Организационно-методические указания

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет путей сообщения»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По дисциплине «Римское право»

для студентов н аправления подготовки Юриспруденция 030900

(бакалавриат) очной, очно-заочной и заочной форм обучения

 

Составитель:

К.и.н., доцент                                                  БузмаковаО.Г.                

(занимаемая должность)                        (подпись)              (инициалы, фамилия)

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры «__1_» ____09_____2012г. Протокол № 1

                       

Заведующий кафедрой                                                                         (Е.А. Быковская)

Г. Новосибирск – 2012 г.



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Римское право является базовой учебной дисциплиной, лежащей в основе изучения гражданского права как фундаментальной отрасли российского права. Большинство положений современного гражданского права базируется на универсальных юридических конструкциях, созданных знатоками (iurisprudentes) римского права в процессе длительного исторического этапа становления римской рыночной экономики, частного уклада жизни и практического разрешения частно-правовых споров.

Для успешного изучения дисциплины студенту необходимо:

1. Посещение лекций, так как на лекциях преподавателем освещаются наиболее важные и трудно усваиваемые темы, анализируются материалы судебной практики, взгляды ученых на ту или иную проблему, даются рекомендации по применению полученных знаний на практике.

2. Посещение семинарских (практических) занятий, регулярная работа на занятиях.

3. Изучение рекомендуемой учебной и монографической литературы, научных статей публикуемых в периодической печати, памятников древнеримского права.

4. Написание реферата.

Главными задачами преподавания по римскому праву являются:

- построение всех семинарских занятий в одном концептуальном ключе, направленном на усвоение студентами знаний о формировании частного права, содержании основных цивилистических конструкций, обслуживающих римский гражданский оборот, системах построения гражданского права, о причинах и процессе рецепции римского права современными правовыми системами;

- выработка в процессе практического решения казусов умений анализировать и разрешать юридические вопросы гражданско-правового и процессуального характера, творчески использовать универсальные юридические конструкции в условиях данной социально-экономической реальности, оценивать современное право и практику его применения с точки зрения незыблемых ценностей римской юриспруденции;

- приобщение студентов к таинствам юриспруденции, воспитание культуры правового мышления и языка.

Для решения этих задач преподавание строится на следующей методикеведения занятий.

В теоретической части семинарского занятия –

А) В начале занятий проводится опрос студентов на предмет овладения пройденного материала. Учитывая, что большая часть современной гражданско-правовой терминологии основывается на римских латинских конструкциях, проверяется знание этих терминов, а затем совместно с преподавателем уяснить их юридическое содержание и значение для современного гражданского права.

Б) Затем следуя указаниям заданий, прослеживается судьба каждой их созданных римскими юристами конструкций в процессе рецепции права, сравнивается внешняя форма и содержательная часть используемых в римском праве категорий и однотипных или одноименных конструкций современного частного права.

В) В процессе перехода от одного семинарского занятия к другому у студентов формируется представление о взаимосвязи применяемых в римской юриспруденции цивилистических конструкций, а значит системности и исторической незыблемости частного права, подверженного постоянному совершенствованию и развитию.

Практическая часть любого семинарского занятия посвящается решению казусов. Решение казусов должно привить студентам навык практического разрешения гражданских дел, использования источников права, дать азы составления деловых бумаг и выработки юридических решений. Студенты также должны уяснить, что большинство казусов почерпнуты из римской судебной практики, имеют в какой-то мере прецедентную направленность, оплодотворенную высказываниями знатоков римского права, позволяющими раскрыть истинный смысл римского частного права и его ценностей. Разъяснение этого должно подтолкнуть студентов к осознанию необходимости постоянного обращения в процессе работы к анализу судебной практики. В римском праве эту сторону замещают такие источники, как Институции Гая, Институции Юстиниана, Дигесты и др. Чем больше студенты будут обращаться к ним, тем больше будет глубина познания римского права.

Поскольку каждый казус представляет собой словесную передачу содержания данного случая, имеющего юридическое значение, преподаватель указывает на необходимость детального анализа каждого слова, описывающего данный казус. То есть, также как на практике юрист вынужден будет анализировать жизненные обстоятельства при разрешении дела, точно также при разрешении казуса студент должен проанализировать слова, которые, по сути, описывают эти жизненные обстоятельства в казусе.

Решение большинства казусов должно завершатся составлением формулы исков. Студенты должны не просто «порассуждать» над казусом, а сформулировать средства защиты и пути разрешения спора. То есть студента следует приучить ставить юридическую цель – разрешить дело по существу.

Студенту важно правильно спланировать и организовать самостоятельную работу. При этом рекомендуется начинать изучение с общих вопросов и по мере их усвоения переходить к более сложным. И только после глубокого усвоения теоретического материала переходить к решению практических ситуаций.

Выполнение реферата – одна из форм обучения, цель, которой – привить студенту навыки в самостоятельной работе с нормативными документами, а также в усилении контроля за овладением изучаемой дисциплины.Для успешного написания реферата необходимо использовать источники права научную литературу.

Завершающим этапом в подготовке является работа студентов с тестами. Эту работу студенты выполняют самостоятельно. Результаты работы студентов с тестами оцениваются преподавателем на контрольных семинарах.

По итогам изучения курса «Римское право» студенты сдают экзамен. Подготовка к сдаче экзамена должна заключаться в комплексном осмыслении всей учебной дисциплины, на что требуется определенное время. Поэтому студент должен изучать предлагаемый курс, в течение всего семестра, руководствуясь учебной программой дисциплины. Для успешного изучения настоящего курса необходимо изучить рекомендуемые источники права, а также научные труды российских и зарубежных цивилистов.

Экзамен проводится по билетам. В билете два теоретических вопроса. Время на подготовку к ответу, согласно государственному образовательному стандарту, составляет 30 минут. При выставлении оценки учитывается полнота и точность формулировок, знание нормативных документов, умение студента связывать теоретические положения с практикой. При необходимости экзаменатор может задавать студенту дополнительные вопросы, цель которых определить уровень знаний студента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: