Прокомментируйте сентенцию: «Какими способами мы вступаем в обязательство, соответственно противоположными, обратными освобождаемся»

Римское договорное право было надежным правовым инструментом развития общества того времени. С его помощью осуществлялся огромный хозяйственный оборот Древнего Рима. Прежде всего, контракт – это волевой акт. Студент должен уяснить: чтобы заключить договор, нужно соблюдать ряд условий. Это законность, свободное волеизъявление, правоспособность и дееспособность сторон, реальная возможность выполнения контракта. Интересными его элементами является содержание договора, сам процесс его заключения. Важно разобраться в отличиях между реальными и консенсуальными контрактами, сути безымянных договоров. В римском договорном праве с непревзойденной точностью разработаны правовые отношения покупателя и продавца, кредитора и должника, договор и обязательство.

Экономические отношения в римском обществе иногда предшествовали правовым. Именно тогда (здесь обращаем внимание студента) возникли так называемые неформальные соглашения – пакты. Среди них – присоединительные пакты, преторские, императорские. Со временем, в порядке исключения, некоторые пакты получили исковую защиту. Вместо «голых пактов» (pacta nuda) появляются «одетые пакты» (pacta vestida).

Среди всех этих пактов: дополнительные соглашения, которые осуществлялись в момент заключения договора; подтверждение долга; соглашение с третейским судьей; соглашение с капитаном парохода, хозяевами отеля об ответственности за хранение вещей; соглашение с банкиром о выплате обусловленной суммы за счет клиента третьему лицу; соглашение о предоставлении приданого и прочие.

Все эти пакты получили юридическое признание в разное время. Первыми получили исковую защиту присоединительные пакты. Затем в период республики – преторские, а в императорский период – последние. Что касается безымянных контрактов, то в кодификации Юстиниана их выделили в 4 основные группы.

Таким образом, при изучении этого модуля мы видим, что в римском договорном праве почти не было нерешенных проблем. Студент может подготовить на семинар реферат об общем и особенном в римском и современном украинском договорном праве.

Прокомментируйте сентенцию Папиниана: «В соглашениях сторон, которые договариваются, считается важным обратить внимание на волю, чем на слова».

В римском частном праве есть немало случаев, когда отношения складывались будто договорные, подобные договорным, которые возникали будто из договора (quasi ex contractu). Хотя самого договора или другого соглашения между сторонами обязательства не было. Но все действия (студент должен акцентировать на этом) были правомерными. Иначе (об этом будет сказано в лекции – смотри и в учебниках) из неправомерных действий возникают деликтные обязательства. Студент детально к семинару должен изучить две категории обязательств:

1) ведение чужих дел без поручения (negatorum gesto);

2) обязательства, которые возникли из безосновательного обогащения. Эти обязательства получили защиту с помощью четырех исков. Среди них: а) иск о возвращении уплаты за несуществующий долг; б) иск о возвращении краденого; в) иск о возвращении имущественного представления, цель которого не достигнута; г) иск о возвращении полученного несправедливым или неправомерным путем.

Обязательства относительно безосновательного обогащения одного лица за счет другого вызывают определенные трудности у студентов. Поэтому призываем к этому вопросу отнестись основательно, внимательно, с ответственностью, с интересом. Это один из самых сложных вопросов темы.

Деликты – это, прежде всего: личное оскорбление; кража; разбой; неправомерное уничтожение или повреждение чужого имущества. Нужно разобраться, при каких условиях наступает ответственность за совершенные деликты; чем деликтные отношения отличаются от договорных.

Проанализировав деликты, перейдите к изучению сущности квазиделиктов. В учебниках названо пять видов квазиделиктов. Тема хорошо освещена, и никаких трудностей на семинарах и экзаменах у студентов не должно возникнуть. Таким образом, этот материал семинара еще раз показывает очень высокую правовую культуру в Римской империи, культуру, о которой в XXI столетии мы не должны забывать, которую должны знать, изучать.

Прокомментируйте сентенции: «Обида, оскорбление заключается в душевном состоянии того, кто оскорбляет», «нельзя нанести обиду, оскорбление без намерения оскорбить», «считается, что не имеет вреда тот, кто сам в нем виновен».

 

Планы семинарских занятий и задания

Для самопроверки знаний по курсу

Семинарское занятие № 1

 

Ознакомление студентов с литературой по курсу «Римское право».

«Нулевой» контроль.

Информация о требованиях к самостоятельной работе студентов, сущность модульной системы оценки знаний, организации учебного процесса.

 

Модуль 1.

Предмет и система римского права. Учение об исках. Лица в римском праве. Семья. Брак. Наследственное право

Семинарское занятие № 2

Понятие, предмет и система римского права

 

1. Предмет курса «Основы римского права». Публичное и частное. Системы: jus civile, jus gentium, jus praetorium. Источники римского гражданского права.

2. Школы римских юристов (прокульянская, сабиньянская) и основные направления их деятельности.

3. Содержание и итоги кодификации права императором Юстинианом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: