Вопрос 3. Источники по истории Древнего Рима императорского периода

Источники по истории Империи. Памятники материальной культуры Символом эпохи явились парадные, одетые мрамором площади, носящие имена построивших их императоров — форумы Августа, Веспасиана,

Нервы, Траяна. Большую часть старого форума занимают храмовые постройки, воздвигнутые или восстановленные в императорскую эпоху. К специфическим римским памятникам относятся триумфальные арки. В южной части форума близ Палатина возвышается одно-пролетная арка Тита, воздвигнутая в память

победы над иудеямиПамятники императорских деяний — алтари и колонны. Алтарь мира как знак политики гражданского умиротворения был воздвигнут при Августе, который изображен на нем вместе со своей семьей. Колонна Траяна (начало II в.), возвышающаяся на его форуме, опоясана рельефом, который представляет собой каменную летопись дакийских походови побед. Рельефы на колонне Марка Аврелия

(II в.) прославляют победу императора в маркоманнских войнахТипичным атрибутом римской культуры

являются термы. Все они в пределах Рима сильно разрушены. Представление о других культурных потребностях римлян дают зрелищные предприятия. Еще от Помпея идет традиция постройки стабильных каменных театров. От первого театра его имени остались незначительные фрагменты. Следующим был

театр Марцелла на 14 000 зрителей. Об особой популярности кровавых гладиаторских игр и травли зверей свидетельствуют амфитеатры. Самым грандиозным из них является Колизей, возведенный в правление

Флавиев (I в. н.э.). Он вмещал 50 000 человек. В эпоху ранней Империи был благоустроен Большой цирк, основанный еще в царскую эпоху для состязания колесниц. В качестве исторического источника выступают

портретная скульптура, мозаики и фресковая живопись. Портретная скульптура — это парадные статуи императоров, их жен и детей, а также рельефные изображения на надгробиях знатных и простых римлян и

даже вольноотпущенников и рабов. Вообще римские погребальные комплексы с изображением бытовых сцен и надписями несут многообразную информацию о социальной стратификации, этнической принадлежности, обычаях и религии провинциалов и столичных жителей. Памятником поздней Империи, напоминающим о внутренней и внешней неустойчивости державы, является городская стена в Риме, построенная императором Аврелианом (III в.). Как символ римской власти высились по всей Империи храмы, посвященные императорам: Августу —в Ниме, Траяну —в Пергаме, Адриану — в Эфесе; а также монументы в честь римских побед: Траяна — в Адам-Клисси. Особую группу источников образуют

нумизматические данные. Материал, из которого изготовлялись монеты, их вес и места находок являются указанием на экономическое состояние общества, включая направления торговых связей. Монетные

легенды характеризуют пропагандистские цели правителей. Монеты вместе с другими памятниками помогают их датировке. Эпиграфические источники содержат материал, характеризующий экономическое

состояние Римского государства, тяжелое положение населения. Попытка центральной власти установить твердые цены на продукты и оплату труда зафиксирована в эдикте Диоклетиана 301 г., фрагменты

которого найдены в Малой Азии, Египте и других местах Империи. Многие надписи освещают религиозные воззрения римлян, служат доказательством распространения культа императоров, а также христианских

верований. Ряд эпиграфических памятников на латинском языке в Северном Причерноморье — солдатские эпитафии и клейма воинских отрядов на кирпичах — свидетельствуют о стационарном пребывании

там римских легионов. Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи,

составляют папирусы, почти исключительно происходящие из Египта. Письменные источники. Исторические сочинения. Очень краткие сведения об установлении и начале Империи содержатся в

извлечениях из труда Ливия. Более подробно описан этот период во 2-й книге труда Г. Веллея Патеркула (19 г. до н. э.— 31 г. н.э.), доведшего изложение до 30 г. н.э. Особое место среди историков, освещавших

раннюю Империю, принадлежит Корнелию ТацитуЕго ≪История≫ в 14 книгах содержит события правления Флавиева ≪Анналы≫ в 16 книгах —со смерти Августа до конца династии Юлиев — Клавдиев. Его интерес сосредоточен на внутренней истории, особенно на взаимоотношениях императоров с сенаторским сословием. В ≪Краткой истории Рима≫, написанной Евтропием в жанре анналов по поручению императора Валента, изложена канва всей истории Империи. Она доведена до 367 г. н. э., т. е. до начала правления этого императора. Видным явлением римской историографии было творчество писавшего на латинском языке грека из Антиохии Аммиана МарцеллинаАммиан создал труд ≪Деяния≫ в 31 книге, стараясь подражать Тациту, как его продолжатель. Свое повествование Аммиан начинает с того момента, на котором кончалась ≪История≫ Тацита, т. е. с правления Нервы, и доводит его до 378 г. В эпоху Империи приобрел популярность биографический жанр. Апологетическая биография Августа под названием ≪Жизнь Цезаря≫ была после его смерти написана на греческом языке иудейским аристократом Николаем Дамасским. В IV в. было написано сочинение ≪О цезарях≫, краткие биографии императоров от Августа до Констанция II. Автором их признается в науке Секст Аврелий Виктор. Специальная литература, отображающая жизнь Империи, многообразна. Трактаты о сельском хозяйстве Колумеллы (I в.) и Палладия (IV в.) рисуют состояние агрикультуры. Это — важные источники по истории аграрных отношений и динамике развития рабовладения Столь же практически ориентированы ≪Десять книг по архитектуре≫ Витрувия Поллиона. Они адресованы как строителям, так и заказчикам, дают представление не только о строительной технике и искусстве зодчего, но и о социально-политическом аспекте градостроительства в эпоху Августа. Вергилий на материале далекой древности в ≪Энеиде≫ провозглашал официальную политическую программу императора, а в ≪Буколиках≫  и ≪Георгиках≫ наряду с воспитательными задачами в духе этой программы

дал много живых подробностей быта, хозяйства и общественных отношений этого времени. Эпоха Империи — время расцвета сатирического жанра. Приближенный Нерона, талантливый писатель Петроний создал

роман ≪Сатирикон≫, посвященный приключениям нескольких молодых бездельников. ≪Сатирикон≫ — яркое полотно, запечатлевшее нравственное падение разных слоев римского общества. О религиозных воззрениях и быте разных групп провинциального населения в занимательной форме рассказал Апулей

(род. ок. 125 г.) в популярном романе ≪Метаморфозы ≫, или ≪Золотой осел≫.Ценным источником по истории поздней Империи являются письма и поэмы галльского аристократа Сидония Аполлинария,

рассказавшего о готском завоевании римских земель.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: