Формирование Спартанского полиса

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Программа дисциплины

 

 

Екатеринбург

2006


Утверждаю

Проректор

____________ В.П. ПРОКОПЬЕВ

(подпись)

_____________

     (дата)

 

 

Программа дисциплины «История древнего мира» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр                                                 I, II

Общая трудоемкость дисциплины     206 часов, в том числе:

лекций                                                     84

семинаров                                               32

лабораторных работ                               –

Контрольные мероприятия:

рефераты                                                 –

коллоквиумы                                   2 часа

контрольные работы                              –

другие (тестирование)                          4 часа

 

Составитель:

РОМАНЧУК АЛЛА ИЛЬИНИЧНА,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков,

Уральский государственный университет им. А.М. Горького.

 

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры истории древнего мира и средних веков

от 7 марта 2006 г. № 5.

 

© Уральский государственный университет, 2006.

© Романчук А. И., 2006.




I. ВВЕДЕНИЕ

1. Цель дисциплины: Изучение особенностей и закономерных черт формирования античной цивилизации в ее двух вариантах: эллинском и римском.

2. Задачи дисциплины: формирование представлений об условиях формирования и развитии гражданской общины – полиса – и основных этапов развития государственных институтов античности; создание представления о личности античного периода и изучение основных достижений культуры, творческого потенциала общества, проявлении деятельности гражданина античной эпохи; выявление особенностей экономического и социального развития античного общества, проблема собственности в античную эпоху; ознакомление с основными тенденциями историографии по истории Древней Греции и Рима.

3. Требования к уровню освоения содержания курса: знание событийной хроники, причин и следствий изучаемых явлений общественного развития, умение ориентироваться в концептуальных положениях российского (советского) и мирового антиковедения, навыки чтения и анализа источников.

4. Методическая новизна курса: компьютерное тестирование, использование поинт-демонстраций для ознакомления с географией и памятниками Эллады и Рима.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение

 

Общее введение к курсу античной истории. Понятие античной истории, ее географический и хронологический ареал. Два этапа античной истории – греческий и римский. Природные особенности Средиземноморского региона (Эгеида, Балканы, Апеннинский по.), население. Значение исторического опыта и культурного наследия античности. Наука об античности, ее состав и особенности. Характеристика необходимых пособий.

Часть I

История древней Греции

Тема 1

Основные виды источников

 

Археологические раскопки, мифы и эпос (Гомер, Гесиод), эпиграфические памятники, труды древних авторов (Геродот, Фикидид, Ксенофонт, историки эллинистической эпохи). Проблемы датировки памятников. История изучения античной цивилизации. Историко-критическое направление (Ф. Вольф, Г. Нибур, И. Винкельман др.). Значение исследований российских историков в изучении истории Древней Греции и Рима (В. В. Латышев, С. А. Жебелев, М. И. Ростовцев, В. П. Бузескул, Ф. Ф. Зелинский, Т. В. Блаватская. Э. Д. Фролов, Ю. В. Андреев и др.).

Тема 2

Древнейшая Греция

Микенская цивилизация. Особенности развития ахейской цивилизации. Острова – Кикладскяа цивилизация. Письменность и ее дешифровка (М. Вентрис и Дж. Чедвик). Значение раскопок Г. Шлимана и А. Эванса, Н. Маринатоса для изучения древнейшего периода Эллады. Микены, Тиринф, Пилос, Троя, Кносс. Дворец и его функции. Характер власти, организация управления. Социальное развитие. Миграционные процессы. Отражение в мифах ранней истории Эллады. Троянская война.

Тема 3

Греция X–IX вв.

 

Значение поэм Гомера, «гомеровский вопрос». Греческое общество XI–IX вв. Формирование территориальной общины. Проблема прогресса и регресса, ремесло, сельское хозяйство в гомеровский период. Появление частной собственности. Социальная структура и социальная борьба. Причины и характер и направления Великой греческой колонизации. Виды поселений, особенности их развития, взаимоотношения с метрополиями. Значение колонизации для материковой Греции.

Тема 4

Архаическая революция VIII–VI вв. до н. э.

 

Экономический прогресс и социальная борьба; законодательство, колонизация и тирания; феномен полиса. Основные черты архаического периода: формирование гражданской общины и полисного патриотизма, социальное развитие общества, технические достижения эпохи. Значение Дельф и Олимпии в истории Эллады архаического периода. Раннее законодательство.

 

Тема 5

Основные этапы развития Афинского демократического полиса

 

Основные виды источников. Археологические материалы и письменные источники. Значение трудов Аристотеля. Мифологизированная история Аттики. «Города Кекропа» и «Синойкизм Тесея». Эвпатриды и демос. Развитие рабства. Раннее законодательство. Организация управления. Противостояние демоса и эвпатридов. Заговор Килона. Земледелие, ремесла, торговля. Положение демоса в VI в. Законы Солона. Социально-экономическое и политическое направление реформ. Цензовое деление общества. Структура управления. Проблема собственности. Социальная борьба после реформ Солона. Ранняя тирания в Аттике. Внутренняя и внешняя политика Писистрата и Писистратидов. Падение тирании. Реформы Клисфена. Работа народного собрания и гелиэи. Права и обязанности граждан. Задачи государства. Индивидуальная ответственность граждан. Литургии.

 

Тема 6

Формирование Спартанского полиса

Особенности формирования спартанского государства. Мессенские войны. Ретры Ликурга. Регламентация жизни членов «общины равных» и причины ее возникновения. Особенности социальной структуры Спартанского полиса (периэки, илоты). Органы управления. Народной собрание, геруссия, архогеты, эфорат. Воспитание граждан. Внешняя политика. Образование Пелопоннеского союза.

 

Тема 7

Сущность полиса

Типы полисов. Виды государственности. Значение трудов Аристотеля для изучения государственности античного периода. Понятие гражданства. Права и обязанности граждан. Народное собрание и ополчение. Полисная мораль.

 

Тема 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: