Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
1.Исследование объема и качества движения мышц лба | а) нахмурить брови б) поднять брови | |
Отмечаются: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), движение не удается | ||
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз | а) легко сомкнуть веки б) плотно сомкнуть веки в) закрыть правый глаз, затем левый г) подмигнуть | |
Отмечаются: выполнение правильное; движение не удается; появление содружественных движений | ||
3. Исследование объема и качества движений мышц щек | а) надуть левую щеку б) надуть правую щеку в) надуть обе щеки одновременно г) втянуть щеки в рот | |
Отмечаются: выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется. | ||
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз | выразить мимикой лица: а) удивление б) радость в) испуг г) грусть д) сердитое лицо | |
Отмечаются: правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается. | ||
5. Исследование символичес-кого праксиса | а) свист б) поцелуй в) улыбка г) оскал д) плевок е) цоканье | |
Отмечаются: выполнение правильное; объем движений ограничен, появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движение не удается |
ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.
V. Обследование фонетической стороны речи
Обследование произношения звуков
При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.
У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.
В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случая «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения: а) отсутствие звуков (рама-ама); б) искажение звуков (с- межзубный); в) замена звуков (ж -заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть); г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования звукопроизношения.
Протокол обследования звукопроизношения.
Звук | Оптический раздражитель (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель | Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху) | Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке) | произношение звука | Характер нарушения произношения звука | примечание | ||||
изолированно | В словах | отсутствие | искажение | замена | смешение | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Гласные Ы | дым мышь грибы | ||||||||||
А | аист мак игла | ||||||||||
У | утка муха кенгуру | ||||||||||
О | осы кот окно | ||||||||||
И | ива слива петухи | ||||||||||
Согласные С | колесо сосна нос | ||||||||||
С΄ | сирень письмо гусь | ||||||||||
З | замок коза | ||||||||||
З΄ | земляника газета | ||||||||||
Ц΄ | цветок курица огурец | ||||||||||
Ш | шапка кошка мышь | ||||||||||
Ж | жук лыжи лыжник | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ч | чулок очки ключ | ||||||||||
Щ | щетка ящик плащ | ||||||||||
Л | лодка пила стол бутылка | ||||||||||
Л΄ | лента будильник свирель туфли | ||||||||||
Р | рука корона топор трамвай | ||||||||||
Р΄ | редиска веревка дверь | ||||||||||
Б | бабочка зубы арбуз | ||||||||||
Б΄ | белка | ||||||||||
П | панама платок сноп | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
П΄ | петух ступеньки сноп | ||||||||||
Д | Дом дедушка карандаш | ||||||||||
Г | голова нога глаза гитара | ||||||||||
К | кукла рука молоток | ||||||||||
К΄ | кепка тапки | ||||||||||
Х | халат мука хлеб петух орехи | ||||||||||
М | мухомор лампа дом мяч | ||||||||||
Н | нож конфета лимон | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Н΄ | сани нитки пень коньки | ||||||||||
В | ворона корона гвозди | ||||||||||
В΄ | свинья венок | ||||||||||
Ф | фартук кофта шкаф филин | ||||||||||
Т | туфли котлеты кот | ||||||||||
Т΄ | теле-визор утюг | ||||||||||
Йотация | яблоко обезьяна змея юбка верблюд ель огурец ёжик берёза | ||||||||||
АИ, ЕЙ | трамвай чайник воробей лейка | ||||||||||
ЬЯ, ЪЕ | свинья ружье платье |
ВЫВОДЫ: ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ СООТВЕТСВУЕТ ВОЗРАСТУ; МОНОМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ, ПОЛИМОРФНОЕ, АНТОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ВИД ИСКАЖЕНИЯ); ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА, ЗАМЕНА ЗВУКА, СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ).
Состояние просодики
ГОЛОС – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый.
темп РЕЧИ – быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.
МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ – выразительная речь, маловыразительная, монотонная.
ДЫХАНИЕ – прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.
ВЫВОДЫ: ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ голоса, темпа, дыхания И т.д.; ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ.