Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы

Римское право – довольно сложная для усвоения учебная дисциплина, она охватывает вопросы, касающиеся не только самого римского права, но и истории римского государства, особенности его экономического развития.

При изучении данной дисциплины следует прежде всего избрать метод ее изучения. По сути можно использовать несколько методов: исторический; сравнительного анализа, метод обобщения.

Исторический метод предполагает познание отдельных правовых явлений в соответствии с конкретными историческими условиями, а это, в свою очередь, позволяет определить причину появления этих явлений, их суть. Используя исторический метод, легко, например, можно понять причину появления в Риме различных правовых источников, правовых институтов, что само по себе способствует лучшему их усвоению.

Методы сравнительного анализа и обобщения позволяют выявить сходство содержания отдельных правовых институтов и принципов, применяемых в свое время в Риме и в наше время в России, и объяснить обусловленность такого сходства. В наше время, как когда-то в далеком по времени Риме, реализуются, например, принципы свободы договора, равенство сторон в договоре. Возможность их реализации в наше время в России так же, как и в Риме, вызвана причинами экономического характера, экономическими условиями, которые мы сейчас называем рыночными.

Основными разделами римского права являются вещное право и обязательства. При изучении этих разделов не следует относиться к ним как к чему-то давно прошедшему, отжившему. Надо исходить из того, что основные понятия и институты, охватываемые этими разделами, закреплены в российском действующем гражданском праве.

Изучение римского права есть, стало быть, прелюдия вхождения в современное российское гражданское право. Иными словами, необходимо осознавать полезность для себя усвоения материала по римскому праву, а это само по себе должно способствовать лучшему его усвоению.

Такова особенность человеческой памяти, она сохраняет то, что может пригодиться.

Студент должен готовиться к семинару по определенной, указанной преподавателем теме.

По вопросам семинара необходимо подыскать нужную литературу.

При выступлении на семинаре желательно использовать высказывания римских юристов.

Такие же требования должны соблюдаться и при написании контрольных работ.

 

           Методические указания преподавателю

 

Лекции. Им с учетом формы обучения отведено всего 12 часов.

Лекции должны носить установочный характер, в них должны быть даны указания, на какие моменты при изучении материала по римскому праву должно быть обращено особое внимание.

Лектор в определенной последовательности должен кратко ознакомить студентов с разделами курса. Учитывая специфику предмета, в первой лекции лектор должен указать на значение учебной дисциплины. В целях сохранения последовательности изложения материала лектору необходимо придерживаться заранее подготовленного плана лекции.

 

 

 

 План практических занятий

    Семинар 1. Общее понятие предмета изучения по курсу «Основы

                           римского частного права»

        

1. Общая характеристика римского права. Его значение в мировом

           масштабе, для российского законодательства и юридической практики.

2. Формирование римского права. Системы, из которых римское право

           сформировалось: квиритское право, право народов, преторское право.

3. Рецепция римского права.

4. Основные принципы, закрепленные в римском праве. Значение    

           провозглашенных в Риме принципов для развития гражданских

           экономических отношений в современной России.

5. Подразделение римского права на публичное и частное.

6. Источники римского права. Нормы обычного права. Закон.

           Деятельность римских юристов.

 

Семинар 2. Вещные права в римском праве

1. Формирование института частной собственности.

2. Вещь как объект права собственности. Классификация вещей.

3. Правомочия собственника.

4. Владение. Основные признаки, определяющие владение. Виды

           владения.

5. Приобретение вещей в собственность. Первоначальный и производный

           способы приобретения вещей в собственность.

6. Защита прав собственника и владельца вещей.

7. Сервитуты.

8. Долгосрочная аренда земли (суперфиций, эмфитевзис).

9. Залог как вещное право. Виды залога.

 

Казус 1. На двор к Марку забрел конь со сбруей и клеймом хозяина. Не имея возможности отыскать собственника, Марк оставил коня у себя. Спустя год в результате пожара, случившегося из-за удара молнии, конюшня в имении Марка сгорела вместе с находившимся в ней конем. Вскоре Марка отыскал хозяин коня и подал против него иск с целью возмещения убытков из-за гибели животного.

Правомерно ли данное требование?

Казус 2. Септимий Руф нашел при производстве земляных работ на своем участке закопанную шкатулку с золотом и табличкой, свидетельствующей о принадлежности шкатулки прежнему хозяину участка Титу Тацию, погибшему два года назад на войне. Наследник Тита Тация, продавший ранее этот участок Руфу, потребовал отдать ему шкатулку и ее содержимое.

Правомерно ли это требование?

Казус 3. Октавию стало известно, что при строительстве дома сосед использовал в качестве строительного материала два его бревна.

Как Октавий может защитить свои интересы?

Казус 4. Ливий надстроил второй этаж к своему дому, в связи с чем

 загородил окно соседнего дома и преградил этим самым поступление света

соседу.

Как сосед может защитить свои интересы?

Казус 5. Лициний продал Антонину вещь, которую он приобрел по договору

найма, заключенному с Люцием.

Приобрел ли покупатель право на эту вещь?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: