Структурная композиция общества

Общество- определение и понятие

Люди связаны между собой множеством социальных взаимодействий и отношений. Некоторые из них носят устойчивый характер, другие возникают эпизодически, спонтанно.

Общество - целостная система локализованная в строгих пространственных и временных границах (например- исторически конкретный тип общества- первобытнообщинный, феодальный, современный типы), или большая устойчивая общность людей, в своих границах совпадающая с государством (российское общество), или совокупность общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями, образом жизни (западное общество).

    Социологическое понятие общества - социальная реальность - то, что в коллективной жизнедеятельности людей не сводиться к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология изучает группы и общности (семья, род, касты, классы, нации), коллективные сущности, имеющие свой облик, и то, как они иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп  раскрывает существование конкретного единства, к которому человек ощущает себя причастным.

Идеологическая подоплека общества - наделение его символическим смыслом, выходящие за рамки терминологически-философского понятия. Любая идеологическая парадигма дает мифологизированный образ общества, на его понимание накладываются многочисленные смыслы, образы-клише. Различаются мифы об истоках, началах первобытных обществ и легенды и эпопеи обществ исторических.

Например: исторические общества предполагают воссоздание социального начала заново, после разрыва - история американского общества от отцов основателей или советское общество, берущее начало с октября 1917г.

Признаки общества- Э.Шилз (устойчивые характеристики, которые позволят отличать общество как целостнее образование):

1. Общество – объединение, которое не является частью более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями этого объединения.

3. Общество пополняется за счет детей тех людей, которые уже являются его членами.

4. Объединение имеет территорию, которая является материальной основой возникновения социальных связей.

5. Общество имеет собственное название и историю.

6. Общество обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни любого индивида.

8. Общество объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, нравов, правил, законов), которую называют культурой.

9. Три дополнительных признака: (1) универсальность -всеобъемлющий характер общества, который обеспечивает человеку такие формы жизни, которые помогают достигать поставленных целей; (2) глобальность - современные средства коммуникации создают глобальные социальные связи, которые выходят за границы государственных образований; (3) автономность- способность общества существовать самостоятельно и независимо, достигается за счет высокого уровня саморегуляции, обеспечивающей воспроизводство сложной системы социальных отношений; (3) интегративность - способность поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включая индивидов в единый контекст социальной жизни. С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только подержания имеющихся структур, но и включением в социальную ткань новых образований. Механизмы социальной интеграции очень сложны.

Структурная композиция общества

Структурная композиция означает необходимость выделить устойчивые, повторяющиеся элементы, которые структурируют общество, указать способы их организации.

Стандартизация определенных видов взаимодействий проявляется в появлении статусно-ролевых стандартов поведения. Статус - структурная единица социальной реальности, попадание в которую связано с изменением поведения индивида в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами. Статусно-ролевые позиции- базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий

Графическая модель общества

 

 

                                                                                                                         Социентальный

                                                                                                                                                   уровень

 

                                                                                                                                                  Институциональный

                                                                                                                             уровень

 

 

                                                                                                                                              Статусно-ролевой

                                                                                                                              уровень

 

Рис. 1. Структурная композиция общества

 

Базовый, первичный уровень охватывает конкретные действия и взаимодействия, которые носят устойчивый характер, нормативно зафиксированы и воспроизводимы.

 

И нституциональный уровень общества - множество статусно-ролевых позиций, которые организованы и объединены между собой через институты, общности, организации и т.д.

    Социетальный уровень - общество не распадается, поскольку на данном уровне происходит воспроизводство связей, значимых для общества в целом.

Социетальный уровень

Его воздействие характеризуется универсальностью и и нтегративностью.

Этот уровень состоит из двух видов взаимодополняющих способов организации связей между институтами и общностями- культура и политическая власть. Они дают основные алгоритмы отношений.

Культура – в конкретный исторический момент имеется определенный набор институтов и общностей. Они многочисленны и противоречивы, но создаваемые новые институты и общности не свободны от сформировавшихся в течение веков представлений о ценностных образцах и нормативных предпочтениях. Культура влияет на совокупность институциональных отношений своим генетическим кодом, который задает тождественность, определенный алгоритм действий, воспроизводя институализированные отношения. Она определяет ценностные образцы поведения в виде норм, морали, традиций, стилей жизни, ценностных ориентаций в виде суждений, мифологем, идеологий, идеалов.

Политическая власть - каркас общества. Решения статусной группы, стоящей у власти, становятся обязательными для всех. Она имеет право на легитимное насилие, использование разных ресурсов для навязывания своей воли и является рычагом сдерживания дезинтеграционных процессов, подавления конфликтов.

В рамках власти складываются нормы права, соблюдение которых подкреплено принуждением со стороны государства. Политическая власть через государственное регулирование скрепляет связи между институтами, общностями там, где воздействие культуры недостаточно, где нормы и правила требуют подкрепления в виде закона, права, принуждения.

Типы обществ (социологические школы):

Общество - сложнейший феномен, поэтому универсальная классификация невозможна.

1. Идеалистические философские системы - типологии носили абстрактный, спекулятивный характер, служили иллюстрацией теоретических положений философской системы (Гегель- стадии развития общества совпадают с фазами движения абсолютного логического понятия, лежащего в основе мира (Мирового Духа).

2. Просвещение- три состояния общества: дикость, варварство и цивилизация. Монтескье - схема скорее географическая, чем историческая. Темпоральное измерение ей придали Тюрго, А.Смит и Кондорсе.

3. Классификации классического периода - осознание органичности и специфичности социальной реальности, объясняли общество не из общего порядка природы, а из его внутренних закономерностей.

· Органическая (эволюционистская) школа. Социальная реальность - сложный организм, каждый элемент которого выполняет необходимую функцию. Общества со временем переходят от состояния неопределенной однородности в состояние определенной разнородности с растущей дифференциацией и интеграцией личности, культуры и социальных связей.

· Спенсер - в основу положен принцип развития от простого к сложному, от элементарного общества к дифференцированному. Низший полюс - военные общества, (высокая степень однородности, господство принуждения как фактора интеграции). Высший полюс- индустриальное общество (доминирует демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие)

· Функционализм О. Конта - трехчленная типология (стадия военного господства, соответствующая теологической стадии развития; стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией; стадия промышленной цивилизации, соответствующая позитивной стадии общественного сознания). 

· Э.Дюркгейм – исходная клетка общества, самая простая форма организации коллективного сознания, положенная в основу его типологии- социальная солидарность, то есть осознание индивидами своего единства (простые общества- механическая солидарность, составляющие индивиды похожи по сознанию и ситуациям; сложные общества - сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, органическая солидарность).

· М. Вебер - социальность, как система господства и подчинения, его общество не столько продукт солидарности, сколько результат борьбы за власть и за удержания господства. Общества классифицируются по типу господства- харизматический тип; патриархальный (традиционный) и рационально-легальный.

3. Социально-экономические теории. К. Маркс - решающий фактор социальных изменений- экономическое развитие-диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений (марксизм). В се общества проходят одинаковые фазы развития, которые и составляют элементы социальных типов. Выделяются 5 типов формаций- первобытно- общинное общество, азиатский способ производства (особый вид коллективной собственности на землю), рабовладельческое общество, феодальное общество (эксплуатация прикрепленных к земле людей), буржуазное общество (экономическая зависимость формально свободных работников), коммунистическое общество (равное отношение всех к собственности на средства производства через ликвидацию частнособственнических отношений).





Подборка статей по вашей теме: