Тема 14. Создание первых организаций дизайна

Тема 1. Предыстория дизайна. Ремесленный дизайн с древнейших времен.

Замена ремесленного производства крупной машинной промышленностью, массовое производство дешевых высококачественных товаров. Кризис художественной ситуации – упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой, нарушение фундаментальных «вечных» принципов формообразования. Международные промышленные выставки. Лондонская выставка 1851 года. Хрустальный дворец Дж. Пэкстона - провозвестник современной архитектуры.

Тема 2. Становление эстетики как науки в девятнадцатом веке.

Теории английских искусствоведов и художников, впервые поставивших проблему связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. Недовольство последствиями механизации для эстетики предметов домашнего обихода и качества жизни в целом.

Теоретические воззрения Рескина. Братство прерафаэлистов и их влияние на европейскую культуру. Уильям Моррис и Движение за Обновление искусств и ремесел.

Тема 3. Стиль Модерн, его социальные и эстетические противоречия.

Единство выразительности и новое мировоззрение во всех формах искусства и дизайна в стиле «модерн». Стилистические особенности модерна. Принцип «ансамблевости» как отличительная особенность стиля модерн.

Тема 4. Основные региональные течения стиля модерн.

"Сецессион" в Австрии и Бельгии. Работы Г. Климта, О. Вагнера, Й. Хоффмана, В. Орта. "Югендстиль" в Германии. "АР НУВО" во Франции. Работы Гимара, Эйфеля, Перре. Творчество Гауди. Работы Ч. Макинтоша. Школа в Глазго. От «югендстиля» и «сецессиона» к первым программам функционализма. Очень интересен исторический период рубежа 19-20 веков, когда в Европе возник новый стиль – «модерн». Спустя некоторое время увлечение орнаментальными композициями, столь характерными для этого стиля, стало постепенно стихать, мастера «югендстиля» и «сецессиона» довольно легко стали переходить к конструктивным, рациональным решениям, постепенно вызревавшим внутри их творчества.

Тема 5. Промышленные выставки в России.

Расцвет русской инженерной школы. Появление решетчатых инженерных конструкций типа металлических ферм. Гиперболы инженера Шухова. Движение художников за обновление художественной культуры. Абрамцевская и Талашкинская мастерские. Создание первых учебных заведений по подготовке художников для промышленности в России. Творчество Врубеля, Шехтеля, Васнецова.

Тема 6. Русский модерн, его основные направления.

"Неорусский" стиль в Москве. Творчество Шехтеля. "Северный" модерн в Петербурге. Объединение "Мир искусства", работы Л. Бакста, Серебряковой.

Тема 7. Веркбунд и его влияние на формирование дизайна.

Герман Мутезиус и его работа по популяризации нового искусства. Переход от стиля «модерн» к современному промышленному дизайну. Творчество П. Беренса в АЭГ. Разработка первой программы «фирменного стиля. Программа «Веркбунда».

Тема 8.. Появление новой пространственной концепции в искусстве двадцатого века.

Исследование пространства – кубизм.Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

Исследование движения – футуризм. РаботыСент'Элиа "Мани-фест футуристической архитектуры". Культ машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Манифест футуризма Маринетти. Русский футуризм ( члены петербургского "Союза молодежи" В. Е. Татлин, П. Н. Филонов, М. З. Шагал, А. А. Экстер, участники выставок "Ослиный хвост", "Мишень", "Трамвай Б" - М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич и др., члены группы "Гилея" – В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк).

Тема 9. Новые художественные средства выражения.

Экспрессионизм в живописи и архитектуре. Влияние современного искусства на художественную культуру. Творчество Эрика Мендельсона. Неопластицизм – движение "Де Стиль". Ритвельд: новая эстетика - плита и плоскость.Идея "универсальной гармонии".

Тема 10. Баухауз: возникновение, цели и задачи, методы обучения.

Баухауз – крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.

Тема 11. Ведущий педагогический принцип Баухауза – соединение обучения и ремесла.

Деятельность В. Гропиуса – первого директора Баухауза. Его педагогический кодекс, творческие работы. Деятельность В. Кандинского, Иттена и П. Клее, Оскара Шлеммеракак преподавателей Баухауза.

Тема 12. Баухауз под руководством Мейера и Мис Ван дер. Роэ.

Значение Баухауза и его роль в развитии дизайнаРаспостранение идей Баухауза по всему

миру бывшими преподавателями и учениками, изгнанными из Германии. Америка: творчество Гропиуса, Мисван дер Роэ, Мохой-Надя (последний в 1937 в Чикаго основал Новый Баухауз, <NewBauhaus>.

 

Тема 13. Особенности развития архитектуры и дизайна в США.

Отличительные особенности развития американской промышленности. Поиск новых форм, созвучные времени и характеру индустриального производства. Чикагская школа. Работы Салливена. Дома-прерии Ф.Л. Райта. Значение Чикагской школы для истории архитектуры. Преодоление разрыва между конструкцией и формой, между инженером и архитектором.

Появление промышленного дизайна как самостоятельной профессии.

 

Тема 14. Создание первых организаций дизайна.

Широкое признание роли машин и индустриализации. Создание первых бюро дизайнерского типа в крупнейших фирмах и появление межведомственных производственных объединений художников, промышленников и экономистов. Теоретические концепции, характерные для дизайна как новой профессии. Работы ван дер Вельде. Школа ван дер Вельде в Веймаре.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: