Эсеры-максималисты о политических преобразованиях в России

Союз эсеров-максималистов (ССРМ) был на левом фланге российских неонароднических партий. 1917 год стал возрождением и активизацией деятельности Союза. Максималисты участвовали в Октябрьском вооруженном восстании и на II Всероссийском съезде Советов по основным вопросам (о власти, о земле, о войне и мире) поддержали большевиков.

Главное в теории эсеров-максималистов было то, что они верили в возможность немедленного перехода России к социализму.

Весной 1918 года Союзом был разработан "Проект основ Конституции Трудовой Республики", утвержденный III Всероссийской конференцией ССРМ в апреле 1918 года.

Эсеры-максималисты принимали участие в работе комиссии по выработке первой Советской Конституции. Эсеры-максималисты расходились с большевиками в вопросах избирательной системы. Они предлагали установить всеобщее избирательное право, считая, что в России нетрудовые элементы составляют ничтожное меньшинство, и поэтому всеобщее избирательное право не сможет принести вреда власти трудящихся.

 

 

АНАРХИСТЫ. Крупнейшие идеологи анархизма М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин были русскими. Бакунин выступал за немедленное всенародное восстание рабочих масс. Многие из первых революционных народнических кружков интеллигентской молодежи в 1860-е-1870-е годы с энтузиазмом восприняли бакунинские идеи и стали пропагандировать анархизм (например, кружок А.В.Долгушина). С начала 70-х годов стал анархистом и П.А.Кропоткин. Он был членом кружка “чайковцев” и осенью 1873 г. составил для него программную “Записку”. В ней идеалом будущего строя провозглашался “союз вольных коммун” без центральной государственной власти. В своих работах конца 1870-х – начала 1890-х годов XIX в. (“Речи бунтовщика”, “Завоевание хлеба”, “Анархия, ее философия, ее идеал”, “Государство и его роль в истории” и др.) Кропоткин изложил концепцию анархо-коммунизма. Он не считал народ готовым к немедленному революционному выступлению и говорил о необходимости создания анархистской партии.

В 1900 г. в Женеве возникла “Группа русских анархистов за границей”, издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л.В.Иконникова). Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов “Хлеб и воля”, которой при поддержке П.А.Кропоткина, М.И.Гольдсмит и В.Н.Черкезова удалось в том же году организовать издание первого русского анархического печатного органа за границей – газеты “Хлеб и воля”.

В 1900 – 1904 гг. небольшие группы российских анархистов-эмигрантов появились также в Германии, США, Франции, Болгарии. В 1904 г. эмигранты создали издательские центры, предназначенные для издания и распространения анархической литературы как за границей, так и в России: “Издательская группа “Анархия” (Париж, лидер – Б.Я.Энгельсон) и “Группа русских рабочих анархистов-коммунистов” (Лондон, лидер – Кропоткин).

В самой Российской империи анархистские группы появлялись весной 1903 г. в Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и ремесленных рабочих и летом – в г. Нежине Черниговской губернии, в среде учащейся молодежи. К концу 1903 г. было уже 12 анархистских групп в 11 городах, а в 1904 г. – 29 групп в 27 населенных пунктах. Центрами анархизма стали Белосток, Екатеринослав и Одесса.

Число анархистских групп существенно возросло в период революции 1905-07 годов. В 1905 г. их насчитывалось уже 125 (в 110 населенных пунктах), в 1906 г. – 221 (в 155 населенных пунктах), а в 1907 г. уже действовало 255 групп в 180 населенных пунктах. В целом в 1903 – 1910 годы деятельность анархистов проявилась в 218 населенных пунктах империи. В эти годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тыс. человек.

Накануне и в первые месяцы революции 1905 г. большинство анархистских групп состояло из последователей теории П.А.Кропоткина, анархистов-коммунистов (хлебовольцев). Их задачи в революции были намечены на съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Целью действий анархистов-коммунистов объявлялась “социальная революция, т.е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом”. Началом революции должна была явиться “всеобщая стачка обездоленных как в городах так и в деревнях”. Главными методами анархистской борьбы в России провозглашались “восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”. Вопрос о совершении террористических актов должен был решаться только местными жителями в зависимости от конкретной ситуации. Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою”. На этом съезде Кропоткин впервые сформулировал идею о необходимости создания в России анархической партии.

Наиболее видными идеологами и организаторами анархо-синдикализма в России были Я.И.Кирилловский (Д.И.Новомирский), Б.Н.Кричевский, В.А.Поссе. Д.И.Новомирский, возглавлявший в 1905–1907 гг. организации синдикалистов в Одессе, в брошюрах “Программа синдикального анархизма”, “Манифест анархистов-коммунистов”, в уставе Всероссийского союза труда и программе “Южно-Русской группы анархистов-синдикалистов” последовательно изложил стратегию и тактику синдикалистов в России. Синдикалисты признавали только непосредственную, прямую борьбу рабочих с капиталом, а также бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

Появилось также такое направление, как анархо-индивидуализм (индивидуалистический анархизм). Его идеологами были А.Боровой, О.Виконт, Н.Бронский, выступавшие за абсолютную свободу личности. Разновидностью этого направления был мистический анархизм, который проповедовали поэты и писатели С.М.Городецкий, В.И.Иванов, Г.И.Чулков, Л.Шестов (Л.И.Шварцман), К.Эрберг (Сюнненберг), а также Лев Черный(псевдоним П.Д.Турчанинова), опубликовавший книгу “Новое направление в анархизме; ассоциационный анархизм” (1907). Он выступал за сочетание принципов коллективизма и индивидуализма, за создание политической ассоциации производителей, а основным методом борьбы с самодержавием он считал систематический террор.

К последователям индивидуалистического анархизма можно также отнести махаевцев (махаевистов), высказывавших враждебное отношение к интеллигенции. Идеологом этого направления был польский революционер Я.В.Махайский (он печатался под псевдонимами А.Вольский, Махаев), а наиболее известный его последователь – Е.И.Лозинский (Е.Устинов).

В условиях революции 1905 – 1907 гг. в российском анархо-коммунизме образовалось еще несколько течений. Среди них выделялось Движение анархистов-коммунистов (беэначальцев), возглавляли которое С.М.Романов (Бидбей) и Н.В.Дивногорский (Петр Толстой). Они выступали за террор и грабежи как способы борьбы и отрицали всякие нравственные устои общества. Осенью 1905 г. в анархо-коммунизме оформилось движение анархистов-коммунистов (чернознаменцев), организатором и идеологом которого был И.С.Гроссман (Рощин). Изданный им в Женеве в декабре 1905 г. единственный номер газеты “Черное знамя” дал название этому направлению Наиболее сильные группы чернознаменцев действовали на Северо-Западе и Юге России (Белосток, Варшава, Вильно, Екатеринослав, Одесса). Чернознаменцы выступали за следующую программу; “Постоянные партизанские выступления пролетарских масс, организация безработных для экспроприации жизненных припасов, массовый антибуржуазный террор и частные экспроприации”. В конце 1905 г. чернознаменцы раскололись на две группировки: безмотивных террористов во главе с В.Лапидусом (Стригой) и анархистов-коммунистов. Безмотивные террористы основной целью своей деятельности считали организацию “безмотивного антибуржуазного террора” путем индивидуальных покушений на представителей буржуазии не за какие-либо их действия (донос, провокаторство и т.д.), а просто за принадлежность к классу “паразитов-эксплуататоров”. Сторонники же анархистов-коммунистов, высказывались за сочетание антибуржуазной борьбы с серией восстаний для провозглашения в городах и селах “временных революционных коммун”.

Уже в 1904–1905 гг. анархистский террор и экспроприации («эксы») стали значительным явлением. При этом многие, называвшие себя анархистами, совершали грабежи с целью личной наживы. Так, Нестор Махно, будучи с осени 1906 г. членом “Гуляй-Польской группы анархистов-коммунистов” (село Гуляй-Поле Александровского уезда Екатеринославской губернии), в течение двух последующих лет занимался экспроприацией местных торговцев и промышленников.

В 1904 г. в Гродненской губернии в местечке Крынки (близ Белостока) Нисан Фарбер нанес текстильному фабриканту А.Кагану несколько ударов кинжалом в шею “за неуступчивость в отношении стачечников”. Фарбер затем продолжал борьбу и погиб, взорвав полицейский участок в Белостоке. 4 октября 1905 г. в пос. Амур (близ Екатеринослава) анархисты после увольнения 300 рабочих убили директора машиностроительного завода. Польский анархист-чернознаменец (группа “Интернационал”) И.Блюменфельд в октябре 1905 г. бросил бомбу в банковскую контору Шерешевского в Варшаве, а через месяц взорвав бомбы в ресторане “Бристоль”, ранив при этом одного человека. Вскоре организация анархистов была ликвидирована, а 16 ее членов были заключены в Варшавской цитадели. Варшавский генерал-губернатор Г.А.Скалон приказал казнить всех заключенных анархистов без суда и следствия, и они были расстреляны в январе 1906 г.

В 1906 году в западных и юго-западных губерниях России появлись первые группы Анархического Красного Креста, осуществлявшего помощь заключенным-анархистам.

В октябре 1907 г. грузинские анархисты вместе с эсерами-федералистами, изъяли из казначейства в городе Душети Тифлисской губернии денег на сумму 250 тыс. рублей. Это был самый крупный “экс” анархистов в России в начале XX века.

В октябре – ноябре 1907 г. анархисты различных групп провели городские конференции, наиболее крупная из которых состоялась в Киеве. В 1908 г. действовало 108 групп анархистов в 83 населенных пунктах страны, в 1909 г. их насчитывалось уже 57 в 44 городах, в 1910 г. – только 34 группы в 30 пунктах, в 1911 г. – всего 21 организация, в 1912 г. – 12, в 1913 г. – 9 и накануне Первой мировой войны – лишь 7 групп. Члены Московской группы анархистов-коммунистов, в которую входило до 40 человек, в 1910–1911 годах проводили пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян Московской, Костромской и Смоленской губерний, а также совершили ряд нападений на казенные винные лавки и почтово-телеграфные конторы.

В 1908 г. Женеве состоялась конференция русских анархистов-коммунистов, на которой произошло объединение членов групп “Буревестник”, “старой” группы и редакции газеты “Хлеб и Воля” (во главе с Г.И.Гогелия) в Союз русских анархистов-коммунистов. На Первой объединительной конференции русских анархистов-коммунистов в Лондоне (28 декабря 1913 г. –1 января 1914 г.), было принято решение о создании Федерации анархо-коммунистических групп за границей и об издании первого федеративного печатного органа – газеты “Рабочий мир”.

Первая мировая война привела к расколу среди российских анархистов. Кропоткин призывал к продолжению войны “до конца германского милитаризма” а анархисты-интернационалисты осуждали войну. К моменту Февральской революции общее число членов анархистских групп в Российской империи, вероятно, едва достигало 250–300 человек.

1917-1921

После революции, 13 марта 1917 г., членами семи анархистских организаций в Москве была создана Федерация анархических групп, в которую вошло около 70 человек, в основном из молодежи. Лидерами анархистов в Москве и Петрограде выступили П.А.Аршинов, В.В.Бармаш, А.А.Боровой, братья Абба и Владимир Гордины, И.Блейхман, Д.Новомирский, Л.Черный, Г.Б.Сандомирский, А.А.Солонович, Г.П.Максимов, В.С.Шатов, В.М.Эйхенбаум (Волин), Е.З.Ярчук. Вернулся в Петроград из эмиграции и Кропоткин. Важным консолидирующим фактором для анархистов стало появление газет –“Анархия” (Москва) и “Буревестник” (Петроград)

Анархо-синдикалисты во главе с В.Волиным, Г.Максимовым и В.Шатовым выступали за замену государства федерацией профсоюзов (синдикатов), захват фабрик и заводов рабочими коллективами. Они установили контроль над профсоюзами металлистов, портовых рабочих, булочников, отдельными фабрично-заводскими комитетами.

Анархисты-коммунисты призывали к социальной революции, к свержению Временного правительства, указывали на необходимость “положить конец империалистической войне”, а после создания Советов рабочих и солдатских депутатов (в частности, в Петрограде) стали добиваться допущения своих сторонников в них. Они выдвигали требования “убийства старых министров” и “выдачи патронов и оружия... так как революция не кончена”.

18–22 июля 1917 г. конференция анархистов Юга России в Харькове признала возможным вхождение сторонников анархии в Советы, но исключительно с информационной целью. Категорически против участия в Советах высказывались лишь анархисты-индивидуалисты.

Анархисты выделялись во время апрельского политического кризиса (19–21 апреля), выдвигая лозунг немедленного свержения Временного правительства; прославились захватом (в феврале), а затем и зашитой от правительственных войск (в июне) дачи бывшего царского министра П.Н.Дурново; подготовкой выступлений солдат 2–4 июля “с оружием в руках… для свержения 10 министров-капиталистов” и захвата фабрик и заводов. Кропоткин же был настроен более умеренно и принял участие в работе Государственного совещания в Москве 15 августа 1917г.

Накануне октября 1917 г. организации анархистов имелись почти в 40 городах страны, и во время Октябрьской революции анархисты участвовали в вооруженных столкновениях в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.[1]

Вооруженные отряды московских анархистов к апрелю 1918 г. самовольно заняли около 25 особняков. В ночь с 11 на 12 апреля ВЧК начала операцию по разоружению боевых отрядов анархистов («Чёрной гвардии»), встречая в некоторых местах вооружённое сопротивление. В результате данной операции было убито 40 анархистов, некоторых расстреляли на месте, кроме того было убито 10 до 12 чекистов и красноармейцев.[2].

Осенью 1918 г. в Москве по инициативе А.А. Карелина была воссоздана Московская федерация анархических групп и проведена работа по созыву I Всероссийского съезда анархистов-коммунистов. В 1919 г. в Москве была создана Всероссийская федерация анархической молодежи (ВФАМ), имевшая филиалы в 23 городах страны.

Объединением анархо-синдикалистов в это время был Союз анархо-синдикалистской пропаганды “Голос Труда”, имевший отделения и издательства в Петрограде и Москве. Но уже в 1918 г. деятельность негативно настроенных по отношению к большевикам синдикалистов, издававших в Москве газету “Вольный голос труда”, запретили, а компромиссно настроенной к большевикам части синдикалистов дали в августе–сентябре 1918 г. провести всероссийскую конференцию. Эта конференция избрала секретариат Всероссийской конфедерации во главе с Г.П. Максимовым и уже в ноябре–декабре 1918 г. провела II конференцию своих сторонников. Программные вопросы синдикализма в расширенном виде удалось обговорить только в апреле 1919 г. на III конференции и лишь в октябре 1920 г. был, наконец, опубликован проект устава Всероссийской конфедерации и принято решение о ее образовании.

Осенью 1917 – весной 1918 г. братья Абба и Владимир Гордины обосновали идеологию пананархизма, базирующуюся на идее всеобщей и немедленной анархии. Осенью 1920 г. Гордин заявил о создании новой разновидности пананархизма – анархо-универсализма, соединявшего в себе основные положения различных направлений анархизма с признанием идеи мировой коммунистической революции.

Нестор Махно, и некоторые другие крестьянские вожди анархистов в годы Гражданской войны создавали партизанские отряды, которые первоначально боролись за Советскую власть. В начале 1918 г. отряды Махно (в дальнейшем - Революционная повстанческая армия Украины) разоружали казачьи эшелоны, возвращавшиеся с фронта на Дон и сражались с немецкими войсками, оккупировавшими Украину по условиям Брестского мира. Затем Махно участвовал в военных действиях против Армии Украинской народной республики, а в дальнейшем – против Вооруженных сил Юга России. Одновременно Махно боролся против создания в контролируемых его отрядами районах комбедов и деятельности продотрядов, что привело его к конфликту с Советской властью.

В ноябре 1918 г. в Курске украинские анархисты образовали группу “Набат” и приняли решение о создании единой конфедерации анархистских организаций Украины. Ее оформление завершилось в апреле 1919 г. в Елисаветграде. Лидеры этой конфедерации во главе с В.М. Волиным и П.А. Аршиновым вступили в контакт с Махно. Осенью 1920 г. “набатовцы” попытались созвать анархический съезд в Харькове, но тут же были арестованы ЧК.

Анархисты также были причастны к организации в Москве взрыва в здании МК РКП(б) в Леонтьевском переулке в январе 1919 г., а в 1920-1921 годах участвовали в Кронштадском восстании и Тамбовском восстании.

 

О консерватизме

Репников А. В.

Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю, охраняю) — понятие, означающее тип социально-политического и философского мировоззрения, носители которого выступают за сохранение традиционных основ общественной жизни.

В истории русской философской мысли консервативные тенденции обозначились уже в мировоззрении славянофилов в 40-х гг. XIX в., чьи историософские построения имели романтическую направленность и были тесно связаны с религиозной константой. В этот период происходит оформление "теории официальной народности", связанной с именем С. С. Уварова (1786—1855), которая, так же как и славянофильские разработки, носила мифологизированную окраску, Впоследствии консервативное мировоззрение приобрело более четкие очертания в концепциях Н.Я. Данилевского (1882–1885), которому принадлежала формулировка теории культурно-исторических типов, и К.Н. Леонтьева (1831–1891), для мировоззрения которого была характерна ярко выраженная эстетическая окраска. Попыткой придать консерватизму не только религиозно-философское, но и юридически-правовое обоснование могут служить разработки К.П. Победоносцева (1827–1907) и Л.А. Тихомирова (1852–1923). Стремление изложить консервативные взгляды в доступной для широких масс форме было характерно для М. Н. Каткова (1818–1887) и М.О. Меньшикова (1859–1918). По мере эволюции русской консервативной мысли ее идеологи вынуждены были упрощать свои концепции, делая их понятными для народных масс, что не могло не привести к деформации этих концепций. Однако интеллектуальные разработки консервативного течения русской мысли так и остались невостребованными властью. После падения самодержавия в среде русской эмиграции в русле консервативной идеологии находились И.А. Ильин (1883–1954), пытавшийся проанализировать причины крушения монархии в России и И.Л. Солоневич (1891—1953), предпринявший попытку сформулировать теорию "народной монархии", сходную с построениями славянофилов.

В течение всего периода своего существования русский консерватизм стремится противостоять любым крайним формам экстремизма, включая и крайне "правую", ультрареакционную, и крайне "левую", радикально-революционную, идеологии, однако универсальная "консервативная философия" в ее "чистом" виде в России так и не сложилась. Под воздействием модернизационных процессов, происходивших в России на рубеже XIX—XX вв., русский консерватизм подвергался трансформационным изменениям, в результате которых его идеологи могли эволюционировать от умеренно консервативных взглядов к охранительным (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев), от национал-изоляционизма — к признанию общего пути развития у России и Запада (М.О. Меньшиков) и даже пытались найти способ разрешения проблем модернизационного периода в "союзе социализма с русским самодержавием" (К.Н. Леонтьев).

При всем своеобразии консервативных концепций можно выделить ряд общих признаков, в целом присущих консервативной системе мировоззренческих ценностей: провозглашение необходимости следования России по собственному пути национального развития, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте, связанная с этим критика либерализма, парламентаризма и социализма; признание незыблемости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ в рамках существующей системы с целью укрепления монархической власти; наличие в консервативных концепциях религиозной (православной) константы, обусловленной идеократическим взглядом на мир и сакрализацией явлений государственно-политической жизни, связанная с этим оценка монарха как "помазанника Божьего"; сохранение общественной иерархии как основы самодержавной системы и отражения "иерархии небесной"; сохранение единой и неделимой Российской империи; учет специфики российской экономики и доминирования в ней аграрного сектора в процессе происходившей в России капитализации. Консерваторы пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами и, ратуя за сохранение принципиально-сущностных основ традиционной системы отношений, одновременно стремились разработать и предложить целостную систему мер, позволяющих, по их мнению, осуществить плавный переход к новым социально-экономическим отношениям без скачков и потрясений, В условиях быстро меняющегося мира они стремились сделать особый акцент именно на обосновании преимуществ традиции, что, по их мнению, позволяло избежать "прерыва постепенности", на котором настаивали не только социалисты, но и радикально настроенные либералы.

Однако все попытки воплотить исповедываемую консерваторами систему взглядов на практике терпели поражение, т. к, еще при жизни идеологов вокруг них стараниями либеральной и революционной общественности создавалась "полоса отчуждения" (К.П. Победоносцев, М.Н. Катков), а интерес к работам консерваторов возникал только через несколько лет после смерти их авторов (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев) и носил не столько государственно-практический, сколько научно-публицистический характер. Это было связано с тем, что консерваторы уже заранее испугались модернизационных потрясений, из чего проистекала двойственность их действий, С одной стороны, они видели недостатки существующей системы, с другой — вместо того, чтобы открыто их вскрывать, они вольно или невольно помогали загонять "болезнь" вглубь (К.П. Победоносцев), поскольку были вынуждены постоянно помнить о том, что критическими высказываниями в адрес существующей системы могут воспользоваться их политические оппоненты. Попытки консерваторов "достучаться" до власти наталкивались на правящей верхушки. Политическое поражение отечественного консерватизма не в последнюю очередь явилось следствием отторжения любой нетрадиционной программы действий со стороны монархической власти, которая не желала использовать предлагаемые ей консервативные концепции в реальной политической жизни.

Новый интерес к разработкам отечественных консервативных мыслителей возник в нашей стране в начале 90-х гг. XX в. Смещение акцентов в оценке консерватизма от негативно-нейтральных к положительно-апологетическим было связано с общим изменением социально-политической ситуации в стране и новым обострением проблемы "традиция и модернизация". Актуальность работ отечественных консерваторов связана и с попытками осознания подлинного места российской цивилизации в контексте мировой цивилизации в рамках проблемы "Россия и Европа".


4 вопрос - «Корниловская программа» и политические взгляды генерала Корнилова

Вопреки утверждениям некоторых историков, генерал Корнилов никогда, ни до своего августовского выступления, ни во время него — ни официально, ни в частных беседах и разговорах не ставил определённой «политической программы». Он её не имел, как не имел (наряду с Керенским) прямых социальных и политических лозунгов. Документ, известный в истории под названием «Корниловская программа» стал результатом коллективного творчества Быховских узников — лиц, заключённых в Быховскую тюрьму вместе с генералом Корниловым по обвинению в поддержке его после неудачи Корниловского выступления. По словам генерала Деникина — соавтора этой программы, она нужна была как исправление «пробела прошлого» — необходимости объявления строго деловой программы по удержанию страны от окончательного развала и падения. Программа после составления была утверждена генералом Корниловым и появилась в печати без даты и под видом программы одного из прошлых его выступлений, ибо в условиях, в которых пребывали её авторы, было трудно, по словам генерала Деникина, опубликовать «Программу Быхова»[26].

«Корниловская программа»:

· 1) Установление правительственной власти, совершенно независимой от всяких безответственных организаций — впредь до Учредительного собрания.

· 2) Установление на местах органов власти и суда, независимых от самочинных организаций.

· 3) Война в полном единении с союзниками до заключения скорейшего мира, обеспечивающего достояние и жизненные интересы России.

· 4) Создание боеспособной армии и организованного тыла — без политики, без вмешательства комитетов и комиссаров и с твердой дисциплиной.

· 5) Обеспечение жизнедеятельности страны и армии путем упорядочения транспорта и восстановления продуктивности работы фабрик и заводов; упорядочение продовольственного дела привлечением к нему кооперативов и торгового аппарата, регулируемых правительством.

· 6) Разрешение основных государственных, национальных и социальных вопросов откладывается до Учредительного Собрания[27].

Во время своего назначения на пост Верховного главнокомандующего 19 июля 1917 г. генерал Корнилов потребовал от правительства признания за ним ответственности «только перед собственной совестью и всем народом», устанавливая таким образом по словам Деникина некую «оригинальную схему суверенного военного командования». Заявление в основном касалось военной части, в частности — предоставление Главковерху полной автономии во всех военных вопросах — как то решения оперативных задач, назначения и смещения командного состава. Требовал Корнилов и введения смертной казни на фронте.

В беседах с целым рядом лиц генералом Корниловым выдвигались различные формы «сильной власти», например, переформирование кабинета Керенского на национальных началах, смена главы правительства, введение Верховного главнокомандующего в состав правительства, совмещение должностей министра председателя и Верховного главнокомандующего, директория, единоличная диктатура. Сам генерал Корнилов склонялся к единоличной диктатуре, не ставя, однако, её при этом самоцелью и придавая огромное значение факту легитимности и законной преемственности власти.

30 июля на совещании с участием министров путей сообщения и продовольствия генерал Корнилов высказывал следующие взгляды:

Для окончания войны миром, достойным великой, свободной России, нам необходимо иметь три армии: армию в окопах, непосредственно ведущую бой, армию в тылу — в мастерких и заводах, изготовляющую для армии фронта всё ей необходимое, и армию железнодорожную, подвозящую это к фронту

Не вдаваясь в вопрос о том, какие меры необходимы для оздоровления рабочих и железнодорожных составляющих и предоставляя разобраться в этом специалистам, генерал тем не менее полагал, что «для правильной работы этих армий они должны быть подчинены той же железной дисциплине, которая устанавливается для армии фронта».

В записке генерала Корнилова, подготовленной для доклада Временному правительству, говорилось о необходимости проведения следующих главных мероприятий:

· введение на всей территории России в отношении тыловых войск и населения юрисдикции военно-революционных судов, с применением смертной казни за ряд тягчайших преступлений, преимущественно военных;

· восстановление дисциплинарной власти военных начальников;

· введение в узкие рамки деятельности комитетов и установления их ответственности перед законом.

3 августа генерал Корнилов представил записку Керенскому в Петрограде, однако последний, выразив предварительно своё принципиальное согласие с мерами, предлагавшимися Корниловым, уговорил генерала не представлять записки правительству непосредственно в этот день, мотивируя это пожелание желательностью завершения аналогичной работы военного министерства для взаимного согласования проектов. Однако уже на следующий день 4 августа копия записки генерала Корнилова оказалась в распоряжении газеты «Известия», начавшей печатание выдержек из корниловской записки, одновременно с чем началась и широкая кампания по травле верховного командования.

В беседе 11 августа со своим начальником штаба генералом Лукомским Корнилов пояснил, что эти акции необходимы ввиду ожидаемого восстания большевиков и что пришла «пора немецких ставленников и шпионов во главе с Лениным повесить, а Совет рабочих и солдатских депутатов разогнать, да разогнать так, чтобы он нигде и не собрался». Обсуждая с Лукомским назначение ультра консервативного генерала Крымова командиром воинских частей, концентрировавшихся вокруг Петрограда, Корнилов выразил удовлетворение тем, что, если понадобится, Крымов не станет задумываться, чтобы «перевешать весь состав рабочих и солдатских депутатов»[28]

По словам генерала Деникина, «политический облик генерала Корнилова для многих оставался неясным» и вокруг этого вопроса строились легенды, имевшие своим источником окружение Лавра Георгиевича, которое, в силу излишней терпимости и доверчивости плохо разбиравшегося в людях генерала, подобралось «мало-государственное или же вовсе беспринципное». В этом Деникин видел глубочайший трагизм деятельности генерала Корнилова.

Лавр Георгиевич не был ни социалистом, ни монархистом: подобно подавляющему большинству тогдашнего офицерства, он был чужд политическим страстям. Деникин считал, что по взглядам и убеждениям генерал Корнилов был близок «широким слоям либеральной демократии»[29]. Как Главнокомандующий, генерал Корнилов имел более других военачальников смелости и мужества выступать против разрушения армии и в защиту офицерства.


Корноловский мятеж

После событий, положивших конец двоевластию, правые все настойчивее стали искать сильную личность, способную покончить с "анархией". Ставка была сделана на генерала Корнилова. Попытка переворота первоначально связывалась со временем работы Государственного совещания, которое про-ходило в Москве 12-15 августа.

Уже в начале августа газеты запестрели сообщениями о готовящемся грандиозном заседании. Было объявлено, что собирается оно "ввиду исключительности переживаемых событий и в целях еди-нения государственной власти со всеми организованными силами страны". Большевики расценили Го-сударственное московское совещание как заговор против революции и начали кампанию протеста про-тив него. Результатом этого стало исключение их из делегации ВЦИК. Общее количество собравшихся в Большом театре представителей профсоюзов, кооперативов, союзов промышленников и т. д. состави-ло около 2,5 тыс. человек.

Председатель совещания Керенский в своей полуторачасовой речи в первый день работы не вы-двинул никакой конструктивной программы. Премьер лишь сыпал угрозы направо и налево всем врагам революции, уверяя, что "железом и кровью" раздавит попытки сопротивления правительству.

В выступлениях Корнилова, Каледина, Милюкова, Шульгина говорилось о необходимости лик-видации Советов, упразднения общественных организаций в армии, войне до победного конца, введе-ния смертной казни и полевых судов в тылу.

Государственное московское совещание по сути превратилось во всенародный смотр буржуазии и мелкобуржуазных групп, оторванных от народа. Недаром член исполкома Петросовета меньшевик Н. Н. Суханов, побывав на совещании, назвал его "Московским позорищем".

Имя Л. Г. Корнилова стало широка известно в России после того, как он в июле 1916 г. бежал из австрийского плена, куда попал в апреле 1915 г. в результате разгрома руководимой им дивизии. 2 мар-та 1917 г. по просьбе Родзянко Николай Н одновременно с отречением от престола назначил Корнилова командующим Петроградским военным округом. После провала летнего наступления русских армий Корнилов заменил на посту Главковерха генерала Брусилова. Занимая с 19 июля этот высокий пост, Корнилов разработал программу стабилизации положения в стране, в основу которой была положена идея железной дисциплины. Вариант программы, представленный Керенскому, был сочтен им чрезмер-но резким по форме.

Прибывшему 13 августа в Москву Корнилову была устроена восторженная встреча на вокзале. На следующий день он выступил на Государственном московском совещании, назвав основной причи-ной развала армии законодательные меры, принятые после свержения монархии.

В ближайшем окружении Корнилова и с его участием разрабатывались планы установления в России новой формы правления. После поражения русских войск в Рижской операции и падения Риги (21 августа) Корнилов начал переговоры с Керенским. Ведя их через посредников, Корнилов стремился добиться мирной передачи ему всей полноты власти. При этом генерал не исключал возможности уста-новления "единоличной или коллективной" диктатуры.

Во главе страны предполагалось поставить Совет народной обороны. Его председателем должен был стать Л. Г. Корнилов, заместителем - А. Ф. Керенский, а членами генерал М. В. Алексеев, адмирал А. В. Колчак, Б. В. Савинков, М. М. Филоненко. При Совете планировалось сформировать правительст-во с широким представительством политических сил: от царского министра Н. Н. Покровского до Г. В. Плеханова.

25 августа Корнилов двинул войска на Петроград. Одна часть населения ждала его прихода с на-деждой, другая - с ужасом. Рождали панику слухи о предстоящем вступлении в столицу какой-то "Ди-кой дивизии", состоящей из "горских головорезов". Требования Корнилова заключались в том, чтобы объявить Петроград на военном положении, а всю власть - военную и гражданскую - передать Верхов-ному главнокомандующему, который и составит кабинет министров. Главной боевой силой Корнилова был 3-й конный корпус генерала А. М. Крымова, который намечалось ввести в столицу.

Керенский отказался от переговоров с Корниловым и отправил ему телеграмму, предписывая сдать должность Главковерха и прибыть в Петроград. Корнилов приказу не подчинился и был объявлен мятежником. Однако план захвата Петрограда войсками Крымова провалился. Действиями Советов Бе-лоруссии Ставка была отрезана от фронтов. 29 августа исполком Юго-Западного фронта арестовал сво-его главнокомандующего А. И. Деникина, одновременно армейские комитеты всех армий этого фронта арестовали своих командармов. Были изолированы и другие сторонники Корнилова на фронте, в ряде городов страны. Попытки Корнилова получить поддержку не увенчались успехом, и 2 сентября 1917 г. он был арестован. Генерал Крымов, убедившись в провале мятежа, застрелился еще 31 августа. Именно в этот день официально было объявлено о ликвидации движения. Корнилов и его сторонники оказались в заключении в г. Быхове.

Правительство, стремясь дать удовлетворение общественному мнению, 1 сентября провозгласи-ло Россию республикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: