Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования бакалавриата

Направление подготовки:   030900 - юриспруденция       (квалификация «бакалавр»)

    

 

                      

 

 

                                                           Рекомендовано кафедрой:

                                                           Протокол №____

                                                            «___» ___________ 200__ г.

                                                            Зав. кафедрой _________

 

 

Пермь 2011

 

Автор-составитель         кандидат юридических наук доцент Рождественская Лилия Александровна

Рабочая программа дисциплины по римскому праву  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)

       Дисциплина входит в основную образовательную программу бакалавриата и                является обязательной для изучения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования бакалавриата

3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

5. Образовательные технологии

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Цели освоения дисциплины

Целями изучения дисциплины являются приобретение студентами теоретических знаний о содержании и сущности основных начал построения римского права и его основных институтов: субъектов римского права и их участии в гражданском обороте; особенностях защиты субъективных прав; возникновении и содержании права частной собственности и других вещных прав; сущностью и основаниями возникновения и исполнения обязательств; правовым регулированием сферы брачно-семейных отношений и отношений, возникающих при наследовании имущества. 

Изучение дисциплины позволит студентам сформировать цельное представление о системе российского права как части романо-германской правовой системы, закреплении основных принципов римского права в Конституции РФ и других законах. Изучение данной дисциплины необходимо также для формирования и закрепления навыков самостоятельной работы с нормативно –правовыми актами, отражению результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации.

 

      

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы  высшего профессионального образования бакалавриата

Данная дисциплина обладает определенной особенностью. Она предполагает изучение права, возникшего боле 2000 лет назад. Такая временная отдаленность римского права изначально может вызвать сомнения в необходимости его основательного изучения. Но надо знать, что основные положения предстоящего изучению права с переходом России к формированию рыночных отношений оказались созвучными требованиям, выдвинутыми реалиями современной жизни.

В римском праве были закреплены принципы, нашедшие отражение в нашем Российском гражданском праве. Это принципы рыночных отношений, они провозглашены в ст. 1 ГК РФ, без их применения невозможно формирование рынка, развитие товарооборота, а соответственно и экономики в нашем государстве в современных условиях.

В результате рецепции римского права законодательство целого ряда западноевропейских государств оказалось «пропитанным его соками», т. е. построенным на его основе.

Данное правовое явление приобрело особое значение в наши дни для нашего государства. В связи с положительным решением правительства России о необходимости вхождения России во ВТО мы привели свое гражданское законодательство в соответствии со стандартами законодательств западных государств – с мировыми стандартами, а соответственно заимствовали у Запада основные положения, взятые в свое время из римского права. Стало быть, и Россия рецепировала римское право, правда со вторых рук (Sekon Hand).

Отсюда можно сделать вывод: изучение студентами римского права способствует лучшему усвоению российского действующего гражданского права.

Знакомство с римским правом – это своего рода прелюдия, начало вхождения в сферу науки гражданского права, точнее – частного права.

В римском праве детально были разработаны правовые институты, особенно институт частной собственности. Интерес вызывает само формирование данного института в римском праве, знакомство с которым позволяет студентам лучше понять сущность отношений, основанных на частной собственности.

Одним из достоинств римского права является совершенство его формы. Согласно высказыванию Ф.Энгельса, «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений».

На всем протяжении развития человеческого общества не встречается другой системы права, достигшей такой степени детализации и столь высокого уровня юридической мысли и юридической формы, как римское частое право.

Изучение римского права способствует более глубокому пониманию, историческому осмыслению и овладению основами юридической техники.

 

3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дисциплины

 В процессе освоения данной дисциплины выпускник формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении основной образовательной программы высшего профессионального образования, реализующей ФГОС ВПО:

 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате освоения дисциплины выпускник должен демонстрировать следующие конечные результаты обучения:

Выпускник должен знать:

сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов римского права (ОК- 3,4,7,ПК-2)

Выпускник должен уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями (ОК-3,4,ПК-2,13)

Выпускник должен владеть:

юридической терминологией (ОК-1,3,4,ПК-2,4)

навыками работы с правовыми актами (ОК-3,4,8,9,ПК-4,5)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: