Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и предложения

Совокупный спрос показывает реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (рис. 27.1).

Характер кривой совокупного спроса (AD) определяется тремя факторами: эффектом процентной ставки; эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства, или реальных кассовых остатков выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей (деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок предполагает, что при повышении уровня цен по сравнению с ценами за рубежом эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги). И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе.

Следует отличать изменения совокупного спроса, вызванные изменением в уровне цен, от тех, которые вызваны изменениями в неценовых факторах совокупного спроса. К последним относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, чистых объемов экспорта.

Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Кривая АS показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (или кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (или классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.

Рис. 27.1. Кривая совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS)

Кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений неценовых факторов (цен на внутренние и импортные ресурсы, производительности труда, правовых норм, методов государственного регулирования).

Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют «состоянием общего макроэкономического равновесия» экономики. Пересечение кривых АD и АS определяет макроэкономическое равновесие: устанавливается равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности (рис.27.2,а). Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен (рис.27.2,б), т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости (QFE). Наклассическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» - ресурсы исчерпаны (рис.27.2,в).

 

Рис. 27.2. Виды макроэкономического равновесия:

а – на промежуточном отрезке AS; б – на кейнсианском отрезке AS;
в – на классическом отрезке AS

26) Равновесие свокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения.

Инвестиции. Величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения. Динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций.

1. Простейшая функция потребления имеет вид

,

где С – потребительские расходы;
С0 – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода (жизнь в долг);
MPC – предельная склонность к потреблению;
Y – доход;T– налоговые отчисления; Y-T– располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений).

Предельная склонность к потреблению – доля прироста расходов на потребительские товары в любом изменении располагаемого дохода

,где – прирост потребительских расходов, – прирост располагаемого дохода.

Изменение MPC графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой потребления C (рис. 29.1). Например, если MPC составляло 25% от прироста дохода () – прямая С1, то в результате увеличения склонности к потреблению (MPC = 50%) – прямая С2, совокупные доходы общества в целом увеличатся от Y1 до Y2.

 

2. Функция сбережений имеет вид

,

где S – величина сбережений в частном секторе;
0 – автономное потребление;
MPS – предельная склонность к сбережению;
Y – доход;
T – налоговые отчисления.

Изменение MPS графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой сбережения (рис. 29.2). Если MPC увеличивается (прямая С1 на рис. 29.1), то MPS сокращается (прямая S2 на рис. 29.2), что естественно ведет к увеличению доходов общества в целом.

Предельная склонность к сбережению – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода:

,где – прирост сбережений, – прирост располагаемого дохода.

Поскольку располагаемый доход представляет собой сумму потребления С и сбережения S (), то и прирост дохода вызывает определенный прирост потребления и сбережения , следовательно MPC+MPS составляет прирост дохода .

.

3. Функция автономных инвестиций

,

где I – инвестиционные расходы;
I0 – автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т.д.);
R – реальная ставка процента;
d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента.

Факторы, определяющие динамику инвестиций:
– ожидаемая норма чистой прибыли;
– реальная ставка процента;
– уровень налогообложения;
– изменения в технологии производства;
– наличный основной капитал;
– экономические ожидания;
– динамика совокупного дохода.

С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции

,

где Y – совокупный доход,

MPI – предельная склонность к инвестированию, которая означает прирост расходов на инвестиции при изменении дохода и рассчитывается по формуле

;

 



















Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоления циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов С, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

 В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС.

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Налоговый мультипликатор показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:

Налоговый мультипликатор равен

Знак "минус" перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается.

Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.
Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Следует учитывать, что собранные налоги идут на увеличение государственных расходов, что ведет к мультипликативному росту выпуска:
В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице:

 

Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов G или снижения налогообложения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

 

 



Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки. Бюджетные дефициты и излишки. Взаимосвязь внешнего и внутреннего долга.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Излишек бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

-спад производства,

-выпуск «пустых» денег,

-значительные социальные программы,

-возрастание роли государства в различных сферах жизни,

-расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

-государственные займы,

-ужесточение налогообложения,

- производство денег – сеньораж (в настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.)

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

*Циклический дефицит (излишек) госбюджета - результат действия встроенных стабилизаторов.

*Структурный дефицит (излишек) госбюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

*Операционный дефицит госбюджета - общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

*Первичный дефицит (излишек) госбюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

*Квазифискальный дефицит госбюджета - скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства (финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности).

 

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

Государственный долг-это сумма выпущенных и непогашенных госзаймов с невыплаченными процентами по ним, неизбежно порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объёмов теневой экономики…

Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВВП.

Подразделяют на внешний и внутренний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Внешний долг- задолженность гражданам и организациям иностранных государств.

Погашение государственно долга и процентов по нему производится либо путём рефинансирования- выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путём конверсии и консолидации.

Конверсия- изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

Консолидация- изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные или среднесрочные.

Для количественной характеристики госдолга используют показатели общей задолженности, разности полученных и выданных кредитов, расчёт задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой «вовлеченности во внешний долг», которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга в валовому продукту.

Для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссия процентных кредитных, доходных банковских билетов государственными банками.

Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

 

 

Деньги и их функции.

Существует множество определений денег, предлагаемых различными экономическими школами. Деньги – это совокупность финансовых активов, которые регулярно используются для сделок. Наиболее характерная черта денег – это их высокая ликвидность, т. е. способность практически мгновенно и без потерь обмениваться на любые другие виды активов. Экономическая сущность и роль денег проявляется в их функциях:

**Мера стоимости – способность денег соизмерять стоимость всех товаров (услуг). Данную функцию выполняют идеальные деньги, т. е. мысленно представляемые, а не реальные, находящиеся в руках продавцов и покупателей.

**Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг, благодаря чему преодолеваются индивидуальные, количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру. Эту функцию выполняют реальные деньги.

**Средство накопления – это способность денег использовать соответствующую стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки. Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться, и зависит она, прежде всего, от цен на товары и услуги.

**Деньги как средство платежа – если, товары продаются в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства, например векселя. Вне сферы товарного производства средство платежа проявляется в виде выплаты зарплаты, налогов, оплаты коммунальных услуг.

**Функцию мировых денег выполняют деньги, признанные всеобщим (в рамках международных экономических отношений) средством выражения стоимости товаров, всеобщим средством обращения, накопления и платежа.

Выполняя названные функции, деньги опосредуют кругооборот доходов и товаров. И. Фишер сформулировал уравнение обмена:

М*V = P*Q,

где М – денежная масса в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – средний уровень цен в стране;

Q – количество проданных товаров и оказанных услуг.

Иными словами, М*V = ВВП.

Для измерения денежной массы в России предусмотрены следующие денежные агрегаты, отличающиеся между собой по степени ликвидности:

М0 – наличные деньги в обращении;

М1=М0 + средства на расчетных и текущих счетах в банках, дорожные чеки;

М2 = М1 + срочные (или сберегательные) вклады в банках;

М3 = М2 + крупные срочные депозиты + ценные бумаги правительства + ценные бумаги предприятий и банков.

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег. Спрос на деньги существует у хозяйствующих субъектов и связан с приобретением товаров и услуг. Существует несколько подходов к объяснению спроса на деньги:

1. Неоклассический подход – спрос на деньги определяется объемом национального производства и скоростью обращения денег.

2. Кейнсианский подход выделяет три мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности: 1) трансакционный мотив (для текущих сделок); 2) мотив предосторожности (на случай непредвиденных обстоятельств в будущем); 3) спекулятивный мотив (для повышения доходов в будущем, например за счет колебания цен на ценные бумаги).

Деловой спрос на деньги (Мt) объединяет в себе первый и второй мотивы; определятся уровнем номинального ВНП (прямо пропорционально).

Спекулятивный спрос на деньги (Мa) основан на обратной зависимости между номинальной ставкой процента и курсом облигаций.

Общий спрос на деньги (Мd) равен сумме делового и спекулятивного спроса на деньги и зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП.

Деловой спрос, спрос на финансовые активы и общий спрос на деньги.

Центральный банк, коммерческие банки и небанковский сектор определяют предложение денег. Предложение денег (МS) включает в себя наличность вне банковской системы (С) и текущие депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

 

Только банки обладают способностью увеличивать предложение денег. Дополнительное предложение денег, возникшее в результате нового депозита, равно:

где rr – норма обязательного резервирования;

 D – депозит; коэффициент;

1/rr – банковский мультипликатор.

Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Денежная база (МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ: МВ = С+R, где R – резервы банка.

Тогда предложение денег имеет вид

, где m – денежный мультипликатор (показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу):

m = (1 + сr)/(сr+rr), где сr = С/D, rr = R/D.

сr – коэффициент предпочтения наличности (определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты).

Таким образом, предложение денег прямо зависит от денежной базы и денежного мультипликатора.

Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики

Графически функция предложения денег имеет три графика

1) ЦБ контролирует денежную массу страны (при монетарной политике, направленной на поддержание М=const);

2) ЦБ контролирует ставку процента (при гибкой денежно-кредитной политике, когда i=const);

3) ЦБ ничего не контролирует (допускаются изменения и массы денег в обращении, и ставки процента).

Сравнивая спрос на деньги и предложение, находим равновесие денежного рынка. Точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет равновесную ставку процента, т.е. альтернативную стоимость хранения не приносящих проценты денег.

Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. постоянно меняется под воздействием ряда факторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: