Тактическая подготовка спортсмена

Задачи, средства и методы тактической подготовки.

Спортивная подготовка в ее совершенном виде – это искусство ведения спортивной борьбы. Вообще же понятие «спортивная тактика» охватывает все более или менее целесообразные способы ведения состязания спортсменом (индивидуальная тактика) и спортивной командой (командная тактика), подчиненные определенному замыслу и плану достижения соревновательной цели.

Основа спортивно-тактического мастерства – это тактические знания, умения, навыки и качества тактического мышления. Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются научно-практические сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта, тенденциях их развития, правилах применения и условиях, при которых они оказываются наиболее эффективными, а также обобщение информации и потенциальных соперниках. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые формируются в результате обучения интеллектуальным операциям и двигательным действиям, составляющим основу спортивной тактики. Это, в частности, умения и навыки выработки тактических замыслов, планов, переработки информации, сравнительных ситуаций и принятий решений, а также двигательные умения и навыки, необходимые для успешного решения тактических задач в процессе состязаний.

В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные качества его выражаются в способности спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход в соревновательных ситуациях. Главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решение, которое с наибольшей вероятностью вело б к успеху.

Основной задачей тактического совершенствования является разработка и реализация такого варианта распределения сил, который приводил бы к наиболее целесообразному использованию функционального и технического потенциала.

Для решения задач тактической подготовки рекомендуется система упражнений и методических подходов становления спортивной тактики, (Матвеев Л. П., 1977), включающую следующие компоненты:

- создание облегчающих условий при освоении рациональных вариантов распределения сил;

- создание условий, усложняющих реализацию оптимального тактического плана при закреплении тактических навыков (выполнение задания в непривычных условиях, введение дополнительных помех);

- выдерживание тактической схемы при существенной вариативности пространственно-временных, динамических характеристик движений или, напротив, неожиданное изменение тактики по дополнительному сигналу, либо в связи с резко изменившейся ситуацией;

- необходимость реализации оптимальной тактической схемы при работе в условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомления.

Источниками знаний в области тактики являются беседы, лекции, кинофильмы, видеозаписи соревнований, чтение специальной литературы Основным средством обучения в совершенствовании тактики является многократное выполнение специально-подготовительных и соревновательных упражнений в строгом соответствии с разработанной схемой и при постоянном контроле за эффективностью двигательных действий.

Теоретическая подготовка спортсмена.

Теоретическая подготовка спортсмена – это педагогический процесс повышения научно-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях.

Методические указания:

1. Программа теоретической подготовки должна включать в себя общее понятие системы физического воспитания. В процессе специальной теоретической подготовки необходимо дать научное обоснование и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; нужно ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.

2. Спортсмен должен знать задачи, стоящие перед ним, уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и планировании их; периодизацию круглогодичной тренировки, ее содержание в перспективах многолетней тренировки; знать роль спортивных соревнований и их варианты, особенности непосредственной к ним подготовки и участия в них; вести учет тренировки и контроль за ней; анализировать спортивные и функциональные показатели; вести дневник.

3. Надо, чтобы спортсмен знал свои индивидуальные особенности, слабые и сильные стороны подготовленности, видел и понимал конкретные показатели силы, выносливости, быстроты, гибкости, переносимости нагрузки, продолжительности процессов восстановления и т.д. А это требует понимания процессов, происходящих в организме под влиянием тренировки, изучения основ анатомии, физиологии, психологии, гигиены, биомеханики.

4. Необходимо, чтобы вопросы гигиенического режима спортсмена (режима дня, питания, сна, зарядки, водные процедуры, закаливание, самомассаж и массаж) также вошли в программу теоретической подготовки. Кроме того, спортсмены должны быть знакомы с основами врачебного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилактики.

5. Для теоретической подготовки спортсменов необходимо посещать специально организованные лекции и беседы по отдельным вопросам техники, тактики и т.д. изучать рекомендованную специальную литературу по вопросам теории и методики спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: