Значимость празднования 550-летия Казахского ханства для формирования нового общественного самосознания

Духовное развитие

        

    В современном мировом пространстве в качестве одного из показателей конкурентоспособности государства рассматривается уровень образования, так как страны конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования. Высшая школа Казахстана прошла сложный путь реформирования в 90-е годы прошлого века и период становления современной модели образования в начале 200-х годов. В современных условиях само понятие образования трансформируется и расширяется. Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Высокие требования, предъявляемые к высшим учебным заведениям страны привели к сокращению числа вузов со 170 в 2000\2001 учебном году до 143 в 2008\2009 учебном году при увеличении численности студентов с 440 715 до 633 814 человек. Среднее специальное образование в 293 колледжах в 2000\2001 году получили 468189 человек. В настоящее время в 471 колледжах обучается 504742 учащихся.

       Происходит международная интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов. С января 2009 года начата разработка национального проекта «Интеллектуальная нация – 2020», который рассматривается как один из приоритетов на пути повышения конкурентоспособности нации.

    В Казахстане осуществляется государственная программа развития науки на 2007-2012 гг. Основными приоритетными научными направлениями в 2009 году определены: нанотехнологии и новые материалы; биотехнологии; технологии для углеродного и горнометаллургического секторов и связанных с ними сервисных отраслей; ядерные технологии и технологии возобновляемой энергии; информационные и космические технологии. Планируется до 2015 года довести увеличение средств, выделяемых на научные исследования, до 2,5% от ВВП.

 

Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения народа Великой степи

Мероприятия первых лет независимости, направленные на ликвидацию «белых пятен» национальной истории. 1997 год – год национального единства и памяти жертв массовых политических репрессий. 1998 год - год национальной истории.

Стратегическое видение национальной истории в работе Н.А. Назарбаева «В потоке истории». Новые подходы в изучении истории завоевания Казахстана Российской империей.Президент ская программа исторических исследований «Народ в потоке истории»:расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации. Значение Президентской программы в становлении нового исторического сознания.

Государственная программа «Культурное наследие». Её цель и основные направления реализации: развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия. Воссоздание исторических и архитектурных памятников; создание целостной системы изучения культурного наследия – фольклора, традиций, обычаев; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования.

Значение выступления Главы государства от 15 декабря 2014 года на тему: «Тәуелсіздік толғауы». Современный Казахстан – наследник Великой преображенной степи - Ұлы Дала елі.

Утверждение казахской государственности - главное в размышлениях Елбасы у подножья Улытау. Сопоставление Президентом РК истории казахов с Байтереком. Государственность древних тюрков. Основополагающее утверждение о перерастании Золотой Орды и Казахского ханства в современное независимое государство. Начало всесторонего изучения древнетюркской письменности и памятников тюркской культуры в годы независимости. Перевод и переиздание трудов Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссауи. Взгляды Президента РК на этнополитические процессы в древних улусах и ордах.

Значение программы Лидера нации «Народ в потоке истории» для формирования нового исторического сознания

Принятие специальной программы «Народ в потоке истории» посвященной проблемам национальной истории. Качественный скачок в рамках внедрения в историческую науку Казахстана передовых методик и методологии. Углубленное изучение проблем национальной истории казахов. Формирование нового исторического мировоззрения казахов. Анализ исторических источников. Использование зарубежных исследований. Возобновление деятельности региональных музеев и исторических мест. Воспитание исторического патриотизма народа.

Значимость празднования 550-летия Казахского ханства для формирования нового общественного самосознания

Оценка в трудах Н.А.Назарбаева Казахского ханства – как начала национальной государственности. Формирование новых взглядов в изучении образования Казахского ханства, на основе письменных источников. Актуализация проблем сложения казахской народности и исторических предпосылок образования Казахского ханства в трудах Н.А.Назарбаева. Новые исследования по истории государственной деятельности казахских ханов. Переосмысление взглядов на социокультурные парадигмы в рамках празднования 550-летия Казахского ханства.  

Историография изучения устного наследия (исторической традиции) казахского народа, ее особенности и значение. Переоценка письменной историографии, значениевыдающихся трудов Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Касым-улы Жалаири в условиях современности. Тенденции в изучении казахской традиционной кочевой культуры и института батыров и бииев в казахском обществе. Современная государственность Республики Казахстан – ее особенности в сравнении древними государствами на территории Казахстана и Казахского ханства.

«Мәңгілік Ел» - Национальная идея Казахстана ХХІ века.

Содержание и значение национальной идеи «Мәнгілік ел». «Мәнгілік ел» -наследие древних тюрков. «Мәнгілік ел» - мечта казахского народа, пронесенная им через историю, воплощенная в наследии предков. Основы идеи «Мәнгілік ел»: историческая преемственность, казахская культура, свободолюбие, единство, сильное государство, высокие цели, Великое будущее. Основные этапы «Мәнгілік ел»: возрождение государства и объединение народа. Борьба за становление национального государства, тяготы народных защитников. Роль Елбасы в возрождении государственности и объединение народа. Ключевые ценности «Мәнгілік ел»:

1. Независимость Казахстана и Астана

2. Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе

3. Светское общество и высокая духовность

4. Экономический рост на основе индустриализации и инноваций

5. Общество Всеобщего Труда

6. Общность истории, культуры и языка

7. Национальная безопасность и глобальное участие РК в решении общемировых и региональных проблем.

Историческое значение патриотического акта «Мәнгілік ел», принятого на

XХIV сессии совета Ассамблеи народов Казахстана «Независимость. Согласие. Нация единого будущего».

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: