Средневековая культура

Средневековая культура – первая самостоятельная культура по отношению к Западной Европе. Она развивалась более тысячи лет и сформировала культуру современной Западной Европы.

Термин «средние века» начал употребляться в XV веке для обозначения периода времени от гибели западной Римской империи до эпохи Возрождения. Стало обычным вкладывать в этот термин некий ценностный смысл: «отсталое», «реакционное», «нецивилизованное», «проникнутое духом клерикализма» и т.д. Эта традиция восходит к гуманистам. Другая крайность в оценке средневековья – романтизировать его, искать в нем утраченные впоследствии доблесть или красочную экзотику: рыцарские подвиги, прекрасных дам.

Хронологические рамки Средневековья точно не определены. В основном принято считать, что средние века охватывают период времени с V – до середины XVIIв.

Средневековая западноевропейская культура сформировалась в результате сложного синтеза трех культурных элементов: наследия античной культуры, христианских ценностей и варварской культуры.

Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. При поддержке светских властей церковь сумела сосредоточить в своих руках немалое богатство. Сила христианской церкви обеспечивалась не только единством веры, но и ее организационным единством, ее имущественными ресурсами. Все это и позволило христианству занять главенствующее положение в европейской культуре.

Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, а вражда к ним вылилась в проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.

Пышному расцвету иррационализма и мистики способствовали низкий уровень знаний даже среди образованных людей, не говоря уже о невежестве подавляющей массы населения. Средневековый человек был склонен руководствоваться в жизни не столько логическими размышлениями, сколько догматически принятыми установками.

Решительным был отход от языческого отношения к телесности, здоровью, чувственным наслаждениям. Церковь категорически осуждала античный культ тела как греховный. Требуя заботиться о душе, а не о теле, она провозглашала культ аскетизма. Восславлялись отшельники, исступленно умерщвлявшие плоть, отказывающиеся от чувственных удовольствий. Особенно греховными считались сексуальные наслаждения – церковь допускала их только ради деторождения. Средневековый идеал красоты резко отличался от античного: худая, плоская фигура с тонкими руками и ногами, узкими плечами и истощенным лицом, на котором выделяются глаза, устремленные куда-то в незримый духовный мир. Такими художники изображали праведников, святых и самого Иисуса Христа.

Постепенно церковь распространила свое влияние на все стороны жизни общества. Церковные правила регламентировали распорядок дня, церковный календарь устанавливал дни праздников, церковными церемониями сопровождались важнейшие события человеческой жизни – рождение, свадьба, смерть. На христианских понятиях добродетели и греха строилась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказание за «преступления против веры». Религиозные мотивы во многом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств. Борьба с «иноверцами» нередко была лозунгом, под которым велись войны.

Христианское учение задавало исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука находились под строгим контролем: соответствие их содержания христианскому вероучению было неукоснительным требованием, которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государственной власти. Ссылка на Библию считалась самым надежным философским и научным аргументом.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на религиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Высокого совершенства достигла духовная музыка; сложились каноны церковного песнопения. Особенно значителен был подъем архитектуры, которую можно считать главным видом средневекового искусства.

Характерный архитектурный стиль раннего Средневековья – романский. Романское искусство создало замок-крепость, или храм-крепость. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее, с большеголовыми и большерукими изваяниями, как бы приросшими к телу храма и молчаливо стерегущими его от врагов, – вот характерное создание романского искусства.

В более поздней средневековой архитектуре приобрел распространение готический стиль. Готические соборы, представляющие собой подлинный синтез искусства под эгидой архитектуры, несли в себе двойную тенденцию – религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущения присутствия в некоем ином по отношению к земному мире. С другой стороны, собор ставший центром и украшением города, являлся символом процветания и богатства. Готическая архитектура развилась преимущественно как архитектура городская. Она и зародилась в связи с развитием городов и развивалась вместе с ними.

Грамотность была редким явлением в средневековом обществе. Даже короли не всегда умели читать и писать. Образованными были, как правило, лишь люди священного звания. Вся система образования носила религиозный характер. Школы существовали главным образом при монастырях. В течение многих веков оставалась незыблемой программа школьного обучения, нацеленная на подготовку священнослужителей. С XII века появляются университеты – Болонский, Оксфордский, Парижский и другие, в которых открываются богословский, юридический и медицинский факультеты.

Наиболее популярным литературным жанром были жития святых. Великая поэма Данте «Божественная комедия», появившаяся в начале XIV века, была новаторским произведением, оценить которое могли лишь немногие из его современников.

Лишь после того, как в XV веке И.Гутенберг изобрел книгопечатание, образование стало принимать более светский характер, и количество образованных людей в Европе стало быстро расти.

В средневековом обществе было принято делить всех людей на три разряда: «молящиеся» (священники) и «воюющие» (рыцари, благородное дворянство), которые составляли элиту, и «трудящиеся». Существенной особенностью средневековой культуры был разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже характер веры были у них различны.

Итак, средневековая Европа развивалась более тысячи лет, «переваривая» в своем котле многообразие варварских культур, античное наследие и создавая на этой почве свою христианскую культуру. В обществе с жестким сословным и иерархическим членением выработались свои культурные ценности и нравственные идеалы, нашедшие воплощение в литературе и искусстве эпохи. Развитие городов и городской культуры способствовало формированию светской системы знания и образования и позволило Средневековью создать потенциал, без которого была бы невозможной культура Возрождения и Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: