Отдельных модулей и тем

Модуль I.

Предмет и система римского права. Учение об исках. Лица в римском праве. Семья. Брак. Наследственное право

 

Модуль I объединяет темы, освещающие содержание предмета, деление римского права на системы, на публичное и частное. В ходе изучения первого модуля рассматривается вопрос о сабиньянской и прокульянской школах юристов, о кодификации римского права императором Юстинианом.

Предметом изучения темы является римское право. Именно оно стало основой обеспечения жизнедеятельности римского общества. Без этого (это важно осознать студенту) никакого развития римского государства никогда бы не было.

Римское право по направлению деятельности разделялось на две отдельные области: публичное и частное. Публичное защищало интересы государства, частное – каждого гражданина.

Дальше студент должен уяснить периоды развития права, его характерные черты на каждом из этапов истории римского государства. Затем нужно детально разобраться в источниках права: а) право обычаев; б) законы; в) эдикты магистратов; г) материалы деятельности юристов; д) сенатус-консульты; е) императорские конституции.

Интересный, хотя и сложный из-за отсутствия достаточного количества материала для семинарского занятия второй вопрос – о школах юристов (прежде всего, сабиньянской и прокульянской), направлениях деятельности юристов.

Вопрос о кодификации – это целая эпоха в римском гражданском праве. Почему произошла, с чем связана кодификация Юстиниана? Какие задачи ставил император Юстиниан перед юристами, перед комиссией Трибониана и что конкретно сделала комиссия? Итоги ее работы. Что такое Свод гражданского права? Когда появилось это понятие? Что такое Пандектное право? Институционное право? Дигесты, Кодекс, Новеллы, Институции? Обязательно, в целом, знать их содержание.

При изучении темы «Учение об исках» студент сначала должен разобраться в том, как разрешались противоречия до появления судопроизводства, до легисакционного процесса. Какие были этапы перехода к государственному суду? Только осознав это, следует переходить к рассмотрению первых двух процессов, их деление на две стадии (jus и judicio), роли претора и др. Очень важно определить общее и особенное в этих процессах, их достоинства и недостатки.

Рассматривая вопрос о судопроизводстве, нужно найти то новое, что появилось в экстраординарном процессе. Что, на Ваш взгляд, позаимствовал современный судебный процесс от экстраординарного?

Содержательным, важным на семинаре должно быть рассмотрение вопросов об особых средствах преторской защиты, исковой давности. В Риме нарушенное право граждан защищалось претором исковыми формулами. Иски (actio) делились на вещные и личные. Следует также выяснить суть таких понятий, как интенция, эксценция, кондемнация, метисконтенстация, прескрипция.

На высоком уровне в Риме было исполнение судебного постановления. Студенту нужно найти в учебниках порядок выполнения судебного постановления.

Не займет много времени подготовка к семинару по вопросу о вводже во владение, преторских интердиктах, реституции, о восстановлении в первоначальном состоянии. Детального изучения заслуживает вопрос об исковой давности, о прерывании и приостановлении срока исковой давности.

Модуль объединяет шесть лекций, три семинарских занятия по курсу «Римское право».

При изучении вопросов модуля о лицах (субъектах права) студент, прежде всего, должен уяснить, что древнеримское государство было рабовладельческим. Господствующее положение в обществе занимали рабовладельцы. Именно они обладали всеми правами. Далее важно разобраться в правоспособности. Способность стать субъектом права определялась статусом свободы, гражданства и семейного состояния. Способность человека быть носителем этих прав называлась правоспособностью. Кроме правоспособности надо хорошо уяснить суть такого понятия как дееспособность, то есть способность лица осуществлять юридически значимые действия и отвечать за них. Правоспособность появлялась во время рождения римского гражданина, а полная дееспособность – только через 25 лет. В случае невозможности лица по ряду причин самостоятельно осуществлять свое право, ему назначали опекуна.

Во всех учебниках хорошо освещен вопрос о статусе римских граждан, латинов, перегринов, колонов, рабов, поэтому проблем при изучении этих вопросов, как правило, не возникает.

Римское право, как считают некоторые ученые, не разработало такого понятия как юридическое лицо. Хотя отдельные правовые положения юридического лица определились уже в то время. Наиболее распространенными видами юридических лиц в Риме были: казна, муниципии, союзы лиц одной профессии и т.п. Нужно не только знать права и обязанности юридических лиц, но и то, как они создавались и прекращались.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: