Становление республиканского строя

Как уже отмечалось, римская община состояла из граждан и их подзащитных, "подвластных" (клиентов). Они могли принадлежать отдельной семье, могли существовать "толпой" (plebes); все они были политически бесправны и передавали это состояние своим потомкам, так как для них юридически был недопустим законный квиритский (патрицианский) брак.

Происхождение этого класса связано, по-преимуществу, с завоеваниями соседних племен. Часть завоеванного населения не обращалась в рабство; община предоставляла им право пользоваться свободой, так что такие люди становились в положение клиентов общины. Для того, чтобы превратиться в граждан, должно быть постановление общины; для того, чтобы занять положение "гостя" (hostis), необходимо было иметь гражданские права в какой-либо другой общине. Ни тем, ни другим этот класс не располагал: римский правопорядок предоставлял им только обеспеченное законом фактическое пользование свободой при юридически бессрочной неволе.

Такое же положение занимали все, родившиеся в Риме от неравных браков, все отпущенные на волю рабы, чужестранцы, отказавшиеся от своих гражданских прав при переселении в Рим из-за его привлекательности в качестве торгового города.

Постепенно, наряду с подзащитными клиентами, класс неграждан пополнялся жителями общин Латинского союза, которые пользовались правом торговать и приобретать собственность в Риме не по воле царя или какого-либо патриция, а на основании союзного права. К тому же из среды клиентов выделялось все больше лиц, зависимость которых от патрона исчезала со сменой поколений.

Таким образом, наряду с гражданской общиной образовалась вторая римская община; частично из клиентов, частично по иным основанием возникли плебеи (plebs). И если первые находились в подзащитном отношении к гражданам, то вторые, будучи независимы, только не обладали политическими правами. Процесс этот заключал в себе опасность сильного социального напряжения: "по мере того как в свободном поселенце слабело чувство личной зависимости, в нем просыпалось сознание его политического бесправия, и только власть царя, равномерно распространявшаяся на всех, не дозволяла вспыхнуть политической борьбе между полноправной общиной и общиной бесправной". (12)

Однако этот предохранительный механизм был разрушен в результате государственного переворота и две римские общины стали на путь длительной политической борьбы. Поэтому можно согласиться с такой оценкой данного события: "Тираническое правление этрусских царей - как оно предстает в традиции ("rex iniustus" - неправедный царь) - означало подавление аристократии и политическое усиление комиций. Изгнание царей - закономерное явление после реформы [Сервия Туллия] - было одновременно реваншем родовой знати. Только сенаторы (patres) и их потомки (patricii) избирались на высшие должности в государстве, непатриции такого права не имели". (13)

Конституционная реформа, проведенная в середине VI в. до Р.Х. и приписываемая предпоследнему, шестому царю, Сервию Туллию, возложила на плебеев гражданские обязанности, не предоставив им никаких гражданских прав. Неграждане были привлечены к уплате налогов, к несению некоторых трудовых повинностей, а главное - к несению военной службы. Воинская повинность превратилась из личной в имущественную: всякий землевладелец - гражданин или негражданин - обязывались к ней. Только иностранцы, которым не дозволялось приобретать землю в Риме не становились военнообязанными.

Для набора в пехоту город и его окрестности был разделен на четыре призывных округа - трибы (tribus), т.е. части. В этих трибах зародилось некое единство народа, пока, по отношению к воинской службе, ибо призывались по трибам как граждане, так и неграждане.

Помимо прочего, реформа создала несущественный казалось бы механизм, знаменательный политическими последствиями его применения: испрашивание мнения центурий (подразделений легионов) относительно начала наступательной войны.

Сосредоточение всей полноты власти у одного лица, обеспечивая прочность государства, не могло не проявляться в злоупотреблениях, которые были нетерпимы для граждан. Сервиева реформа обеспечила организационную базу (в виде центурий и офицеров из плебеев) для развития другого противоречия в государстве - между гражданами и негражданами и подтолкнула стремление последних к политическому равноправию. Наконец, обезземеливание мелких общинников привело к образованию многочисленного земледельческого пролетариата и к обострению противоречия между бедными и богатыми.

В рамках этих противоречий развивалась история римского государства и концу VI в. до Р.Х., когда разрешилось первое из них: было упразднено монархическое правление, при этом полагают, что именно злоупотребления властью последним царем Тарквинием Гордым послужили мотивом для объединения всех политических тенденций в едином восстании.

Но важно понимать, что упразднение пожизненного главы общины не преследовало целью искажения главной идеи римского государственного права о полноте и нераздельности власти. "Строгое понятие о единстве и полновластии общины во всех общественных делах, служившее центром тяжести для италийских государственных учреждений, сосредоточило в руках одного пожизненно избранного главы такую страшную власть, которая конечно давала себя чувствовать врагам государства, но была не менее тяжела и для граждан....Но в том-то и заключается величие этих римских попыток реформы и революции, что никогда не имелось в виду ограничить права самой общины и лишить ее необходимых органов власти, никогда не было намерения отстаивать против общины так называемые естественные права отдельных лиц, а вся буря возникала из-за формы общинного представительства. Со времен Тарквиниев до времен Гракхов призывным кличем римской партии прогресса было не ограничение государственной власти, а ограничение власти должностных лиц, и при этом никогда не терялось из виду, что народ должен не управлять, а быть управляемым". (14)

Рим превращается из монархии в республику (res publicum - общее дело, общее достояние). Теперь община полноправных граждан становится носителем верховной политической власти, сувереном, самостоятельным владыкой своих судеб. Оскорбление общины квалифицируется как тягчайшее преступление - оскорбление его величества римского народа (crimen laese majestatis). Полновластие гражданской общины выразилось в изменении функций народного собрания, сената и в установлении консульской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: