Управление безопасной эксплуатацией судов(МКУБ,СУБ)

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВВЕДЕНИЕ В КУРС.

ТЕМА 1.1 Руководящие нормативные документы по вопросам охраны

Человеческой жизни на море и предотвращению загрязнения с судов.

Управление безопасной эксплуатацией судов(МКУБ,СУБ).

 

 

Последние десятилетия морской флот пополняется новейшими судами, которые оснащены современными системами управления и контроля за техническими средствами. Автоматизированы операции по управлению судном и его энергетической установкой. Рулевая рубка и ЦПУ судов насыщены приборами информации, дающими возможность вахтенному специалисту оценить возникшую ситуацию и принять правильное, обоснованное решение. Все это должно обеспечивать высокую надежность эксплуатации судна и его агрегатов, механизмов и устройств. Однако статистика аварийности на флоте свидетельствует о том, что техническое оснащение судов не привело к уменьшению аварий.

Стремительные темпы автоматизации в судовождении обесценили профессионализм морских специалистов, создали ситуацию самоуспокоенности и самоуверенности, которые зачастую приводят к халатным и ошибочным действиям, повлекшие за собой тяжелые катастрофы с человеческими жертвами.

В любой экстремальной ситуации принятие решения остается за человеком, от его правильных действий зависит жизнь экипажа и сохранность судна. При возникновении аварийных условий (пожар, поступление воды в корпус, потеря остойчивости и т.п.) все зависит от действий экипажа, его практических навыков, теоретических знаний, позволяющих быстро оценить ситуацию и принять правильное решение.

Международная Морская Организация за последние годы приняла несколько документов, направленных на повышение квалификации, уровня подготовки в вопросах охраны человеческой жизни, защиты окружающей среды.

Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г

Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/1978 г.

Международная Конвенция по поиску и спасению на море, 1979 г. и еще более десятка других документов.

2. Международно-правовая база по охране человеческой жизни на море.

Развитие международной торговли в начале века привело к принятию многочисленных международных договоров (соглашений) в области судоходства, включая безопасность мореплавания. Соглашения касались обмера судов, предупреждения столкновений судов, предотвращения загрязнения окружающей среды и многого другого. В конце XIX столетия появились предложения о создании постоянно действующей морской организации, которая бы способствовала решению вопросов по обеспечению безопасности на море.

Серьезным поводом для развития международно-правовой деятельности послужила трагическая гибель самого совершенного по тем временам и считавшегося непотопляемым английского лайнера «Титаник» в апреле 1912 года, вышедшего в свой первый рейс. Из 2207 пассажиров и членов экипажа, находящихся на борту, были спасены только 700 человек.

После этого трагического события, в декабре 1913 года в Лондоне была созвана Международная конференция, на которой присутствовали представители 15 государств. 20 января 1914 года 12 представителей, в их числе и Россия, подписали международную конвенцию по охране человеческой жизни на море - СОЛАС-14. Она не вступила в силу из-за начавшейся Первой мировой войны.

При Лиге Наций был создан Консультативный и технический комитет по транспорту, который занимался проблемами морского и автодорожного транспорта. Под эгидой Лиги Наций было принято несколько соглашений, касающихся морского судоходства.
Международная морская организация IMO (InternationalMaritimeOrganization (IMO) была организована в 1948 году. Сегодня в нее входит 165 стран-участниц.

С 19 февраля по 6 марта 1948 года в Женеве прошла Морская конференция ООН, на которой была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (IMKO). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 года. Цели организации были заявлены в статье 1 Конвенции:

1) обеспечивать механизм сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство;

поощрять и содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним;

рассматривать административные и правовые вопросы, связанные с целями, изложенными в этой статье.

Изменение названия организации произошло в 1982 году. Это было связано с тем, что слово «консультативная» толковалось как указывающее на ограниченные полномочия и ответственность организации, а слово «межправительственная» вызывало недоверие и подозрения. Поэтому новое название — Международная морская организация IMO (InternationalMaritimeOrganization) было необходимо для повышения ее статуса. Являясь составной частью ООН, она имеет достаточно развитую инфраструктуру.

Вопросами безопасности в IMO занимается ее Комитет, состоящий из подкомитетов: по навигации; спасательным средствам; подготовке и дипломированию моряков и несению вахты; остойчивости судов и делению на отсеки; противопожарной защите; перевозке опасных грузов;связи и др.

Подготовленные IMO документы, касающиеся безопасности на море, представляются на обсуждение и утверждение Ассамблеей ООН в виде Конвенций или Резолюций, которые имеют рекомендательный характер. Если страна-участница IMO ратифицирует Конвенцию, то в этом случае национальное законодательство этой страны должно быть приведено в соответствие с требованиями Конвенции. Принятые IMO Резолюции имеют только рекомендательный статус, но, несмотря на это, они имеют приоритетный характер.

Помимо Конвенций, существует целый ряд Резолюций и Руководств IMO по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море. IMO стала ответственной за разработку и внедрение различных международных норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и предотвращению загрязнения морской среды. За время существования IMO были приняты и пересмотрены несколько очень важных международных конвенций — СОЛАС, МАРПОЛ, ПДМНВ, о грузовой марке и др. Образование IMO совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве. В связи с появлением новых технологий в мореплавании Международная морская организация работает как над созданием новых, так и над улучшением действующих документов. На ее счету 35 международных конвенций и большое количество протоколов и дополнений к ним.

В работе IMO по подготовке конвенций принимают участие международные организации, тесно сотрудничающие с ней. Это межправительственные организации: Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Конференция ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Для оказания помощи в разработке важных проблем в качестве консультативных привлекаются неправительственные организации: Международная палата судоходства (ICS), Международная федерация судовладельцев (ISF), Международная организация по стандартизации (ISO), Международная федерация ассоциаций капитанов (IFSMA), Intertanco, Intercargo и многие другие.

В последнее десятилетие увеличилось количество аварий и катастроф морских судов, сопровождавшихся многочисленными человеческими жертвами. Причин этому много: недобросовестные судоходные компании, не уделяющие внимания техническому состоянию судов; снижение контроля и требований к судовладельцам со стороны правительств стран флага; стремление многих (особенно мелких) судовладельцев получить максимальную прибыль за счет снижения расходов на снабжение и обслуживание судов и т. д.

С целью повышения безопасности судоходства Международная морская организация, Международная организация труда и ряд других на своих сессиях приняли целый ряд важнейших международных конвенций, резолюций, кодексов и рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Основная цель этих документов — повысить безопасность мореплавания путем обязательного применения единых для всех стандартов как при управлении судами с берега, так и в процессе их эксплуатации экипажами.

Безопасность мореплавания — важнейшая цель IMO. В статье 1 Конвенции об образовании IMO определена ее главная цель: «Поощрение и содействие принятию всеми странами самых высоких практически возможных норм в вопросах, касающихся безопасности на море». Этой цели подчинена деятельность всех рабочих органов и подразделений организации.

Кроме принятия указанных документов, IMO рекомендовано государствам-членам организации ужесточить в своих портах контроль за выполнением требований международных конвенций, кодексов, стандартов и правил всеми заходящими в порты судами. В связи с этим в настоящее время сформирована и действует глобальная система контроля за судами в портах посещения (PortStateControl), PSC.

Так, из опубликованного отчета Австралийского агентства по морской безопасности о результатах проверки судов органами PSC за один год в портах этой страны следует, что основное количество замечаний было сделано в отношении:

- спасательных шлюпок - 25;

- противопожарных устройств - 125;

-устройств спуска спасательных средств -62;

-состояния и содержания навигационных карт - 90.

Контроль органами PSC предусматривает необходимость проверки компетентности членов экипажа по следующим вопросам:

- знание своих обязанностей по тревогам, указанным в личной книжке;

- умение пользоваться связью;

- действия при борьбе с пожаром;

- действия при оставлении судна;

- знание процедур на мостике и в МО при чрезвычайных ситуациях и т.д.

Таким образом, каждый член экипажа в соответствии с его уровнем ответственности должен знать и выполнять действующие требования конвенций IMO по безопасности мореплавания.

В Конвенции ПДНВ-78/95 говорится, что для оперативного уровня ответственности (эксплуатации) требуется «начальное рабочее знание соответствующих конвенций ИMO, касающихся охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды». Для уровня управления — «знание норм международного морского права, содержащихся в международных соглашениях и конвенциях». Требование это относится не только к конвенциям ИМО, но и к конвенциям МОТ. Очевидно, чтобы обеспечить безусловное выполнение действующих международных стандартов и норм, в первую очередь надо хорошо их знать: знать цели, основные положения и требования документов ИМО и МОТ и связанные с этим практические задачи управленческого персонала и судовых экипажей.

Конвенции ИMOпо безопасности мореплавания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: