Малый Дионисий (Комос)

В декабре – январе месяце, когда происходил поворот к весне наступал праздник – Малые или Сельские Дионисии, который был приурочен к первой пробе молодого вина в честь бога вина и веселья, и сопровождался веселыми процессиями, шутками, ряженными. Шумные ватаги мужчин и женщин устремлялись к алтарю Дионисия, поливая вино и распевая в честь бога хвалебные песни. Поскольку Дионис имел прозвище Дифирамб, что означает «дважды рожденный», этим словом стали называть восторженные песнопения в честь божества.

На пиршествах было немало ряженных, одетых в козлиные шкуры и маски. Они изображали сатиров, воспроизводили в танцах и песнях различные эпизоды из жизни божества.

Процессия была красочна оформлена. Ее участники несли увитую зеленую амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из плодов, и вели жертвенного козла, убранного лентами. Торжество совершалось жертвоприношением, и затем на алтарь Диониса возлагались плоды и сосуд с вином.

Постепенно разгоралось веселье. К звукам флейт и свирелей присоединялись веселые игривые песни, сменявшие импровизацией и шутками, направленными на друзей и врагов. В быстром танце неслись хороводы девушек, юноши плясали кордак – танец спутников Диониса. Густая толпа плотным кольцом окружала место, где играли в асколию: под смех и шутки зрителей участники балансируют на одной ноге на надутом воздухом козлином мехе, смазанном оливковым маслом. В награду удержавшийся на нем победитель получал в награду этот же мех, наполненный вином. Появляются ряженные. Они изображают спутников Диониса – силенов и сатиров, по этому они одеты в козлиные шкуры, а лица их покрыты козлиными масками, или вымазаны винными дрожжами. Они рассыпаются в толпе, обнимают девушек и толкают их в объятия юношей. Затем начинается торжественная трапеза – пробование молодого вина. Вечером веселье продолжается. Поются песни. Элементом праздника считались хоры, возглавляемые эксархами – запевалами. В их песнях необузданное веселье переходило к мрачному предчувствию гибели и снова сменялось шутками.

Так первоначально ранней весной праздновался поселянами культ Диониса. Различными обрядами они стремились ускорить появление бога и заставить его приумножить урожай.

 

Линеи

Линеи праздновались в январе - феврале месяце в течение нескольких дней. По своему характеру Линнеи были сходны с Малыми Дионисиями, но проводились гораздо пышнее – в самом городе Афины. Именно на этих праздниках стали проводить театральные состязания.

Стоит отметить, что в день празднования греки красочно представляли прибытие Диониса в Афины на корабле или на «корабельной колеснице» и отсюда произошло хорошо известное нам слова «карнавал» (от латинского «каррус навалис»).

Изображения таких колесниц с сидящими в них Дионисом и его спутниками сохранились в вазовой живописи.

Анфестерий

В феврале – марте месяце проходил праздник – Анфестерий который продолжался 3 дня. Этот праздник совпадал с наступлением в Греции весны.

Первый день был посвящен детям. В этот день в Афинах открывался большой детский рынок, торговавший только детскими товарами. Все дети в этот день получали подарки. Все было отдано детям, которые с нетерпением ждали этого праздника. Дети пели, танцевали, водили хороводы.

В этот день обычно выплачивалось вознаграждение платным учителям, и они приглашали к себе в гости своих учеников.

Во второй день по Афинам ходили ряженные, которые изображали героев мифологии, они представляли сатиров, вакханок и нимф.

В этот день ряженные навещали знакомых, участвовали в шумных пирушках, на которых происходили своеобразные соревнования: кто скорее выпьет большой кубок вина. Победитель награждался плюшевым венком и мехом вина.

В центре города проходила особая обрядовая церемония с участием официального представителя государства. Главная роль в этой церемонии принадлежала супруге одного из девяти ежегодно выбиравшихся в Афинах должностных лиц – так называемых архонтов и именовалась «басилиссой» - «царицей». Сам архонт отбирал из числа афинских гражданок четырех наиболее уважаемых. Они должны были, во время обрядовой церемонии, сопровождать супругу архонта. Гражданки эти приносили клятву, обязуясь хранить в тайне все, что будет происходить на их глазах.

Басилисса в сопровождение своей свиты отправлялась в особое здание в центре города храм Диониса (Ленеон) весь год он был закрыт, и там «сочеталась браком» с богом Дионисом. Сопровождавшие басилиссу афинские гражданки свято соблюдали свою клятву, поэтому мы до сих пор не знаем, в чем именно состоял обряд.

Третий день был посвящен памяти мертвых и назывался «днем горшков». Назывался он так, потому что существовал обычай – в этот день наполнять горшки всякого рода вареными овощами и плодами. Эта пища предназначалась для обитателей «подземного царства мертвых», - куда приносили жертвы подземному божеству, которое господствовало над душами умерших. Пробовать эту пищу, как и при всех других жертвоприношениях подземным богам, категорически запрещалось.

Великие Дионисии

Великие Дионисии главный – праздник в честь бога Диониса. Он праздновался в марте месяце.

Первоначально главной частью Великих Дионисий была торжественная процессия, во время которой деревянное изображение Диониса переносили из Денейского святилища в храм близ рощи Академа. Весь город от храма Диониса до Академа заполняло праздничное шествие, а у статуи Диониса весь день выступали хоры мальчиков, ночью – ряженные пели песни и развлекались. Праздники длились около недели.

Позднее главную роль в Великих Дионисиях вместо торжественной процессии в честь Диониса, стали играть пышные театрализованные представления, которые продолжались два дня. Организацию праздников и их оплату городские власти брали на себя. Великие Дионисии знаменовали победу весны над зимой, дни, о которых говорили: «Тогда возрождается жизнь и расцветают на бессмертной земле прекрасные цветы, смешиваются фиалки и розы, чтобы увенчать прекрасное чело». Все деловая жизнь замирала. Не собирались собрания, закрывались суды. Аресты не разрешались, узников отпускали на поруки, кредиторам запрещалось требовать возвращения долга. Все находились под охраной Диониса. В городе царила радость. Строгая кара ждала каждого, кто оскорбик какого-либо из граждан. Оскорбление поэтов, хорегов, актеров и хоривтов приравнивалось к оскорблению самого бога, потому что их личности считались священными. Еще до начала праздника народ устремлялся на проагон – первый акт Дионисийских торжеств, пролог и программу драматических представлений, предшествующий агону, т.е. состязанию поэтов. Вместе с актерами, хорегами и хоревтами поэтыпредставали перед зрителями не в театральных костюмах, а в своих лучших платьях, с венками на голове. Каждый поэт представлял своих актеров и хор, свою трагедию. Первый создатель этого церемониала и первый создатель трагедии – Феспид. Именно он ввел в хоры первого актера, который мог вести разговор с запевалой, прерываемой песнями хора. Основной темой трагедии были греческие предания в форме эпоса. Фаспид устранил сатиров. Его хор состоял из мужчин или мальчиков. Фаспид объезжал во время праздника города и представлял прибытие Диониса на корабль, поставленный на колеса (по латыни «каррус навалис»). Писистрат оставил поэта в Афинах, устраивать праздники для своих горожан с первым в мире театральным представлением на афинской опоре. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса. Ее снимали с пьедестала в храме Диониса и переносили в другое священное место, расположенное на пути в Элевферы, а оттуда в театр, т.е. статуя повторяла тот путь, по которому Дионис однажды совершил свой первый въезд в Афины. В процессе принимал участие весь город. Впереди шел распорядитель праздника. В его распоряжение были 10 граждан – организаторов шествия, которые должны были оплачивать все расходы по процессии. Свита, окружавшая статую, была одета в хламиды, с петесами на голове (петес - войлочная шляпа, с 4-угольными полями) и вооруженная копьями и мечами. Затем шли камефоры – «носильщицы корзин», выбранные из числа самых красивых девушек города. Они несли на головах золотые корзины, наполненные плодами. Спрятанные под плодами змеи наводили на зрителей ужас, внезапно выпрямляясь и поднимая свои плоские головы. В сопровождение богато одетых хореватов шли хореги. Несли дорогие подарки и вели жертвенных животных. Вслед за этой группой следовали мужчины, несущие венки фиалок, плюща, их лица были обвиты гирляндами из листьев тмина. Юноши, переодетые в женщин, изображали спутниц Диониса. Позади них в повозках неслась пестрая толпа в маскарадных костюмах и масках. Воздух оглашался пронзительным шумом, сливающимся с криком жертвенных животных. Большинство участников были увенчаны венками из плюща, виноградных лоз и ветвей ели. В костюмах и жестах они стремились произвести отдельные моменты их жизни Диониса. Силены и сатиры пешком и на ослах проносились по улицам города. Они кружились в стремительном танце, вызывая восторг и крики многочисленных зрителей. Старые словечки летели в публику и, словно мячи, отброшенные назад, летели обратно. Медленно двигаясь процессия прибывает на агору, где уже горит яркий огонь у алтаря Двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника мальчики поют священные песни, под звуки которых совершается грандиозное жертвоприношение ста быков, а после него начинается веселый пир.

Возвращаясь только вечером. При свете факелов статуя Диониса переносилась в театр и водружали ее посреди орхестры, чтобы бог мог присутствовать на зрелищах, устроенных в его честь.

Элевсинские мистерии

Элевсин — маленький город в 22 км к северо-западу от Афин, связанный с ними священной дорогой; издавна славился производством пшеницы.

Мистерии были основаны на мифах о Деметре. Её дочь Персефона была похищена Гадесом, богом подземного мира. Деметра, являющаяся богиней жизни и плодородия, после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав от Гелиоса о её судьбе, Деметра удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли. Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал брату вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триптолему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии. Но так как Гадес дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната, чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.

Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, подобно тому как ежегодно весной возвращаются брошенные осенью в землю семена, являясь символом воскрешения из мёртвых. Келей был первым священником Деметры, посвящённый в её обряды и тайны, а его сын Триптолем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям по всей земле.

Были два вида мистерий: Великие и Малые. Малые мистерии праздновались в анфестирион (февраль), хотя точная дата не установлена. Священники очищали кандидатов в посвящение, жертвовали свинью Деметре и очищались сами.

Великие мистерии проходили в воидромион (сентябрь) и продолжались девять дней. Первый акт Великих мистерий (14 воидромиона) состоял в переносе священных объектов из Элевсина в Элевсинион (храм у основания Акрополя в Афинах посвящённый Деметре). 15 воидромиона иерофанты (священники) объявляли начало обрядов. Церемонии начинали в Афинах 16 воидромиона, служители омывались в море в Фалероне (естественная гавань в Афинах) и жертвовали свинью в Элевсинионе 17 воидромиона. Священная процессия отправлялась из Керамик (афинское кладбище) 19 воидримиона и двигалась в Элевсин по так называемой «Священной дороге». В определенных местах участники кричали непристойности в честь Ямбы (старая служанка, которая своими забавными шутками развеселила Деметру, когда та в Элевсине оплакивала потерю своей дочери), а также выкрикивали одно из имён Диониса Иакх, который считался сыном Деметры или Персефоны. Прибытие в Элевсин ознаменовалось постом в память о горе Деметры, когда она печалилась о дочери. Пост прерывался настоем ячменя и мяты (кикеон), который выпила Деметра в доме царя Келея вместо красного вина. В 20-х и 21-х числах воидримиона иерофанты входили в большой залТелестериона (храм в честь Деметры), где они лицезрели священные реликвии. Эта часть мистерий была наиболее скрыта от непосвящённых, запрещено было рассказывать о ней посторонним под страхом смерти.

Относительно сущности мистерий есть несколько взглядов. Некоторые утверждают, что посвящённые, путём созерцания священных предметов убеждались в жизни после смерти. Другие говорят, что этого недостаточно для объяснения влияния и долговечности мистерий, утверждая, что помимо внешнего созерцания посвящённые могли находиться под воздействием психотропных средств. Вслед за этой скрытой частью следовало пиршество, которое продолжалось всю ночь и сопровождалось танцами и развлечениями. Танцы проходили в поле, где по преданию пробился первый росток. Также жертвовали быка. 22 воидримиона посвящённые почитали умерших, опрокидывая специальные сосуды. Мистерии заканчивали 23 воидримиона. В центре Телестериона был Анакторон ('дворец'), маленькое строение из камня, в которое могли входить только иерофанты, в нём сохранялись священные объекты. Большая часть обрядов никогда не была зафиксирована письменно, а поэтому многое в этих мистериях остаётся предметом спекуляций и домыслов.

Панафинеи

По преданию афинское празднество Афинеи учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив аттические поселения в единое государство, дал празднику новое название — Панафинеи, то есть «праздник для всех афинян». При архонте Гиппоклейде за шесть лет до царствования тирана Писистрата, в празднествах уже принимали участие соседние государства.

Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, — один раз в четыре года, в третий олимпийский год. Малые Панафинеи проходили с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, Большие — с 21 по 29. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г. до н. э. — гимнические и со времён Перикла — музыкальные агоны. Музыкальные состязания, открывавшие празднества, проводились в Одеоне.

От десяти афинских фил выбиралось десять судей Панафинейских игр — агонотетов, или атлотетов. Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — так называемые панафинейские амфоры, наполненные святым маслом.

Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и поражённые в правах жители Афин и метэки. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили женщины Аттики. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Пифийские игры

История Пифийских Игр начинается в 582 г. до н.э., когда после окончания Священной войны управление Играми перешло к Дельфийской Амфиктионии — Совету двенадцати греческих племён. С тех пор Игры стали проходить не каждые восемь лет, как это было до этого, а каждые четыре года, соответственно за год до Олимпийских Игр, по всей видимости, в конце августа.

Пифийские игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, бога красоты и покровителя искусств, учрежденные, как считалось, самим богом в честь победы над Пифоном. Игры проходили 15—19 августа в третий год олимпиад с 586 г. до н.э. Место состязания — равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыка, гимнастика, ристания колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок.

На время Игр действовал священный Мир, продолжавшийся три месяца. Перемирие гарантировало людям — как участникам так и зрителям — безопасную поездку на Игры и обратно домой. Большое количество людей стекалось в Грецию, это приносило Дельфам огромные доходы. Агора (рыночная площадь), становилась во время Игр значительным торговым местом для художественных товаров.

Свидетельства того времени и документы, повествующие о Пифийских Играх античности, были уничтожены человеческим насилием или стихийными бедствиями. Но все сохраненные источники подчеркивают великолепие и блеск Игр. Записи, сделанные Аристотелем, дают нам представление о торжествах:

Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, которое представляло победу Аполлона над Пифоном. Во время торжественной процессии в храме Аполлона совершалось большое праздничное жертвоприношение. После праздничного пиршества на четвертый день начинались Игры.

В театре города Дельфы проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе города Дельфы — атлетические состязания. Из-за гористой местности Дельф состязания на колесницах проводились на равнине у города Криса.

Художественные дисциплины охватывали:

ñ Гимн богу Аполлону

ñ Игра на флейте и кифаре (древнем греческом струнном инструменте) с пением и без него

ñ Соревнования в театральном и танцевальном искусстве

ñ Соревнования по живописи

 

Гиацинтии

По древней мифологии у бога Аполлона был друг Гиацинт, сын царя Спарты. И вот как-то раз Гиацинт и Аполлон состязались в метании диска. И ни одному из них не удавалось стать победителем. Отчаявшийся Аполлон метнул диск так высоко, что он достиг облаков. В это время вмешался Земфир, подул на диск, да не рассчитал силу ветра, диск сильно упал на землю и отскочив ударил в лицо Гиацинта, и юноша погиб на месте. Долго Аполлон оплакивал гибель друга, а потом превратил капли его крови в прекрасный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона, чтобы никогда не угасла память о нём в людских сердцах. Жрецы Аполлона в последствии перенесли цветы в сад при храме Аполлона в Дельфах.

Греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слова "ай-ай", что значит "горе, горе!".

Празднества в честь Гиацинта, бывшего раньше божеством пастухов, так называемые гиацинтии, справлялись в июне, главным образом дорянами (будущие спартанцы) на Пелопоннесе, в Малой Азии, на Юге Италии, в Сицилии, в Серакузах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: