Структурный функционализм

· Т. Парсонс - общество – система, состоящая из подсистем. Модель эволюции человеческих обществ - усиление структурной и функциональной дифференциации социальных систем, социальных институтов, движение общества от относительно простой структуры к более сложной. Парсонс выделил несколько типов доиндустриальных обществ: (1) примитивные общества (племена), живущие за счет охоты и собирательства; (2) более развитые первобытные общест ва, основу которых составляло скотоводство и (или) земледелие; (3) промежуточные общества (цивилизованные государство)-Древний Египет, античный мир, древний Китай, в которых возникает письменность и грамотность. Наибольший интерес связан с современным обществом. Процесс трансформации общества на современную стадию Парсонс назвал модернизацией. Для нее характерны три фундаментальных революционных сдвига- промышленная революция, демократическая революция и революция в образовании.

· Ф. Теннис - типология построена на различии общины (организация, основанная на эмоциональных, родственных отношениях, объединяет людей на уровне традиционных связей; преобладание неформальных связей между индивидами, группами, соседями, родственниками, господство неформальных институций- социальных норм, ценностных ориентаций, образцов поведения) и о бщества ( основывается на связях рационального обмена, осознании полезности и ценности, которыми обладает один человек для другого; преобладание формальных отношений, устанавливаемых законодательным образом). Общественный процесс- возрастание институционально оформленной рациональности, направление развития- от общины к обществу. Индустриальная социальная организация бездушна, механистична и рациональна.

5. Пост-классический этап - типологии середины 20в. отражали соотношение двух противоположных систем эпохи - капиталистической и социалистической. Многиетипологии основаны на принципах технологического развития в соответствии с характерным способом получения средств существования.

· Г. Ленси - Традиционное и индустриальное (современное) общество. Традиционное общество - аграрный уклад, малоподвижные социальные структуры, основанные на традиции механизмы социокультурной регуляции, низкие темпы развития производства, невосприимчиво к инновациям, поведение стереотипировано, регламентировано обычаями. Индустриальное общество - гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Общество выполняет интегративную функцию не за счет жесткого контроля и унификации, а через создание гибких структур, позволяющих разумно сочетать человеческую свободу с общими принципами, регулирующими совместную деятельность.

· К.Поппер - открытое и закрытое общества, критерий -соотношение социального контроля и свободы. Закрытое общест во – авторитарное, малоподвижное, не допускающее политической и социальной оппозиции. Если индиви д принимает личное решение- общество открытое, демократическое, динамично развивающееся, открытое нововведениям, свободе слова, критике. Открытые общества более развитые, с более демократичным типом социального устройства.

 

 

· Цивилизация - понятие, которое тоже используют для типологии. Если тип общества подчеркивает характер социальных структур, социальных отношений и связей, то понятие цивилизация ставит акцент на социально-культурных, духовных, религиозных особенностях разных обществ. «Цивилизация» близка по значению к понятию культурно-исторического типа, который обосновал российский философ и социолог 19в. Н.Я.Данилевский. Он одним из первых пытался уйти от изображения социального развития как плоского линейного процесса. Народы формируют культурно-исторические типы, различные по содержанию. Главные критерии этих типов: языки; политическая власть; территориальное, психо-этническое, религиозное единство; формы хозяйственной деятельности и т.д. Типы Данилевског о: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский. Каждый тип проходит свои стадии жизненного цикла, после чего на передний план всемирно- исторического развития выходит следующий. Он признавал нелинейное историческое развитие, наличие исторических зигзагов, отступлений даже значительного разрушения накопленных культурных ценностей.

О.Шпенглер и А.Тойнби - насчитали 21 цивилизацию, из которых 13 основных. Каждая цивилизация проходит замкнутый цикл развития. В настоящее время можно выделить 5 основных типов: китайская, индийская, исламская, западная и русская. Особое внимание уделялось причинам гибели цивилизаций. Творческая элита, носитель жизненной силы данной культуры, в какой-то момент оказывается неспособной решать возникающие социально-экономические и исторические проблемы, она превращается в меньшинство, отчужденное от населения и господствующее над ним по праву сильной власти, а не авторитета. Эти процессы и разрушают цивилизацию.

 

· Постиндустриальное общество - последовательная смена в истории трех типов обществ: доиндустриального (доминирует сельскохозяйственное производство, а главные социальные институты- церковь и армия), индустриального (преобладает промышленное производство, главный социальный институт-корпорация и фирма) и постиндустриального (доминирующую роль играет производство знаний, главный социальный институт-университет). Суть изменений: (1) развитие новой интеллектуальной технологии, возрастание роли знания и информации, переделывающие быт и труд человека, введение контроля и планирования технологических изменений; (2) смена доминантных секторов экономики - вместо индустриального сектора главным стал сектор обслуживания; (3) изменение социальной структуры общества- доминирующее значение имеет не классовое, а профессиональное деление, правящая элита из капиталистов превращается в профессионалов; (4) изменение социокультурных потребностей населения, максимизация субъективного благополучия вместо экономического преуспеяния;(5) решающее значение в социальной стратификации приобретает уровень знаний и образования. Социальный конфликт-доминирует не классовый конфликт, а конфликты между компетентностью и некомпетентностью. Оптимистический подход: постиндустриальное общество-гуманная, технологически комфортабельная для человека система (Д.Белл, У.Ростоу, Р.Арон, З.Бжезинский, Дж.Гилбрейт). 

· Г.Маркузе - отражает пессимистический характер развития постиндустриально общества. Западное общество одномерное, порождающее одномерных людей, особый социальный тип личности, сформированный потребительским обществом, воспитанный на рекламе и массовой культуре, которые привили ему ложные, примитивные потребности.

· Гурвич- типология во главу угла ставила точность, достоверность и нейтральность. Сложная многоуровневая архитектоника. Он выдел 4 типа архаических общ ества, обладавших первичной структурой: (1) родоплеменные общества (Австралия, индейцы Америки); (2) племенные общества, включающие в себя разнородные слабо иерархизированные группы, объединившиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия); (3) племенные с военной организацией, состоящее из семейных групп и кланов (северная Америка); (4) родовые племена, объединенные в монархические государства при помощи теогонической и космогонической мифологии, включенной в функционирование социальной структуры (черная Африка). Далее 6 типов исторических обществ: (1) харизматические общества (Египет, Китай, Персия, Япония), (2) патриархальные общества ( гомеровские греки, евреем Ветхого Завета, римляне, славяне, франки), (3) города-государства; (4) феодальные и ерархические общества (европейское средневековье), (5) просвещенный абсолютизм и  (6)капитализм (только Европа). Современные общества: (1) технико-бюрократическое общество, (2) либерально-демократическое общество (построенное на принципах коллективистского этатизма); (3) общество плюралистического коллективизма.

· И.Валерстайн- исторические системы, основанные на определенном типе разделения труда, институтах, которые определят социализацию индивидов и групп. Виды систем: (1) капиталистическая мировая экономика (модерн-5веков.); (2) Римская империя; (3 ) структуры майя в южной Америке; большое количество малых исторических систем. Социальное изменение происходит, когда идет переход от одной системы к другой. Исчезновение определяется не внутренними противоречиями, а неэффективностью способа функционирования, запускающих процессы, подрывающие базисные устои.

Основные социально-исторические типы обществ:

· Сообщества охотников и собирателей (существовали за счет охоты и сбора «даров природы»).

· Земледельческие общества, осуществлявшие обработку земли и искусственное выращивание растений.

· Скотоводческие общества, основанные на разведении домашних животных.

· Традиционные общества, базирующиеся в основном на сельскохозяйственном производстве и ремесленничестве. В них возникают города, частная собственность, классы, государственная власть, торговля, письменность.

· Индустриальные общества, экономика которых основана в первую очередь на промышленном машинном производстве.

· Постиндустриальные общества –экономической основой становятся не столько производство физических товаров, сколько производство знаний, информации, сфера услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: