Физическая культура и спорт в вузе

 

Вопросы для обсуждения:

1. Цель и основные задачи предмета «Физическая культура».

2. Виды планирования.

3. Распределение студентов по учебным отделениям.

 

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ФК объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной нравственной ответственности. ФК направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматриваются решение следующих задач:

—  воспитание у студентов моральных, волевых и физических качеств;

—  сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

—  профессионально-прикладная физическая культура студентов;

—  приобретение студентами необходимых знаний по основам теории методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту;

— совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;

—  воспитание у студентов убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

В высшем учебном заведении ФК является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей наравне с другими успешное решение задач формирования общей и профессиональной культуры современного высококвалифицированного специалиста. Приобщая студенческую молодежь к активным занятиям спортом, ФК формирует специальные знания о здоровье, здоровом образе жизни и роли физических упражнений в режиме труда и отдыха, способствует более полному самовыражению личности.

ФУ включает в себя знания, на основе которых развиваются физические способности человека, реализуемые в учебной и будущей трудовой деятельности. Тем самым физкультурная образованность личности обретает культурологическое значение и выходит за рамки телесного развития и профессионального образования. Основными показаниями физкультурной образованности студента является:

—  практическое поддержание студентом в норме своего физического состояния;

—  уровень знаний о функционировании систем организма в условиях физических нагрузок, овладение методами физической самоподготовки, контроля и самоконтроля.

Эффективность преподавания физической культуры в вузе во многом определяется преемственностью содержания учебных программ по физической культуре, начиная с детских дошкольных и школьных учреждений. Успешность усвоения материала по теории ФК способствует повышению уровня физической подготовленности и обеспечивает будущую профессиональную результативность. Физическая культура достигает всей полноты воздействия, если в сознании студента сформировывается четкое представление о том, каким образом влияют на организм ФУ, какие способы их внедрения в самостоятельную жизнь как средств оздоровления организма, какова их значимость для накопления и создания физического потенциала-базы будущей трудовой, творческой и научной деятельности. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены так:

материальные — условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества;

физические — здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность;

социально-психологические — отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе; чувства долга, чести, совести, благородности; средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции;

психические — эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки;

культурные — познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет.

В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности.

Таким образом, в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: