Культура СССР в 1945 – 1953 гг

 

Послевоенная культура развивалась в СССР под воздействием «демократического импульса войны». Война изменила общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в Советском Союзе в 30-е годы. Особые условия войны заставляли людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность. Война проломила тот железный занавес, которым страна была отгорожена от остального, «враждебного» ей мира. Война побудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной армии, создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

Однако с лета 1946 г. в СССР развернулось широкое наступление на отечественную культуру. С лета 1946 г.в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру, начинается кампания борьбы с «мелкобуржуазным индивидуализмом» и «заграничным влиянием». По существу речь шла о восстановлении партийно-политического контроля над интеллигенцией. Руководство этой кампанией осуществлял А.А. Жданов. Но и после его смерти кампания продолжилась до 1953 г. 1 августа 1946 г. было принято решение об издании нового журнала «Партийная жизнь», призванного осуществлять идеологический контроль за интеллигенцией.

14 августа 1946 г. были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград» (выговор) и «Звезда» (закрыт), за проведение идеологии, чуждой духу партии, а точнее – за публикацию сочинений Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Ахматова была названа «взбесившейся барынькой», а Зощенко – «пошляком».

Первым секретарём Союза писателей был назначен Фадеев, которому поручалось навести порядок в этой организации.

4 сентября 1946 г. вышло постановление ЦК партии о «безыдейных» фильмах, и начинается борьба с фильмами «Большая жизнь» (режиссёр Л.Луков), «Адмирал Нахимов» (режиссёр В.И. Пудовкин), и второй серией «Ивана Грозного» (режиссёр С.М. Эйзенштейн). 26 августа в постановлении ЦК ВКП(б) подвергся критике репертуар театров (снимаются с постановки пьесы зарубежных авторов). Одним из главных инициаторов этой борьбы стал еженедельник «Культурная жизнь».

В конце 1947 г. жёсткой идеологической критике подверглись советские композиторы. Поводом послужило исполнение в декабре 1947 г. трёх произведений, заказанных к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, «Поэмы» А.И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В.И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП (б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где критике подвергся В.И. Мурадели за пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности». Критиковались и другие композиторы- «формалисты» - С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский и др. Кампания велась в течение 1948 г. и вылилась в массовые исключения из союза композиторов и других творческих ассоциаций.

С конца 1948 г. начинается преследование «безродных космополитов». Слову «космополит» (в переводе с греческого – гражданин мира) было придано значение «непатриот». Первой «антикосмополитической» мерой стал запрет на контакты и вступление в брак советских граждан с иностранцами. Критика космополитизма приобрела откровенно антисемитский характер. Были запрещены культурные и общественные еврейские организации, закрыты периодические издания. В 1948 г. несколько сотен человек – представителей еврейской интеллигенции арестованы, а некоторые (Фефер, Перец, Маркиш, Бергельсон, Квитко) расстреляны в 1952 г. Лидер созданного в годы войны Еврейского антифашистского комитета артист С.М. Михоэлс был убит агентами Министерства Государственной безопасности, а убийство было замаскировано под автокатастрофу.. В январе 1953 г. был «раскрыт» «заговор убийц в белых халатах» (врачей еврейского происхождения, работавших в кремлёвской больнице – академики Василенко и Виноградов, Раппопорт, Вовси и др., «виновных» в смерти А.А. Жданова в 1948 г. и будто бы пытавшихся умертвить других видных государственных деятелей).

 

Культура

Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. Они проходили на государственной даче под Москвой, в Доме Приемов на Ленинских горах и в Кремле. Встречи носили «отеческий» характер: «отцы народа» хвалили и журили своих способных, но порой нерадивых «детей», иногда забывающих, что литература и искусство должны быть идейно выдержанными. Характер идеологических указаний по форме во многом отличался от жесткого идеологического давления на творческую интеллигенцию в сталинский период. По сути, они преследовали ту же цель: полностью подчинить интеллигенцию партийному влиянию. Культурное развитие общества после смерти Сталина, с легкой руки писателя И.Г. Эренбурга, называют периодом «оттепели».

Резким диссонансом возникшим надеждам прозвучало в мае 1956 г. самоубийство первого секретаря Союза писателей СССР А.А.Фадеева. В предсмертном письме в ЦК КПСС он осудил «самодовольство нуворишей от великого ленинского учения», которые низвели деятелей культуры «до положения мальчишек», называя партийностью идеологическое запугивание. Примером такого запугивания в конце 1950-х гг. стала кампания против поэта Б.Л.Пастернака, которому в октябре 1958 г. была присуждена Нобелевская премия за опубликованный в Италии годом ранее роман «Доктор Живаго». Роман был назван «политическим пасквилем», а его автор «внутренним эмигрантом» и «предателем». В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущев также осудил «очернителей», а заодно и «лакировщиков» советской действительности. Тем не менее, в 1962 г., по настоянию Н.С.Хрущева, Президиум ЦК КПСС разрешил опубликовать повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой содержались сведения о режиме и порядках в советских концлагерях, считавшиеся тогда секретными.

Культура СССР в 1964--1985 гг.
 
В культуре еще сохранялось какое-то время вольнодумство хрущёвской эпохи (был опубликован роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), но постепенно оно придавливалось властями. Вновь набрало силу искажение истины в угоду властям. Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались будни советской экономики, когда возникающие проблемы решаются мудрым партийным руководством. Был объявлен крупным писателем Брежнев, за которого были написаны его мемуары. Те, кто не был членом Союза писателей, почти не могли издаваться.
И все же литература продолжала развиваться. В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, B. И. Белов, В. П. Астафьев талантливо и правдиво описывали жизнь советской деревни, страдающей от чиновничьего диктата и нарастающей бездуховности. По возможности доносили до читателей правду о войне В. В. Быков, Б. Л. Васильев, В. Л. Кондратьев. Традиции классической русской поэзии продолжал развивать в своей поэзии И. Бродский. Окрепло движение поэтов-бардов (Окуджава, Высоцкий, Визбор), воспевавших общечеловеческие ценности — дружбу, любовь, верность, милосердие, а не советский строй, а А. Галич едко высмеивал его пороки. Достиг расцвета кинематограф (комедии Э. Рязанова и Л. Гайдая, философские картины А. Тарковского, детские фильмы), театр (режиссеры Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос, Ю. П. Любимов). Но многим деятелям искусства пришлось уехать за рубеж (Тарковский, Любимов, Бродский, Галич, Солженицын и др.).
В 1975 г. было введено обязательное 8-летнее образование. Слабой была специализация в школе, зарплата учителей — низкой. Попытки обучить школьников производственным профессиям имели малый успех. Но в целом уровень образования, как высшего, так и среднего, был высоким по мировым стандартам.

 

44. Социально экономическое и политическое развитие Российской Федерации в 90-е гг. XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: