Депутатов палаты представителей выбирали по штатам (один депутат от 30 тыс. граждан, соответствующих множеству цензов). Сенат состоял из выборных законодательными собраниями штатов (два сенатора от штата). Президент избирался в ходе двухстепенных выборов. Билль о правах 1791 г. Его содержание составило первые 10 поправок к Конституции. Они были предложены законодательным собранием штатов в 1789 г. и утверждены в 1789-1791 гг. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось:
- признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободу вероисповедания, свободу слова и прессы, мирных собраний, право обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений.
- Провозглашалось право иметь и носить оружие.
- В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев.
- Признавались недопустимыми задержание лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицам законно обоснованных разрешений.
|
|
- Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства.
- Уголовные дела рассматривал суд присяжных. Обвиняемый имел право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката.
- Запрещались жестокие и необычные наказания.
38 Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. Гражданская война в США, отражение ее итогов в Конституции США.
Гражданская война. Упрочение федерации. К середине XIX в. обострились отношения между промышленными северными штатами и рабовладельческими южными. Отношение северной буржуазии к рабству не сразу стало однозначно отрицательным. Текстильные фабриканты были экономически связаны с хлопковым плантационным хозяйством Юга. Во многом благодаря их усилиям в 1820 г. был достигнут так называемый миссурийский компромисс: в федерацию был принят один рабовладельческий штат (Миссури) и один свободный (Мэн), но отныне рабовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36' 30' северной широты. По существу это был последний серьезный компромисс. Противоречия между Севером и Югом приобретали все более острый характер.
Политика президента А. Линкольна. Освобождение рабов. Акт о гомстедах. В 1860 г. президентом США был избран представитель либерально-демократического крыла республиканской партии А. Линкольн — выходец из простой фермерской семьи, решительный борец за отмену рабства. Рабовладельцы южных штатов объявили сецессию (рассечение), т. е. отделение южных штатов и образование самостоятельного государства — Конфедерации южных штатов. В 1861 г. начались военные действия. Первоначально успех сопутствовал южанам, но в конечном счете перевес оказался на стороне более многонаселенных и экономически развитых северных штатов. С 1 января 1863 г. негры на территории мятежных штатов объявлялись свободными, хотя при этом не получали ни земли, ни политических прав. Эти меры при всей их ограниченности укрепили позиции северян и их армии, в которой отныне не было недостатка в добровольцах. В феврале 1865 г. Конгресс принял XIII поправку к Конституции, отменявшую рабство по всей стране. К весне 1865 г. войска южан были разгромлены и Конфедерация южных штатов прекратила существование.
|
|
39 Особенности буржуазной революции XVIII в. во Франции и основные этапы ее развития. Политические течения первого периода.
Французская революция прошла в своем развитии три этапа:
1789 – 1792 – господство фельянов (конституционалистов)
1792 – 1793 – господство жирондистов
1793 – 1794 – господство якобинцев
Пересматривались две ценности: собственность и власть.
Особенности революции:
Носила завершенный характер (все задачи были решены).
Участвовал весь народ (буржуазия + крестьяне)
26 млн. французов:
23 млн. крестьян
2,3 млн. буржуазии
140 тыс. дворян
130 тыс. священников
В ходе революции оформляются основные идеологии (социализм, либерализм, консерватизм)
Крестьяне испытывают двойной гнет (налоги королю, феодалу), бикалитеты (другие феодальные повинности), различные налоги в пользу государства.
Буржуазия ограничена в свободе торговли, предпринимательства, мануфактуризма.
Экономическая задача революции – смена формы собственности. Эту задачу осуществили якобинцы аграрными декретами.
К 1791 г. сформировались три основные группировки: фельянов, представлявших главным образом интересы крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства (получили название по имени монастыря ордена фельянов в Париже, где собирались их сторонники); жирондистов, представлявших в основном торгово-промышленную, главным образом провинциальную, среднюю буржуазию (многие руководители были депутатами от департамента Жиронды); якобинцев, объективно выражавших интересы мелкой, отчасти средней буржуазии, ремесленников, крестьянства, неоднозначность их политики во многом обусловливала изменение отношения к ним отдельных социальных групп (заседания Парижского клуба этой организации проходили в библиотеке монастыря св. Якоба). В 1789—1791 гг. в политической жизни страны доминировали фельяны.
40 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.
26 августа 1789 г. Учредительным собранием был принят важнейший документ революции — Декларация прав человека и гражданина.
Составленная как программа революции, она, по замыслу ее творцов, должна была содействовать успокоению народа, сохранению «братского единства». Вместе с тем ее содержание в немалой степени определялось своеобразием конкретно-исторического момента, переживаемого страной. Декларация была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозглашающего права свободных людей, свергнувших господство абсолютизма: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст. 1). Декларировались принципы демократического государственно-правового строя, среди которых особое место принадлежало «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету» и «разделению властей». В Декларации устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись права человека, их обеспечение возлагалось на демократически организованное государство («государственный союз»), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей.
|
|
В качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).
Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому.
Не упоминалось о свободе собраний и союзов.
Декларация подчеркивала значение права на собственность: право на собственность неприкосновенным и священным.
Провозглашались: неприкосновенность личности, презумпция (предположение) невиновности.
41 Конституция Франции 1791 г.
3 сентября 1791 г. был утвержден Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность Конституции.
Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления.
Провозглашалось унитарное государственное устройство. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности: они не могли быть подвергнуты уголовному преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Главным назначением Национального собрания являлось принятие законов. Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобретал силу закона (т. е. королевское вето было только отлагательным).
|
|
Исполнительная власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее е помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями.
Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение. Министры назначались королем, но могли быть преданы суду Национальным собранием за неправомерные действия по своему ведомству.
Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание. Последнее отвергало или утверждало принятое решение, могло предать виновных суду.
Судебная власть осуществлялась выбранными на срок судьями. Они могли быть смещены только за преступления по должности, установленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Особое значение имели разделы Конституции, посвященные избирательной системе. По сути здесь решался главный вопрос — кто будет править страной.
Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, проживающие в определенном месте в течение установленного законом времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками получили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимости от места их проживания равнялись оплате труда за 100—200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.
В Конституции нашли воплощение принципы национального суверенитета и представительного правления. Королевская власть становилась конституционно ограниченной.
41 Конституция Франции 1793г.
Новая Конституция была принята Конвентом 24 июня 1793 г.
По установившейся традиции она состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Демократические по своему содержанию, они должны были дать народу политическую платформу для его сплочения. В них нашли законодательное закрепление государственно-правовые взгляды якобинцев, формировавшиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения.
В Конституции 1793 г. воплотились некоторые важные демократические принципы организации государства. Торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и как следствие этого устанавливалось всеобщее (но только мужское) избирательное право. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст. 28).
Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также каждый иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в течение одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст. 4).
Органом законодательной власти стал Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Законодательный корпус составлял так называемые предложения законов. Их предметом были наиболее важные сферы законодательства: гражданское и уголовное право, бюджет, объявление войны и т. д. (ст. 54).
Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний, которые образовывались в составе 200—600 граждан, имевших право участвовать в голосовании. Если через 40 дней после рассылки предложения закона в половине департаментов плюс одна десятая часть первичных собраний в каждом из них не отклоняли его, проект считался принятым и становился законом. В случае отклонения проекта предусматривался опрос всех первичных собраний, решение которых по данному вопросу, как следует полагать, становилось окончательным.
42 Якобинская диктатура во Франции.
2 июня 1793 г. вооруженные граждане и национальные гвардейцы, руководимые якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской коммуны, свергли правительство жирондистов.
Они приходят к власти в чрезвычайной ситуации:
- интервенция: армии 5-ти государств идут на Париж
- реставрация старых феодальных порядков
3 июня Конвент – законодательный, исполнительный и судебный орган, где теперь доминировали якобинцы, принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель.
Распорядительные полномочия имели комиссии и комитеты Конвента.
Например, полномочия комитета общественной безопасности:
- оборона
- контроль за исполнительной властью
- право арестов (борьба с контрреволюцией)
- приговор выносится на основании внутреннего убеждения судей
- обвиняемый лишен защиты.
На местах власть в Революционных комитетах, а также в клубах Якобинцев.
Комиссары Конвента также имели неограниченные полномочия.
Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины (декрет от 10—11 июня 1793 г.).
Особое значение имел декрет от 17 июня 1793 г., ликвидировавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией феодальные права.
Принятые решения начали немедленно претворяться в жизнь. В результате значительная часть крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников. Это не означало, что исчезло крупное землевладение (были конфискованы земли эмигрантов, церкви, контрреволюционеров, а не всех помещиков; много земель скупила городская и сельская буржуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство.
Одновременно с этим и столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государственном строе. Была принята новая Конституция.
С помощью якобинского террора удалось преодолеть реставрацию
А интервенцию преодолели путем реорганизации армии (амальгама – соединение регулярной армии с добровольной