1. Процессы межкультурного взаимодействия: интеграция, ассимиляция, аккультурация и ее основные стратегии, транскультурация, геноцид, сегрегация, шовинизм.
2. Стереотипы межкультурной коммуникации.
3. Межкультурные конфликты и пути их разрешения.
Рекомендуемая литература
1. Быть русским [Текст]: коллективная монография / Мос. Гос. ун-т культуры и искусств; ред.-сост. д. филос. н., проф. А. Я. Флиер. – М.: МГУКИ, 2005. – 164 с.
2. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации [Текст]: учеб. / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; под ред. А. П. Садохина. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 352 с.
3. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире [Текст]: исслед. подходы и интерпретации / Под. Ред. Г. И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 188 с.
4. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура [Текст]: учебн. пособие / Т. Н. Персикова. – М.: Логос, 2002. – 224 с.
5. Тер-Минасова, С. Г. Язык и международная коммуникация [Текст]: учебн. пособие. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2000. – 624 с.
Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
1. Для очного и заочного отделения
| Наименование тем | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля |
| Предмет культурологического знания | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Структура культурологии | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Культурология и ее междисциплинарные связи | Чтение книг из списка литера-туры. | Анализ литературы. |
| Понятие «культура» | Заполнение таблицы; подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Проверка заполненной таблицы; выполнения задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Категории культурологии | Чтение книг из списка литера-туры. | Анализ литературы. |
| Функции культуры | Чтение книг из списка литера-туры. | Анализ литературы. |
| Человек и культура | Подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Выполнение задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Культура и природа | Работа с текстом первоисточника; чтение книг из списка литературы. | Проверка письменной работа; анализ литературы. |
| Культура и общество. Культура и цивилизация. | Работа с текстом первоисточника; чтение книг из списка литературы. | Проверка письменной работа; анализ литературы. |
| Культура и общественный прогресс | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Семиотика культуры | Письменная работа; чтение книг из списка литера-туры. | Проверка письменной работы; анализ литературы. |
| Культурная картина мира | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Культурные ценности и нормы | Подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Выполнения задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Структура культурного пространства | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Духовная и материальная культура | Подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Выполнения задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Социальная культура | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Технологическая культура | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Культурогенез | Подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Выполнения задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Классификация динамических процессов | Письменная работа; чтение книг из списка литера-туры. | Проверка письменной работы; анализ литературы. |
| Механизмы культурной динамики | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Типологическая характеристика культуры | Подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Выполнения задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Культура, субкультура и конткультура | Подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Выполнения задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Массовая и немассовая культуры | Подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Выполнения задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Межкультурная коммуникация и диалог культур | Подготовка к семинарскому занятию; чтение книг из списка литературы. | Выполнения задания на семинарском занятии; анализ литературы. |
| Методология научного познания | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Эволюционизм | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Цивилизационизм | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Диффузионизм | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Методология структурно-функционального анализа культуры | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Структурализм | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Интерпретация культуры в контексте постмодернизма | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Основные черты современной мировой культуры | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Модели культурной универсализации | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
| Культура и процессы глобализации | Чтение книг из списка литературы. | Анализ литературы. |
Задания для самостоятельной работы
Тема № 8. Культура и природа
Для углубления знаний по данной теме студентам предлагается прочитать работу Л. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» и ответить на вопросы:
1. В чем заключается метод сравнительной географии?
2. Каково влияние условий и среды на человека и общество: астрономической, физико-географической среды, растительного и животного мира.
3. Почему одни расы Мечников называл «отверженными», а другие «избранными»?
4. С чем была связана неудовлетворенность выработанными антропологическими и этнологическими классификациями?
5. В чем заключается разница влияния на развитие человека и общества расы и среды?
6. Какова гипотеза Мечникова о зарождении цивилизации?
7. Как Мечников охарактеризует роль среды в формировании цивилизаций?
8. Какая именно среда, по мнению Мечникова, является определяющей в формировании цивилизаций?






