double arrow

КТД «Моя семья» (пример методической разработки)


Задания 3. Познакомившись с методическим материалом, разработайте КТД (вид и возраст участников по выбору студента).

 

Методика коллективной творческой деятельности является частью «коммунарской методики» И.П. Иванова, разработанной им в 1957 г. в Доме пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда и впоследствии развитой в ряде научных работ. Эта методика стала одной из самых распространенных форм организации совместной деятельности взрослых и детей. Идея КТД проста: дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе.

Этапы подготовки и проведения КТД

Структура каждого коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества:

1. Предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? Кому быть организатором?)




2. Коллективное планирование. Планирование начинается в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы.

3. Коллективная подготовка. Создается совет дела, в который входят представители микрогруппы. Совет дела действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Каждый участник коллектива получает задание.

4. Проведение коллективно-творческого мероприятия. Мероприятие состоит из разбивки, хода, награждения.

5. Коллективное подведение итогов. Происходит на общем сборе, которому может предшествовать первичный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы, задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6. Ближайшее последствие КТД. На этой стадии воспитатели выстраивают дальнейшие перспективы развития и использования КТД.

Алгоритм КТД

  1. Введение в игру: вступительное слово вожатого, творческая заставка, игровая установка, стимулирование деятельности.
  2. Разбивка отряда на микрогруппы:

- по геометрическим фигурам;

- по цветовой гамме;

- по разрезанным изображениям;

- по предметам

- по условным обозначениям (звери, цветы, виды транспорта и т.д.)

- по симпатиям, используя вопросы;

- по ролям (кто бы мог исполнить роль снегурочки?)

- с помощью объединения по общему признаку (по именам, знакам Зодиака, по временам года или месяцам)



- по внешним признакам

  1. Определение заданий для каждой микрогруппы

Задания должны:

- быть интересными, современными, доступными;

- соответствовать возрастным возможностям детей;

- выражать основную идею КТД;

- развивать потенциал детей;

- усложняться от одного к другому КТД;

- быть изложены в простой и обязательно письменной форме;

- быть красочно оформленными.

  1. Выполнение заданий микрогруппами: необходимо помочь детям в восприятии задания, обратить внимание на каждого ребенка, его заинтересованность и возможности в выполнении задания, выделить лидеров в различных видах деятельности (творческой, коммуникативной, организаторской).
  2. Демонстрация задания: вожатый – ведущий поддерживает общее настроение, позитивную реакцию детей на выступление микрогрупп, помогает правильно расположиться на импровизированной сцене.
  3. Подведение итогов: любое КТД предполагает соревнование. Нужно подготовить общее табло результативности, знаки отличия, символические баллы, оценки каждой группы или ребенка.
  4. Награждение: медали, почетные дипломы, оформленные воздушные шарики, поделки из природного материала, лавровые венки из трав.
  5. Анализ можно начать с простого разбора о том, что «хорошо и плохо», затем выделить лучших организаторов и похвалить лучшую группу за сплоченность и дружбу, предоставить возможность детям высказать свое собственное мнение.

Виды КТД

1. КТД на знакомство



2. КТД на творчество

3. КТД на лидерство

4. Спортивное КТД

5. Интеллектуальное КТД

6. КТД на коммуникативные способности

Стадии организации КТД:

 

  1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы.
  2. Планирование. Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные «задачи на размышление» и т. д.
  3. Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах.
  4. Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы, проделанной при его подготовке.
  5. Подведение итогов. На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.
  6. Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

 

КТД «Моя семья» (пример методической разработки)

 

Цель: сплочение коллектива, обучение взаимодействию в обществе.

Задачи: познакомить, максимально раскрепостить детей, выявить творческие способности.

Возраст: средний, старший.

Реализация мероприятия: отряд делится на команды-семьи (в каждой «семье» по шесть человек: бабушка-дедушка, мама-папа, внук-внучка), если отряд невозможно разделить на равные группы, вводите новых персонажей или же организуйте детское жюри.
1 задание – каждая семья придумывает себе фамилию, легенду и проводит пресс-конференцию
2 задание – конкурс бабушек. Каждая «бабушка» должна узнать членов своей семьи а) по рукам на ощупь с завязанными глазами, б) по голосу (игра «Птичка, пискни») и др.
3 задание – конкурс дедушек. «Дедушка» садится лицом к семье. Ведущий держит над его головой (так, чтобы участник не видел) табличку с указанием места (БАНЯ, РОДДОМ, МАГАЗИН и др.). Семья задает «дедушке» вопросы типа «Как часто вы туда ходите?», «Вы берете туда с собой кошелек?» и др. «Дедушка», не зная, что написано на табличке, пытается «вспомнить», где он был вчера. Побеждает тот, кто отгадает.
4 задание – конкурс пап и мам (коммуникативная игра «Голубая корова»). «Мама» жестами изображает текст записки из роддома, «папа» должен правильно ее понять.
Варианты текстов: «Милый! У нас родилась тройня! Мальчик и две девочки. Вернее, не две девочки, а одна с двумя головами. Они сиамские близнецы. Ждем – не дождемся, когда ты заберешь нас домой»; «Дорогой! У нас родилась очень жизнерадостная девочка! Она так похожа на тебя, что даже родинка между пальцами левой ноги как у тебя. Крепко целую тебя»; «Любимый! Я рада, что у нас теперь есть два прелестных мальчугана. Один похож на твою бабушку, а второй… в общем. Он негритенок. Но мы же все равно будем его любить?».
5 задание – конкурс внуков и внучек. Разнообразные варианты: сказать на сленге фразу («Родители дома, встреча отменяется», «мой друг поругался с отцом» и т.д.); загадывают любую букву, ведущий задает участникам вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? и др. Он может указать на любого играющего, и тот должен ответить на его вопрос словом, начинающимся на заданную букву.

Подведение итогов: вручение номинация:







Самая дружная семья,

Самая веселая

Самая оригинальная

Самая симпатичная и т.д.

 







Сейчас читают про: