Силы и средства, формы и методы, используемые в работе по созданию здоровой обстановки в воинских коллективах

Тема № 6.   Психологическая работа.    

Занятие № 4. Психологическая работа по формированию здоровой обстановки в воинских коллективах.

Учебная цель:

- ознакомиться с силами и средствами, формами и методами, используемыми в работе по созданию здоровой обстановки в воинских коллективах;

- рассмотреть каким образом формируется общественное мнение, поддерживается положительный настрой.              

Воспитательная цель:

-  воспитание у студентов (будущих офицеров по воспитательной работе) ответственности за проведение психологической работы среди подчиненных.

Время: 2 часа.    

Место: Учебный класс.       

Метод: Лекция.    

Литература и пособия:

1. Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Н.И. Резник, – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г. – 344 с.

2. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. Методическое пособие / Н.И. Резник. – М.: «Телисс», 2002 г. – 94 с.

3. Маклаков А.Г. Военная психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007 г. – 464 с.

4. Ракурс. Теория. Практика. Информация. Сборник методических рекомендаций по сплочению воинских коллективов. Выпуск №3 / Н.И. Резник. – М.: ГУВР ВС РФ, 2004 г. – 88 с.

Материальное обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер.

Учебные вопросы:

Силы и средства, формы и методы, используемые в работе по созданию здоровой обстановки в воинских коллективах. 

Формирование общественного мнения. Поддержание положительного настроя. Развитие доброжелательных взаимоотношений, товарищества и дружбы.

Организационно-методические указания:

При подготовке к занятию изучить рекомендуемую литературу, частную методику, методическую разработку, составить план проведения занятия и утвердить его у непосредственного начальника.

Дать задание учебному мастеру на подготовку материального обеспечения, осуществить контроль.

Все вопросы осветить методом рассказа. При объяснении материала использовать слайды. Основные термины и определения дать под запись. 

Опросом проверить усвоение материала. Изучение вопроса закончить рассмотрением практических примеров.

Организация занятия:

Вводная часть:

Проверить наличие обучаемых по учебному журналу и готовность к занятию. Устранить выявленные недостатки. Во вступительном слове обратить внимание студентов на то, что они продолжают изучать дисциплину – воспитательная работа в ВС РФ. Напомнить, что изучали на предыдущих занятиях: индивидуально-психологическое изучение военнослужащих, задачи изучения дисциплины и чего должны достичь студенты в результате изучения курса, что должны знать и уметь.

На изучение данной темы отводится 30 часов.

Объявить тему занятия и учебно-воспитательные цели, время на изучение данной темы, порядок ее изучения.

Основная часть:

Объявить наименование первого учебного вопроса и дать его под запись.

                                                               

1 учебный вопрос.

Силы и средства, формы и методы, используемые в работе по созданию здоровой обстановки в воинских коллективах

Как известно, полноценное руководство воинским коллективом (подразделением) не ограничивается собственно организаторской деятельностью офицера. Оно еще включает и регулирование внутренних (социально-психологических) процессов, предупреждение и разрешение деструктивных конфликтов, решение ряда других психологических проблем. Все это - своего рода "внутреннее руководство". Оно заключается в воздействии на основные элементы коллективной психологии (взаимоотношения, коллективное мнение, традиции и др.) и выступает важным фактором, обеспечивающим нормальное функционирование и развитие психологии коллектива.

Известно, что способы (приемы и средства) управления социально-психологическими явлениями коллективов отличаются от тех, которые широко используются в организации групповой деятельности. Здесь, например, ограничены возможности приказного воздействия, прямого требования, запрета. Тем не менее, внутреннее управление возможно и необходимо. Если от этого устраняется руководитель, то оно переходит к кому-то из других членов группы, который, занимая место лидера в структуре психологии группы, может при этом преследовать не всегда благородные цели.

По мнению отечественных военных психологов, управление психологией коллектива (группы) может осуществляться тремя способами. Прежде всего управляющий эффект достигается тем, что руководитель стремиться выявить и использовать благоприятные психологические факторы. Например, в своей деятельности он может опираться на поддерживающее или совпадающее с его требованиями коллективное мнение, давать возможность здоровым элементам коллективного настроения проявить себя в действии. В результате, не только обеспечивается необходимая поддержка руководителя, но и эволюционирует сама коллективная психология. Игнорирование же упомянутых и других факторов может привести к тому, что психологические механизмы внутриколлективной жизни слабеют или изменяют свою содержательную направленность. Следовательно, первый способ управления психологией коллектива заключается в том, чтобы создать условия, при которых реализуется положительная составляющая ее содержания. При этом первостепенным условием является доверие членам коллектива, поручение его активу решения задач, регулирующих внутриколлективную деятельность, внимательное отношение к проявлениям инициативы и т.д.

Вторым способом управления психологическими явлениями воинского коллектива выступает корректировка групповых установок и позиций, налаживание и укрепление взаимоотношений между его членами и микрогруппами, облагораживание традиций, подъем настроения и др. Эти задачи вполне разрешимы, если учитываются закономерности, свойственные внутриколлективным процессам. Например, динамика коллективного мнения по конкретному вопросу поддается корректировке, если руководитель открыто не навязывает подчиненным свою волю, а дает им возможность совместно разобраться в существе дела, сформулировать и высказать свой взгляд, ознакомиться с позициями сослуживцев, уточнить свое восприятие проблемы и благодаря этому сформулировать взаимоприемлемое решение.

Не исключается и более приемлемый для военного руководителя третий способ управления социально-психологическими явлениями коллективов. Его суть заключается в том, что основные идеи исходят именно от него, а затем разъясняются и внедряются в сознание подчиненных. Однако следует учитывать, что этот подход малоэффективен, если командир (начальник) не пользуется авторитетом, а требующая решения проблема не терпит отлагательства. В то же время, этот способ предпочтителен в том случае, если офицер недостаточно знает подчиненный коллектив, или психология организованной группы находится не выше среднего уровня своего развития.

Вместе с тем следует иметь в виду, что предложенными способами управления не ограничиваются психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности офицера. В их перечень входит еще немало социально-психологических явлений, требующих активного участия командира (начальника). К их числу, прежде всего, относятся проблемы, вызванные национальными и некоторыми другими особенностями военнослужащих.

Следует иметь в виду, что на отношение каждого воина к своей роли в воинском коллективе существенно влияет весь его доармейский жизненный путь, который он прошел не только в социальной, но и в соответствующей национальной среде. Национальное окружение, как хранитель культуры, традиций и обычаев, играет при этом заметную роль. Но только в том случае, если оно в ходе взаимодействия с ним офицера воспринимается и осмысливается как свое собственное, востребованное. Если же связи с таким окружением отвергаются, то он просто не будет носителем национального. Вот почему командиру (начальнику) важно обязательно выяснить истинное отношение военнослужащего к национальному, этническому, религиозному и другим неординарным психологическим феноменам.

Данная многогранная задача требует творческого подхода в поиске и реализации эффективного ее решения. В числе апробированных средств организации жизнедеятельности многонационального воинского коллектива подразделения военными психологами рекомендуются следующие средства:

- раскрытие целей ратного труда, перспектив развития воинского коллектива, который способен обеспечить более эффективное совершенствование макрохарактеристик конкретного военнослужащего как индивида, личности, индивидуальности, субъекта военно-профессиональной деятельности, отражающих всего его стороны как целостного феномена;

- реализацию принципа ответственной зависимости в подразделении, который предполагает создание таких условий, когда социальные роли военнослужащими исполняются в соответствии с формальным статусом и вознаграждаются в зависимости с вкладом в достижение общего военно-социального ценностного результата;

- расширение сферы общения военнослужащих коллектива, обеспечивающее недопущение их замыкания в изолированных микрогруппах, которые формируются по национальному (религиозному, образовательному и др.) принципу и усиливают развитие группового эгоизма, издевательств и других различных отступлений от юридических, моральных и нравственных норм;

- обеспечение эмоционального единства личного состава подразделения посредством последовательного внедрения в жизнедеятельность коллектива воинских ритуалов, переходящих в социально-ценностные традиции, настроения, коллективное мнение;

- организацию военно-профессиональной деятельности в соответствии с требованиями законов, воинских (корабельных) уставов, инструкций и наставлений, что позволит военнослужащим любой национальности, этнической группы, вероисповедания или иной принадлежности реализовать свой личностный потенциал с максимальной пользой для военной службы.

Рассмотренные способы и средства предполагают активное участие в их реализации офицера. В то же время деятельность подчиненных не всегда может контролироваться командиром. Следовательно, актуализируется задача специальной психологической подготовки военнослужащих к самостоятельной эффективной совместной деятельности. Эта задача решается посредством проведения социально-психологического тренинга.

2 учебный вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: