Понятие, цель, задачи бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Цель бухгалтерского учета:
· обеспечивать определение состава имущества и задолженности;
· контролировать выполнение плана развития предприятия, выделять в учете и в отчетности прирост продукции за счет повышения производительности труда;
· отражать и своевременно контролировать затраты, связанные с производством и реализацией продукции;
· своевременно предупреждать негативные явления;
· контролировать соблюдение законов и нормативов;
· обеспечивать всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц финансовой отчетностью организации.
Основные задачи бухгалтерского учета:
1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и др.;
|
|
2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Виды учетных измерителей, их характеристика.
Хозяйственный учет включает три отдельных вида учета:
1. · Оперативный (сотовый)
2. · Статистический (общество)
3. · Бухгалтерский (деньги, финансы)
Согласно этим видам учета стало возможным использование одних и тех же измерителей:
1) Натуральных (литры, тонны)
2) Трудовых (человек/час)
3) Денежных (рубль)
Натуральные измерители раскрывают количественную характеристику однородного объекта учета, представляемого в учете, и служат для получения информации в указанных единицах в зависимости от его особенности. Натуральным измерителям присущ количественный учет товароматериальных ценностей. Учет в натуральных измерителях определяет содержание количественного учета.
|
|
Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени. Единицей их измерения служат минуты, часы, дни и т. д. С их помощью контролируются нормы выработки, производительность труда, начисление заработной платы.
Обобщающим показателем, позволяющим объединить разнородные объекты учета и выразить их в одном измерении, служит денежный (стоимостной) измеритель. Денежная единица позволяет исчислять индивидуальные издержки предприятия на изготовление конкретных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг, связанные с использованием материальных и трудовых ресурсов.
Виды хозяйственного учета, их характеристика, взаимосвязь.
Оперативный учет представляет собой систему текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами, хозяйственными операциями и процессами с целью управления ими при их совершении. Отличительной чертой его является быстрота получения и использования данных для управления. В системе оперативного учета формируются в основном показатели технологического процесса, используемые для текущего контроля на отдельных его стадиях.
Статистический учет (статистика) представляет собой систему изучения процессов развития национальной экономики и общественной жизни, характеризующуюся специальными методами и приемами. Являясь составной частью хозяйственного учета, статистический учет формирует количественные показатели экономических процессов в единстве с их качественным содержанием. Для получения сведений в статистическом учете используются данные оперативного и бухгалтерского учета, а также данные, определенные специальными, присущими только ему приемами и способами
Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. В бухгалтерском учете должно быть обеспечено идентификационное отражение всех хозяйственных операций, фактов и явлений, позволяющее получить полную характеристику результатов деятельности организаций. При этом каждая бухгалтерская запись (отражение хозяйственной операции в учете) должна быть подтверждена документом. Бухгалтерский учет формирует сводные показатели хозяйственной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые используются внутренними и внешними пользователями для обоснования и принятия управленческих решений.
Формирование полной и объективной информации обеспечивается благодаря функционированию трех видов хозяйственного учета. Каждому из них отведена определенная роль в этом процессе и выполнить ее они могут только во взаимодействии друг с другом, так как показатели одного вида учета отражают лишь его отдельные стороны и могут быть использованы другими и наоборот. Такое взаимодействие обусловливает единство системы хозяйственного учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.
Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:
1. ФЗ «О бухучете».
2. Положение по осуществлению бухучета.
3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.
Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:
· Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
· Основание адекватных стандартов.
|
|
· Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
· Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
· Приведение законов в соответствии с нормами.
Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету.
3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя.