Рекомендации к семинарскому занятию «Законы XII таблиц» (2 часа)

Государства и права архаического Рима (VIII-V вв. до н. э.)»

Часа

Природа и население древней Италии.

Возникновение Рима в Лации, в нижнем течении Тибра в сер. VIII в. до н. э. Древнейшие легенды, переданные античными авторами об архаическом Риме. Господство в историографии двух теорий о возникновении Рима:

1. Теория синойкизма разрозненных поселений, подтвержденная археологически, в результате которого возникла новая общность с центром на Палатинском холме (П. Де Франчиши).

2. Рим был колонией города Альбы Лонги, выведенной по приказу царя Нумитора (С. Тондо). Приход колонистов предстает внешним толчком, вызвавшим синойкизм прежде разрозненных поселений (Пагов). В последнем случае обе теории согласуются (сведения Дионисия Галикарнасского). Синойкизм связывается с легендарным Ромулом – началом царской эпохи Рима (VIII-VI вв. до н. э.).

Античная модель перехода к государственности в Риме. «Для этой модели развития общества характерны товарные отношения, частная собственность, политическое равноправие граждан полиса. Право было ориентировано на соблюдение законности и защиту интересов граждан. Это в конечном счете обусловило динамику развития Западной Европы и привело в Новое время к формированию правового государства и гражданского общества» (К. Виттфогель, Л.С. Васильев).

Формирование римской гражданской общины – полиса.

Проблема терминов «город» (urbs), «город-государство», «полис», «община». 

Восточная и античная община, общее и особенное. Многозначность термина «община».

Полис – особый тип территориальной, гражданской общины, основанный на самоуправлении и античной частной собственности (И.Л. Маяк).

Город, город-государство – универсальные, общеисторические категории. Полис – разновидность города-государства, его частный случай, обусловленный специфическими историко-географическими условиями греко-италийского региона (Ю.В. Андреев). Другая точка зрения, что полис и город-государство – явления разных рядов (Г.А. Кошеленко).

Разные точки зрения об основных этапах становления государства в архаическом Риме:

1. Простые вождества (трибы, возможно, курии) → сложное вождество (царский период VIII-VI вв. до н. э.) → переход к раннему государству-полису на рубеже VI-V вв. до н. э.

2. С самого начала это общинное государство (до конца I в. до н. э.) → затем территориальное государство с правления Августа (Т.П. Евсеенко).

Факторы, влияющие на становление римской государственности: достаточное количество людей (относительное демографическое давление), образование сложного стратифицированного общества с наличием социального напряжения; особая территория находилась под контролем вождя; система производства обеспечивала запас продовольствия на содержание специалистов и привилегированных категорий лиц; была создана общеполисная идеология, которая поддерживала и оправдывала управленческую организацию.

В историографии имеется особая точка зрения на античный полис.

Полисный путь – это альтернатива не только вождеству, но и государству. Классический полис не может считаться государством. Полис был «безгосударственным обществом». В полисе не существовало готового государственного аппарата, а контроль над управлением обществом осуществлялся всеми его гражданами (М. Берент). Процесс образования классов в Риме был прерван. Аппарат исполнительной власти ничтожно мал. Не существовало прокуратуры и полиции. Не было ни налогов, ни аппарата для их сбора. Подати с провинций и ренты за общественные земли собирались откупщиками. Истец сам обеспечивал явку ответчика в суд и сам же должен был заботиться об исполнении приговора, «в Риме того времени, по существу, не было органов, способных принудить исполнять законы, да и сами законы не имели санкции». Становление государства в Риме связано с гражданскими войнами и правлениями Августа в I в. до н. э.          (Е.М. Штаерман).

Проблема социальной организации населения древнейшего Рима.

Подвижность, этническая неоднородность населения Рима.

Трибы Тациев, Рамнов и Луцеров. Наименование триб носит этрусский характер. Возможно, цари-этруски не создали, а только этрускизировали существовавшие до них названия триб. Ж. Дюмезиль считает, что индоевропейским народам свойственно деление на три класса – воинов, жрецов, земледельцев, которое в римском варианте воплотилось в Рамнах, Тациях и Луцерах.

Особое отношение к числу три у римлян (трое ворот в архаическом Риме, этническая тройственность жителей (сабины, латины, этруски) и      т. д.). Римский ученый Варрон (116-27 гг. до н. э.) ответствен за появление в традиции об истоках Рима чисел 3, 30, 300, 3000 (в основе греческая теоретическая и политическая мысль). И.Н. Ламберт (1956) связывает этимологию tribus с индоевропейским tref (три), с комплектованием римского ополчения, т.е. деление на трибы было продиктовано военными потребностями. Трибы традиционно отождествляются с племенами, реже с простыми вождествами.

Трибы возглавлялись трибунами. Известно, что в римском ополчении пехота комплектовалась по куриям, кавалерия – по трибам.

Когда возникли трибы?

1. 3 трибы, 30 курий появились в эпоху Ромула, когда он проводил военную реформу, создал лейб-гвардию из 300 юношей-целеров, ввел новое греческое вооружение, создал пехоту и кавалерию.

2. Трибы образовывались в течение всего царского периода от Ромула до царей-этрусков (А. Пичаньоль).

3. Трибы создал царь С. Туллий.

4. В середине VII в. до н. э. (П. Де Франчиши).

5. Трибы появились только в республиканскую эпоху (Пальсиер).

Курии. Curia – военная единица, в курию входили только мужчины-воины. У разных авторов курия приравнивается к греческой фратрии, «союзу мужей», «союзу воинов».

Curia – дословно «сомужество» – представляла собой сакральное братство воинов и имела административно-военный характер (В.И. Синайский, 1913). Предшественниками курий были «мужские тайные союзы» (дома). До Сервия Туллия паг являлся территорией курии. Паг выполнял функции укрепления, куда во время вражеского набега пряталось сельское население. Во главе курии стоял курион (магистр пага, patroni pagi). Курион командовал местным ополчением, защищавшим укрепление, собирал с жителей пага подоходный налог, совершал во время празднества Паганалии необходимые священнодействия и жертвоприношения (Дионисий). Магистры пагов (курионы) также выполняли сакральные функции в культе Юпитера Компагия, одновременно являясь жрецами – фламинами. За это им было гарантировано место в сенате вместе с курульным креслом и тогой-претекстой. Число курульных фламинов (жрецов) соответствовало числу курий (30). Курионы, по-видимому, обладали всей полнотой религиозной, административной и военной власти в своем паге. Видимо, они, каждый в своей курии, председательствовали на куриальных комициях, так как сначала каждая курия собиралась отдельно. Естественно, с расширением римской территории значение магистров пагов принизилось и их членство в сенате стало анахронизмом (Л.Л. Кофанов, 1994).

Итак, курия – это объединение мужчин-воинов пага, община равных, одновременно место, где они собирались, занимались сакральными делами, устраивали общие праздники. Курии существовали еще до Ромула и имели структурообразующий характер.

Один из курионов был главным. В его ведении находились 60 жрецов (с эпохи Ромула). Эти жрецы совершали общие обряды по трибам и куриям от имени всей римской гражданской общины (полиса). Они набирались из пожилых мужчин (не моложе 50 лет), выделявшихся внешностью и доблестью (по 2 человека от каждой курии). Должность жреца была пожизненной и освобождала от военной службы и других общественных обязанностей. У жрецов были помощники – жены, а также выбранные юноши и девушки (Дионисий). В курии существовала разветвленная система обслуживания культов (И.Л. Маяк).

Оседание военного отряда на землю, связанное с основанием Рима, превратило курию в административную единицу, принадлежность к которой определяло членство в римской общине. Именно по куриям распределялись депортированные в Рим жители покоренных городов (И.Л. Маяк, Д.В. Дождев).

Римский род (gens).

Проблема гентильных отношений в древнем Риме:

1. Родовые единицы (gentes) объединяли естественно сложившиеся коллективы и никогда не являлись общинами или другими административными образованиями в Риме.

2. Римский род – экзогамный коллектив родственников, в основном регулирующий брачные отношения, но когда-то в древности он был общиной (И.Л. Маяк).

Gentes представляли собой объединения патриархальных семей с общим культом, местом захоронений, именем и компактной территорией проживания. Родичи (gentiles) часто не были кровными родственниками (cognati), но возводили свою родословную к общему легендарному предку или тотему (Де Мартино).

Умозрительный характер гентильного «родства» подтверждает позднее появление родового племени. Римляне заимствовали ономастическую формулу (имя – родовое имя – прозвище) из Этрурии, где она появилась где-то в VIII в. до н. э. Вторичность «родового» имени согласуется с концепцией происхождения «gens» в условиях политической формы общества (Д.В. Дождев).

Род – это много людей, происходящих от одного родоначальника. Это поколения семей (фамилий) (Цицерон, Исидор Гиспальский). Родичи (gentiles) – 1. «Потомки Эмилия будут Эмилиями и сородичами» (Варрон). 2. «Это те, кто называются одним и тем же именем (nomine). Это те, кто происходит от местных жителей. Те, чьи предки никогда не были рабами. Те, кто не лишены гражданских прав» (Цицерон). Принадлежность к gens гарантировала полноправное гражданство. В момент формирования полиса (civitas) более существенно было рождение от местных родителей и особенно общность имени.

Функции рода (gens):

1. Через род устанавливалось гражданство.

2. Религиозные, сакральные (общие культы рода, святилища).

3. Судебные. Дионисий сообщает, что согрешившую жену судил муж вместе с сородичами.

В Законах XII таблиц предусмотрено наследование имущества родичами, если умерший не оставил ни прямого наследника, ни завещания и нет агнатов (V, 5). Во втором случае закон предписывает распоряжение со стороны агнатов или сородичей имуществом сумасшедшего (V, 7а).

Производственные отношения в первобытном обществе никогда не совпадали с родовыми. Не род, а община (деревня), которая состояла из семей, была основной социально-экономической ячейкой в то время. Вообще состав рода не был стабильным. Костяк состоял из мужчин, а женский коллектив постоянно менялся за счет приходящих жен и уходящих замуж дочерей (Н.А. Бутинов).

И.Л. Маяк допускает, что в начале царского периода gens владел каким-то общим имуществом, возможно, у него была коллективная родовая собственность, находящаяся в пользовании семей (в России до 1917 г. существовала родовая собственность у дворян). Родичи своими силами иногда участвовали в военных действиях. Например, война рода Фабиев против этрусков. В битве при Кремере погибли все мужчины этого рода, кроме одного мальчика (Дионисий).

Количество родов в царский период было различным (сначала 100, потом 200). Только в начале Республики их число достигло 300, из них знатных – 20 (И.Л. Маяк).

Когнаты и агнаты в Риме.

Когнаты (cognatio) – это кровные родственники по мужской линии, по отцу. Социально-экономического и юридического значения кровное родство в царский период и в Ранней Республике не имело. Родственники со стороны матери принимались во внимание только в брачном вопросе. Отсюда брачно-регулирующая функция когнатного родства по материнской линии.

Прямыми, ближайшими родственниками по преторскому праву считались 6 поколений (степеней) по прямой линии вверх и вниз. Отсюда, когда хотят подчеркнуть почти отсутствие родства, то говорят «седьмая вода на киселе».

Римляне учитывали прямую линию родства и боковую. Прямая по восходящей идет к предкам, а по нисходящей – к потомкам. Боковые же линии идут от разных поколений восходящих родственников. Внутри каждой линии существует степень (gradus) родства. При определении степени родства по боковой линии нужно было прежде всего посчитать число рождений (поколений) до общего предка, а затем число рождений (поколений) от него по нисходящей линии. 1-й степенью родства для человека были только его прямые родственники, т. е. родители и дети, родные братья и сестры – это уже 2-я степень. Gentiles кончались 6-7-й степенью родства, хотя в число cognati могли входить и более дальние родственники.

Агнаты (agnatio) – сложная по составу группа – свободные члены римской семьи (familia), состоявшие под властью главы семьи, а также его ближайшие члены по боковой линии с отцовской стороны, т. е. братья по отцу с их детьми, внуками. Агнатская группа в узком значении состояла из большой семьи вместе с мужчинами, женщинами, детьми, внуками, а в более широком смысле – из близкородственных семей, которые составляли семью (communi jure).

В архаический период наследство после смерти отца не делилось. Агнаты были совместными собственниками семейного имущества. Agnatio являлось в римском праве основанием для наследственных прав и для опеки над несовершеннолетними. Вышедший из familia становился для нее посторонним лицом и не мог претендовать ни на какое участие в ее жизни. Это относилось и к эмансипированным детям. Таким же образом усыновленный не являлся когнатом своей новой семьи, но становился агнатом (Гай).

Юрист Павл установил зависимость между членством в familia и агнатической связью: например, супруга sine manu (не перешедшая во власть мужа) не являлась агнаткой, а следовательно, и членом своей новой familia в отличие от супруги cum manu (перешедшей во власть мужа). Женщина не могла передать агнатическую связь, так как не могла быть главой семьи. Жены cum manu считались «дочерьми» мужа, не имели власти над своими детьми и не могли усыновлять чужих детей.

Агнатство фиксируется правом как родство во власти (И.А. Покровский), передающееся только по мужской линии. В Законах XII таблиц родственная близость обозначалась agnati и gentiles, но не cognati. Именно принадлежность к gentiles, а не просто связь по крови, т. е. когнатство, имела социально-экономическое и юридическое значение в архаическую эпоху.

Ограничение круга gentiles шестой степенью родства: 1) из-за практики экзогамии; 2) из-за слабо развитого производства, отсутствия достаточного количества земли. В первом варианте исключенная из рода семья оставляла родовое имя, но не получала земли. Такие семьи становились плебейскими, часто оставались в дальнейшем безземельными и зависимыми, а в Риме появились одноименные патрицианские и плебейские роды. Во втором варианте исключенные из рода выселялись на новые земли, меняли имя и давали начало нового рода. Когнатские связи и почитание общего предка оставались.

В правление первых царей преобладал второй вариант, так как римская община была заинтересована в росте населения, доступ в трибы и курии был открыт. Римские gentes были тогда особенно подвержены опасности вымирания из-за болезней, частых войн (например, мор в конце правления Ромула). Но со временем, это произошло не ранее Анка Марция, «лишние» стали пополнять только ряды плебеев. Когда же число gentes дошло до 300 в конце царской эпохи, общность имени с патрициями перестала быть гарантией доступа в привилегированную организацию римского народа (И.Л. Маяк).

Сложная социальная дифференциация римского общества в VIII-V вв. до н. э. Общая характеристика таких категорий, как plebs, patricii, populus, patres, clientes.

Складывание гражданской общины (civitas), все члены которой были равны и обладали формальным равенством перед законом. Античные авторы часто сообщают о патрицианских родах, которые вместе с их клиентами представляли достаточно сплоченную политическую силу внутри римской civitas (Ливий, Дионисий). Плебеи не входили в патрицианские родовые организации – это наиболее общепринятая в современной науке концепция.

Разные точки зрения на происхождение плебеев: 1. Этническое различие плебеев и патрициев. 2. Происхождение плебеев из клиентов. 3. Плебеи – это ремесленники и торговцы, появившиеся в VI в. до н. э. в результате экономического развития (Л.Л. Кофанов). 4. Это «лишние» семьи, выбывшие из патрицианских родов (И.Л. Маяк). Каждая из этих теорий имеет подтверждение в источниках, но проблему не решает (Ф. Де Мартино).

Термин plebs в широком смысле обозначает «толпа, множество». Дионисий не сомневался в членстве плебеев в куриях, вместе с Ливием часто использовал термины plebs и populus как синонимы.

Рopulus – сначала так называли в раннем Риме воинов, вооруженный народ. Е. Перуцци считает, что в начале царской эпохи это весь римский народ. Плебеев античная традиция относит к части народа, за исключением либо сенаторов, либо patres, либо патрицианских родов. Другая точка зрения: плебеи первоначально не входили в populus, т. е. не были полноправными гражданами Рима (Б.Г. Нибур, Т. Моммзен). Второе мнение недостаточно обосновано. Римская античная традиция, особенно VI-IV вв. до н. э., никогда не рассматривала плебеев как неграждан и обозначала словом plebes простолюдинов в противоположность властвующим – сенаторам, patres и патрициям. Для Ливия сенат практически является синонимом патрициата, термин «патриции» он почти не употреблял.

Взаимоотношение терминов senatores, patres, patricii.

Сторонники теории, приравнивавшей патрициев к populus, считают, что термин patres применялся не только для обозначения сенаторов, но и всех патрициев, первоначальных граждан Рима (И.Л. Маяк). Патрициями в эпоху Ромула были все римляне, имевшие свободных отцов (patres familiarum).

Другая теория – соотношение между patres и pater familias такое же, как между «отцами города» и «отцами семейства». Senatores и patres синонимы. Дословно «патриции» означает «дети patres». Ришар отмечает, что «…согласно традиции патрициат – это наследственная знать сенаторских сословий». Сенаторское звание было наследственным. Правда, в сенат иногда вводились и непатриции. К патрицианским относился тот род, который представлял свою курию в сенате.

Проблема института клиентелы в архаический период Рима.

Клиентела возникла при Ромуле, вместе с образованием города (Г.Б. Нибур), связана с имущественной дифференциацией общества (Ф.М. Нечай). Античные авторы упоминают большое количество клиентов в царский период. Например, род Флавиев двинулся против этрусков с 5 тысячами клиентов (Дионисий, Фест). Аппий Клавдий прибыл в Рим из Инрегилл с большой толпой клиентов. Это событие произошло или в эпоху Ромула, или к 504 г. до н. э. (Ливий, Плутарх). Т. Моммзен относит клиентов к несвободным людям с очень сложной зависимостью со своими патронами. Многие авторы подчеркивают зависимое, почти крепостное положение клиентов (Ю. Биндер, В. Инэ). Л.А. Ельницкий считал, что клиентела мало отличалась от патриархального рабства.

Клиенты должны были почитать своих патронов, как дети отцов. Обмануть клиента – это одно и то же, что обмануть сына (Н. Рулан). В Дигестах есть упоминание о том, что «мы считаем наших клиентов детьми». Дионисий сообщает, что клиенты занимались производительным трудом, земледелием, скотоводством, ремеслом. Ромул предписывал клиентам помогать своими средствами патронам, особенно если последние находились в затруднительном положении. Клиенты должны были выкупать патронов и их сыновей из заложничества, т. е. расплачиваться с их кредиторами, выдавать замуж дочерей патронов (Плутарх). Впоследствии принимать помощь от людей более низкого положения в Риме считалось позорным.

Происхождение клиентелы неизвестно. Точка зрения, что в клиенты попадали из чужаков, не находит подтверждения в источниках, так как все пришельцы получали гражданство. Возможно, это результат расслоения внутри общества, в Риме уже в раннюю эпоху были знатные и безвестные, «низкие», неудачливые, которые нуждались в патронате (И.Л. Маяк).

Заслуживает внимания точка зрения о сакральных отношениях между клиентами и патронами, которые были связаны взаимной ответственностью с помощью fides, религиозной клятвой, которая произносилась при заключении различных договоров, торговых сделок и обязательств между правоспособными римскими гражданами (Дионисий).

Патроны являлись знатью, верхушкой populus. Клиенты – юридически независимые лица. «Институт клиентелы как искусственного родства в доклассовых и раннеклассовых обществах вообще был весьма разнообразным. Он имел формы как индивидуальные, так и коллективные, как горизонтальные (породнение равных), так и вертикальные (вассалитет). Целью такого породнения были обязательство взаимозащиты, прекращение кровной мести, установление квазиродственных союзов – братств, составляющих ячейку общества» (Л.Л. Кофанов, 1994). Корни клиентелы следует искать в институте искусственного родства в первобытном обществе.

Клиенты могли заключать любые юридические сделки, выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, обладали избирательным правом, а роль патрона заключалась в защите и поручительстве за своего клиента (Дионисий).

В архаическую эпоху Рима патроны и клиенты составляли значительную политическую силу, основанную на взаимопомощи и круговой поруке.

В условиях разложения первобытнообщинных отношений человек находился в большей зависимости от случайностей. Это способствовало усилению одних и ослаблению других. Именно в это время появляется в Риме обожествление всадника (знатного человека) и коня (Е.М. Штаерман). Дионисий сообщает о богатстве знати, большей опытности в общественных делах, противопоставляя ее простолюдинам. Об имущественном расслоении свидетельствуют погребальный инвентарь в некрополе Рима VIII-VII вв. до н. э., волнения неимущих после смерти Ромула, в результате которых новый царь Нума разделил часть общественных земель.

Семья (familia).

Термин familia многозначный: это и имущество (res), и люди (personae), как происходящие из того же дома (жена) и того же рода (дети, внуки), так и рабы. Слово familia происходит от оскского famel, что соответствует латинскому servus (раб).

Патриархальный характер римской семьи (П. Де Франчиши, Д. Лотус). Фамилия состояла из группы агнатов, естественной границей являлись 3-4 поколения по нисходящей и восходящей линии. Чаще всего семья не включала родственников по боковой линии. Имя (nomen) в раннюю эпоху связано с familia, а не с gens. Поэтому familia предшествовала роду (Э. Перуцци, лингвист). И.Л. Маяк не соглашается с последней точкой зрения.

Во главе римской семьи стоял pater familias, все остальные члены семьи ему беспрекословно подчинялись либо по природе, либо по праву (Дигесты). В семью входили mater familias, сыновья с детьми и женами, дочери, усыновленные. Предки (parens) – отец и мать, дед и бабка, прадед с прабабкой и все следующие по восходящей линии. Младшие беспрекословно должны были подчиняться старшим.

Определяющим в семейном праве был патрилинейный, исключительно по мужской линии, счет родства. Семейный культ домашних богов и предков, а также наследование по закону осуществлялись на основе агнатского родства. При заключении брака женщина могла войти в число агнатов своего мужа только через древний, цивильный брак cum manu (под властью мужа, «под (мужней) рукой»). Этот брак юридически ставил жену, мать семейства в положение дочери мужа, сестры собственных детей. Соответственно, и очередь матери среди агнатов – наследников ее умершего мужа наступала после детей покойного (ее детей!), отца покойного и его единокровных братьев – в равных долях с его единокровными сестрами.

Жена могла выбрать и другую форму брака – «sine manu» (без власти мужа, «без (мужней) руки»), оставаясь агнаткой своего отца (деда). Для этого она «должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею» (Гай). Если жена этого не делала, брак «sine manu» автоматически переходил в брак «cum manu» (А.В. Ильин, С.А. Морозова).

Исключительно национальный характер, по мнению как самих римлян, так и иноземцев, имел институт власти pater familias. Отцовская власть (potestas) ставила домочадцев в положение, юридически немногим отличавшееся от положения рабов. «Если отец сумасшедший, дети тем не менее находятся во власти своего отца» (Ульпиан). Правда, в этом случае над домовладыкой устанавливалось cura furiosi, попечительство со стороны агнатов или родичей.

«Итак, все то, что приобретают наши подвластные дети, равным образом и то, что получают в собственность наши рабы посредством манципации, стипуляции или каким-либо другим способом, все это достается нам, так как находящийся в нашей власти ничего своего иметь не может…

Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобождения из-под отцовской власти). Но сын только после троекратной эманципации, прочие же потомки, мужского ли они пола или женского, освобождаются совершенно из-под отеческой власти после однократной эманципации…, …имеющий в своей власти сына и от него внука вправе сына отпускать, а внука удержать в своей власти, или наоборот, удержать в своей власти сына, а внука отпустить…» (Гай).

Обряд эманципации сына заключался в троекратной продаже его в рабство кому-либо и троекратном освобождении из рабства. Эманципированный переставал быть агнатом своей прежней familia. Эманципация могла быть отменена в случае явной неблагодарности освобожденного в отношении прежнего домовладыки.

Домашняя религия архаической эпохи. Маны, Лары, Пенаты – хранители дома и семьи – были загробными божествами. Культ очага тоже загробный. Жертвоприношения Манам Овидий называет питанием Ларов. Жертвы у домашнего очага – один из древнейших обрядов в жизни римской familia. Лары – это души умерших (Варрон, Фест). Умершие – это в основном восходящие по мужской линии, умершие агнаты. После смерти pater familias становился Ларом и присоединялся к числу покровителей familia. Домовладыка выступает посредником между духами предков и семьей с точки зрения общего движения живых к загробному миру. Pater familias является своеобразным медиумом, объявляющим волю умерших предков, вечных хранителей дома, его живым обитателем. Вот почему нельзя заменить безумного, попавшего в плен домовладыку, в любом случае он не утрачивает своих прав.

Принадлежность к семье сама по себе доставляет человеку свободу и публичный статус – liber. Публичная власть воспринимает семью как целое, для нее важна сама принадлежность к семейству, а не положение в его структуре, поэтому у подвластного сына – ценз его домовладыки (У. Томас, Д.В. Дождев).

Безграничная в глубокой древности власть домовладыки постепенно сужалась, и личность подвластного стала получать признание в частном праве. Однако полной самостоятельности взрослые неэмансипированные члены семьи так и не добились за время существования римского частного права. А вот когнатическое родство постепенно одержало верх над агнатическим, что и было закреплено в конституциях Юстиниана.

Рабство в архаическом Риме.

Институт рабства был развит слабо. Рабы не имели большого значения в аграрном производстве. Рабами становились частично военнопленные, частично люди из состава populus, оказавшихся в тяжелых материальных условиях, должники. Рабы были общественными и семейными. Последние считались как бы младшими, неполноправными членами семьи. Рабство имело патриархальный характер. Раб еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые (хотя и самые минимальные) права человеческой личности. Раба не включали в инвентарь имения, рабы отвечали за некоторые поступки перед судом (в более поздний период его наказывал хозяин), могли выступать поручителями и быть усыновленными. Они имели право участвовать в некоторых религиозных культах и празднествах, а слишком жестокое обращение с рабами, напрасное пролитие крови признавалось неугодным богам. Согласно религиозным представлениям, рабам полагался отдых в праздники. Грань между свободой и рабским состоянием не была резкой. Самым бесправным и низким было положение рабов-военнопленных.

Античные авторы упоминают о рабах с основания Рима. Законы первых царей устанавливали: использовать рабов в ремесленных и прочих работах; делить поровну добычу, отнятую у врагов, - землю, имущество, рабов; запрет мужу продавать жену в рабство под страхом принесения его в жертву подземным богам. Царю Нуме приписывается закон, воспрещающий pater familias продавать в рабство женатых сыновей, чтобы свободная не стала женой раба (Плутарх). С именем Нумы связывает Плутарх и обычай сажать рабов за господский стол во время Сатурналий.

В Законах XII таблиц 16 раз упоминается рабская зависимость: 6 раз встречается термин, обозначающий рабов (servi), раб-должник, троекратная продажа в рабство отцом сына, самозаклад (nexum), отпуск на волю за выкуп, запрещение рабам пить из круговой чаши, кража, совершенная рабами, и др.

Есть свидетельства древних авторов о принесении рабов и детей в жертву богам, например, богине Мании, матери Ларов. Потом этот обычай был запрещен, но восстановлен Тарквинием Древним. Ромулу приписывается запрет убивать детей после трех лет, за исключением калек, что должны были подтвердить пять соседей (Дионисий). При Ромуле и Нуме начинается запрет на человеческие жертвоприношения. Убийства «лишних» детей стали постепенно заменять обычаем изгонять повзрослевших детей для основания новых колоний (Павл Диакон).

Неграждане Рима (эрарии, союзники Рима, форкты, санаты, hostes, латины) не были включены в римскую civitas.

Эрарии – платили налоги, ценз основывался не на земле, а на другом имуществе (Т. Моммзен). Был возможен перевод граждан в эрарии с исключением из триб и лишением избирательных прав.

Союзники Рима. По традиции римляне отторгали у завоеванных общин треть, половину и даже две трети земли, а иногда и всю территорию, превращая её в ager publicus, с V в. до н. э. этот процесс пошел очень интенсивно. Сначала все желающие могли переселиться на римскую территорию и попасть в трибы. При Тулие Гостилии и Анке Марции в состав populus попадала лишь знать новых иммигрантов (Ф.М. Нечай). Побежденные территории также принимали римских колонистов. В отличие от неграждан каждому гражданину Рима полагался обязательный земельный участок (от 2 до 7 югеров сада, огорода, пашни), который постепенно превращался в частную собственность. В Риме частный земельный собственник являлся таковым только как член римской civitas. Можно было арендовать земли из ager publikus, который сохранял статус резервной общественной земли, при условии выплаты земельного налога. Дионисий указывает, что уже в первой половине V в. до н. э. существовала практика сдачи римлянами захваченной земли тем, у кого она была отнята.

Кроме эрариев, негражданами Рима были форкты, санаты и hostes. «Санатами называются те, которые живут выше и ниже Рима. Они зовутся так из-за того, что, отделившись от римлян, вскоре вернулись к дружбе, как бы вразумленные. Так в XII таблицах предписано, чтобы санаты имели те же права, что и форкты, которые никогда не отпадали от римлян» (Фест). Санаты и форкты – союзники Рима. Они имели право заключать сделки mancipium и nexum, приобретать имущество в собственность, в том числе и res mancipi (т. е. скот, землю, рабов) по римским законам.

Законы XII таблиц упоминают hostes. Этим словом древние называли чужаков, перегринов (Цицерон). Фест указывает, что «древними hostes назывались перегрины, которые имели одинаковые права с римским народом, ведь hostire означает «быть равным». То же самое относится и к латинам».

Латины, hostes, forktes, sanates в период архаического Рима представляли с точки зрения римлян одну и ту же правовую категорию, не были включены в состав римского гражданства, но обладали определенными экономическими правами. Рим этой эпохи был открытой общиной (Л.Л. Кофанов, 1994).

Управление римской общиной состояло из вождя (в царский период VIII-VI вв. до н. э.), сената и комиций.

Rex (царь, вождь) – это индоевропейское слово, обозначающее носителей царской власти у многих народов, в том числе и в санскрите. Вождества появились на территории будущего Рима еще в догородскую эпоху. Известны, например, reges деревень.

Основные функции царя – сакральные, военные, судебные, административные. Например, Ромул усилил военную мощь общины, создав два новых военных подразделения – целеров и три центурии.

«Целер» – быстрый, проворный. Этот термин связан с легендарным Целером, одним из убийц Рема. Он так быстро сбежал в Этрурию, что имя его стало нарицательным. Целеры – телохранители царя, всего 300 воинов, по 10 человек от каждой курии. Центурии именовались так же, как и     трибы, – Рамнами, Тациями и Луцерами, комплектовались по 100 человек от каждой трибы (Дионисий, Ливий). По мнению Э. Гьёрстау, кавалерия в Риме появилась только в VI в. до н. э., хотя целеры могли быть всадниками. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий совершенно изменил принцип комплектования ополчения. Сервий поделил все мужское население, т. е. патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния служил земельный надел. Но в рассказе поздних авторов дана его стоимость в денежном выражении. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц – центурий (сотен).

Значение этой реформы Сервия Туллия выходит далеко за пределы только военной, потому что на основе центуриатного порядка создавался новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Каждая центурия была не только войсковой, но и голосующей единицей. Фактическое количество людей в центуриях было неодинаковым: пролетарская (VI разряд) насчитывала несколько сотен человек (по некоторым данным она не принимала участие в работе центуриатных комиций), а центурия перворазрядная – несколько десятков. Из 193 центурий 98 приходилось на долю 1-го разряда, поэтому дела в центуриатных комициях решались голосами самых богатых римлян. Сервию Туллию приписывают создание нового территориального деления Рима, цензовый принцип деления общества и создание общего войска из патрициев и плебеев (История древнего Рима…).

Цари распоряжались общественной казной (pecunia publica). Пока римских монет не было (по одним данным, они появились в VI в. до н. э., по другим – в III в. до н. э.), казна представляла из себя стада быков, коров и овец. Пополнялась она за счет судебных штрафов, имущества с завоеванных территорий.

Одной из главнейших функций царей была сакральная. Цари были жрецами главных богов, распределяли религиозные обряды между куриями, устанавливали расходы на священнодействия, которые нужно было выдавать куриям из общественной казны, утверждали новые общеримские культы, способствуя сплочению населения.

Выше уже сообщалось, что Ромул учредил 60 жрецов, которые должны были совершать общие религиозные обряды за весь полис, т. е. за римскую общину в целом. Ромул (или Нума) основал святилище Весты (Дионисий). Ромул всегда носил с собой авгуральные, т. е. жреческие, принадлежности, постоянно вмешивался в сакральные дела курии. Главным жрецом Юпитера, по-видимому, был Ромул (Дионисий, Плутарх).

Второму царю Нуме приписывается обожествление Ромула под именем Квирина, который сначала был главным богом сабинян (некоторые авторы считают, что это событие произошло только в конце республики). Нума продолжил религиозную реформу: выделял участки земли для строительства алтарей и храмов, упорядочил культы, разделив их на 8 разрядов, учредил новые коллегии жрецов, главной из них стала коллегия понтификов. Плутарх считает, что первым понтификом (pontifex maximus) был сам Нума. По Ливию, Нума выбрал некоего Марция, сына Марка, первым понтификом и передал ему описание правил совершения священнодействий, а также погребений и объяснения божественных знамений. В дальнейшем по традиции народ не участвовал в выборе первого понтифика. Понтифики хранили царский архив, создавали «понтификальное право».

Жрецы не получали жалованья за свою деятельность, не имели права брать вознаграждение за исполнение своих жреческих обязанностей от частных лиц. Более того, при получении должности жреца они должны были вносить определенные суммы в специальные кассы жреческих коллегий или храмов, а в муниципиях в пользу городской кассы. Иногда жрецы должны были тратить свои деньги на устройство религиозных праздников. В Риме жрецами могли быть только люди состоятельные. Цари в основном жили в Регии, которая служила местом религиозных и административно-служебных собраний подчиненных им жрецов (И. Бердников).

Римляне познакомились с греческой письменностью приблизительно в VIII в. до н. э. Позже появился латинский алфавит (VII в. до н. э.). В основном латинский алфавит оформился в VI в. до н. э. Никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Однако античные авторы часто упоминают о записях царских законов, союзных договоров царей, о книгах жреческих коллегий (В. Модестов). В древности римляне пользовались для письма лубом (liber), корой липы, изготавливали деревянные обрубки (codex), писали на пальмовых листьях, полотне, воске, а государственные акты – на свинце.

В 181 г. до н. э. якобы были найдены хорошо сохранившиеся книги Нумы, написанные на греческом и латинском языках. До наших дней эти книги не сохранились. Книги Нумы содержали религиозные установления, царские законы, административные реформы, земельный кадастр. Записи Нумы составляли ядро понтификальных книг. Отсюда коллегия понтификов была полусакральным, полусветским органом при царе, отражающим своей деятельностью потребности образующейся римской общины (И.Л. Маяк).

Кроме коллегии понтификов большую роль в жизни Рима играли коллегии авгуров, фециалов, салиев, арвальских братьев, луперков, жрецов священнодействий, весталок (Жреческие коллегии в Раннем Риме…).

Античные авторы часто упоминают о царском суде. Это был суд высшей инстанции. Часть дел царь разбирал сам, часть поручал коллегии дуумвиров. Дионисий упоминает о царском суде при Ромуле, чтобы подчеркнуть деспотические наклонности последнего. Ромул вершил суд единолично и молниеносно, часто применял жестокие наказания. Обстановка царского суда внушала страх. Ромул восседал на возвышенном месте Форума, окруженный целерами и 12 стражниками с дубинами и топорами (у этрусков ликторами). В Риме в это время сохранялись еще древние, патриархальные суды (например, суд мужа с родичами).

Царь постоянно взаимодействовал с сенатом и куриатными комициями. Власть царя была выборной. Кандидатуру вождя предлагал и фактически утверждал сенат. Царь же вносил в комиции закон о своей верховной власти – lex curiata de imperio, таким образом как бы подводил черту под процедурой избрания, что делало его власть «законной».

Ромул, как и другие цари, часто не советовался с сенатом, проявляя самостоятельность. Например, сам распределил земли между воинами, вернул заложников Вейям. Сенаторы возненавидели Ромула. Именно с этим связывают древние авторы исчезновение Ромула, а вернее, его убийство сенаторами (Дионисий, Ливий, Цицерон).

Сенат сопровождал всю историю Рима, меняя свою сущность и социальный состав. В архаический период количество сенаторов (patres-senatores) соответствовало количеству gentes. Плутарх считал сенат советом старейшин, фест – собранием старцев (senex), учрежденным Ромулом. Дела в сенате решались коллегиально. Во время голосования сенаторы расходились в разные стороны, каждый к тому, чье предложение считал правильным. В жизни Рима сенат играл очень большую роль. В раннем Риме сенаторское звание было наследственным.

Сенат – представительная организация. Сенаторы избирались по куриям, т. е. являлись представителями той или иной курии (Фест). Таким образом, патрицианским считался тот род, который представлял свою курию в сенате. Если же члены рода переставали занимать курульную должность, а следовательно, и быть членами сената, то данный род терял патрицианское звание. Отсюда стремление превратить сенаторское звание в наследственное (Л.Л. Кофанов).

Функции сената:

1. Выборы царя. Замена царя в период междуцарствия.

2. Религиозные, жреческие. Сенат царского периода состоял в основном из жрецов. И часто действовал как жреческая коллегия, заседая в храме. Старшие роды узурпировали некоторые жреческие должности и поэтому автоматически являлись членами сената (Р. Митчелл). «Жреческие обязанности сенаторов не только не мешали им исполнять управленческие функции, а наоборот, являлись необходимым условием их исполнения» (Л.Л. Кофанов).

3. Судебные функции. «…Из среды сенаторов избираются судьи в многочисленных тяжбах, как государственных, так и частных, если только тяжбы возбуждаются по важному обвинению» (Полибий). Первые штрафы по традиции установил Ромул в виде быков и овец. Исковой взнос сопровождался религиозной клятвой и был первоначально жертвоприношением в храм Юпитера и использовался для богослужения (Фест). В сенате, по мнению Цицерона, «разбираются узаконения о давности, об опеках, о родстве родовом и кровном, о намывных берегах и островах, об обязательствах, о сделках…».

4. Финансовые, хозяйственные функции. В распоряжении сената находилась казна, государственное имущество (земля, реки, здания и т. п.). Сенат регулировал государственные откупа (например, аренду ager publiсus).

Усиление со временем власти сената, пассивная роль народных собраний (комиций).

Римские комиции.

Comitia – народная сходка, у Ливия – consilium. Сначала были только куриатные комиции, затем появились центуриатные и трибутные комиции.

Куриатные комиции утверждали царя, главного куриона, управляющего всеми куриями. Комиции вводили в должность жрецов разных культов, курионов, сенаторов, выбранных по куриям. На комициях объявляли дни нон и ид, связанных с религиозным календарем.

Кроме сакральных, на комициях обсуждались военные дела. Мнения исследователей о законодательной деятельности куриатных комиций расходятся. Ф. Де Мартино считает, что в царскую эпоху законов не было, а право покоилось на обычаях. В. Маннино подчеркивает законодательную функцию куриатных комиций. Более того, lex понимался римлянами той эпохи как определенным образом принятый в комициях закон. Дионисий отрицает законодательную функцию куриатных комиций. Он признает только царские законы (leges regie), а комиции должны были наблюдать за их исполнением, так как Ромул поручил народу «блюсти законы».

Куриатные комиции рассматривали дела об имуществе семей, если они не могли быть отрегулированы внутри рода, заверяли завещания, регистрировали рождения, смерти, браки, усыновления, выход из рода в связи с замужеством, отказ от родственных связей в связи с переходом в другой род, принимали в гентильную организацию чужаков. Комиции утверждали постановления сената.

Первоначально каждая курия собиралась отдельно, а общее решение курий утверждалось в сенате. Единое собрание курий появилось лишь в VII в. до н. э. при царе Тулле Гостилии.

Каждая курия в куриатных комициях имела один голос. Техническая сторона голосования не известна, возможно, оно могло производиться с помощью крика. Само народное собрание во время принятия закона в древнейший период более походило на религиозную церемонию, где главным актом было не голосование, а молитва народа к богам и религиозная клятва верности божественному закону. Нарушение клятвы обрекало на проклятие и смерть не только поклявшихся граждан, но и всех их детей и потомков до седьмого колена (Дионисий).

Реформа Сервия Туллия (сер. VI в. до н. э.). Центуриатные комиции.

С. Туллий впервые разделил все римское общество на шесть имущественных разрядов. Ливий и Дионисий говорят не только об имущественном цензе, но и соответствующем вооружении каждого разряда. Сервий Туллий заменил подушный взнос, не зависящий от доходов граждан, подоходным военным налогом, который сначала был натуральным.

Наиболее полное вооружение могли иметь только состоятельные граждане. Вид вооружения позволяет установить функциональное назначение каждого разряда (Т. Моммзен). Воины первого и второго классов составляли ударную силу фаланги, имея тяжелое вооружение. Воины третьего класса (велиты) также входили в фалангу, но занимали задние ряды, поскольку не имели панциря и поножей, защищавших от первого натиска противника. Остальные классы (четвертый – метатели копий и дротиков, пятый – пращники) не входили в строй фаланги и имели вспомогательное значение. Строй фаланги назывался classis. Соответственно 1-3-й разряды можно считать classci («находящиеся в строю»), а 4-5-й – infra classem. Кроме разрядов все воины (плебеи и патриции) были разделены на центурии. При этом первый класс имел 98 центурий, все остальные – 95. К одному из высших разрядов относились в том числе две центурии ремесленников, занимавшихся военными машинами, «…плотников, оружейников и других мастеров, используемых для войны» (Дионисий).

Если пращники (пятый разряд) в обычное время стояли позади строя, «…присутствуя только для того, чтобы внушать врагу страх» своей многочисленностью, то в тяжелое для Рима время они получали от государства боевое оружие, которое в V в. до н. э. выдавалось по распоряжению консулов и хранилось, по-видимому, в храме Марса (Дионисий, Ливий). Пятый разряд – это в основном арендаторы, поденщики, не имеющие своей земли, использовавшие свой скот и орудия труда.

Шестой разряд (proletarii) – это бездомные, т. е. не имеющие никакого имущества. Они освобождались от каких бы то ни было повинностей, никогда не привлекались к военной службе. Вероятно, это были по преимуществу батраки и наемные работники. Лицам, не имевшим своего недвижимого имущества, было запрещено по закону заключать сделки mancipium, выступать в качестве поручителя или самому требовать такового. Следовательно, пролетарии в силу своего имущественного положения были ограничены в своей правоспособности (Л.Л. Кофанов).

По реформе С. Туллия появился новый вид народных собраний – центуриатные комиции, которые собирались по приказу царя, а затем высших должностных лиц – консулов на Марсовом поле. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Голоса подавали сначала центурии первого разряда (98), затем второго, третьего и т. д. (95). Если за предложение голосовало больше 50 % голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом. При подобном порядке голосования все вопросы решались 98 центуриями первого класса, т. е. самыми богатыми патрициями и плебеями. Это вызывало протест остальных римских граждан. Только во второй половине III в. до н. э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций, и каждый из пяти классов стал выставлять равное количество центурий.

К концу V в. до н. э. значение куриатных комиций сильно упало, все важнейшие общественные дела постепенно перешли к центуриатным комициям.

В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное значение собрания плебеев по территориальным округам – трибам (римская территория к V в. до н. э. уже делилась на 35 территориальных округов – триб, 4 городских и 31 сельскую). Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление политического значение плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г. до н. э., а затем 287 г. до н. э. решение трибутных плебейских комиций признавалось законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции, связанные по своему происхождению со сходками плебейских масс, с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 триб имели независимо от состава населения один голос и пользовались одинаковыми правами (История древнего Рима…).

После изгнания последнего римского царя в 510 г. до н. э. в Риме появилась республика (до 27 г. до н. э.) – res publiсa (общее дело). По прежнему в Риме не было постоянного чиновничьего аппарата, исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам – магистратам. Система римских республиканских магистратур сложилась постепенно. После 510 г. до н. э. во главе исполнительной власти стоял один высший магистрат – претор (идущий впереди), ему помогал квестор. После первого ухода плебеев на священную гору (494 г. до н. э.) были созданы должности плебейских трибунов и плебейских эдилов и их помощников. Существовала опасность захвата власти претором и восстановления монархии. Поэтому в сер. V в. до н. э. вместо одного высшего магистрата стали выбирать двух консулов (от consulo – совещаюсь). Позже были созданы новые должности цензоров, выбиравшихся по два человека раз в пять лет на 18 месяцев. Цензоров выбирали из бывших консулов. Они должны были распределять римских граждан по имущественным классам и, проверив, составить новый список сенаторов. Преторам же была передана судебная власть. В законченном виде система римских магистратур сложилась лишь ко второй половине IV в. до н. э.

По римскому публичному праву все магистратуры были коллегиальными (2 консула, 2 претора (с IV в. до н. э.), 4 эдила, 10 плебейских трибунов, 4 квестора), ежегодно переизбираемыми и неоплачиваемыми. Выполнение обязанностей магистрата считалось не работой, а почетом (honor) и поэтому было безвозмездным. Отсутствие вознаграждения делало невозможным для рядовых римских граждан занимать магистратурные должности. Напротив, для избрания и отправления государственной должности нужно было затратить много собственных денег на содержание при себе аппарата писцов, глашатаев, охраны, низших служащих и т. д., так как постоянного государственного аппарата не было. Поэтому магистратом мог быть избран только богатый человек. Во время отправления должности магистрат не мог быть привлечен к судебной ответственности или смещен. Высшими магистратами считались цензоры, консулы и преторы. Консулы командовали армией, осуществляли высшую гражданскую власть, в то время как преторы отправляли судебную власть. Плебейские трибуны обладали правом вето в отношении решений магистратов, могли вносить законопроекты, созывать трибутные комиции, имели право даже арестовать магистрата и опротестовать решение сената. Личность плебейского трибуна признавалась священной и неприкосновенной. Всякий, кто оскорблял трибуна – хотя бы словами, – подлежал смерти. Власть плебейских трибунов была велика, но их было 10, и они могли обратить свою власть друг против друга, например, используя право вето, и тем самым нейтрализовать действия своих коллег. К тому же власть плебейского трибуна ограничивалась только чертой города Рима.

Обязанностями эдилов были наблюдение за порядком в городе, городское благоустройство, забота о продовольствии, устройство общественных игр. Квесторы заведовали казной, вели финансовые книги, они сопровождали консулов в военных походах, распоряжались продажей пленных и военной добычей.

В случае чрезвычайных обстоятельств (тяжелая война, опасные восстания или уход плебеев из Рима) назначался единоличный диктатор и его заместитель, так называемый начальник конницы, которому подчинялись все должностные лица, но диктатор не мог оставаться у власти более 6 месяцев.

Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер (История древнего Рима…).

Основные особенности римского архаического права VIII-VI вв.       до н. э.

Проблема возникновения архаического права. Регламентация жизни римлян и римской общины религиозными обычаями, запретами, ритуалами. Римское право царской эпохи реализовывалось в сакральной форме.

Сакральное римское право – «комплекс юридических норм, призванных упорядочить отношения между людьми и богами, кодифицированных в архаическую эпоху коллегией понтификов» и «связанных с обязательством соблюдать ритуалы, жертвоприношения и культы». Нарушение сакрального, божественного права понималось римлянами как нарушение воли божества, как неправомерное деяние, требующее искупления (Л.Л. Кофанов, 2001). Сакральное право играет особую роль в том обществе, где «религия является функцией государства, жрецы являются государственными органами, а сила государства санкционирует религиозные предписания» (П. Вочи).

Законы о жертвоприношениях, религиозных ритуалах, брачно-семейных и межродовых отношениях первых царей Ромула и Нумы Помпилия (715-672 гг. до н. э.). Появление при Нуме уголовных квесторов, защита частных земельных владений, договоров, разделение на умышленные и неосторожные убийства, дифференциация санкций в соответствии со степенью вины, а также писаное право. Законы Нумы были записаны на деревянных досках.

Законодательство Сервия Туллия (сер. VI в. до н. э.) о жертвоприношениях и религиозных празднествах: «…Он также написал законы, которые отчасти возобновил на основе древних, но забытых законов, введенных Ромулом и Нумой Помпилием, а отчасти установил сам… а было их числом что-то около пятидесяти…» (Дионисий).

На рубеже VI-V вв. до н. э. – начало процесса отделения человеческого права (ius) от божественного (fas). Зачатки деления на частное и публичное право. Оставаясь под властью pater familias внутри семьи, совершеннолетние лица мужского пола оказывались равноправными с главой семьи при решении проблем общины. «Именно с этого противоречия между полноправием члена общины и формальным бесправием или, во всяком случае, неполноправным статусом члена домохозяйства, по-видимому, началось разделение жизни на публичную и частную» (Т.П. Евсеенко). Мнение римского юриста Ульпиана, что «публичное право состоит из права жертвоприношений, права жрецов и права магистратов», можно отнести и к архаической эпохе. На данном этапе появляется профессиональная коллегия судей, получает дальнейшее развитие правовое регулирование международных отношений, особенно после возникновения римской конфедерации со своей казной и системой управления.

Систематизация и появление собрания царских законов в конце VI в. до н. э. Нормы сакрального права были собраны и упорядочены понтификом Папирием и получили название «папириево цивильное право» (ius Papirianum).

Судебные функции сената. Роль сената в создании «гентильного», обычного права. Институт сенаторской auсtoritas – право интерпретации воли богов, выраженной через божественные знамения – авгурии, которые играли особую роль в процессе принятия древнейших законов. Поэтому ни один законопроект не мог быть принят народом без предварительного одобрения сената. Сенат также окончательно формулировал закон (Л.Л. Кофанов, 2001).

Законодательная деятельность куриатных комиций, принятие ими решений по общегражданским и частным вопросам.

Эволюция понятия lex (закон):

1. Первоначально это слово связано с актом произнесения определенных торжественных слов и применялось к решениям всего народа, к частным договорам, заключенным в торжественной словесной форме (Дж. Никозия).

2. Закон как «божественная воля» (Цицерон).

3. Закон как «приказ народа», как «клятва всего гражданского коллектива» (Гай, Папиниан).

Во втором случае принудительная сила закона обеспечивалась жрецами, в последнем – народом и его представительными органами.

Первоначально все санкции имели религиозную форму. Например, приговоренный к смертной казни посвящался в жертвоприношение богам за определенную провинность перед ними, имущество преступника конфисковывалось в пользу богов.

«Римское архаическое право знало несколько способов исполнения санкции закона.

а) Публичная казнь осуществлялась по приговору царя и с согласия народа, а в эпоху республики – только по приговору народа. В царский период особую роль в исполнении санкции играли не только ликторы, но и жрецы, особенно понтифики.

б) Исполнение приговора могло быть осуществлено непосредственно самим народом, когда преступник объявлялся вне закона» (Л.Л. Кофанов, 2001).

Роль жрецов в развитии римского права.

Значение «авгурального права» в разработке системы судебного процесса. Жрецы-авгуры ведали ауспициями, т. е. интерпретацией воли богов. Во время судебного процесса использовалась авгурская дивинация, то есть выявление в ходе следствия посредством знамений божественной воли по принципу «бог шельму метит» (Плутарх, Цицерон).

Верховный жрец, понтифик, был судьей, контролировал исполнение закона как должностными, так и частными лицами, давал юридические советы и определял сакральную санкцию за то или иное преступление. Первоначально верховным понтификом был сам царь. Понтифики контролировали конфискацию имущества преступников в пользу богов, т. е. в казну государства, устанавливали формулы завещаний, актов усыновления, исков, юридические ритуалы договоров nexum, манципации, стипуляции, виндикации, апелляции и т. д. (Фест, Дионисий). Комментарии понтификов учитывались при судебных разбирательствах. Цицерон называет деятельность понтификов и авгуров юриспруденцией.

Коллегия фециалов контролировала исполнение как римлянами, так и иностранцами сакральных норм международных договоров. «Право фециалов» защищало даже рабов, прибегших в поисках защиты к статуе Юпитера (Жреческие коллегии в Раннем Риме…).

Все нормы государственного права первоначально развивались как нормы о жертвоприношениях, которые делились на частные и общественные, что послужило основой деления на частное и публичное право. Все нарушения границ частных и общественных землевладений, в том числе межевых камней, считались тягчайшими религиозными преступлениями и карались смертью и конфискацией имущества, так как межи охранял сам бог Юпитер Термин. Римляне ежегодно отмечали праздник обхода границ, который имел юридическое значение, поскольку подтверждал факт владения (Фест).

Нормы о древнейших обязательствах также имели сакральную форму. При заключении договоров богам, т. е. государству, обещалась какая-то часть дохода от эксплуатации государственной собственности, гарантировалось исполнение клятвы договора. Например, казнь несостоятельного должника при заключении договора nexum понималась как искупительное жертвоприношение за неисполнение клятвы.

Расцвет сакрального права в VI в. до н. э. Увеличение норм, регулирующих государственные институты, отношения собственности, договоры, правовых по содержанию и религиозных по форме (Л.Л. Кофанов, 2001).

509 г. до н. э. – изменение государственного строя, переход к республике, разделение государственной и сакральной власти. Резкое увеличение юридической роли народных собраний. Закон стал пониматься как «приказ народа». Начало развития светского права.

Закон 509 г. до н. э. об апелляции к народному собранию. Магистратам было запрещено казнить, сечь римских граждан, конфисковывать их имущество без санкции народного собрания, если осужденный обращался за защитой к народу. Нарушение магистратом этого закона каралось смертной казнью без суда (Дионисий).

Возникновение в 494 г. до н. э. плебейского трибуната поставило под контроль всю законодательную и судебную деятельность магистратов и сената, систему налогообложения, рыночных цен и пошлин. Перенос в   471 г. до н. э. выборов плебейских трибунов и эдилов из куриатных в трибутные комиции (Дионисий).

«Однако патрицианские консулы и сенат с 471 г. до н. э. практически игнорировали все решения плебса, утверждая, что право трибунов распространяется только на плебеев, а не на патрициев (Ливий). В связи с этим уже в 462 г. до н. э. плебейские трибуны выступили с предложением о создании законодательной комиссии для написания законов о консульской власти, дабы писаными законами поставить эту власть под контроль народа. Патриции в течение восьми лет активно противодействовали созданию законодательной комиссии и лишь в 454 г. до н. э. таковая наконец была создана» (Л.Л. Кофанов, 2001).

 

Рекомендации к семинарскому занятию «Законы XII таблиц» (2 часа)

 

План

 

1. История создания Законов XII таблиц, их структура и источники.

2. Содержание Законов XII таблиц.

3. Судьба Законов XII таблиц в последующие века.

 

Вопрос 1. При подготовке к этому вопросу необходимо изучить историю возникновения в Древнем Риме в середине V в. до н. э. первого писаного сборника законов. По наиболее известной легенде инициатива появления Законов XII таблиц исходила от плебеев, которые стремились через опубликование законов прекратить злоупотребления патрицианских магистров. Проект о назначении комиссии для составления судебника внес плебейский трибун Терентилий Арса. В Грецию было послано посольство для ознакомления с греческим правом. Только в 451 г. до н. э. была избрана комиссия из 10 децемвиров для написания законов. Все остальные магистраты в этом году не были избраны. Комиссия подготовила первые десять таблиц, принятых народным собранием. На следующий год все повторилось, и появились еще две таблицы (И.А. Покровский).

Традиционная версия в настоящее время ставится под сомнение. Законы не уравняли в правах патрициев и плебеев, но послужили основой для появления единого для римских граждан цивильного (квиритского) права, что свидетельствовало об ослаблении позиции понтификов. «Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершения других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер» (О.А. Жидков).

Другие точки зрения о возникновении Законов XII таблиц: 1. Это частный юридический сборник, составленный в начале III в. до н. э. К. Флавием (итальянский ученый Паис, «История Рима»). 2. Французский ученый Ламбер связывал появление Законов XII таблиц с началом II в. до н. э. С этими концепциями трудно согласиться. Содержание судебника никак нельзя связать с III или II вв. до н. э. (И.А. Покровский).

Оригинальный текст таблиц не сохранился. Поэтому далее студенты должны остановиться на проблеме восстановления этих законов. «В современной науке долгое время была принята система восстановления структуры законов, предложенная Г. Дирксеном и М. Фойгтом. Они были убеждены, что XII таблиц были сводом преимущественно частного права» (Л.Л. Кофанов, 2001). В настоящее время исследователи считают, что структура Законов XII таблиц состоит из трех частей: сакрального, публичного и частного права. Об этом же свидетельствуют Тит Ливий и Цицерон. Эта структура вообще была характерна для древних сборников Средиземноморья.

Источники Законов XII таблиц: 1. «Все установленные предками обычаи и законы вместе с привезенными из-за границы» (Дионисий). 2. Нормы международных договоров, в том числе Латинского договора 493 г. до н. э. (Фест). 3. Законы греческих городов юга Италии, Солона, Спарты.

Вопрос 2. Рассматривая содержание Законов XII таблиц, нужно обратить внимание на нормы сакрального, публичного, частного и процессуального права.

К сакральному праву относятся нормы о правах фециалов, форктов, санатов, жриц-весталок.

К публичному праву – нормы о магистратах, уголовных квесторах, коллегии десяти судей, народных собраниях. Известны нормы, карающие смертной казнью за преступления против государства, о праве апелляции осужденного к народному собранию, об исключительном праве центуриатных комиций на вынесение смертного приговора.

Далее рассматриваются отдельные нормы частного права.

Необходимо обратить внимание, что в архаический период не было четкого разделения на вещное и обязательственное право, отличие между законным владением и частной собственностью было почти неразличимо.

Понимание права собствен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: