Таким образом, предусматривалась конституционная система «сдержек и противовесов»

Депутатов палаты представителей выбирали по штатам (один депутат от 30 тыс. граждан, соответствующих множеству цензов). Сенат состоял из выборных законодательными собраниями штатов (два сенатора от штата). Президент избирался в ходе двухстепенных выборов. Билль о правах 1791 г. Его содержа­ние составило первые 10 поправок к Конституции. Они были предложены законодательным собранием штатов в 1789 г. и ут­верждены в 1789-1791 гг. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось:

- признание недопустимости принятия ка­ких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободу вероис­поведания, свободу слова и прессы, мирных собраний, право об­ращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреб­лений.

- Провозглашалось право иметь и носить оружие.

- В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев.

- Признавались недопустимыми задержание лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицам законно обоснованных раз­решений.

- Никто не мог быть привлечен к уголовной ответ­ственности иначе как по решению суда присяжных, за исключени­ем дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут по­вторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать про­тив самого себя, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства.

- Уголовные дела рассматривал суд присяжных. Обвиняемый имел право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката.

- Запрещались жестокие и необычные наказания.

38 Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. Гражданская война в США, отражение ее итогов в Конституции США.

Гражданская война. Упрочение федерации. К середине XIX в. обострились отношения между промышленными северными штатами и рабовладельческими южными. Отношение северной буржуазии к рабству не сразу стало од­нозначно отрицательным. Текстильные фабриканты были экономиче­ски связаны с хлопковым плантационным хозяйством Юга. Во мно­гом благодаря их усилиям в 1820 г. был достигнут так называемый миссурийский компромисс: в федерацию был принят один рабовла­дельческий штат (Миссури) и один свободный (Мэн), но отныне ра­бовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36' 30' се­верной широты. По существу это был последний серьезный компро­мисс. Противоречия между Севером и Югом приобретали все более острый характер.

Политика президента А. Линкольна. Освобождение рабов. Акт о гомстедах. В 1860 г. президентом США был избран представитель либерально-демократического крыла республиканской партии А. Линкольн — выходец из простой фермерской семьи, ре­шительный борец за отмену рабства. Рабовладельцы юж­ных штатов объявили сецессию (рассечение), т. е. отделение юж­ных штатов и образование самостоятельного государства — Конфе­дерации южных штатов. В 1861 г. на­чались военные действия. Первоначально успех сопутствовал южа­нам, но в конечном счете перевес оказался на стороне более мно­гонаселенных и экономически развитых северных штатов. С 1 января 1863 г. негры на территории мятежных шта­тов объявлялись свободными, хотя при этом не получали ни земли, ни политических прав. Эти меры при всей их ограниченности укре­пили позиции северян и их армии, в которой отныне не было не­достатка в добровольцах. В феврале 1865 г. Конгресс принял XIII поправку к Конституции, отменявшую рабство по всей стране. К весне 1865 г. войска южан были разгромлены и Конфедерация южных штатов прекратила существование.

39 Особенности буржуазной революции XVIII в. во Франции и ос­новные этапы ее развития. Политические течения первого перио­да.

Французская революция прошла в своем развитии три этапа:

1789 – 1792 – господство фельянов (конституционалистов)

1792 – 1793 – господство жирондистов

1793 – 1794 – господство якобинцев

Пересматривались две ценности: собственность и власть.

Особенности революции:

Носила завершенный характер (все задачи были решены).

Участвовал весь народ (буржуазия + крестьяне)

26 млн. французов:

23 млн. крестьян

2,3 млн. буржуазии

140 тыс. дворян         

130 тыс. священников      

В ходе революции оформляются основные идеологии (социализм, либерализм, консерватизм)

Крестьяне испытывают двойной гнет (налоги королю, феодалу), бикалитеты (другие феодальные повинности), различные налоги в пользу государства.

Буржуазия ограничена в свободе торговли, предпринимательства, мануфактуризма.

Экономическая задача революции – смена формы собственности. Эту задачу осуществили якобинцы аграрными декретами.

К 1791 г. сформировались три основные группировки: фельянов, представлявших главным образом интересы крупной консти­туционно-монархической буржуазии и либерального дворянства (получили название по имени монастыря ордена фельянов в Па­риже, где собирались их сторонники); жирондистов, представ­лявших в основном торгово-промышленную, главным образом провинциальную, среднюю буржуазию (многие руководители были депутатами от департамента Жиронды); якобинцев, объективно выражавших интересы мелкой, отчасти средней буржуазии, ремес­ленников, крестьянства, неоднозначность их политики во многом обусловливала изменение отношения к ним отдельных социальных групп (заседания Парижского клуба этой организации проходили в библиотеке монастыря св. Якоба). В 1789—1791 гг. в политиче­ской жизни страны доминировали фельяны.

40 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.

26 августа 1789 г. Учредительным собранием был принят важнейший доку­мент революции — Декларация прав человека и гражданина.

Составленная как программа революции, она, по замыслу ее творцов, должна была содействовать успокоению народа, со­хранению «братского единства». Вместе с тем ее содержание в немалой степени определялось своеобразием конкретно-истори­ческого момента, переживаемого страной. Декларация была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозглашающего права свободных людей, свергнувших господство абсолютизма: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст. 1). Декларировались принципы демократического государственно-правового строя, среди которых особое место принадлежало «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету» и «разделению властей». В Декларации устанавливалась взаимо­связь этих принципов: основополагающими объявлялись права че­ловека, их обеспечение возлагалось на демократически организо­ванное государство («государственный союз»), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей.

В качестве естественных и неотъемлемых прав провозглаша­лись свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнете­нию (ст. 2).

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому.

Не упо­миналось о свободе собраний и союзов.

Декларация подчеркивала значение права на собственность: право на собст­венность неприкосновенным и священным.

Провозглашались: неприкосновенность личности, презумпция (предположение) неви­новности.

41 Конституция Франции 1791 г.

 

3 сентября 1791 г. был утвержден Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность Конституции.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утвержде­ния национального суверенитета и представительного правления.

Провозглашалось унитарное государственное устройство. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено коро­лем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности: они не могли быть подвергнуты уголовному преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Главным назначением Национального собрания являлось при­нятие законов. Законопроект, принятый Собранием, подлежал ут­верждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Нацио­нального собрания, то он приобретал силу закона (т. е. королев­ское вето было только отлагательным).

Исполнительная власть вручалась королю, которому предстоя­ло осуществлять ее е помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руко­водство внутренним управлением и внешними отношениями.

Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали за­конную силу лишь после подписания их соответствующим минист­ром, который и нес ответственность за принятое решение. Минист­ры назначались королем, но могли быть преданы суду Националь­ным собранием за неправомерные действия по своему ведомству.

Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствую­щих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание. Последнее отвергало или утвер­ждало принятое решение, могло предать виновных суду.

Судебная власть осуществлялась выбранными на срок судьями. Они могли быть смещены только за преступления по должности, ус­тановленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Особое значение имели разделы Конституции, посвященные избирательной системе. По сути здесь решался главный во­прос — кто будет править страной.

Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, проживающие в определенном месте в течение установленного за­коном времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесен­ные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками по­лучили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимо­сти от места их проживания равнялись оплате труда за 100—200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.

В Конституции нашли воплощение принципы национального су­веренитета и представительного правления. Коро­левская власть становилась конституционно ограниченной.

41 Конституция Франции 1793г.

Новая Конституция была принята Кон­вентом 24 июня 1793 г.

По установившейся традиции она состоя­ла из Декларации прав человека и гражданина и собственно кон­ституционного акта. Демократические по своему содержанию, они должны были дать народу политическую платформу для его спло­чения. В них нашли законодательное закрепление государствен­но-правовые взгляды якобинцев, формировавшиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения.

В Конституции 1793 г. воплотились некоторые важные демократи­ческие принципы организации государства. Торжественно подтвер­ждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и как следствие этого уста­навливалось всеобщее (но только мужское) избирательное право. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имею­щим постоянное место жительства не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст. 28).

Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского граж­данина. Эти права мог получить также каждый иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в течение од­ного года, живущий своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные за­слуги перед человечеством (ст. 4).

Органом законодательной власти стал Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Законодательный корпус составлял так называемые предложения законов. Их пред­метом были наиболее важные сферы законодательства: граждан­ское и уголовное право, бюджет, объявление войны и т. д. (ст. 54).

Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний, которые образовывались в составе 200—600 граждан, имевших право участвовать в голосовании. Если через 40 дней после рассылки предложения закона в половине департаментов плюс одна десятая часть первичных собраний в каждом из них не отклоняли его, проект считался принятым и становился зако­ном. В случае отклонения проекта предусматривался опрос всех первичных собраний, решение которых по данному вопросу, как следует полагать, становилось окончательным.

42 Якобинская диктатура во Франции.

2 июня 1793 г. воору­женные граждане и национальные гвардейцы, руководимые яко­бинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской комму­ны, свергли правительство жирондистов.

Они приходят к власти в чрезвычайной ситуации:

- интервенция: армии 5-ти государств идут на Париж

- реставрация старых феодальных порядков

3 июня Конвент – законодательный, исполнительный и судебный орган, где теперь доминировали якобинцы, принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контр­революционеров земель.

Распорядительные полномочия имели комиссии и комитеты Конвента.

Например, полномочия комитета общественной безопасности:

- оборона

- контроль за исполнительной властью

- право арестов (борьба с контрреволюцией)

- приговор выносится на основании внутреннего убеждения судей

- обвиняемый лишен защиты.

На местах власть в Революционных комитетах, а также в клубах Якобинцев.

Комиссары Конвента также имели неограниченные полномочия.

Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины (декрет от 10—11 июня 1793 г.).

Особое значение имел декрет от 17 июня 1793 г., ликвидиро­вавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией фео­дальные права.

Принятые решения начали немедленно претворяться в жизнь. В результате значительная часть крестьян превратилась в свобод­ных мелких земельных собственников. Это не означало, что ис­чезло крупное землевладение (были конфискованы земли эмигран­тов, церкви, контрреволюционеров, а не всех помещиков; много земель скупила городская и сельская буржуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство.

Одновременно с этим и столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государствен­ном строе. Была принята новая Конституция.

С помощью якобинского террора удалось преодолеть реставрацию

А интервенцию преодолели путем реорганизации армии (амальгама – соединение регулярной армии с добровольной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: