Символика и каноны православного храма

Храм – это здание, где происходит богослужение. В христианском храме прославляется триединый Бог Иисус Христос, открывший и указавший путь верующим в Царство Небесное. Назначение храма – показывать истинное, праведное состояние мира и направлять христиан по пути Христа к достижению спасения каждого отдельно и всего мира в целом. Внешний облик храма, согласно толкованию апостолов, должен выражать две идеи: храм знаменует собой дом Божий (мир как творение Бога) и одновременно храм символизирует корабль, спасающий человечество. «Дом Божий». По православному учению бог создал мир в гармонии и добре, лишь грехопадение человека нарушило гармонию, принесло в мир смерть, зло и хаос. Подвиг Иисуса Христа уничтожил власть смерти над естеством, указал путь к спасению. Тем не менее мир пока неправеден. Церковь –это символ стремления к гармоничному, праведному миру. «Храм – икона преображенного космоса». «Храм понимается как начало, которое должно господствовать в мире... Храм выражает собой не действительность, а чаянье, неосуществленную надежду», «Корабль». В храме должен происходить процесс освобождения человека от греха и его духовное возрождение. Храм олицетворяет «Ноев ковчег, где верующие спасаются от волн житейского моря и стремятся в царствие небесное». Православный храм – это «корабль с высокой мачтой-колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, устремившейся закругленными алтарными апсидами на восток к восходу солнца». Внешний облик храма выражает стремление к гармонии мира; внутреннее пространство символизирует этот гармоничный Божий мир. «Через видимое снаружи горение небо сходит на землю внутрь храма и становится его завершением (свод и лик Пантократора), где все земное покрывается благословляющей рукой Всевышнего». Свод – небо и пол – земля не противопоставляются, а неразрывно сливаются благодаря символике стен. Стены православного храма расписываются ярусами, с последовательным изображением иерархии всех святых и ангелов, связывающих небо и землю. До пола росписи не достигают, оставляя не расписанными панели высотой в рост человека. Это делается так, как по богословскому учению «люди несут в себе образ божий, хотя и замутненный грехом» и являются как бы одушевленными иконами, подобными святым верхних ярусов. Таким образом, интерьер храма олицетворяет весь мир Божий, вселенскую Церковь. Храм объединил в себе тоску по вечности и стремление к утраченному раю. Ритуал освящения церкви символизирует отделение ее от светского пространства и очищение одновременно. Церковный символ – это не «условный знак того, что он изображает, а он таинственно содержит в себе то, что он изображает». Как икона не есть только изображение святого, так и православный храм не есть только дом для молитвы. Вера превращает материальный символ (крест, престол, храм) в реально существующую святыню. Архитекторам следует особо внимательно относиться к церковной символике, не пренебрегая ею, а ища в ней образное решение как всего объема, так и отдельных частей храма. В истории были и будут значительные отступления от устоявшихся традиций и церковных правил. Но решительное отвержение канонов русских православных храмов в конечном итоге оказывалось временным, и последующие поколения возвращались к традиционным схемам. Церковный канон в результате лишь оттачивался и совершенствовался, проводя основные свои идеи сквозь века. По православному канону храм по плану может быть:

• в форме «Корабля» (прямоугольник), символизирующего мысль, что мир есть «житейское море», полное бурь, а Церковь – корабль, на котором можно безопасно переплыть бурное море, достигнуть мирной пристани – царствия небесного; • крестообразной формы, символизирующей крест Христов, через который верующие получили спасение;

• в форме круга, символизируя вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, есть символ вечности;

• в форме «звезды» (восьмиугольника), выражающей мысль, что Церковь подобно Вифлеемской звезде указывает путь верующим ко спасению;

Возможны комбинации вышеназванных форм.

 

 

 

Над храмом возвышаются кресты, венчающие главы в знак прославления подвига Иисуса Христа. Непреложным элементом православных церквей со времен Византии является купол. Он дает чувство безопасности, выражает заступничество, направляемое Божьей милостью, а сферичность его линий – единение всех христиан в Церкви. Форма купола бывает разной в зависимости от местных традиций и времени постройки, начиная от полусферы (характерной для византийских, греческих и сербских церквей), древнерусского шлема и луковичной главы. Последний тип купола, будучи принят в большинстве российских церквей, символизирует образ пламенной молитвы, горение свечи.

Глав может быть:

• одна – в честь одной главы Церкви – Господа Иисуса Христа;

• три (одинаковой высоты) – в честь Святой Троицы;

• пять (одна центральная – выше, а остальные четыре нижние равны между собой) – в честь Христа и четырех евангелистов;

• семь (равных) – в честь семи таинств и семи вселенских соборов;

• девять (три высокие, три средние и три низкие) – в честь ангелов, соответственно числу ангельских ступеней;

• тринадцать (одна высокая и двенадцать низких равных) – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Купола в традиционном храме опираются на столбы. При одноглавом завершении в центре храма четыре столба символизируют четырех евангелистов. В многокупольном храме может быть двенадцать и более столбов.

Церковь бывает одно- и многопридельная, соответственно количеству престолов и алтарей в храме. Приделы делаются потому, что существует запрет совершать на одном престоле более одной литургии в день (в память принесения Иисусом Христом единой на все времена жертвы на Голгофе). Наличие же нескольких престолов в храме позволяет совершать несколько литургий в день, другие службы и требы разной степени торжественности. Каждый престол освящался в честь какого-либо святого или христианского праздника. Если в церкви несколько престолов, то каждый посвящается своему святому, а церковь носит название главного престола.

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть храма и алтарь. Алтарь следует обращать на восток. Путь верующего с запада на восток, от притвора к алтарю символизирует движение от тьмы к свету, от зла к Христу.

Алтарь от средней части отделяет иконостас. В средней части стоят прихожане во время служб. На солее перед алтарем ведут службу церковно- и священнослужители. Притвор как бы предваряет вход в храм. Здесь покупают свечи, заказывают требы, готовятся ко входу в основную часть храма.

Во времена первых христиан в среднюю часть храма допускались только крещеные. Оглашенные (оглашенные проповедью христианской, изучающие Евангелие, желающие принять христианство) допускались лишь в притвор. Со временем этот обычай отмер, так как крестили на Руси во младенчестве, а иностранцев нехристиан, желающих принять крещение, было слишком мало. В алтарь допускаются лишь ведущие службу: церковно- и священнослужители. Для мирянина вход в алтарь закрыт, кроме исключительных случаев (например, ввода мальчиков в алтарь после крещения).

Схема православного храма

 

И теперь трехчастное деление храма (притвор, средняя часть, алтарь) соответствует трехчастному делению.

Деление людей по отношению к Церкви:

• начинающие входить в церковь;

• миряне веры;

• освященное духовенство.

2. Разные ступени духовного состояния человека на пути к спасению:

• начальная ступень: начало исправления;

• средняя ступень: шествие по пути с церковью;

• высшая ступень: единение с богом, спасение.

Алтарь есть священное место, недоступное, но главное и центральное, на него обращены взоры верующих. Алтарь символизирует невидимый мир – мир духовный, тогда как передние части храма – видимый земной мир. Для верующего алтарь, в первую очередь, символизирует рай, царствие небесное.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: