Учебно-методический комплекс
Челябинск 2010
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Культурологический факультет
Кафедра культурологии и социологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________С. В. Буцык
«____»__________________2010 г.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методический комплекс
для студентов очного и заочного отделения,
обучающихся по специальностям
031401 Культурология; 040201 Социология
Челябинск 2010
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Культурологический факультет
Кафедра культурологии и социологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________С. В. Буцык
«____»__________________2010 г.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
|
|
Учебно-методический комплекс
для студентов очного и заочного отделения,
обучающихся по специальностям
031401 Культурология; 040201 Социология
Челябинск 2010
УДК 316.7 (073)
ББК 60.56 Я73
Т 69
Составитель: Т. В. Иовлева, преподаватель кафедры культурологи и социологии
Рекомендовано на заседании кафедры культурологии и социологии 27 ноября 2010 г., протокол № 4.
Т 69 Теория и методология культуры: учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям 031401 Культурология, 040201 Социология / сост. Т. В. Иовлева; ФГОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2010. – 25 с. - (Учебно-методический комплекс).
В учебно-методическом комплексе дается представление об основных понятиях, законах, принципах, динамике культуры, а также способах и методах ее изучения. В программе отражается содержание дисциплины, приведены вопросы и задания для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену и список рекомендуемой литературы по всем тематическим разделам курса. В разделе «Методическое обеспечение дисциплины» указаны темы семинарских занятий.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ
© Челябинская государственная академия
культуры и искусств, 2010
Содержание
ЧАСТЬ I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА 5
I. Организационно-методический раздел 5
1.1. Цель курса 5
|
|
1.2. Задачи курса 5
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса 5
II. Содержание курса 6
III. Распределение часов курса по темам и видам занятий 11
IV. Учебно-методическое обеспечение курса 12
4.1. Перечень заданий для самостоятельной работы 12
4.2. Вопросы для подготовки к зачету/экзамену по курсу 13
4.3. Список рекомендуемой литературы по курсу 15
4.4. Формы промежуточного и итогового контроля 24
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 25
I. Методические указания для студентов 25
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 26
2.1. Содержание семинарских занятий 26
2.2. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам 30
2.3. Терминологический минимум 32
III. Материально-техническое обеспечение реализация учебной программы по дисциплине 33
Часть I. Рабочая учебная программа дисциплины
I. Организационно-методический раздел
Цель курса
Основной целью изучения курса можно считать получение студентами базовых знаний о морфологии, анатомии и онтологии культуры, проблемах философского и теоретического осмысления культуры в интеллектуальной истории, методологии и методах изучения культуры. В ходе подготовки предполагается освоение терминологии, понятийного аппарата, изучение основных работ отечественных и зарубежных авторов по тематике курса.
Задачи курса
Задачи курса состоят в следующем: накопление знаний в области культурологической интерпретации явлений и феноменов с целью применения их в будущей профессиональной деятельности; знакомство с базовыми понятиями и категориями теории и методологии культуры; понимание многообразия исторических и региональных (локальных) типов, уровней и видов культур; роли культуры в формировании личности; соотношении традиции и новации в культуре; механизмов воспроизводства культурных форм и способов их сохранения
Роль и место курса в структуре подготовки специалиста
Курс «Теория и методология культуры» является важным компонентом подготовки специалиста, ориентирующего его на культурологическое осмысление социокультурных проблем и практик современного общества.
Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины, являются методологической базой при изучении других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника специальности
В результате освоения курса «Теория и методология культуры» специалист должен иметь представление о:
- предмете, основных категориях и понятиях теории и методологии культуры;
- основных закономерностях и принципах функционирования культуры;
|
|
- месте культурологии в современном гуманитарном знании;
- языках культур, роль знаков и символов в культуре;
- генезисе и динамике культуры;
- приемах и процедурах работы с источниками по теории культуры.
По изучению курса «Теория и методология культуры» студент должен уметь:
- свободно ориентироваться в подходах, теориях, школах мировой и отечественной культурологи;
- различать типы культур, типы культурно-исторического наследования и способы трансляции культурной информации;
- свободно ориентироваться в культурологической литературе;
- использовать навыки полученных знаний для анализа современной социокультурной ситуации, прогнозирования, разработки культурных программ.
1.5. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности
Предмет теории культуры; основные категории и понятия теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре; культура и личность; культура и история; культура и цивилизация; единство и многообразие культур; межкультурные коммуникации.
Проблемы философского и теоретического осмысления культуры в интеллектуальной истории; культура как ценность, норма, образ жизни, результат жизнедеятельности, способ смыслополагания, способ коммуникаций. Характеристика направлений, концепций, школ. Современные концепции культуры.
История становления методов культурологии, типов культурологического анализа. Методы изучения культурных форм и процессов. Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры. Семиотический подход к изучению и описанию культуры.
Возможности феноменологии, философской герменевтики, психоанализа в культурологии. Специфика гендерного анализа при изучении культуры. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Роль познавательных “поворотов” в методологии изучения культуры. Интердисциплинарные подходы в культурологических исследованиях. Культурология в системе современного гуманитарного знания.
|
|
II. Содержание дисциплины [1]
Раздел 1.