Подготовка кадров среднего специального и высшего физкультурного образования в Республики Беларусь

 

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция и Программа развития высшего физкультурного образование в Республике Беларусь.

2. Характеристика профессии преподавателя, тренера по виду спорта, инструктора.

3. Сфера профессиональной деятельности

4. Основные направления профессиональной деятельности

Общество и образование являются диалектически взаимосвязанными системами, где вторая должна выступать основанием для развития первой. Становящееся постиндустриальное общество предъявляет определенные требования к системе подготовки физкультурных кадров.

Сегодняшнюю ситуацию с кадровым потенциалом в физкультурном пространстве можно считать кризисной. Ученые и практики отмечают, что стало явно недостаточным наличие у будущих специалистов в области физической культуры и спорта формального (традиционного) профессионального физкультурного образования, характеризующегося усвоением системы разнообразных (стандартных) предметных знаний, умений и навыков и отражающего исполнительскую позицию. Современной системе образования нужны не простые исполнители учителя-предметники, а творческие профессионалы, умеющие решать разнообразные педагогические задачи и проблемы, а также активно взаимодействовать, сотрудничать, вступать в диалог с различными специалистами. По мнению Андриса Барблана, генерального секретаря Ассоциации европейских университетов (CRE): «Требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме, личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии».

Важнейшим моментом в развитии профессионального физкультурного образования является определение его стратегических направлений развития исходя из сегодняшних реалий и устремлений в будущее. На наш взгляд, стратегическими линиями развития профессионального образования в области физической культуры и спорта в сегодняшней социокультурной ситуации Республики Беларусь являются следующие: гуманизация и гуманитаризация, методологизация и фундаментализация, культурологизация, проектизация и технологизация, информатизация, регионализация, профилизация (углубленная специализация, индивидуализация, персонализация), акмеологизация, обновление и активизация.

Одним из возможных путей повышения качества профессионального образования специалистов в современных условиях является усиление их фундаментальной подготовки и обновление содержания образования на основе учета развития антропологической эпистемологии. Приоритетность этих направлений определяется их существенным влиянием на качество образования, а также уровнем их воздействия на развитие педагогического и профессионально-физкультурного пространства.

Проблема роли и места фундаментальной подготовки (инвариантной относительно объектов, предметов и способов деятельности) всегда являлась ключевой для системы высшего профессионального образования. При движении в этом направлении, пожалуй, можно выделить две линии развития. Одна связана с привлечением студентов к фундаментальной науке (соединение обучения и исследования), а вторая – качественное обновление содержания образования на основе использования прогрессивной философско-методологической и профессионально-педагогической парадигм.

Культурологизация. Основанием современного профессионального физкультурного образования должна выступать педагогическая культура, которая содержит целостный совокупный социальный опыт в этом виде деятельности. Культурологический подход к подготовке физкультурных кадров обусловлен объективной связью будущего педагога с профессиональной культурой как системой ценностей. В связи с этим освоение аксиологического потенциала педагогической культуры представляет собой, во-первых, развитие самого будущего педагога, во-вторых, становление его как творческой личности.

Проектизация и технологизация. В связи со становлением технологического организационного типа культуры значительно возрастает потребность в разработке методолого-теоретических и практических основ использования проектно-программного подхода в профессиональном физкультурном образовании и в физическом воспитании подрастающего поколения.

Сегодня образовательная сфера немыслима без использования различных технологий. Отметим, что технологизация профессионального образования - это одно из ведущих направлений модернизации современной реформы в образовательном пространстве.

Специалист в области физической культуры и спорта должен владеть следующими базовыми технологиями: технологией проблемного обучения; технологией программированного обучения; технологией развивающего обучения; информационными технологиями; технологией активного обучения; технологией модульного обучения; технологией дистанционного обучения; технологией педагогического тестирования; управленческими и воспитательными технологиями в образовании; технологиями личностно ориентированного образования и другими. Важнейшей задачей при этом является овладение студентами основами нормативной структуры технологической деятельности в образовании и физическом воспитании. Эта деятельность предполагает знакомство будущих педагогов с элементами образовательных технологий в педагогической реальности; приобретение технологического опыта при участии в образовательных технологиях, используемых в процессе вузовского обучения; проектирование образовательных технологий на занятиях.

Проблема совершенствования процесса подготовки компетентных физкультурных кадров на основе использования информационных технологий является одной из актуальнейших. Анализ развития университетского образования в мире показывает, что под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель университета. В ней происходит интеграция традиционного, дистанционного и открытого университетского образования. Это позволяет готовить физкультурные кадры с высоким уровнем информационной культуры.

Регионализация – это одно из перспективных направлений совершенствования содержания профессионально-педагогической подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в нашей стране.Каждый регион нашей страны имеет неповторимую специфику и особенности, которые формировались столетиями. На этой основе разрабатывается национально-региональный компонент содержания образования в системе образования.

Профилизация (углубленная специализация) связана со связью физической культуры с другими предметными областями. Расширение социальных задач отрасли «Физическая культура и спорт» предъявляет потребности в специалистах различного профиля, качественная подготовка которых возможна в условиях многопрофильного университета физической культуры. Тенденции развития физкультурного пространства в последнее десятилетие свидетельствуют о значительном расширении сфер профессиональной деятельности, которые требуют подготовки высококвалифицированных кадров. Во многих физкультурных вузах, факультетах физической культуры осуществляется подготовка специалистов по спортивной психологии, медицине, экономике и управлению, менеджменту, маркетингу, праву, информационным технологиям, сервису и другим направлениям и специальностям, востребованным в сфере физической культуры и спорта.

Изменения выдвигают новые требования к системе высшего профессионально-педагогического физкультурного образования. Известно, что целью высшего педагогического образования является обеспечение фундаментальной профессиональной, общекультурной и практической подготовки специалистов, а также формирование таких личностных и профессионально значимых качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, социально-педагогическая ответственность.

Однако необходимо специально подчеркнуть тот факт, что различные формы подготовки квалифицированных физкультурных кадров должны учитывать те изменения, которые происходят в обществе, научном и профессиональном пространстве. В связи с этим качество подготовки кадров в этих системах должно соответствовать предъявляемым требованиям со стороны педагогической реальности, действительности и действенности.

Одним из возможных путей повышения качества профессионального образования специалистов в современных условиях является усиление их фундаментальной подготовки и обновление содержания образования.

Повышение качества подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, реализация программы достижения конкурентоспособного уровня высшего физкультурно-педагогического образования, могут быть решены только на базе прогрессивных подходов к образованию и учебных технологий, которые предусматривают оптимизацию содержания образования с целевой установкой на будущие социокультурные и профессиональные роли и разработку инструмента, который, на основе объективных критериев оценки знаний, позволил бы диагностировать и проектировать качество подготовки, а также разработку рекомендаций по усовершенствованию учебного процесса и формированию основ профессиональной культуры специалиста.

Министерство образования Республики Беларусь занимает важное место среди органов государственного управления в организации системы физического воспитания населения нашей страны. Для успешного осуществления своей деятельности в этом направлении министерство как субъект управления имеет широкую структуру воздействия на физическую культуру и спорт через объекты образовательных и дошкольных учреждений.

Одним из крупнейших объектов Министерства образования Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта являются Республиканские и областные центры физического воспитания учащихся и студентов. Они организуют, контролируют и осуществляют методическое руководство учебно-воспитательным процессом по физической культуре.

Под патронажем Министерства образования Республики Беларусь находятся все факультеты физической культуры и спорта государственных университетов страны, которые отвечают за квалифицированную подготовку кадров в области физкультурно-спортивной деятельности.

Огромное значение в привлечении студенческой молодежи к занятиям спортом и получении необходимых знаний и умений играют такие объекты, как кафедры физического воспитания высших учебных заведений Беларуси. «Спортом для всех» и «Спортом высших достижений» в вузе руководят спортивные клубы.

Министерство образования Республики Беларусь отвечает за физическое воспитание в системе общего образования. Таким образом, объектами физической культуры служат коллективы физической культуры учащихся школ, лицеев, гимназий. Они осуществляют свою деятельность на основе Программы по физической культуре для учащихся. Основные формы работы:

- уроки физической культуры;

- внешкольные (спортивно-массовые) мероприятия – соревнования по видам спорта, спартакиады;

- спортивные секции и кружки по физической культуре;

- внеклассные (физкультурно-оздоровительные) мероприятия и т. п.

Руководство школьной физической культурой и обеспечение контроля за физическим воспитанием учащихся выполняют областные (городские, районные) отделы образования. Важное место в укреплении здоровья детей и молодежи занимают детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), центры творчества, школы-интернаты.

Специалист в области физической культуры, спорта и туризма должен иметь представление:

¨ об основах управления учебно-тренировочным, физкультурно-оздоровительным и воспитательным процессом;

¨ о значении физической культуры и физического воспитания в обществе;

¨ о влиянии физической культуры и физического воспитания на всестороннее гармоническое развитие человека;

¨ о становлении, структуре и предмете теории физического воспитания;

¨ об основных понятиях теории физического воспитания, физической культуры и спорта;

¨ о методологии и методах познания в теории физического воспитания, теории физической культуры и теории спорта;

¨ о функциях физического воспитания, физической культуры и спорта в современном обществе;

¨ об основных этапах, направлениях и проблемах развития физической культуры и спорта как части общества и социальной системы;

¨ о значении физической культуры и спорта в развитии общества как социального явления, закономерностях и тенденциях развития;

¨ о сущности и содержании деятельности, занимающихся физической культурой и спортом;

¨ о целях, задачах, методах и основных принципах физического воспитания и физической культуры;

¨ об основах структуры процесса физического воспитания и занятий физической культурой;

¨ об основах методики проведения уроков физической культуры;

¨ о структуре многолетнего процесса физического воспитания, занятий физической культурой;

¨ об основах прогнозирования, планирования, организации, учета и контроля процесса физического воспитания, занятий физической культурой.

Специалист должен знать и уметь использовать:

¨ нормативные и нормативно-правовые документы (в том числе РД РБ 02100.2.001-98 и др.), касающиеся вопросов образования и его реформирования в Республике Беларусь;

¨ историю, принципы и методы отечественной системы физического воспитания различных контингентов населения, их роль и место в общей системе физической культуры;

¨ отечественный и зарубежный опыт организации массовой оздоровительной работы и туризма;

¨ основные теоретические положения, принципы и методы физического воспитания, теории физической культуры при организации и проведении процесса физического воспитания, физкультурно-оздоровительной работы;

¨ теорию и методику обучения основным видам физических упражнений, организации и проведения спортивно-массовой и оздоровительной работы с различными группами населения;

¨ дидактические возможности различных методов и средств физической подготовки подрастающего поколения и взрослого населения;

¨ содержание, формы и методы планирования учебно-тренировочной работы, соревновательной и воспитательной деятельности в коллективах;

¨ закономерности половозрастных особенностей развития основных физических качеств и двигательных навыков занимающихся;

¨ формы и методы организации физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

¨ формы комплексирования физических упражнений и средств здорового образа жизни (закаливания, рационального питания, психоэмоциональной регуляции, рационализации режима труда и отдыха);

¨ современные методы прогнозирования, организации, учета и контроля процесса физического воспитания, физкультурно-оздоровительной работы;

¨ формы и методы контроля и самоконтроля уровня физической подготовленности;

¨ приемы оказания первой медицинской помощи в процессе занятий физической культурой и спортом;

¨ основные правила синтеза двигательных действий в процессе обучения;

¨ закономерности систематизации результатов педагогических наблюдений и измерений.

Специалист должен иметь навыки:

¨ определения состояния мест занятий, инвентаря, внешних условий;

¨ подбора и использования современных, адекватных поставленным задачам методов на занятиях по физической культуре;

¨ использования при обучении и воспитании аудиовизуальных средств, тренажеров, вычислительной техники;

¨ подбора разнообразных форм занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся физической культурой и спортом, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;

¨ регулирования величины и направленности физических нагрузок с целью достижения оздоровительного и тренировочного эффектов.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Основные задачи концепции и Программы развития высшего физкультурное образование в Республике Беларусь.

2. Дать характеристику профессии преподавателя, тренера по виду спорта, инструктора.

3. Сфера профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры

4. Основные направления профессиональной деятельности в спорте

ЛЕКЦИЯ № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: