Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника специальности

Учебно-методический комплекс

Челябинск 2010



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Культурологический факультет

Кафедра культурологии и социологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________С. В. Буцык

«____»__________________2010 г.

 

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс

 

для студентов очного и заочного отделения,

обучающихся по специальностям

031401 Культурология; 040201 Социология

Челябинск 2010



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Культурологический факультет

Кафедра культурологии и социологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________С. В. Буцык

«____»__________________2010 г.

 

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс

для студентов очного и заочного отделения,

обучающихся по специальностям

031401 Культурология; 040201 Социология

Челябинск 2010

УДК 316.7 (073)

ББК 60.56 Я73

Т 69

 

Составитель: Т. В. Иовлева, преподаватель кафедры культурологи и социологии

 

 

Рекомендовано на заседании кафедры культурологии и социологии  27 ноября 2010 г., протокол № 4.

 

 

Т 69 Теория и методология культуры: учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям 031401 Культурология, 040201 Социология / сост. Т. В. Иовлева; ФГОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2010. – 25 с. - (Учебно-методический комплекс).

 

 

В учебно-методическом комплексе дается представление об основных понятиях, законах, принципах, динамике культуры, а также способах и методах ее изучения. В программе отражается содержание дисциплины, приведены вопросы и задания для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену и список рекомендуемой литературы по всем тематическим разделам курса. В разделе «Методическое обеспечение дисциплины» указаны темы семинарских занятий.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

 

 

© Челябинская государственная академия

культуры и искусств, 2010

 

Содержание

 

ЧАСТЬ I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА                        5

I. Организационно-методический раздел                                                   5

1.1. Цель курса                                                                                     5

1.2. Задачи курса                                                                                  5

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса                   5

II. Содержание курса                                                                                    6

III. Распределение часов курса по темам и видам занятий                      11

IV. Учебно-методическое обеспечение курса                                          12

    4.1. Перечень заданий для самостоятельной работы                     12

    4.2. Вопросы для подготовки к зачету/экзамену по курсу            13

     4.3. Список рекомендуемой литературы по курсу                         15

    4.4. Формы промежуточного и итогового контроля                      24   

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА                        25

I. Методические указания для студентов                                                  25

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения        промежуточных и итоговых аттестаций                                                    26

    2.1. Содержание семинарских занятий                                            26

    2.2. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам                                                                                                                  30

    2.3. Терминологический минимум                                                   32                                                                                                              

III. Материально-техническое обеспечение реализация учебной программы по дисциплине                                                                                              33

 



Часть I. Рабочая учебная программа дисциплины

 

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Основной целью изучения курса можно считать получение студентами базовых знаний о морфологии, анатомии и онтологии культуры, проблемах философского и теоретического осмысления культуры в интеллектуальной истории, методологии и методах изучения культуры. В ходе подготовки предполагается освоение терминологии, понятийного аппарата, изучение основных работ отечественных и зарубежных авторов по тематике курса.

 

Задачи курса

Задачи курса состоят в следующем: накопление знаний в области культурологической интерпретации явлений и феноменов с целью применения их в будущей профессиональной деятельности; знакомство с базовыми понятиями и категориями теории и методологии культуры; понимание многообразия исторических и региональных (локальных) типов, уровней и видов культур; роли культуры в формировании личности; соотношении традиции и новации в культуре; механизмов воспроизводства культурных форм и способов их сохранения

 

Роль и место курса в структуре подготовки специалиста

Курс «Теория и методология культуры» является важным компонентом подготовки специалиста, ориентирующего его на культурологическое осмысление социокультурных проблем и практик современного общества.  

Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины, являются методологической базой при изучении других общепрофессиональных и специальных дисциплин.

 

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника специальности

В результате освоения курса «Теория и методология культуры» специалист должен иметь представление о:

- предмете, основных категориях и понятиях теории и методологии культуры;

- основных закономерностях и принципах функционирования культуры;

- месте культурологии в современном гуманитарном знании;

- языках культур, роль знаков и символов в культуре;

- генезисе и динамике культуры;

- приемах и процедурах работы с источниками по теории культуры.

По изучению курса «Теория и методология культуры» студент должен уметь:

- свободно ориентироваться в подходах, теориях, школах мировой и отечественной культурологи;

- различать типы культур, типы культурно-исторического наследования и способы трансляции культурной информации;

- свободно ориентироваться в культурологической литературе;

- использовать навыки полученных знаний для анализа современной социокультурной ситуации, прогнозирования, разработки культурных программ.

 

    1.5. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности

    Предмет теории культуры; основные категории и понятия теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре; культура и личность; культура и история; культура и цивилизация; единство и многообразие культур; межкультурные коммуникации.

Проблемы философского и теоретического осмысления культуры в интеллектуальной истории; культура как ценность, норма, образ жизни, результат жизнедеятельности, способ смыслополагания, способ коммуникаций. Характеристика направлений, концепций, школ. Современные концепции культуры.

История становления методов культурологии, типов культурологического анализа. Методы изучения культурных форм и процессов. Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. 

Возможности феноменологии, философской герменевтики, психоанализа в культурологии. Специфика гендерного анализа при изучении культуры. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Роль познавательных “поворотов” в методологии изучения культуры. Интердисциплинарные подходы в культурологических исследованиях. Культурология в системе современного гуманитарного знания.

II. Содержание дисциплины [1]

Раздел 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: