Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение, или заключение логопеда, которое состоит из двух частей
В первой части логопедического заключения указывается педагогический диагноз, который определяет структуру речевого дефекта (объем и характер нарушений структурных компонентов языка).
Вторая часть этого заключения отражает клиническую форму речевой патологии (нарушений устной и письменной речи) и ее особенности (вид, степень тяжести, период и др)
обусловливающие специфические затруднения ребенка, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях Примерами логопедического заключения могут быть следующие:
• фонетическое недоразвитие речи, обусловленное артикуляторно-фонетической мономорфной дислалией;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное открытой формой ринолалии послеоперационного периода; артикуляционная форма дисграфии;
|
|
• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией выраженной степени: артикуляционно-фонематическая дисграфия в сочетании с оптической;
• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное моторной формой алалии, осложненной псевдобульбарной дизартрией легкой степени: и т.п.
Затем дается краткое обоснование логопедического заключения. Каждая часть логопедического заключения подтверждается конкретными данными, полученными в ходе логопедического обследования, на основе которых логопед сделал вывод о структуре речевого дефекта и форме речевой аномалии.
Раздел III. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
На основе логопедического заключения и полученных результатов обследования составляется перспективный план коррекционной работы с конкретным ребенком.
Этот план должен учитывать все индивидуальные особенности развития речевых и неречевых функций обследованного ребенка вид и характер его трудностей
Поэтому в перспективный план индивидуальной коррекционной работы необходимо заключать все мероприятие способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом специфики этих расстройств.
Перспективный план индивидуальной коррекционной работы составляется в определенной последовательности и по разделам, указанным в примерной схеме.
Примерная схема перспективного плана
п/п | Направление (вид) коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
Укрепление соматического состояния | Согласование лечения у педиатра, окулиста, лор-врача. | |
Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы | Направление на консультацию к невропатологу, психиатру (психоневрологу), психотерапевту; согласование лечения и других | |
Нормализация зубо-челюстной системы | Направление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечения и других | |
Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации | Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат | |
Развитие произвольной моторики пальцев рук | Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений | |
Развитие моторики речевого аппарата | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их | |
Развитие мимической мускулатуры | Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений | |
Формирование правильного звукопроизношения | Постановка, автоматизация звука «ш», дифференциация звуков «ш» — «с» | |
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа | Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове | |
Развитие и совершенствование лексикограммати- ческой стороны речи | Формирование умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление и уточнение словаря по темам «Времена года», «Транспорт» и т. д., активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов | |
Развитие навыков чтения и письма | Закрепление связей звуков и букв, навыков звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил, совершенствование техники письма и слитного чтения с пониманием прочитанного | |
Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий | Проведение семинаров, консультаций, открытых занятий для учителей, воспитателей, родителей; ведение тетради связей для закрепления полученных знаний с учителем |
|
|
На основе перспективного плана составляется текущий план, индивидуальной коррекционной работы, который конкретизирует и уточняет объем, содержание; и продолжительность коррекционного воздействия. Текущий план составляется на учебный год, четверть (квартал), месяц, неделю с учетом программы обучения дошкольного или школьного учреждения и содержания всех видов коррекционной работы, представленных в перспективном плане индивидуальной коррекции.
Раздел IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
В данном разделе речевой карты логопед отмечает успехи ребенка на всех этапах коррекционной работы с характеристикой существующих у него трудностей. Кроме того, анализируется посещаемость логопедических занятий, регулярность проведения коррекционных мероприятий. Если коррекционное воздействие прерывается, то указывается причина и продолжительность перерывов.