Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Понятие, цель, задачи бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обоб­щения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви­жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 

Цель бухгалтерского учета:

· обеспечивать определение состава имущества и задолженности;

· контролировать выполнение плана развития предприятия, выделять в учете и в отчетности при­рост продукции за счет повышения производительности труда;

· отражать и своевременно контролировать затраты, связанные с производством и реализацией продукции;

· своевременно предупреждать негативные явления;

· контролировать соблюдение законов и нормативов;

· обеспечивать всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц финансовой отчетностью организации.

 

Основные задачи бухгалтерского учета:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имуще­ственном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руко­водителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и др.;

2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтер­ской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осу­ществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движени­ем имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

Виды учетных измерителей, их характеристика.

Хозяйственный учет включает три отдельных вида учета:

1. · Оперативный (сотовый)

2. · Статистический (общество)

3. · Бухгалтерский (деньги, финансы)

Согласно этим видам учета стало возможным использование одних и тех же измерителей:

1) Натуральных (литры, тонны)

2) Трудовых (человек/час)

3) Денежных (рубль)

Натуральные измерители раскрывают количественную характеристику однородного объекта учета, представляемого в учете, и служат для получения информации в указанных единицах в зависимости от его особенности. Натуральным измерителям присущ количественный учет товароматериальных ценностей. Учет в натуральных измерителях определяет содержание количественного учета.

Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени. Единицей их измерения служат минуты, часы, дни и т. д. С их помощью контролируются нормы выработки, производительность труда, начисление заработной платы.

Обобщающим показателем, позволяющим объединить разнородные объекты учета и выразить их в одном измерении, служит денежный (стоимостной) измеритель. Денежная единица позволяет исчислять индивидуальные издержки предприятия на изготовление конкретных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг, связанные с использованием материальных и трудовых ресурсов.

 

Виды хозяйственного учета, их характеристика, взаимосвязь.

Оперативный учет представляет собой систему текущего на­блюдения и контроля за отдельными фактами, хозяйственными опе­рациями и процессами с целью управления ими при их совершении. Отличительной чертой его является быстрота получения и исполь­зования данных для управления. В системе оперативного учета формируются в основном показа­тели технологического процесса, используемые для текущего конт­роля на отдельных его стадиях.

Статистический учет (статистика) представляет собой си­стему изучения процессов развития национальной экономики и общественной жизни, характеризующуюся специальными метода­ми и приемами. Являясь составной частью хозяйственного учета, статистический учет формирует количественные показатели эко­номических процессов в единстве с их качественным содержани­ем. Для получения сведений в статистическом учете используются данные оперативного и бухгалтерского учета, а также данные, определенные специальными, присущими только ему приемами и способами

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. В бухгалтерском учете должно быть обеспечено идентификационное отражение всех хозяйственных операций, фактов и явлений, позволяющее получить полную характеристику результатов деятельности организаций. При этом каждая бухгалтерская запись (отражение хозяйственной операции в учете) должна быть подтверждена документом. Бухгалтерский учет формирует сводные показатели хозяйствен­ной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые исполь­зуются внутренними и внешними пользователями для обоснования и принятия управленческих решений.

Формирование полной и объективной информации обеспечива­ется благодаря функционированию трех видов хозяйственного уче­та. Каждому из них отведена определенная роль в этом процессе и выполнить ее они могут только во взаимодействии друг с другом, так как показатели одного вида учета отражают лишь его отдель­ные стороны и могут быть использованы другими и наоборот. Такое взаимодействие обусловливает единство системы хозяйствен­ного учета.

 

Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

1. ФЗ «О бухучете».

2. Положение по осуществлению бухучета.

3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.

4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

· Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.

· Основание адекватных стандартов.

· Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.

· Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).

· Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».

2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету.

3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.

4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: