Религию можно рассматривать как сложный социальный феномен, который предполагает вероучение, культовую практику и объединение верующих

Модуль «Религиоведение»

 

Религиоведение – комплексная научная дисциплина, предполагающая теоретический и исторический анализ религии: ее происхождения и развития, ее сущности, ее функций, ее места в культурном развитии человечества.

Религиоведению противостоит теология (богословие). Теология – это система религиозно-догматического обоснования и защиты вероучения и культа. Богословско-теологический подход к изучению религии – это подход с позиций верующего человека, считающего вероучение исходной и безусловной истиной.

Научный и философский подходы (которые не обязательно предполагают отрицательное отношение к религии) предполагают критический анализ религии с позиций разума и научных критериев истинности, с использованием философско-научной методологии.

К основным методологическим принципам в религиоведении относят принципы объективности, единства исторического и логического анализа, надконфессиональности, плюрализма и толерантности.

Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания религиоведение сформировалось во второй половине ХІХ века.

 

Религию можно рассматривать как сложный социальный феномен, который предполагает вероучение, культовую практику и объединение верующих.

Можно объяснить слово «религия» происходящим от латинского «благочестие», «святыня», «набожность» и определить как такую форму мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний (небесный, сверхъестественный) и посюсторонний (земной, естественный). Это такое мировоззрение и соответствующее ему поведение и культ, которые основываются на вере в реальное существование какого-либо сверхъестественного начала. Основой религиозного мировоззрения, его главным признаком является вера в сверхъестественное и его главную роль в жизни людей и природы. Можно считать слово «религия» происходящим от латинского слова «связь» и определять религию как осознанную связь человека с некоторым сверхъестественным началом, с Высшей творческой, организующей силой мирового бытия, воплощением высшей духовности, высшего Добра (или Зла, смотря, какая религия и о каком божестве идет речь), Справедливости (или наоборот), Истины (или Лжи).

Религия основывается на религиозной вере. Вера (любая, не только религиозная) есть особенное состояние души (или психическое состояние), при котором человек убежден в достоверности (истинности) чего-либо без необходимости обращения к теоретическому доказательству или чувственному опыту. Человек «просто» уверен в чем-либо. В случае религиозной веры ее предметом является сверхъестественное и его взаимосвязь с природой, обществом и человеком. Люди всегда хотели знать, во что они верят. Поэтому религиозная вера противостоит не знанию, а научному доказательству, научной теории.

Вопрос о происхождении религии является довольно сложным и зависит от того, с точки зрения какого подхода – богословско-теологического или научно-философского – рассматривается данный вопрос. Богословско-теологический подход, как правило, указывает на то, что мир и человек были созданы сверхъестественной силой или силами (например, Богом или богами), играющими основополагающую роль в дальнейшем их развитии. Наука предпочитает опираться на научные факты, которые черпает из археологии, антропологии и т.д. Фактов этих, увы, недостаточно, и поэтому можно говорить лишь о вероятностном объяснении. Считается, что около 35-40 тыс. лет назад у древнейших людей современного типа (человек разумный) уже существовали примитивные религиозные представления. Многие научные теории отталкиваются от гипотезы о том, что человек перенес на окружающий его мир особенности своей природы, что и послужило основой для появления религиозных идей. Часто можно встретить такой взгляд на происхождение религии: религиозное сознание порождается бессилием древних людей в борьбе с господствующими над ними слепыми, грозными, таинственными природными и общественными явлениями, которых люди боялись, от которых зависели, причин которых не понимали. Согласно такой точке зрения, религия возникает как восполнение человеческого бессилия, незнания перед стихией (чуждым, высшим, роком), как стремление «договориться» со страшной и непонятной силой о поддержке, помощи, не причинении вреда. А сегодня? Почему веруют в Бога физики и химики, биологи и антропологи, лауреаты разных научных премий, ведь они-то уж, казалось бы, могли обойтись без сверхъестественного в объяснении различных явлений и процессов, как природных, так и социальных. Однако они веруют, заявляя, что их религиозные убеждения ничуть не противоречат их научным взглядам. И Нильс Бор, и Вернер Гейзенберг пришли к тому, что религия помогает гармонизировать жизнь в обществе, и одна из ее задач - напоминание о большом Порядке мира. Норберт Винер считал, что принципы порядка во Вселенной, вероятно, не очень отличаются от того, что религиозный человек подразумевает под Богом. Макс Планк заявил, что нет никаких препятствий для того, чтобы отождествлять мировой порядок науки с Богом религии. Божество оказывается по своей природе тем же, что и сила естественных законов. Источник религиозной веры можно усмотреть в непосредственном ощущении Бога (божеств) человеком, в переживании реальности Высшего начала, стремлении к этому переживанию, которое приносит истинно верующему душевное очищение, покой и надежду, укрепляет его дух и позволяет пережить минуты блаженства, благодарности, доверия, светлой радости или печали.

Внешняя форма проявления веры – культ (от лат. «уход», «почитание»). Культ – это совокупность сакральных, т.е. священных, действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или естественные объекты. К культу относят ритуалы, молитвы, таинства, посты... К средствам культа относят материальные предметы, которые используются в культовой практике: храмы, реликвии, одеяния священнослужителей, храмовая утварь и т.п.

К древнейшим культам относятся:

1. культ Богини-Матери, правящей всеми природными процессами всеобщей прародительницы,

2. вредоносные культы (ведовство),

3. эротический культ,

4. погребальный культ, связанный с верой в существование души и ее загробную жизнь,

5. раннеплеменной культ (инициации) – возрастные посвятительные обряды, отражающие совершеннолетие, или посвящение во взрослые члены племени,

6. промысловый культ, ведущий свое начало от тотемизма,

7. культ предков,

8. культ вождей,

9. аграрный культ, призванный обеспечить плодородие земли,

10. культ растений,

11. культ животных,

12. культ гор,

13. шаманизм и другие культы.

 

К основным религиозным организациям относят 1) церковь (отличается сложной, строго централизованной и иерархической системой взаимодействия священников и верующих), 2) секта (объединение с самобытным вероучением и культом, которое откололось от более крупной организации и характеризуется замкнутостью, часто – претензиями на исключительность), 3) деноминация (переходный тип религиозной организации, который имеет черты как церкви, так и секты – в зависимости от конкретной ситуации).

К основным функциям религии можно отнести:

1) компенсаторную: представление идеального мира (или состояния совершенства, к которому верующий должен стремиться) в определенной степени избавляет человека от тягот жизни; этим компенсируется бессилие перед природными и социальными силами, ограниченность научных знаний, несовершенство человека и человеческой жизни вообще;

2) мировоззренческую: у верующего вырабатывается специфическое мировоззрение, основанное на вере в реальное существование сверхъествественного начала;

3) регулятивную: религия есть средство социальной регуляции, упорядочения, сохранения нравов, традиций, так как она нацеливает верующего на следование определенной системе ценностей и норм поведения;

4) интегрирующую или дезинтегрирующую;

5) политическую: активное влияние на политику (но не каждая религия выполняет эту функцию);

6) культуроформирующую: религия влияет на развитие духовной культуры;

7) терапевтическую: религия помогает сохранить или восстановить внутренний покой, психологическое равновесие, снять последствия стресса и т.п.

К наиболее ранним формам религии относят:

1. Фетишизм (от португальск. «амулет», «талисман», «волшебный») – почитание различных реальных объектов, которые наделяются сверхъестественными свойствами, такими как способность защищать, лечить, помогать… Это могли быть камни, щепки, зубы, фигурки. Фетиши – это прототипы идолов и статуй богов.

2. Тотемизм (от слова «ототем», что на языке одного из племен североамериканских индейцев означает «его род») – это вера в существование сверхъестественного родства между группой людей (обычно родом) и определенным видом животных, растений (реже – предметом). Животное или растение – тотем обычно считалось предком рода (позже на этой основе возник культ животных, растений, мифы о превращении людей в животных или растений, культ предков). Многие ученые отмечают, что в тотемизме отразились особенности социальных отношений в первобытном обществе (т.е. кровнородственные связи), которые были перенесены на внешний мир.

3. Анимизм (от лат. «душа») – вера в существование духов, души, душ умерших предков. Первобытные люди рассматривали природу по аналогии с собой (т.е. одушевляли, наделяли волей, разумом...). От анимизма берет свое начало культ предков.

4. Аниматизм (от лат. «одушевленный») – вера во всеобщую одушевленность природы, представление о безличной силе, действующей в природе.

 

Национально-государственные религии (или просто национальные религии) – это религии, присущие конкретному народу или государству, с его историческим опытом, с его определенным уровнем материального и духовного развития, определенным географическим расположением и т.д. Процесс возникновения национальных религий начался в IV тысячелетии до нашей эры и был связан с переходом от первобытного общества к цивилизации, к классовому обществу. В этот период возникает частная собственность, социальное неравенство, государство, право… Главными объектами в национальных религиях являются уже не безличные сверхъестественные силы, духи или демоны, а боги, т.е. более совершенные духи, персонифицированные, носящие имена, и от них зависела жизнь людей, природы и сверхъестественных сил. Еще особенность национальных религий – политеизм (многобожие), в сочетании с постепенно выстраивающейся иерархией богов, которая воспроизводила социальную иерархию. Боги являлись не только воплощением сил природы, но и общественных отношений, покровительствовали определенным человеческим занятиям. В некоторых религиях зарождается представление о причинно-следственной связи между поведением людей в их земной жизни и их посмертной судьбой. Культовая деятельность специализируется, к культовой практике, как правило, не допускали низы общества. Появились постоянные культовые сооружения, установился религиозный ритуал. Ритуалы стали осуществляться определенными людьми, которые выделились в отдельную социальную группу. Для национальных религий характерна развитая практика жертвоприношения (их смысл – и воспитательный, и очистительный, и благодарность богам, стремление их задобрить, укрепить миропорядок). В целом, четкое соблюдение ритуала было важнее духовной сущности религии.

К ранним национальным религиям относятся древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская, древнеиндийская, древнеславянская и др. К поздним национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, джайнизм, сикхизм.

 

Мировые религии – те, которые перешагнули рамки определенной этнической среды и распространились среди народов различных государств. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Они имеют наднациональный характер.

 

Буддизм – это древнейшая из мировых религий. Основателем ее является принц из племени шакья Сиддхартха Гаутама, который стал Буддой Шакьямуни. «Будда» означает «просветленный», «пробужденный». Жил он в VI - V вв. до н.э. в Индии.

Самой молодой из мировых религий является ислам. Зародился ислам в Аравии, в области Хиджаз в VII в. н.э. Основателем ислама является пророк Мухаммад.

Христианство – самая распространенная на земле мировая религия. Христианство возникло в I в. н.э. на территории Восточной части Римской империи в Палестине («наша эра» – новая эра, которая начинает свой отсчет с рождения Иисуса Христа).

Священная литература – Священное Писание, или Библия, а также Священное Предание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: