В. Обследование мимической мускулатуры

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.

Прием Содержание задания Характер выполнения
1.Исследование объема и качества движения мышц лба а) нахмурить брови б) поднять брови    

Отмечаются: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), движение не удается

2. Исследование объема и качества движений мышц глаз а) легко сомкнуть веки б) плотно сомкнуть веки в) закрыть правый глаз, затем левый г) подмигнуть  

Отмечаются: выполнение правильное; движение не удается; появление содружественных движений

3. Исследование объема и качества движений мышц щек а) надуть левую щеку б) надуть правую щеку в) надуть обе щеки одновременно г) втянуть щеки в рот  

Отмечаются:  выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется.

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз выразить мимикой лица: а) удивление б) радость в) испуг г) грусть д) сердитое лицо  

Отмечаются: правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается.

5. Исследование символичес-кого праксиса а) свист б) поцелуй в) улыбка г) оскал д) плевок е) цоканье  

Отмечаются:  выполнение правильное; объем движений ограничен, появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движение не удается

 

ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

 

V. Обследование фонетической стороны речи

Обследование произношения звуков

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случая «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения: а) отсутствие звуков (рама-ама); б) искажение звуков (с- межзубный); в) замена звуков (ж -заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть); г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования звукопроизношения.

 

 

Протокол обследования звукопроизношения.

Звук Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху) Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке)

произношение звука

Характер нарушения произношения звука

примечание
          изолированно В словах отсутствие искажение замена смешение  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Гласные Ы дым мышь грибы                      
А аист мак игла                    
У утка муха кенгуру                    
О осы кот окно                    
И ива слива петухи                    
Согласные С колесо сосна нос                    
С΄ сирень письмо гусь                    
З замок коза                    
З΄ земляника газета                    
Ц΄ цветок курица огурец                    
Ш шапка кошка мышь                    
Ж жук лыжи лыжник                    
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ч чулок очки ключ                    
Щ щетка ящик плащ                    
Л лодка пила стол бутылка                    
Л΄ лента будильник свирель туфли                    
Р рука корона топор трамвай                    
Р΄ редиска веревка дверь                    
Б бабочка зубы арбуз                    
Б΄ белка                    
П панама платок сноп                      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
П΄ петух ступеньки сноп                    
Д Дом дедушка карандаш                    
Г голова нога глаза гитара                    
К кукла рука молоток                    
К΄ кепка тапки                    
Х халат мука хлеб петух орехи                    
М мухомор лампа дом мяч                    
Н нож конфета лимон                    
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Н΄ сани нитки пень  коньки                    
В  ворона  корона  гвозди                    
В΄  свинья венок                    
Ф  фартук кофта шкаф  филин                    
Т  туфли котлеты кот                    
Т΄ теле-визор утюг                    
Йотация  яблоко обезьяна змея юбка верблюд ель  огурец ёжик  берёза                    
АИ, ЕЙ трамвай чайник воробей лейка                    
ЬЯ, ЪЕ свинья ружье платье                      

 

ВЫВОДЫ: ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ СООТВЕТСВУЕТ ВОЗРАСТУ; МОНОМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ, ПОЛИМОРФНОЕ, АНТОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ВИД ИСКАЖЕНИЯ); ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА, ЗАМЕНА ЗВУКА, СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ).

 

Состояние просодики

ГОЛОС – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый.

темп РЕЧИ –  быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.

МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ – выразительная речь, маловыразительная, монотонная.

ДЫХАНИЕ – прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.

 

ВЫВОДЫ: ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ голоса, темпа, дыхания И т.д.; ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: