности басен И.А. Крылова

40. И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Слово о писателе. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Организуя работу над выполнением задания, требующего сравнить басню со сказкой «Тетерев и Лиса», актуализируем знания учащихся и развиваем умение сопоставительного анализа.
41. И.А. Крылов «Волк и ягнёнок»

Образы и сюжет. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Следует внимательно проанализировать с учащимися диалог персонажей: как меняется настроение Ягнёнка и Волка? Начинаем работу над соотнесением речевой характеристики героя и его внутреннего облика.
42. И.А. Крылов«Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука»

Образы и сюжет. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в задании на с. 241: Сравни ворона из этой басни с Вороной из басни «Ворона и лисица». Чем отличаются персонажи?.. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни).

 

43. И.А. Крылов «Демьянова уха»

Образы и сюжет. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Вопрос: Почему в этом произведении нет говорящих животных, но мы называем его басней? актуализирует осознание учащимися жанровой природы басни.

 

44. И.А. Крылов «Слон и моська»

Образы и сюжет. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Проводить самостоятельное исследование. ЗаданиеКак ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?) готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешь… предположи… учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству). 

 

45. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья под дубом»

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску басни по оглавлению в сборнике и т.д.
46. Диагностическая работа

Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета Литература.

47. Анализ работы

В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку.

Этот необычный мир…

Легенда

48. Легенда

Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда.

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать.

Задание Спроси у старших… обучаетдиалогу за пределами урока; формирует личностные компетенции учащихся.

Учащиеся осознаЮт понятие «легендарное» как имеющее реальную основу; различают реальное и фантастическое в произведении; осознаЮт нравственно-дидактическое начало легенд как причину их социально-культурного «долголетия»

49. А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Главные поэтические образы

Добро и зло в человеке и мире.

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения.

Это произведение следует прочитать в классе, используя прием медленного чтения. Целесообразно задавать вопросы, акцентирующие внимание на важных идейных частях стихотворения и стимулирующие размышление.

Задание перед текстом о произведении (стр.7). Для полноценного понимания текста необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении.

50. А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Проблема добра и зла

Поэтический мир стихотворения.

Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Необходимо организовать словарную работу: составить вместе с учащимися словарик архаизмов и старославянизмов, использованных в стихотворении (с «переводом»).

51. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы».

Слово о писателе.Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.

Задание Чем похожи стихотворения «Три пальмы» и «Анчар»? Попробуй объяснить схожесть стихотворений двух разных поэтов. (стр. 13). может стать основой самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Важно оценить положительно даже осознанную попытку выполнить задание.

52. «Повесть временных лет» («Кий, Щек, Хорив», «Призвание варяжских князей»)  

История и время создания. Нестор-летописец. Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы. Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Устно отвечать на вопросы.

Как и при изучении стихотворения «Анчар», целесообразна работа по составлению словаря устаревших слов.

 

53. «Повесть временных лет» (из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки»)

Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание на стр. 20: На основании прочитанных фрагментов сделай выводы… Умение обобщать результаты наблюдений -- важнейшая метапредметная компетенция.

54. А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Историческая основа произведения

Историко-культурная основа стихотворения. Источник сюжета – легенда об Олеге. Легендарное и художественное.

Выразительно читать стихотворение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.  Выделять смысловые части произведения.

Выделение смысловых частей стихотворения даст возможность учащимся сделать вывод:

идейно-смысловые части «Песни…» не соотносятся во времени так жёстко, как в «Повести временных лет». В «Повести…» главное внимание сосредоточено на изложении фактов, в «Песне…» – на художественной идее.

55. А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Герои стихотворения

Человек и судьба Характеры героев.

Выразительно читать стихотворение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Обратим внимание на задание 3 на стр. 27. Пронаблюдаем, как меняется интонация и лексические особенности высказываний князя Олега. Обязательно делаем вывод изнаблюдений (Как речь характеризует героя?)

 

56. А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

Поэтический мир произведения. Летописная основа произведения...

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять героев. Устно отвечать на вопросы.

Задание, требующее от учащихся сопоставить героев стихотворения, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Продолжаем развивать умение сопоставительного анализа.

57.   ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Легенда о Томасе Лермонте

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др.

Лирическое стихотворение

58.

Лирическое стихотворение

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы.

Задание перед текстом о лирическом стихотворении. Выполнение такого рода заданий очень важно для коммуникативного развития школьника:1) формируется целостное представление о курсе литературы: с окончанием темы, с завершением изучения конкретного произведения работа не прекращается, каждый текст является элемент в коммуникативном пространстве, воссозданном в учебнике, он связан тематически и ассоциативно с другими текстами; 2) задание мотивирует к самостоятельному поиску информации, отбору главного в ней; 3) формируются рефлексивные умения: оценка возникших трудностей при выполнении задания. Очень важно организовать самостоятельную работу учащихся по выполнению этого задания.

 

Особое внимание обратим на задание Проверь себя: работа с указанными понятиями важнадля дальнейшегоосвоения курса литературы.

 

Задание на с. 32 Какие чувства вызывает у тебя картина… очень важнодляразвития эмоциональной сферы учащихся и умениявербализовать чувства и переживания.

Учащиеся осознаЮт особенность лирики как способа отражения чувств и переживаний; умеют выразительно читать стихотворения; владеют первоначальными умениями анализировать лирическое произведение

 

 

59.

А.С. Пушкин. «Пущину»

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Обязательно используем памятку «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения».

 

60.

А.С. Пушкин. «Няне»

Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Осуществлять проектную деятельность.

Задание на с. 36 Представь себе, что ты являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать как проектное. Тогда следует распределить обязанности учащихся по составлению сборника: кроме подбора стихотворений, предусмотреть написание предисловия, иллюстрирование, создание сочинений-миниатюр, которые могут выполнить функцию комментариев и т.д. Хорошо, если этот сборник будет действительно «издан» и преподнесен кому-то в качестве подарка.

 

61.

М.Ю. Лермонтов «Листок»

Мотив одиночества. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание 1 на с. 40 предполагает обучение развернутому аргументированному ответу. Учитель может предложить выполнить это задание более подготовленным учащимся (работа может проводиться парой или группой). Хорошо, если учащиеся письменно подготовятся к ответу (помощь учителя обязательна).

62.

М.Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

При подготовке к выразительному чтению стихотворения обязательно пользуемся памяткой. Правильно организованная на уроке работа с памяткой представляет собой по существу анализ стихотворения.

63.

А.А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом…»

Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задания 3 и 4 на с. 45 формируют важнейшие компетенции учащихся. Задание 3 содержит алгоритм сопоставительного анализа; умение сопоставлять произведение проверяется на экзамене по литературе и в 9, и в 11 классе. А задание 4 приучает делать выводы из наблюдений.

 

64.

А.А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику».

Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание Как ты объяснишь слова композитора П.И. Чайковского… на с. 45 является исследовательским. По-существу, ученику необходимо разобраться в приемах звукописи в лирике А.А. Фета. Хорошо, если учитель поможет прочитать и понять соответствующую литературоведческую литературу (энциклопедии, учебники литературы для старших классов и др.), а примеры пятиклассник подберёт абсолютно самостоятельно.

65.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»

Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание Сравни окончательный вариант стихотворения «Весенняя гроза» с первоначальным вариантом. является исследовательским. План исследования представлен в вопросах после текста первоначального варианта стихотворения.

 

66.

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…»

Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание 1 на с. 51 – чтение с карандашом на уроке литературы должна стать обязательным. 

 

67.

Ф.И. Тютчев. «Летний вечер».

Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание 5 на стр. 52 помогает осознать ритмическую организацию поэтической речи как важнейшую особенность лирики; готовимся к освоению стихотворных размеров.

68.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Театр и жизнь

Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.

Очень важно выполнить предтекстовое задание: формирует умение искать, отбирать и систематизировать информацию; погружает текст стихотворения в исторический контекст, что имеет большое значение для понимания лирики Н.А. Некрасова.

69.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». «Играйте же, дети, растите на воле…»

Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Задание 3 на с. 65 учит понимать природу тропа. Очень важно ответить на вопросы задания неформально. Именно осознание сути изобразительного средства, а не воспроизведение его определения, является основой читательской компетенции.

70.

И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…»

Слово о писателе. Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание 1 с. 67, задание 1 с.69. Хорошо, если во время выполнения задания учащимися будет составлен (а в дальнейшем при изучении лирики пополнен) словарик, включающий слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Можно вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.) Словарик необходимо активно использовать при организации речевой деятельности школьников. Важно сформировать у пятиклассников умение, характеризуя настроение, сразу же объяснять, какими изобразительными средствами оно передано в стихотворении

71.

С.А. Есенин. Стихотворение «Берёза»

Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание 3 на стр. 69 готовит к осознанию природы метафоры (на примере олицетворения -- более доступного для восприятия пятиклассников тропа). Если учитель посчитает целесообразным, термин можем использовать. Но не заучиваем!

72.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Г. Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю. Лермонтова). И. В. Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др.

   

Роман, повесть, рассказ

73.

Эпические жанры литературы

Событие в эпическом произведении Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы.

Предтекстовое задание на с. 76 является обязательным. Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно узнали о значении необходимых для понимания текста слов.

Учащиеся осознаЮт особенность эпического повествования: рассказ о событии, отстранённом от автора, созданном его творческой фантазией; умеют отличать произведения разных эпических жанров (без заучивания терминов) не по формальному признаку (объём), а по масштабу изображаемого события; владеют начальными приёмами анализа эпического произведения: характеризуют героя и способы создания его образа (портрет, речь, поступки); объясняют роль некоторых композиционных элементов (пейзаж, диалог); сопоставляют героев одного произведения и; героев разных произведений; сопоставляют эпизоды одного произведения и; эпизоды разных произведений; дают оценку героям и событиям; имеют первоначальное представление об авторской позиции в эпическом произведении и способах её выражения

74.

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Секрет популярности романа

Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Проводить самостоятельное исследование.

Задание на с. 123, побуждающее выяснить мнение читателей о романе, развивает исследовательские умения учащихся. Выполнение задания в паре не является обязательным: учащийся может работать над исследованием индивидуально.

75.

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Жизнь героя на острове: невероятная или обыденная?

Воля и труд. Образ главного героя. Характеризовать сюжет и проблематику произведения. Характеризовать героя произведения.

Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение (с. 123.) развивает важнейшие коммуникативные умения ученика: читать и интерпретировать прочитанное, сжимать текст, строить самостоятельные суждения на основе прочитанного и др. Соблюдаем принципы организации работы по выполнению этого задания: 1) используем личностно-ориентированный подход к учащимся (позволяем им выполнить часть работы, позволить выполнить задание устно и т.д.); 2) работу начинаем с анализа образца аннотации (с. 251); 3) объясняем учащимся цель этого жанра; 4) хорошо, если работа над аннотациями будет организована в форме ролевой игры («В книжном магазине», «В библиотеке», «В редакции» и т.д.)

76.

А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Мечта и действительность

Слово о писателе.Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Составлять план текста. Устно отвечать на вопросы.

Предтекстовое задание на с. 125 нацеливает на применение способа «медленного чтения». Озаглавливание частей позволит увидеть особенности композиции романа (приём антитезы).

77.

А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Смысл названия рассказа

Нравственная проблематика. Характер главного героя. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Размышлять.

Задание 4 на стр. 130 предполагает обязательное обоснование суждений с опорой на текст рассказа.

78.

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Прекрасный мир

Слово о писателе. Проблема испытания силы духа. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения.

 Очень важна для понимания рассказа работа со словом: объяснение значения слова «яростный». Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно нашли толкование этого слова и объяснили, в каком значении оно употреблено в рассказе.

79.

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Яростный мир

Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения.

Выполнение дискуссионного задания на с. 148 позволяет актуализировать знания учащихся, развивает умение сопоставлять произведения, строить устный аргументативный текст.

 
80.

Сочинение

Ив и Стильтон

 

или

 

Мальцев и его помощник

(по выбору учащегося)

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением-сравнительной характеристикой

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-сравнительной характеристики, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

81.

Сочинение

Создание сочинения- сравнительной характеристики
82.

Сочинение

Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность
83.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Проблема автора: Тургенев или охотник

Слово о писателе.Таинственное и реальное в жизни. Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. 

Выполняя предтекстовое задание на с. 148, учащиеся применяют в новой учебной ситуации знания о жанрах устного народного творчества и о легендах. 

 
84.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Герои рассказа

Образы главных героев. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения.  

Выполняя задания на с. 173, учащиеся развивают умение характеризовать героев, разделяя авторское отношение к ним и собственное (читательское) отношение. Обращаем внимание на речевое оформление ответов.

 
85.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Роль рассказчика в произведении

Образ рассказчика. Автор и рассказчик. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения.

Выполняя задания 2 и 3 на с. 173, учащиеся совершенствуют умение читать текст (с карандашом!), обращая внимание на значимые подробности и интерпретируя их.

 
86.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Вечные темы

Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения.

Задание на стр. 173 предполагает обсуждение проблемного вопроса в группах. Учитель может организовать выполнение этого задания иначе: в форме беседы, в форме письменного развёрнутого ответа. Главное, чтобы высказанные учащимися гипотезы были обоснованы.

 
87.

Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Обычная необычная девочка

Слово о писателе. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.

Предтекстовое задание на с. 173 актуализирует знания учащихся, необходимые для понимания текста об авторе и текста рассказа Ю.П. Казакова.

 

Обязательно выполняем задание 1 на с. 174: понимание выражения «внутренний мир человека» необходимо для постижения не только смысла данного произведения, но и литературы в целом. Вводим это выражение в активный словар


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow