ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Программа дисциплины
Екатеринбург
2006
Утверждаю
Проректор
____________ В.П. ПРОКОПЬЕВ
(подпись)
_____________
(дата)
Программа дисциплины «История древнего мира» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр I, II
Общая трудоемкость дисциплины 206 часов, в том числе:
лекций 84
семинаров 32
лабораторных работ –
Контрольные мероприятия:
рефераты –
|
|
коллоквиумы 2 часа
контрольные работы –
другие (тестирование) 4 часа
Составитель:
РОМАНЧУК АЛЛА ИЛЬИНИЧНА,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков,
Уральский государственный университет им. А.М. Горького.
Рекомендовано к печати протоколом заседания
кафедры истории древнего мира и средних веков
от 7 марта 2006 г. № 5.
© Уральский государственный университет, 2006.
© Романчук А. И., 2006.
I. ВВЕДЕНИЕ
1. Цель дисциплины: Изучение особенностей и закономерных черт формирования античной цивилизации в ее двух вариантах: эллинском и римском.
2. Задачи дисциплины: формирование представлений об условиях формирования и развитии гражданской общины – полиса – и основных этапов развития государственных институтов античности; создание представления о личности античного периода и изучение основных достижений культуры, творческого потенциала общества, проявлении деятельности гражданина античной эпохи; выявление особенностей экономического и социального развития античного общества, проблема собственности в античную эпоху; ознакомление с основными тенденциями историографии по истории Древней Греции и Рима.
3. Требования к уровню освоения содержания курса: знание событийной хроники, причин и следствий изучаемых явлений общественного развития, умение ориентироваться в концептуальных положениях российского (советского) и мирового антиковедения, навыки чтения и анализа источников.
4. Методическая новизна курса: компьютерное тестирование, использование поинт-демонстраций для ознакомления с географией и памятниками Эллады и Рима.
|
|
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Общее введение к курсу античной истории. Понятие античной истории, ее географический и хронологический ареал. Два этапа античной истории – греческий и римский. Природные особенности Средиземноморского региона (Эгеида, Балканы, Апеннинский по.), население. Значение исторического опыта и культурного наследия античности. Наука об античности, ее состав и особенности. Характеристика необходимых пособий.
Часть I
История древней Греции
Тема 1
Основные виды источников
Археологические раскопки, мифы и эпос (Гомер, Гесиод), эпиграфические памятники, труды древних авторов (Геродот, Фикидид, Ксенофонт, историки эллинистической эпохи). Проблемы датировки памятников. История изучения античной цивилизации. Историко-критическое направление (Ф. Вольф, Г. Нибур, И. Винкельман др.). Значение исследований российских историков в изучении истории Древней Греции и Рима (В. В. Латышев, С. А. Жебелев, М. И. Ростовцев, В. П. Бузескул, Ф. Ф. Зелинский, Т. В. Блаватская. Э. Д. Фролов, Ю. В. Андреев и др.).
Тема 2
Древнейшая Греция
Микенская цивилизация. Особенности развития ахейской цивилизации. Острова – Кикладскяа цивилизация. Письменность и ее дешифровка (М. Вентрис и Дж. Чедвик). Значение раскопок Г. Шлимана и А. Эванса, Н. Маринатоса для изучения древнейшего периода Эллады. Микены, Тиринф, Пилос, Троя, Кносс. Дворец и его функции. Характер власти, организация управления. Социальное развитие. Миграционные процессы. Отражение в мифах ранней истории Эллады. Троянская война.
Тема 3
Греция X–IX вв.
Значение поэм Гомера, «гомеровский вопрос». Греческое общество XI–IX вв. Формирование территориальной общины. Проблема прогресса и регресса, ремесло, сельское хозяйство в гомеровский период. Появление частной собственности. Социальная структура и социальная борьба. Причины и характер и направления Великой греческой колонизации. Виды поселений, особенности их развития, взаимоотношения с метрополиями. Значение колонизации для материковой Греции.
Тема 4
Архаическая революция VIII–VI вв. до н. э.
Экономический прогресс и социальная борьба; законодательство, колонизация и тирания; феномен полиса. Основные черты архаического периода: формирование гражданской общины и полисного патриотизма, социальное развитие общества, технические достижения эпохи. Значение Дельф и Олимпии в истории Эллады архаического периода. Раннее законодательство.
Тема 5
Основные этапы развития Афинского демократического полиса
Основные виды источников. Археологические материалы и письменные источники. Значение трудов Аристотеля. Мифологизированная история Аттики. «Города Кекропа» и «Синойкизм Тесея». Эвпатриды и демос. Развитие рабства. Раннее законодательство. Организация управления. Противостояние демоса и эвпатридов. Заговор Килона. Земледелие, ремесла, торговля. Положение демоса в VI в. Законы Солона. Социально-экономическое и политическое направление реформ. Цензовое деление общества. Структура управления. Проблема собственности. Социальная борьба после реформ Солона. Ранняя тирания в Аттике. Внутренняя и внешняя политика Писистрата и Писистратидов. Падение тирании. Реформы Клисфена. Работа народного собрания и гелиэи. Права и обязанности граждан. Задачи государства. Индивидуальная ответственность граждан. Литургии.
Тема 6
Формирование Спартанского полиса
Особенности формирования спартанского государства. Мессенские войны. Ретры Ликурга. Регламентация жизни членов «общины равных» и причины ее возникновения. Особенности социальной структуры Спартанского полиса (периэки, илоты). Органы управления. Народной собрание, геруссия, архогеты, эфорат. Воспитание граждан. Внешняя политика. Образование Пелопоннеского союза.
|
|
Тема 7
Сущность полиса
Типы полисов. Виды государственности. Значение трудов Аристотеля для изучения государственности античного периода. Понятие гражданства. Права и обязанности граждан. Народное собрание и ополчение. Полисная мораль.
Тема 8