Тема: Семейные правоотношения

Семинарское занятие № 1

Тема: Введение в римское частное право. Источники римского частного права.
А. Теоретические вопросы:
1. Римское публичное и частное право: понятие, отличия.
2. Предмет и система римского частного права. Значение римского частного права для современной юриспруденции.
3. Периоды развития римского частного права.
4. Источники римского частного права: понятие, виды.


Б. Практические задания:
1.
1.1.Римские юристы и ораторы. Работы юристов периода республики. Работы юристов классического периода. Начало комментирования законов и эдиктов. Юридическая практика. Практика юрисконсультов. Цицерон ("Об обязанностях"). Сентенции Юлия Павла.
1.2.Обычное право и закон в средние века. Необходимость создания единой общеевропейской правовой системы.
1.3.Возникновение юридической школы в Болонье. Ирнерий – основатель школы. Возникновение университета, особенности его организации и метод преподавания. 1.4.Глоссы к Дигестам. Школы комментаторов и глоссаторов. Quattuar doctores (Irnerius, Bulgarus, Hugo, Jacobus). Placentius и Azo – создатели Summa Codicem. Accursius – автор Glossa Ordinaria. Communis Opinio Doctorem. Возникновение понятия "юридическое лицо".
1.5.Гражданское и каноническое право. Грациан и его Concordia Discordantium Canonum. Идеологическое и политическое влияние папского престола на формирование единой системы правовых норм.
1.6.Метод обучения и работы болонских юристов.
1.7.Формы позитивного права. Роль плебисцитов и постановлений сената в создании права.
Роль судебного прецедента в римском праве.

2. Решить задачу: Римский гражданин Антоний приобрел у перегрина Стикха 10 лошадей, но вскоре животные начали болеть. Антоний решил обратиться в суд, считая, что Стикх продал ему некачественный товар. Нормами какого права должен быть урегулирован данный спор: цивильного права, преторского права или права народов? Какое решение может быть вынесено судом?

 

Семинарское занятие № 2
Тема: Учение об исках
А. Теоретические вопросы:
1. Возникновение и становление государственной формы защиты имущественных прав.
2. Легисакционный, формулярный и экстраординарный процессы: краткая характеристика, отличительные черты. Развитие процессуальных институтов.
3. Понятие и виды исков.
4. Средства преторской защиты.
5. Законные сроки и исковая давность.

Б. Практические задания:
Задача 1. Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца. Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если возможен, то какой – вещный или персональный? О чем иск? Каким образом будет исчисляться его сумма? Составьте формулу иска, выделив интенцию и комдемнацию.
Задача 2. Марк неоднократно напоминал Туллию о необходимости возвратить долг в 100 сестерциев. Туллий каждый раз уклонялся, но затем сказал: "Я заплачу, но дай мне клятвенное обещание, что ты не будешь мне больше напоминать об этом". Марк поклялся, а Туллий все не платил. Не в силах самостоятельно разрешить создавшуюся дилемму (если молчать, ничего не получишь, если напомнить, нарушишь клятву), Марк обратился за помощью к претору. Есть ли выход из этой ситуации?
Задача 3. Из-за небрежности Стиха, который не следил за состоянием забора на участке, который он должен был охранять, туда проник скот его соседа Панфила. На требование Стиха выгнать свой скот с его участка и не пускать его больше, Панфил ответил отказом, указывая на то, что не мешало бы Стиху сначала отремонтировать забор. Не придя ксоглашению, спорщики обратились к претору. Какого рода защиту они могут требовать, исковую или интердиктную? Каковы будут действия претора?

Семинарское занятие № 3
Тема: Лица
А. Теоретические вопросы:
1.Общая характеристика правового положения физических лиц в Древнем Риме. Понятие правоспособности и дееспособности.
2. Правовой статус римских граждан.
3. Особенности правового статуса латинов, перегринов, вольноотпущенников, колонов, рабов.
4. Юридические лица в Древнем Риме.


Б. Практические задания:
Задача 1. При сомнении в действительном правовом статусе раба следует считать его: а) рабом; б) свободным.

Задача 2. Во время эпидемии некая погребальная коллегия, истощив собственные средства, обратилась к банкиру за помощью. Получив заем, она не смогла вернуть его в установленный срок. Каким образом банкир сможет получить назад свои деньги? Может ли он, в частности, обратить взыскание на отдельных членов коллегии?

Задача 3. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

Задача 4. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

 Задача 5. Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации?

 

Семинарское занятие № 4

































Тема: Семейные правоотношения

А. Теоретические вопросы:

1.Общая характеристика римского семейного права. Агнатское и когнатское родство. 2. Правовые отношения между супругами. 3. Правовые отношения между родителями и детьми.

Б. Практические задания:

Задача 1. У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился от подвластного сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоящей в правильном браке cum manu. Какой из внуков находится под властью деда?

Задача 2. В римском праве различались два способа усыновления: adoptio и adrogatio. В чем состоит принципиальное различие этих способов? В чем вы видите их смысл?

Задача 3. По достижении совершеннолетия усыновленный заявил, что будь его воля, он никогда бы не согласился на акт усыновления. Послужит ли это основанием для эмансипации?

Задача 4. Римские юристы говорили, что "брак создается не сожительством, но согласием супругов" (D. 35, 1, 15; 50, 17, 30). Что это значит? Дайте правовую оценку этому высказыванию.

Задача 5. Луций был женат и владел небольшим поместьем в окрестностях Рима. В скором времени он решил попытать счастья на военном поприще и отправился в один из многочисленных военных походов. Случилось однако так, что он попал в плен и провел на чужбине довольно долгое время. Будучи выкупленным друзьями, он вернулся в свое поместье, но оказалось, что жена его в это время вышла замуж и передала права собственности на поместье своему новому мужу. Может ли Луций вернуть назад свое поместье? Может ли он вернуть себе жену?

Задача 6. Известно, что по общему правилу дарение между супругами ничтожно, даже если была произведена процедура манципации. Предположим, что после совершения развода муж дал нечто женщине, чтобы она вернулась. Женщина вернулась, но затем снова развелась. Имеет ли в этом случае дарение силу? Как отвечали на этот вопрос римские юристы? Что думаете по этому поводу вы?

Задача 7. Lex Iulia de adulteriis coercendis устанавливал ответственность за разврат и незаконное сожительство. Что считалось развратом и какое полагалось наказание? В равной ли мере по этому закону отвечали мужчины и женщины? Существовало ли неравенство в правовом положении женщин в классическом римском праве и если да, то в чем оно выражалось? Какие законы, защищающие права женщин, вы знаете? В лучшую или худшую сторону изменило это положение христианство? Задача 8. Римский историк рассказывает о случае, когда отец семейства, застигнув свою дочь в прелюбодеянии, убил ее, полагая, что он, будучи отцом, имеет право "жизни и смерти" над своими детьми. Законен ли такой поступок? Влечет ли он за собой ответственность? Что было бы, если бы на месте отца оказался муж?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: