Российское государство при первых Романовых

Период правления Михаила Романова (1613-1645) (до своей смерти в 1633г. фактически власть осуществлял его отец патриарх Филарет), основателя царской династии Романовых, явился периодом восстановления и накопления сил Московского государства. В ходе разразившейся в Европе Тридцатилетнейвойны 1618-1648 гг. Россия предприняла попытку вернуть себе отторгнутые Польшей западные земли. Однако Смоленскаявойна 1632-1633 гг. кончилась неудачей, хотя Польша и вынуждена была признать власть Романовых над Россией. К 1637-1642 гг. относится попытка донских казаков овладеть Азовом – цитаделью Османской Империи в Приазовье. Попытка не удалась вследствие отказа московского правительства поддержать казаков и принять под свою власть занятый ими город.

XVII век стал временем бурного экономического роста в России. Строятся новые города. Происходит расширение внешних и значительная активизация внутренних торговых связей. Натуральное хозяйство испытывает кризис и постепенно изживается. Одновременно активизируется промышленное предпринимательство – как иностранное, так и отечественное. Возникают первые мануфактуры, начинается развитие металлургической, стекольной, соляной промышленности, некоторых других отраслей. Владельцем мануфактуры могло быть как частное лицо (с разрешения царя), так и государство.

Правление Алексея Михайловича (1645-1676) характеризуется новым обострением социальных противоречий. В 1648г. в Москве и в других городах вспыхнули восстания посадской бедноты, вызванные налоговыми тяготами и злоупотреблениями чиновников. Восстания в городах происходили и в последующие годы (в Новгороде и в Пскове в

1650г. и др.).

В 1649г. на Земском соборе был принят новый правовой кодекс – Соборное Уложение. Уложение в целом отвечало социальным устремлениям дворянства и опиравшегося на его поддержку феодального государства. Был введен бессрочный сыск беглых крестьян. Тем самым окончательно утверждалось крепостное право – прикрепление крестьян к земле. В городах были ликвидированы «белые» посады, находившиеся в собственности бояр, церкви и монастырей. Все посадские люди были объявлены «черными» и поставлены в полукрепостную зависимость от государства. Дворянам было даровано право передавать свои поместья по наследству на условии продолжения службы из поколения в поколение.

Соборное уложение завершило формирование сословной структуры Московского царства. В сложившемся к середине XVII в. виде она была следующей. Привилегированными сословиями являлись духовенство и вотчинное боярство.

Основную массу феодалов составляли при этом служилыелюдипомещики (дворяне и «детибоярские»). Их имения стали наследственными, однако еще не считались частной собственностью. К привилегированной сословной категории служилых, не плативших налоги, относилось и приказное чиновничество (дьяки), по положению все более сближавшееся с дворянством. Привилегированные разряды служилых составляли также стрельцы, пушкари, «городовые» казаки, чья служба стала наследственной и вознаграждалась земельными наделами.

К тяглымлюдям (несшим повинности) относились крестьяне и посадскиелюди. Немалую массу их составляли «черные» люди, зависимые от государства. К ним относились посадские люди и черносошные (государственные) крестьяне. Особую группу составляли дворцовые крестьяне, находившиеся в феодальной зависимости от царской семьи и несшие повинности именно в ее пользу. Положение всех категорий государственных «черных» людей все больше напоминает в XVII в. положение крепостных. Правительство серьезно ограничивает права сельских и городских общин, вмешивается в их внутреннюю жизнь. Что касается огромной массы частных крепостныхкрестьян, то их правовой статус в этот период окончательно сближается со статусом холопов.  

 

Государство и церковь в XVII в.

При царе Алексее патриархом Никоном была предпринята реформа богослужения на основе греческих образцов, приведшая к разногласиям, а затем и к расколу в Церкви. С 1652-1656 гг. берет начало старообрядчество – течение в русском православии, отвергшее реформу Никона и настаивавшее на верности священному преданию, сохраненному русской церковной традицией. Старообрядчество стало массовым движением, в котором силен был элемент социального протеста. В немалой степени это было обусловлено репрессиями со стороны властей против вождей раскола – протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и других. В Соловецкомвосстании старообрядцев 1667-1676 гг. присутствовали как религиозные, так и социальные мотивы. Однако старообрядчество не стало религией большинства. Реформу приняло большинство православных мирян, а староверство само распалось на множество мелких сект.

Попытки патриарха Никона влиять на политику царя вызвали сопротивление светской власти. В 1658г. он был смещен, а в 1666-1667 гг. осужден церковным Собором за «хулы на царя» к ссылке. На проведенную им реформу это не повлияло, но способствовало снижению политического веса Церкви. Царская власть постепенно брала курс на полное подчинение церковного организма государству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: