Образование Древнерусского государства, политическое развитие Киевской Руси в IX - нач. XII в

Расселение восточных славян, их быт, нравы и верования.

 

Славянские племена принадлежали к индоевропейской языковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно - угорские народности, южными - разноплеменные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сармато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значительную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.

Общее самоназвание славяне (в древности «словене») обозначает «словесные»,

«говорящие» в противоположность другим племенам, говорящим на непонятных языках («немые» – «немцы»). Начиная с VI века славяне неоднократно упоминаются в иностранных письменных источниках. Это, в первую очередь, связано с событиями последнего этапа Великого Переселения народов (IV-VII вв.). В ту пору славяне продвинулись на территории Балканского полуострова, прежде принадлежавшие Риму, а затем - Византийской Империи. В результате появилась новая этническая группа - южные славяне.

Славяне, оставшиеся в Восточной и Центральной Европе, в VIII-IX вв. разделились на две группы – западные славяне в Центральной Европе и восточные славяне на Восточно-европейской равнине. Восточнославянские племена в результате происходивших в то время социально-политических и культурных процессов консолидировались в единую общность – древнерусскую народность.

Основными занятиями славян были земледелие и скотоводство, при этом земледелие явно преобладало. В описываемый период происходит переход от подсечноогневых и переложных форм земледельческого труда к развитому пашенному паровому земледелию. В южных районах он уже практически завершился к X веку. Немалую роль в хозяйстве, особенно на севере, играли охота и рыболовства. В VIII-IX вв. начинается выделение некоторых ремесел (кузнечного, литейного). Развивается торговля. Ремесленники и торговцы (купцы, гости) становятся самостоятельными общественными прослойками. В это же время возникают протогорода (грады), становящиеся политическими, экономическими и религиозными центрами.

В славянском обществе в основном уже давно завершился переход от родовой общины к соседской. Основную массу населения составляли свободные общинники – люди. Являясь основой племенного ополчения, они участвовали в управлении через народное собрание – вече. Вместе с тем, сперва на уровне племенных союзов, а затем и ниже, народ начинает оттесняться от непосредственного участия в управлении родоплеменной знатью. Основные выборные общинные и племенные должности сосредотачиваются в их руках. Немалую роль в управлении племенем играли и служители славянской языческой религии (жрецы, волхвы).

Во главе племени стоял князь, пользовавшийся властью верховного жреца. Постепенно его власть становится наследственной. Но, несмотря на усиление княжеской власти, князья еще оставались в сильной зависимости от родовой аристократии или от собственной дружины. Власть князя над подвластными племенами осуществлялась посредством ежегодного ритуала гощенья (полюдья). Он включал сбор дани, пиры для князя у представителей местной знати и т. д.

Одной из древнейших групп восточнославянских племен являлись анты. Анты, по мнению современных исследователей, были сперва смешанным населением, объединившим славян и остатки сармато-аланских кочевников, принадлежавших к иранской языковой группе. С этим были связаны отличия в языке и культуре между антами и соседними славянами. Эти отличия в целом почти стерлись в VII-VIII вв. Потомками древних антов были племена уличей, тиверцев, белых хорватов.

Вторым крупным племенным объединением на юге восточнославянских земель были дулебы. Дулебы создали мощный племенной союз, центр которого располагался на Волыни. Во главе племенного объединения стоял общий верховный правитель, вероятно, с наследственной властью. Позднее дулебский племенной союз распался. На его месте образовалось четыре новых объединения - волыняне (или бужане) на Западном Буге, древляне в лесных областях к западу от Среднего Поднепровья, дреговичи («дети болот») на Припяти, поляне в Среднем Поднепровье. Центром полянского племенного союза со временем стал город Киев, название которого летописное сказание выводит от имени легендарного князя Кия.

В конце VII в. на севере, в районе озера Ильмень и по реке Волхов сложился племенной союз ильменскихсловен. Славяне (ильменскиесловене и кривичи) постепенно ассимилировали жившие здесь ранее финно-угорские племена. Имя древнейшего славянского центра Поильменья – Холмград, по мнению большинства исследователей, отразилось в скандинавском названии Новгорода («Хольмгард»). В летописях упоминаются и другие славянские племенные союзы – кривичи, вятичи, радимичи.

Расселение славян на землях, занятых прежде финскими и балтийскими племенами, носило в основном мирный характер. Происходило не столько вытеснение, сколько процесс симбиоза между пришельцами и туземцами. Таким образом, балтийские и финские аборигены северорусских земель включились в процесс формирования древнерусской народности.

Образование Древнерусского государства, политическое развитие Киевской Руси в IX - нач. XII в.

В IX веке на политической карте Восточной Европы появляется новое государственное образование – Русь. Стержнем, вокруг которого формировалось новое государство, стал торговый путь по Черному морю, рекам Днепру–Ловати–Волхову, Балтийскому морю, связавший «Варягов» (то есть Скандинавию) с «Греками» (то есть Византией). Вдоль этого, проходившего по восточнославянским землям, пути, возникают политические и торговые центры, в которых базировались разноплеменные дружины воинов и торговцев, именовавшиеся русами (русью) и имевшие собственных предводителей. Такими центрами стали Ладога и Холмград (а затем и Новгород, вернее предшествовавшее ему «Рюриково» Городище) на севере, Смоленск (вернее предшествовавшее современному Смоленску городище Гнездово) в центральных областях и Киев на юге.

Многие вопросы ранней русской и восточнославянской истории вследствие недостатка достоверных первоисточников до сих пор являются предметом научных споров. Наиболее острым является вопрос о месте и роли скандинавов в процессе формирования древнерусской государственности. Само по себе присутствие скандинавских выходцев (норманнов, варягов) и их определенное участие в этом процессе не подлежит сомнению. Норманны нанимались на службу в дружины славянских князей, а иногда воевали с ними (в том числе и удачно), активно участвовали в восточноевропейской торговле. Их вожди могли вступать в родство со славянскими князьями и даже оказываться во главе славянских племен (происходило, очевидно, и обратное). Норманны наряду со славянами и финнами составляли немалую часть населения центров Руси на севере, прежде всего, Ладоги.

В то же время выстроенная на основе этих фактов еще в XVIII - начале XIX в. немецкими и некоторыми российскими учеными «норманнская теория» возникновения древнерусской государственности не выдерживает ни малейшей критики. Она исходила, фактически, только из принимаемого как факт скандинавского происхождения правящей русской династии. Между тем, вопросы происхождения государства как такового в ничтожной степени связаны с вопросом о происхождении его правителей. Основы русской государственности были заложены на протяжении столетий предшествующего развития славянского общества. 

Много дискуссий вызывает само происхождение названия «русь». Предложены

версии о его северном (либо славянском, либо финско-скандинавском) и южнорусском происхождении. Вопрос этот до сих пор окончательно не решен в науке.

Что касается происхождения правящей династии – рода Рюриковичей, то большинство исследователей склоняются к признанию наличия в этом роду скандинавского элемента. Имена первых князей из этого рода – Рюрика, Олега, Игоря – скандинавского происхождения (Хрёрик, Хельги, Ингвар). Впрочем, происхождение правящей династии из чужеземной среды – не редкость в «варварскую» и феодальную эпоху. 

 В середине IX века выделяются два главных центра русов. Первым центром становится «новгородская конфедерация». Именно племена «конфедерации», по летописи, пригласили к себе в 862г. на княжение Рюрика, основателя династии Рюриковичей.

Второй центр Руси – Киев. В середине IX в. он на время попал в зависимость от Хазарского каганата, но быстро вернул себе независимость. Восстановление независимости и могущества Киевской Руси связано с правлением князей-соправителей Дира и Аскольда (860-е – 870-е гг.). К этому времени относятся новые военные столкновения Руси с Византией, в том числе походы на Константинополь – столицу Империи (860, 865-866 гг.). Войны с Византией закончились мирным договором, согласно которому на Руси была учреждена христианская епископия, а вскоре князь русов (вероятно, Аскольд) принял крещение.

Следующим после Дира и Аскольда правителем Киева стал Олег. По летописям,

Олег захвативший Киев у прежних князей в 882г., был преемником власти Рюрика в Новгороде. При нем Киев становится столицей объединенного восточнославянского государства – Киевской Руси. 

В начале X в. наступает первый расцвет Руси. Князь Олег в 907г. совершил успешный поход на Константинополь и заключил с византийскими императорами мирное соглашение, в 911г. замененное мирным и дружественным договором. Эти документы закрепили достижение основных целей русской военной политики на юге – привилегии для русских купцов и правовую защиту русов на византийской территории. В то же время Русь была втянута в вооруженное противостояние Империи с мусульманским Востоком, а затем и Хазарией. Русский наемный корпус появляется в составе византийских войск, воюющих против арабов. В 909, 910, 912 гг. русы совершают походы в прикаспийские земли. Третий поход кончился катастрофой – русы были коварно перебиты в столице Хазарии мусульманской гвардией кагана.

С 912г. правителем Руси был Игорь. Игорь – первый русский князь, о котором мы имеем определенно достоверные сведения. В его время Киевская Русь представляла собой федерацию отдельных княжеств – местных племенных и возглавлявшихся родичами правящей династии. Во главе государства стоял великий князь русский. Его власть осуществлялась посредством ежегодного полюдья. Правители сильнейших княжеств и ближайшие родичи великого князя русского также титуловались великими князьями. В Новгороде княжил сын великого князя.

Князь Игорь, как и его предшественник Олег, вел активную внешнюю политику. Выполняя союзнические обязательства по отношению к Византии, он атаковал хазарские владения. Хазары вторглись в русские земли. Игорь, потерпев поражение, заключил договор, обязавший его выступить на стороне хазар против Византии. В 941г. русы выступили на Константинополь. Но с помощью горючей смеси византийцы уничтожили русский флот в морском сражении. Однако в 944г. Игорь с помощью грозной военной демонстрации принудил Империю подписать новый мирный договор. Он был не столь выгоден, как предыдущий, но сохранял основные достижения русов.

  Великий князь русский был вправе ликвидировать или ограничить самостоятельность племенного княжения, посадив туда наместника. Наместнику доверялся сбор дани с покоренной территории. Так, воевода Игоря, Свенельд собирал за князя дань с уличей и древлян.

В 945г. Игорь попытался нарушить правила сбора дани, во время полюдья дважды собрав дань с древлян. Древляне во главе со своим князем Малом взбунтовались и убили Игоря. Мятеж в Древлянской земле подавила вдова Игоря, Ольга. В 945-946 гг. княгиня, став фактической правительницей при своем сыне, князе Святославе, установила единые правила сбора и размеры дани (уроки) для всего государства. Система наместнических кормлений была ликвидирована.

Во время первого в истории Руси визита в Константинополь в 957г. Ольга приняла крещение. Это событие положило начало новому этапу христианизации Руси. В Киеве развернулась борьба между христианской партией во главе с Ольгой, которая настаивала на мирных отношениях с Византией и обороне границ (прежде всего, от новых кочевников – печенегов), и язычниками во главе со Святославом, стремившимися к дальнейшим внешним завоеваниям.

Став Киевским князем Святослав в 964-965 гг. совершил поход по Волге. В ходе этого похода был фактически уничтожен Хазарский каганат, долгое время представлявший серьезнейшую угрозу для самого существования Руси. Святослав закрепил влияние Руси в Поволжье и на Северном Кавказе. На Дону и в Приазовье возникли опорные пункты русского владычества - Тмутаракань и Белая Вежа.

В 967г. Святослав по просьбе Византии вторгся в Дунайское Болгарское царство и разгромил его. Однако, вопреки планам византийской дипломатии, русский князь не собирался уходить с Балкан. Лишь нападение печенегов на Киев, заставило его вернуться на Русь. Затем смерть Ольги (лето 969г.) задержала Святослава в Киеве. Но уже осенью 969г. русский князь вновь на Балканах. Началась Болгарская война между Византией и Русью за гегемонию на Балканском полуострове. Сперва военные действия благодаря доблести русского войска и полководческим дарованиям Святослава развивались успешно. Но затем, в 971г., приведя свежие силы из Малой Азии, император Иоанн Цимисхий, полководец не менее талантливый, оттеснил русов к Дунаю. Сказались оторванность от родной земли, отсутствие массовой поддержки со стороны местного населения, ненадежность союзников (вчерашних врагов – печенегов). Святослав был вынужден подписать мир, уступавший Болгарию Византию. На обратном пути на Русь, весной 972г. Святослав был перехвачен печенегами и убит.

После смерти Святослава между его сыновьями разразилась первая в истории рода Рюриковичей междоусобица. В итоге власть в Киеве перешла к новгородскому князю Владимиру Святославичу.

Правление Владимира I (980-1015) положило начало эпохе расцвета Киевской Руси. Это правление надолго запечатлелось в народной памяти. Владимир стал прототипом былинного князя Владимира Красное Солнышко. Принятие же христианства сделало Владимира одним из наиболее почитаемых Русской Церковью святых князей.

В первые годы своего правления Владимир I продолжал внешнеполитический курс отца. Наряду с собиранием под своей рукой восточнославянских и соседних с ними племен он соперничал с другими государствами за гегемонию в Восточной Европе. В 981г. был совершен поход на Польшу и завоеваны окончательно земли лендзян за Западным Бугом, ставшие с этого времени Червонной Русью. В 985г. был совершен поход на Волжскую Булгарию (государство тюрок-болгар или булгар). Владимир одержал победу, но отказался от обложения побежденных булгар данью. Сделал он это по совету своего дяди и ближайшего соратника, новгородского наместника Добрыни (прототип былинного Добрыни Никитича). Фактически Владимир и Добрыня, заключив с булгарами мир на равноправных условиях, положили начало новой внешней политике Руси. Теперь Русь отказалась от войн с соседними государствами, сосредоточившись на собирании восточнославянских земель и распространении своего влияния на не создавшие своей государственности балтийские и финно-угорские племена.

Позднее Владимир успешно осуществлял этот политический курс. В его правление

было завершено объединение восточнославянских территорий под властью Рюриковичей. Ликвидировав большинство племенных княжений, Владимир еще при жизни роздал удельные княжеские престолы на территории Руси своим многочисленным сыновьям. Немалых ратных трудов стоила князю также защита русских границ от печенежских набегов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: