Средняя часть храма

Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности сос­тояла из трех отделений, называющихся нефами; средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный для мужчин, северный для женщин.

При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда "стоящих с верными"), а перед ними верные - мужчины и женщины, каждые в своих отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами. Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы и архиерейский амвон, аналои, иконы, иконостас.

Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение, составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви на­зывали это возвышение - солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один - внутренний, другой - внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй - солея для преподания их верным.

Солея, таким образом, необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расши­ряется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном - "восхождением". Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще про­поведник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ан­гела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиаконы и чтецы при чтении Апостола или паремии не вос­ходят на амвон, а становятся на его ступень. Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

Паникадило. Кроме того, по стенам храма часто прикрепляются стилизованные светильники, играющие вспомогательную роль. Изначально, богослужебный Устав предусматривал в одних случаях возжжение всех светильников, в других – только некоторой части, в третьих – полное погашение почти всех светильников. В настоящее время эти указания Устава соблюдаются не так строго, но, тем не менее, изменение освещения в разные моменты разных служб для присутствующих в храме очевидно.

Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос - место для низших клириков - церковно­служителей. Около клиросов ставятся хоругви.

Хоругвь - управлять, руководить, священное знамя, состоящее из креста, поднятого на высокое древко и укра­шенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего крестного хода - они как бы пролагают ему путь. Хоругви, имея вид воинских знамен, представляют собой победные знамена Церкви Христовой.

Лампада-подсвечник у храмового образа. Неотъемлемой принадлежностью всех частей храма являются также которые зажигаются у большинства икон в храме. Современные храмовые лампады бывают как подвесные, так и напольные (в этом случае они объединены с подсвечниками, на которых верующие возжигают свечи – свою малую жертву Богу).

Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея, Оно называется архиерейским амвоном. Архиерейский амвон наазывается в богослужебных книгах также: "место, где обли­чается архиерей" (Чиновник Болш. Успен. Моск. собора), "облачальное место" (чин. освящ. храма), "уготованное мес­то" (Чин. Литургии св. И.Зл.) "рундук". "На облачальном месте" архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

В средней части храма считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющей собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «I Н Ц I» («Иисус Назорей Царь Иудейский»). Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богослова либо образ Марии Магдалины. Распятие во дни Великого поста выдвигается на середину храма для сугубого напоминания людям о Крестных страданиях Сына Божия, которые Он претерпел ради нас.

Стол с кануном. Кроме того, в средней части храма, обычно у северной стены, ставится стол с – четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством держателей для свечей и небольшим Распятием. Рядом с ним служатся панихиды по усопшим.

Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, кото­рый представляет собой переносный столик с наклонной верхней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся:

1) Евангелие для лобы­зания и поклонения

2) святые иконы в честь угодников Божиих, или воспоминаемых священных событий, т.е. праздничные иконы, также для поклонения и лобызания. Аналои могут устанавли­ваться в различных местах храма, где имеется в этом необ­ходимость.

Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона - это священное изображение лика Господа на­шего Иисуса Христа, Божией Матери, св. апостолов и всех во­обще св. угодников Божиих, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действи­тельных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона - неотъемлемая принадлежность Православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор - Господь Вседержитель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: