Тропарь новолетия (индикта)

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы // и спаси ны

После этого был возглашен прокимен и читалось Апостольское послание (в книгах и на сайте патриархии эта часть показана по типу чина полиелея, то есть, по-другому). Итак, отрывок из послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

И сразу же в центр выносится Евангелие в предшествии иподиаконов с рипидами, дикирием и трикирием. И читается традиционный для этого молебна текст. Итак, Евангелие (от Луки): 14И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедовать лето Господне благоприятное.

20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то', что', мы слышали, было в Капернауме.

24И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30но Он, пройдя посреди них, удалился.

31И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

По окончании чтения последовала сугубая ектения, также посвященная благодарению и прошению о благополучии в новом году…. После этого была прочитана молитва на начало года. Наконец, молебен завершается, и духовенство уходит в алтарь. Архиерей разоблачается, а затем выходит на амвон уже в рясе, мантии и клобуке.

По окончании службы Владыка говорил на тему нынешнего праздника. Многие из нас дорожат своей родословной, и стараются вспоминать всех своих славных предков, известных какими-либо добрыми делами. Вместе с тем, у каждого из нас в роду есть и люди, ведшие, мягко говоря, не благочестивый образ жизни. О них мы стараемся не вспоминать. Но что мы видим в нынешнем Евангельском повествовании, отрывке из Евангелия от Матфея, в котором Евангелист предлагает нам родословную Господа Иисуса Христа?! В нем мы видим, как праведных, так и неправедных. И на эту тему святитель Иоанн Златоуст восклицает, как бы обращаясь к Евангелисту: «Что ты делаешь, приводя всех этих нечестивых людей? Ты не гнушаешься их….» И далее святитель восклицает, говоря, что Господь не гнушается никем, желая спасти всех. Апостол и Евангелист Матфей обращается к иудеям, приводя родословную Христа, а для иудеев это было важно. Они знали о том, откуда, от какого рода произойдет Христос. Потому апостолу было важно указать, что СЕЙ ПРИШЕДШИЙ, есть действительно Христос. Мы знаем, что Дева Мария и Иосиф происходили от рода царя Давида. Иудеям же нужно было и это доказывать. Итак, сегодня, в последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова, мы празднуем память Святых Отцов – тех, кто предшествовали приходу Мессии, Его предков по плоти, тех, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих». Они прожили всю жизнь, ожидая спасения, которое должны прийти со Христом. При их жизни этого не произошло, но, тем не менее, они являли великую веру, претерпевая бедствия, лишения, скитаясь в хламидах и козьих кожах. О них вспоминает, как Евангелист, перечисляя родословную Христа, так и апостол в своем послании… Особенно на службе вспоминался пророк Даниил, живший во времена вавилонского пленения народа еврейского, когда царство Изрилево было разгромлено, а множество сынов и дочерей его были уведены в плен. В том числе, захватчики лучших сынов покоренных народов уводили в Вавилон для того, чтобы они служили им. В их числе, был и Даниил, и трое его друзей – Анания, Азария и Мисаил. Они жили здесь, стараясь соблюдать данные им заповеди, постоянно храня пост, ибо мясо, которое они должны были есть, было окроплено кровью жертв, приносимых богам Вавилона. Управляющий делами царя был обеспокоен этим фактом, но Даниил предложил подождать семь дней – если через семь дней они будут хуже выглядеть, то он может кормить их, чем захочет, если же нет, то тогда они вольны есть то, что считают нужным. И они, спустя 7 дней выглядели лучше, чем их сверстники. И разумом и рассудительностью они превосходили многих в Вавилоне. Но всегда, когда некто возвышается, то у него находятся завистники. Так и теперь, когда царь повелел сделать свою золотую статую, повелел под угрозой смерти поклоняться ей, как некоему божеству (в язычестве везде, как на Востоке, так и на Западе, правителей почитали, как богов), то некие завистники донесли царю о том, что три друга Даниила не поклоняются этому идолу. И царь повелел бросить их в печь, которую 7 дней разжигали. Она была раскалена так, что те, кто бросали отроков в печь, были насмерть обожжены. Однако отроки, как ни в чем не бывало, ходили в печи, и славили Бога, и с ними был Ангел, как бы охлаждавший пламя, так что оно не вредило отрокам….. Также, спустя какое-то время, и сам Даниил был по навету клеветников брошен в ров со львами. Когда же царь (это был уже Дарий, а не Навуходоносор – прим. моё), вспомнив о нем, позвал Даниилу, брошенного в ров, то выяснилось, что он жив, и львы его не тронули. Тогда Даниил вышел изо рва, и туда бросили тех, кто клеветал на него…. и львы тотчас растерзали их. Таковы проявления веры, лишь немногие из тех, что были явлены в те далекие времена до Христа. И их вера дается нам в пример…. Но все же они при земной жизни не дождались спасения. Прошли века, прежде чем Господь изволил воплотиться от Святой Девы Марии, пострадать и дать человеку спасение. И все эти примеры даются нам сейчас, в преддверие праздника Рождества Христова, дабы мы, назидаемые этими примерами, совершенствовали свою веру. Итак, прошли века, и Господь пришел в мир. И Господь пришел в великом смирении. Он, сотворивший бесчисленные миры, окружающие нас, родился в пещере, где пастухи в непогоду прятали скот, ибо в домах для Него не нашлось места. Итак, будем просить Бога, дабы Он укрепил нашу веру, дабы наставил нас на путь спасения, дабы мы соблюдали заповеди Его. Будем просить Бога, дабы сподобиться нам создать в себе вертеп для Христа, дабы Он родился в нас. Аминь.

Далее он говорил на тему новолетия, заметив, что в этот день ничего особенного не проиходит – все идет, как шло. Планеты, как вращались, так и вращаются. «Новый» и «старый» годы – это человеческие условности, придуманные человеком циклы.… Также он заметил, что символично, что гражданский Новый год приходится на день памяти мученика Вонифатия, которому обычно молятся об исцелении от недуга пьянства. Символично, ведь в этот день многие буйствуют и веселяться. Мы же да начнем год не пьянством, но молитвой. Здесь он сказал о своей инициативе – совершать богослужение в новогоднюю ночь. В то же время, он призвал не терроризировать тех близких, кто пока не пришел к этому, кто пока не отошел от мирских традиций….

Наконец, благословив народ и поздравив с праздником, он, под пение хора вышел из храма. У входа с него снимается мантия и забирается богослужебный архиерейский жезл, после чего он выходит из храма. После этого на амвон вышел о.Антоний Новицкий, который рассказал о расписании служб воскресного дня, особо остановился на «новогодних службах» (вечерня и утреня с полиелеем – вечером, в 22.00 – исповедь, а в 23.30 – новогодний молебен и…. сразу литургия, без предваряющей ее утрени).


[1] «Caesar» Цэзар. Это имя Юлия Цезаря, как оно звучало НА САМОМ ДЕЛЕ, ПО-ЛАТЫНИ. Позже, в III – IV  веках имя этого римского деятеля стало этаким синонимом властителей, в частности, наименованием титула соправителя. наряду с «Августом» («Augustus»), «императором» («Imperator») и «принцепсом» («princeps» - этот титул носил, например, Нерон). Позже для многих именно этот титул стал символизировать титул императора, а на Руси он превратился в «кесаря», отсюда и русское «прозвище» апостола, ибо все имена прошли к нам через греческий язык, а звука «ц» в греческом нет, посему использовалось «к» (Впрочем, в немецком языке тоже титул этот именуется «Kaiser», хотя со звуком «ц» в этом языке явно все в порядке).

[2] Кори́нф [2], (др.-греч. Ϙόρινθος, греч. Κόρινθος, Коринтос [3]) — древнегреческий полис и современный город на Коринфском перешейке, соединяющем материковую Грецию и полуостров Пелопоннес; с запада перешеек омывается водами Коринфского залива, с востока — заливом Сароникос. Город находится в 78 километрах к юго-западу от Афин; является административным центром префектуры Коринфия.

[3] Колофон (др.-греч. Κολοφών) — ионический союзный город в Лидии[1] (юго-запад Малой Азии), на реке Галес[2], между городами Лебедос (в 120 стадиях (21,360 км) к западу) и Эфес (на юге).

[4] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[5] Колоссы или Колосса (лат. Colossae, Colosse; также известен как Хоны (лат. Chonae) или Кона (лат. Kona)) — античный город во Фригии на реке Ликус, существовавший между V веком до н. э. и XII веком н. э. Близ деревни Хоназ в 10 км. к востоку от Денизли на территории современной Турции[1] сохранились руины построек римского (театр) и христианского периодов.

[6] Область под названием Диррахия, Диррахион (Δυρραχίου) существовала не в Греции, а на Балканах, на территории современной Албании.

[7] Геллеспонт – пролив Дарданеллы.

[8] Германское племя. Ванда́лы (лат. Vandili[1], Wandali[2], Uuandali[3], греч. Βάνδαλοι), в древнегерманских языках Венделы (Wendel, Wentil)[4] — древнегерманский союз племён, близкий готам, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. Происходили, предположительно, из района нынешней Польши, где обитали еще до начала нашей эры. По другим версиям, они произошло из района нынешней Дании. В конце II века нашей эры началось их движение к Средиземноморью, на земли Римской империи. После серии войны в конце III века император Проб разрешает им поселиться на Римской территории. В 380 годы, при вторжении готов и гуннов вандалы двинулись далее на запад. В начале V века они прошли через Галлию, полностью разорив ее, затем с 409 по 429 годы они орудовали в Испании, фактически правив там, после чего отправились в Северную Африку. В 439 году они захватили древний Карфаген (нынешний Тунис), провозгласив его столицей их королевства. Вандалы придерживались арианства, преследуя православных христиан. Королевство просуществовало около 100 лет и пало под натиском войск византийского императора Юстиниана.

[9] Арианство, напомню, отрицало Божество Христа, считая Его лишь человеком.

[10] Фи́вы (др.-греч. Θῆβαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила (ближе к югу нынешнего Египта).

[11] Влахе́рны — северо-западный пригород Константинополя, со времён Юстиниана известный церковью Богородицы, где в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим. В память этого события православной церковью на Руси в XII веке установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

При расширении городских стен в 627 г. район включён в состав города. Здесь находился императорский дворец, который с 1081 г. стал основной резиденцией монарха. Иоанн VI Кантакузин был коронован в дворцовой церкви. В 1453 г. турки ворвались в Константинополь, пробив стены Влахернского квартала. Сам Влахернский храм был построен в 450 году по повелению святой императрицы Пульхерии и просуществовал до 1434 году, когда был разрушен при пожаре, и с тех пор пребывал в руинах…

[12] Существует мнение, что он жил в начале V в., ранее основания храма Богородицы во Влахернах, когда этот квартал столицы еще не был заселен. Св. Иоанн Мавропод указывает, однако же, что св. Патапий прибыл из Египта между 475 и 518 гг. вместе с двумя другими известными аскетами: св. Варой, основателем монастыря Петра, и св. Раввулой, основавшим монастырь, названный его именем. Впрочем, поскольку из других источников известно, что св. Раввула был по происхождению сирийцем, достоверность этих сведений может быть поставлена под сомнение.

[13] Св. Андрей Критский посвятил св. Патапию три похвальных слова (PG 97, 1205–1253), которые приурочил к празднованию его памяти в монастыре Египтян. В них рассказывается о нескольких чудесах, произошедших от мощей преподобного.

[14] Кори́нф [2], (др.-греч. Ϙόρινθος, греч. Κόρινθος, Коринтос [3]) — древнегреческий полис и современный город на Коринфском перешейке, соединяющем материковую Грецию и полуостров Пелопоннес; с запада перешеек омывается водами Коринфского залива, с востока — заливом Сароникос. Город находится в 78 километрах к юго-западу от Афин; является административным центром префектуры Коринфия.

[15] Существует гипотеза, согласно которой примерно в год падения Константинополя в 1453 г. Ангелис Нотара, племянник Мануила II Палеолога и родоначальник знатной фамилии Нотара, перевез в окрестности Коринфа часть ценностей, хранившихся в монастыре Петра, в том числе мощи св. Патапия. В таком случае становится понятным, почему в крипте, где несколько веков спустя были обнаружены мощи святого, рядом с ними находилась также икона св. Ипомонии (в переводе с греч. – «терпение»). Так в монашестве звали Елену Палеолог (Драгаш) и, предположительно, на иконе изображена сама Елена († 1450), супруга императора Мануила II Палеолога и дочь деспота Сербии Константина Драгаша. Ее прах покоился в монастыре Петра (центральная Греция), поэтому обитель получила от этой семьи многочисленные вклады. После перенесения из обители мощи прп. Патапия, по-видимому, были спрятаны в крипте от турецких набегов.

[16] Финно-угорские народы Севера. Причем, это не обязательно русское прозвище этих народов – в XIX веке часть коми именовали похожим словом своих еще некрещеных предков. Есть предположение, что в ряде источников этим словом именуют, например, предков нынешних эстонцев. Также в России до 1917 года этим словом именовали малый народ в Карелии – вепсов, также финно-угорский народ. Предполагается также, что этим словом могли именовать водь (ваддялайн), ныне исчезающий народ (исчезает не сам народ, а его язык), чьим местом жительства является Кингисеппский район (на границе с Эстонией) Ленинградской области России.Существуют также группы населения, называющие себя «чудью» в Пинежском районе Архангельской области. Одна из версий происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к европейским faery (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).

[17] Антониев монастырь — упразднённый монастырь в Новгороде, один из центров духовной жизни Новгородской республики. Расположен на правом берегу реки Волхов к северу от центра города. Адрес: ул. Антоново, 1. Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. Обстоятельства его появления в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом. Во время уединенной молитвы скала, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в окрестностях Новгорода. Согласно житию это произошло в 1106 году на праздник Рождества Богоматери (8 / 21 сентября). Здесь Антоний и основал свой монастырь. Летописи с необыкновенным для частного лица вниманием фиксировали его деяния. Антоний был в Новгороде чужаком. Тем не менее, епископ Никита благословил его на создание монастыря, о чём в частности упоминается в сохранившейся в списке XVI века духовной грамоте преподобного Антония (текст точно повторяет оригинал, датируемый 1100—1130 гг.). Однако после смерти епископа Никиты преподобный Антоний на долгие годы оказался в конфликте с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Только в 1131 году взошедший на кафедру архиепископ Нифонт поставил Антония в игумены его монастыря. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввёл в монастыре общежительный устав. В середине XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрел камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и «водрузил» его в наружную стену собора. Сейчас камень Антония Римлянина лежит в притворе справа от входной двери в собор под изображением епископа Новгородского Никиты. В 1558 году было написано «Похвальное слово» преподобному Антонию. Тогда же начало складываться его общерусское почитание, хотя официально включен в список общерусских святых преподобный Антоний Римлянин был только в 1597 году. Эта задержка была связана с опричным разгромом Новгорода в 1570 году, когда были казнены вся братия и игумен монастыря Геласий. Мощи преподобного в 1597 году были перенесены в монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия (который завещал похоронить себя в паперти монастырского собора) при монастыре была основана Новгородская духовная семинария. Обитель просуществовала до 1920 года, когда была закрыта, а позднее – обращена в музей, которым является и ныне. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. До настоящего времени судьба мощей была неизвестной. В 2016 году они были обретены в Софийском соборе Новгорода и переданы епархии.

[18] По другим сведениям, он был разбойником, при этом все награбленное раздавая бедным.

[19] Св. Мефодий - патриарх Константинопольский с 842 - 846 гг.

[20] Священномуч. Антипа, епископ Пергама Асийского, скончался в 95 г.; память его (11 / 24 апр.) была особо чтима в Константинополе, куда при Феодосии Великом (379-395 гг.) был перевезен из Пергама бык, в коем сожжен был св. Антипа

[21] Василий Македонянин, т е. в 879 г.

[22] Нынешний Казахстан. Семиреченская область включала себя.нынешнюю Алма-атинскую область страны.

[23] Нынешняя Алма-Ата, столица Казахстана.

[24] Киево-Межигорский монастырь в источниках появляется с XIV века, однако, по преданию, основан в 988 году греческими монахами, а разрушен в 1935 году, до 2014 году на этом месте находилась правительственная резиденция. После переворота 2014 года здесь размещен музей….

[25] Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский монастырь — мужской монастырь Полтавской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата). Согласно легендам, монастырь на этом месте существовал ещё до татарского нашествия XIII века.

Основан 18 / 31 января 1619 года игуменом Густынским и Подгорским Исаией Копинским на средства княгини Раины Вишневецкой в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны.

Святыней монастыря до 1922 года были нетленные мощи Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария (Сидящего), погребённого в 1654 году (впоследствии были перенесены в Харьков).

В 1692 году на месте деревянной церкви, на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту талантливого виленского архитектора Иоганна-Баптиста Зауэра в содружества с местными мастерами Мартином Томашевским и Атанасом Пирятинским был построен каменный Спасо-Преображенский собор. В 1919 году были расстреляны большевиками игумен Амвросий и шестнадцать монахов этого монастыря. В 2008 году они были канонизированы Украинской православной церковью.

С 1925 года в монастыре располагалась резиденция лидера лубенского раскола («Братское объединение приходов Украинской православной автокефальной церкви», известны также как «феофиловцы») Феофила (Булдовского).

В начале 1930-х годов на территории Мгарского монастыря был создан патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Возрождение монастыря началось в 1993 году.

[26] Белгородский Свято Троицкий мужской монастырь - ведет свою историю и получил название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной в 1593 г. В 1690 г был заложен великолепный каменный Свято-Троицкий собор, который был построен а 1707 г. и в этом же году освяшен митрополитом Иустином. В 1833 г. кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса.

Первоначально в состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в мире Иосиф Юнаков). Впоследствии обитель отстраивалась…

В Свято-Троицком соборе находились две главные, особенно почитаемые белгородцами святыни: нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа Горленко (с 1754 г.) и чудотворная икона Николая Ратного. После Октябрьской революции монастырь был закрыт. Мощи Святого Иоасафа были вывезены из Белгорода. На долгие годы затерялась икона Николая Ратного В стенах архиерейского лома и покоях Иоасафа разместился детский дом имени III Интернационала, потом уездный музей и воинская часть.

С помощью красноармейцев и были разрушены исторические святыни. Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, другие здания. В ночь с 5 на 6 июля 1930 г. были взорваны остатки стен монастыря. В оставшихся постройках разместились различные организации. В 1950-е гт. и они пошли под слом, а на их месте были построены двухэтажные жилые дома.

[27] 1 русский фунт = 0,40951241 кг. Таким образом, на раку святителя пошло 131,86299602 кг. серебра.

[28] Бессарабия – территория нынешней Молдовы, а также граничащий с ней Измаильский район Одесской области Украины.

[29] Μηνας (греч.) – месяц. Собственно «Мина» у греков – имя женское, тогда как мужское – Минас.

[30] Гай Валерий Галерий Максимин Даза (лат. Gaius Valerius Galerius Valerius Maximin Daia, 270—313), вошедший в историю под именем Максимин II Даза (или Дайа) — римский император в 305—313 годах.

Максимин носил следующие титулы: Цезарь — с 1 / 14 мая 305 года, Август — с мая 309 года, трибунскую власть получил с 1 мая 305 года. Консулом был в 307, 311, 313 годах.

[31] Одни относят это событие ко времени правления императора Маркиана (450 – 457 годы), другие – ко времени Василия Македонянина (867 – 886). Ну, а святитель Димитрий Ростовский и вовсе пишет об этом, как о произошедшем немедленно после утопления останков….

[32] Пафлагония - древняя область Малой Азии, на южном берегу Черного моря.

[33] Император Юлиан царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества, почему и известен под именем Отступника

[34] Анкира - главный город Малоазийской области Галатии, значительный город Малой Азии с 30.000-м населением. Галатия занимала самую средину Малоазийского полуострова; Анкира же иаходилась на северо-западной окраине провинции. Ныне Анкара, столица Турции.

[35] Эдес - город Киликии, – юго-восточной области Малой Азии (у восточного Средиземноморского побережья).

[36] Вифиния - северо-западная область Малой Азии, лежавшая по берегам Чёрного моря, и пролива Босфор.

[37] Царствовал с 886-911 г

[38] Δεσποτα - правителя. Неужели и правда, сербский правитель - Жупан (князь) в то время именовался этим греческим словом, которое переводится, как Владыка, господин??? Ведь еще до турецкого нашествия сербские жупаны уже имели королевский титул….

[39] Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Կապադովկիա, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан.

[40] Монастырь Милешева — сербский православный монастырь на реке Милешевце, близ Приеполья, основанный князем Стефаном Владиславом в 1218—1219 годах. Ансамбль фресок церкви Вознесения в Милешевой — один из шедевров сербского искусства Средних веков. В 1236 году он перенёс сюда мощи своего дяди Святого Саввы из Велико-Тырново в Болгарии, где тот умер. В 1377 году в монастырской церкви королём Сербии и Боснии был коронован боснийский бан Твртко I. Здесь же Стефан Вукшич Косача был возведён в титул герцога святого Саввы (вследствие чего управлявшиеся им территории получили названия Герцеговины). В XV веке в здесь находилась кафедра митрополита Боснии-Герцеговины. В 1459 году турки сожгли монастырь, однако обитель вскоре была восстановлена.

В XVI веке в монастыре была типография, печатавшая церковные книги. В середине XVI века, во времена патриаршества Макария, монастырь был основательно отремонтирован. В конце того же века монастырь посетили паломники из России, которые принесли с собой дары от Ивана Грозного и валашских и молдавских правителей. В 1594 году турки изъяли из обители мощи святого Саввы, а затем публично сожгли их на холме Врачар в Белграде.

В 1863 году была проведена новая реставрация монастыря. О судьбе обители в XX веке (особенно в период коммунистических гонений на веру, давших Сербской Церкви тысячи новых мучеников) ничего не сообщается.

[41] Срем (серб. Срем, хорв. Srijem, венг. Szerémség) — плодородный участок Среднедунайской низменности между реками Дунай и Сава, лежащий частью в Хорватии (Вуковарско-Сремская жупания), а большей частью — в Сербии (Сремский округ – юг края Воеводина на севере Сербии).

Название происходит от древнего города Сирмий (ныне — Сремска Митровица). В XI веке вместе с Мачвой историческое ядро Срема входило в состав одноимённой византийской фемы. В XV веке управлялась сербскими деспотами из рода Бранковичей. С 1521 года — в Османской империи как особый санджак с центром в Сремской Митровице. С 1745 года — уезд габсбургского королевства Славония, в 1860—1918 годах — комитат Венгрии. После распада Югославии часть Срема вошла в состав непризнанной республики Сербская Краина и стала ареной ожесточенных боевых действий.

[42] Бана́т (Ба́ншаг) (рум. Banat, серб. Банат, венг. Bánság) — историческая область в Центральной Европе, разделённая между Сербией, Румынией и Венгрией. С трёх сторон границы Баната определяются реками: на севере Мурешом, на западе Тисой и на юге Дунаем. Восточную границу образуют Карпатские горы. По площади Банат сравним с территорией Бельгии. Традиционным символом Баната является лев, который используется на гербах Воеводины и Румынии.

[43] То есть, Албанию, к Скандебергу, легендарному албанскому вождю.

[44] Жизнеописание святого Стефана в светских источниках выглядит несколько не так: Стефан был сыном деспота Георгия Бранковича. В 1441 году был ослеплён по приказу османского султана Мурада II, и поэтому когда в 1456 году умер отец — не мог претендовать на престол; новым деспотом стал его младший брат Лазарь.

В 1458 году Лазарь умер, не оставив наследника мужского пола. Страной стал править триумвириат регентов: Стефан Бранкович, вдова Елена Палеолог и губернатор Рашки Михайло Ангелович. Сторонники турок при сербском дворе провозгласили новым деспотом воеводу Михаила Ангеловича, брат которого был визирем Мехмеда II, но население сербской столицы Смедерево при поддержке провенгерской партии предотвратило этот переворот. Михаил Ангелович был заключён в тюрьму, а правителем стал слепой Стефан Бранкович. Тогда по инициативе венгерского и боснийского королей в Смедерево был приглашён сын боснийского короля Стефан Томашевич, который должен был жениться на дочери покойного правителя Елене и принять титул «деспота». 21 марта / 3 апреля 1459 года состоялась свадьба (после которой Елена сменила имя на более приемлемое для католиков «Мария») и Стефан Томашевич занял сербский трон.

После смещения с трона Стефан некоторое время жил в Буде (его младшая сестра Катерина была вдовой венгерского вельможи Ульрика Циллеи), затем в Дубровнике. Потом он отправился в Албанию к Скандербегу, где в 1460 году женился на Ангелине. Остаток жизни прожил в Венеции.

[45] Монастырь Крушедол (серб. Манастир Крушедол) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы — монастырь Сремской епархии Сербской православной церкви на кряже Фрушка-Гора в общине Ириг Сремского округа Воеводины. Построен Георгием Бранковичем, в иночестве Максимом, причем, называются цифры с 1509 по 1516 годы, то есть, позднее указанного в статье срока. Финансовую помощь ему оказываль господарь Валахии Нягое Басараб. В 1716 году турки сожгли монастырь. С 1722 года и до середины XVIII века проводилась реконструкция обители, придавшая постройкам барочный вид. В 1726 году началось строительство большой колокольни. С 1750 по 1756 год притвор и алтарь монастырской церкви были расписаны художником Иовом Василевичем, а наос — Стефаном Тенецким. В XX веке, как и все Сремские монастыри, сильно пострадал от немецких оккупационных властей, подвергся разграблению. Лишь впоследствии ценности его были возвращены. О судьбе в годы коммуничтических гонений ничего не сообщается.

[46] Южная часть нынешней Румынии вместе с нынешней столицей Бухарестом.

[47] В этой памяти, в святцах Русской Церкви, святая Ангелина упоминается как блаженная. Свт. Николай (Велимирович) в "Охридском Прологе" указывает также смотреть ее житие под 12 / 25 декабря, но это очевидно опечатка, т.к. сведения о ней у него же помещены под 10 / 23 декабря.

[48] Сведения о происхождении святой Ангелины содержатся в истории Черногории написанной черногорскими владыками из династии Петровичей-Негошей, Василием и святителем Петром I.

[49] Срем (серб. Срем, хорв. Srijem, венг. Szerémség) — плодородный участок Среднедунайской низменности между реками Дунай и Сава, лежащий частью в Хорватии (Вуковарско-Сремская жупания), а большей частью — в Сербии (Сремский округ).

Название происходит от древнего города Сирмий (ныне — Сремска Митровица). В XI веке вместе с Мачвой историческое ядро Срема входило в состав одноимённой византийской фемы. В XV веке управлялась сербскими деспотами из рода Бранковичей. С 1521 года — в Османской империи как особый санджак с центром в Сремской Митровице. С 1745 года — уезд габсбургского королевства Славония, в 1860—1918 годах — комитат Венгрии. После распада Югославии часть Срема вошла в состав непризнанной республики Сербская Краина и стала ареной ожесточенных боевых действий.

[50] Южная часть нынешней Румынии с Бухарестом, столицей страны.

[51] Монастырь Крушедол (серб. Манастир Крушедол) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы — монастырь Сремской епархии Сербской православной церкви на кряже Фрушка-Гора в общине Ириг Сремского округа Воеводины.

[52] Имеется в виду монастырь святителя Николая в Ново-Хопово. Монастырь был основан во второй половине XV века или в начале XVI века как мужской монастырь. Неизвестно, кто был его основателем. Возможно это был Стефан Бранкович (ум. 1476). Другая версия основана на житии святой Ангелины, называющей основателем монастыря Георгия Бранковича, а период возникновения монастыря — 1496—1502 годами. Вторая точка зрения преобладает в литературе. Из записи в Хоповской Минеи следует, что монастырь уже существовал в 1541 году и имел тогда церковь с алтарным помещением, богато декорированным фресками. Ещё одно упоминание о Хопове относится к описанию перенесения мощей святого Феодора Тирона в 1555 году. Монахи из Монастыря Хопово неоднократно ездили в Россию, чтобы молить русских царей о финансовой помощи. В 1641 году они получили грамоту, разрешающего приезд после материальной поддержки каждые 7-8 лет. Из документа следует, что в монастыре было тогда около 60 монахов. Братия понесла серьёзные потери в войнах с Османской империей в 1684 и 1688 годах, в результате чего монахи, вместе с мощами святого Феодора Тирона, бежали сначала в Шабац, а оттуда — в монастырь Радовашница. Община насчитывала тогда более 100 человек. Уже через год после вынужденного бегства монахи приступили к частичному восстановлению монастыря, а в 1693—1695 годы — к его полной реставрации. Монастырь был, вероятно, покинут во время Первой мировой войны.

В 1920 году в Монастырь Хопово из Бессарабии по приглашению Патриарха Сербского Димитрия переехали монахини Леснинского монастыря во главе с игуменьями Екатериной (Ефимовской) и Ниной (Косаковской), возродив женское монашество в Сербии, традиции которого были утрачены за время турецкого владычества. Во время Второй мировой войны была взорвана колокольня и некоторые монастырские помещения, уничтожен иконостас, а также большинство фресок.

[53] Верхотурский Свято-Николаевский монастырь — монастырь Русской православной церкви в городе Верхотурье Свердловской области, Россия. Основан в 1604 году иеромонахом Ионою из Пошехонья, который был ранее приходским священником, но потом принял монашество. С 1704 года в монастырь из Свято-Михаило-Архангельского храма села Меркушино были перенесены мощи праведного Симеона Верхотурского. Изначально мощи были поставлены в серебряной раке в Свято-Николаевском соборе монастыря. В 1905 году было начато строительство огромного Крестовоздвиженского собора. В 1913 году состоялось его Великое освящение и туда были перенесены мощей праведного Симеона, положенные в левом приделе освященном в честь праведного Симеона Верхотурского (еще есть правый – в честь Успения Божией Матери).

 В 1920 году мощи праведного Симеона были подвергнуты вскрытию, а в 1929 году вовсе увезены, попав в музей.. В 1924 году монастырь был закрыт, его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних. При советской власти в монастыре находилась колония малолетних преступников;

В 1989 году мощи свтого Симеона были возвращены Церкви и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. 25 сентября 1992 года основную часть перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор. В 1990 году монастырь возвращён Русской православной церкви, Николаевский монастырь был возобновлен, началось восстановление его построек. Храмовый комплекс села Меркушинское, где жил святой, в советское время был разорен, а храм Архистратига Михаила – уничтожен. К настоящему времени он полностью восстановлен и является подворьем Ново-Тихвинского Екатеринбургского женского монастыря.

[54] Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви города в 1825 г., официально статус общины получил в 1851 г., в монастырь преобразован в 1868 г. К нач. ХХ в. крупный монастырь с большим хозяйством, с территорией, застроенной каменными корпусами. Действовали приют и училище. В 1921 году монастырь был закрыт. Его сооружения были переданы в ведение Окрвоенкомата. В здании храма располагался спортивный клуб (Дворец физической культуры), который был открыт в 1925 году. В 1926 году помещения бывшего монастыря были переданы Кунгурскому исправдому. В келейных корпусах располагались портняжная, столярная, колесная, слесарная и посадочная (где выделывалась белая кожа) мастерские. В монастырской церкви по-прежнему находился клуб. В 2004 году здание Иоанно-Предтеченской церкви было возвращено верующим. В том же году было принято решение о возрождении монастыря. 12 мая 2005 г. был создан Устав и зарегистрирована религиозная организация Иоанно- Предтеченский женский монастырь. С 2009 года началось возрождение женского монастыря в Кунгуре и только в 2015 году он полностью перешел в руки монахинь.

[55] В БД ПСТГУ – 6 / 19 февраля

[56] Соответствует нынешнему званию капитана.

[57] Спа́со-Преображе́нский Про́нский монасты́рь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный в поселке Пронск, на левом берегу реки Прони. Основан в XVII веке, причем, точное время основания неизвестно. Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. В фондах государственного архива рязанской области, в ведомостях о Пронской Спасской пустыни за разные годы так и сообщается: «когда и кем основана сия пустынь неизвестно». Однако в писцовых книгах 1640 года князя Борзецова указано, что в исчислении разных угодий, принадлежащих стрельцам старой слободы, сказано, между прочим, что у них был выгон против «Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами. В 1724 году монастырь был упразднен, а братия переведена в Скопинский Троицкий монастырь. В 1826 году жители города Пронска и его окрестностей высказали пожелание об учреждении 6 августа ежегодного крестного хода из Пронского собора и всех церквей города Пронска в Спасскую обитель, о соизволении чего и вышел Указ Рязанской консистории. В 1918—1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение Уотсобесов и землеотделам. Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали.

В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Второй мировой войны. Размещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде — не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение. В 2011 году здесь началось возрождение. Бывшая обитель получила статус Архиерейского подворья. В 2013 году монастырь официально был возрожден. Восстановительные работы здесь продолжаются.

[58] По другим данным - в сентябре

[59] По другим данным, в 1934-1935 гг.

[60] По данным Православной энциклопедии, также 27 января / 9 февраля в день кончины, однако в официальном Календаре РПЦ этой памяти нет.

[61] Арбела, ныне Эрби́ль (араб. اربيل‎‎ - Arbīl; курд. Hewlêr; ново-ассирийск. Arbīl, аккадск. Arba-Ilu, греч. Arbela) — город на севере Ирака, столица Иракского Курдистана.

[62] «Тенестия или Теннес, на севере от Таниса (север Египта, на восточном рукаве Нила), приморский город на пути из Аравии в Александрию».

[63] «Амира был, как можно думать, Амвру, посланный халифом Омаром в 639 году для завоевания Египта и взявший в 643 г. Александрию» - написано в сноске к житию. Эми́р или ами́р (араб. امير‎ — повелитель, вождь ‎) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также вообще лицо, носящее этот титул. Также употребляется в значении предводитель мусульман.

[64] Поясу христиане всегда усвояли символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с духовными врагами. (Посл. Ефесянам гл. 4, ст. 14)

[65] Т. е. магометанство (т. е. Агарян, - собственно потомков Агари от сына ее Измаила - Арабов, впоследствии усвоено было всем вообще магометанам).

[66] Выражение Евангельской притчи о раскаявшемся блудном сыне. См. Лк. 18:17.

[67] Поприще (попьрище) — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний, имеющая несколько числовых соответствий: Расстояние, соответствующее длине греческого (птолемеевского) или римского стадия (около 185 м); путевая мера; Расстояние, соответствующее длине римско-греческой мили в 8 стадиев (около 1480 м); крупная путевая мера; Расстояние в один день пути (то же, что и «днище»). Расстояние проходимое оратаем (пахарем) во время вспашки от одного края поля до другого, учитывая стандартную длину стандартного надела — примерно 750 м. Неясно, о каком из эквиваленте идет речь здесь – об эквиваленте римского стадия (185 м.) или греко-римской мили. В первом случае речь идет о расстоянии 1 км., и 665 м. Во втором случае речь идет о 16,65 км.

[68] Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία; араб. الجزيرة‎, Эль-Джезира [1], или араб. ما بين النهرين‎, Ма-Байн-эн-Нахрайн [1]; арам. ܒܝܬ ܢܗܪܝܢ, курд. Naçeman, тур. Mezopotamya) — историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух рек — Тигра и Евфрата, в зоне Плодородного полумесяца; место существования одной из древнейших цивилизаций в истории человечества. В научной литературе встречаются альтернативные обозначения региона — Двуречье и Междуречье, в которые вкладывается различный смысл.

Современные государства, включающие земли Месопотамии, — Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

[69] Напомню, «столпом» в славянском языке именовался не только столб в нашем понимании, но также и колонну и башню, отсюда выражение «Вавилонское столпотворение» - то есть «творение Вавилонского столпа» - Вавилонской башни, которое ныне неграмотные люди трактуют, как «создание толпы».

[70] Из 16 древних городов под названием Антио́хия [1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

[71] Фра́кия (греч. Θράκη, болг. Тракия, тур. Trakya, лат. Thracia) — историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года, разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией, которой отошла Восточная Фракия вместе с крупнейшим мегалополисом региона — Константинополем.

[72] Куколь (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. Более древняя форма куколя представляет собой головной убор с выпуклым верхом и наметом, как на клобуке (иначе называется каптырь). Кроме того, в греческой традиции он представляет собой покрывало, надеваемое поверх камилавки….

[73] Память его празднуется 2-го / 15 сентября.

[74] Местности, получившие наименование по императорам: св. равноапостольному Константину Великому и его двоюродному брату Юлиану Отступнику.

[75] Роман I Лакапен царствовал с 919-944 г.

[76] Константин VII Порфирородный царствовал с 912-959 г.

[77] Лев VI Мудрый, царствовал с 886-911 г.

[78] Феофилакт - патриарх константинопольский с 933-956 г.

[79] Болгарский царь Симеон, умерший в 927 году, воевал с Греками и едва не сокрушил византийскую империю в 917 году.

[80] Имеется в виду Олимп Малый или Вифинский, то есть, расположенный в Вифинии, северо-западной области Малой Азии, юго-западнее Мраморного моря. Ныне носит название Улудаг

[81] Халкидон (Халкедон, Калхедон) (греч. Χαλκηδών) — древнегреческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. В персидскую эпоху известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил в Византии).

В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл Четвёртый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство.

В настоящее время место называется Кадыкёй и является районом современного Стамбула.

[82] Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь под именем Вознесенского возник около 1589-1591 гг. Основали его посадские люди и уездные крестьяне. Первыми основателями могут считаться Василий Анофриев и Прокопий Моисеев. С 1619 г. в Вознесенском монастыре установлено игуменство. В 1698-1704 гг. деревянная Воздвиженская церковь была заменена на каменную. В 1731-1734 гг. выстроен надвратный храм во имя при. Михаила Малеина с колокольней и с верхним приделом свв. апп. Петра и Павла.

В 1764 г. монастырь выведен за штат как маловотчинный. В 1775 г. в него переведен Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, который в 1793 г. был переведен в г. Пермь. В 1795 г. в г. Соликамск переведен Троицкий монастырь из с. Истобенского Вятской губернии. С этого времени Вознесенская церковь была переименована в Троицкую с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Надвратная церковь переименована в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с верхним приделом во имя Вознесения Христа.

В монастыре находилась местночтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С 1907 г. — 2-го класса общежительный мужской монастырь. С февраля по август 1917 г. обязанности настоятеля обители исполнял священномученик Феофан епископ Соликамский, который 11 декабря 1918 г. принял мученическую смерть, погружаемый в ледяную прорубь, пока не покрылся льдом, после чего был утоплен. Монастырь был отобран в 1928 г, все его помещения отошли калийному тресту ВСНХ СССР. Большие разрушения были нанесены монастырю после передачи его в 1938 году в ведение НКВД. Здесь была размещена пересыльная тюрьма. Спустя полвека, постройки монастыря были переданы реставрационному участку, а часть – под расширение спецприемника УВД г. Соликамска.

Возрождение монастыря началось с октября 1998 года. В этом году реставрационный участок выехал из здания монастыря, а Пермский Свято-Троицко-Стефанов мужской монастырь принял на себя обязательство по обеспечению сохранности его архитектурного ансамбля. Во вновь открытом Соликамском Свято-Троицком мужском монастыре в 1999 году в праздник Богоявления в Благовещенском приделе прошла первая служба. В декабре 2000 года по благословению Высокопреосвященного Афанасия Архиепископа Пермского и Соликамского второй придел монастырского храма получил наименование Феофановского, во имя священномученика Феофана Епископа Соликамского.

[83] Московский Вознесенский девичий монастырь -Знаменитый Кремлевский монастырь, основанный московской княгиней Евдокией Дмитриевной, супругой князя Димитрия Донского, более известной, как преподобная Евфросиния Московская (Евфросиния – монашеское ее имя). О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 году. В нем была погребена сама преподобная Евфроиния. Позднее в обители была усыпальница великих княгинь и цариц. В 1918 году монастырь был закрыт, а в 1929 году – уничтожен. Останки княгинь и цариц были перезахоронены в Михаило-Архангельском соборе Кремля. Там же в 2008 году были помещены мощи преподобной Евфросинии. На месте обители был возведен новый корпус Кремлевских зданий. После сноса этого здания изначально шла речь о восстановлении обители, но из-за сопротивления искусствоведов вопрос снят…. На месте монастыря разбит сквер….

[84] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[85] Тримифус (Τριμυθούς – «θ» дает межзубный звук «ф», подобный английскому «th»), или Тримифунт (Τριμυθούντος), как место служения епископа св. Спиридона. Ныне это селение Треметусия (греч. Τρεμετουσιά, тур. Tremeşe/ Erdemli) — селение на о. Кипр, находящееся на севере административного района Ларнаки. Является одним из четырёх селений этого района, в настоящее время находящихся на территории частично признанной Турецкой Республикой Северного Кипра.

До турецкой оккупации региона в 1974 г. в селении проживало 244 турка и 361 грек.

До турецкой оккупации к храму св. Спиридона, находящемуся в центре селения, в день памяти святого ежегодно стекались тысячи паломников. В храме имелось много икон, XVI в. включительно, и хранилось множество древних рукописей. После турецкого вторжения более 150 икон и бесценные рукописи исчезли. В настоящее время храм св. Спиридона превращён в казарму одной из турецких воинских частей.

[86] Плинфа от греч. πλίνθος — «плита»). – Особый тип кирпича, используемый в Византии. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры (до 300×350×25 мм). Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. Считается, что использование плинфы помогало повысить сейсмоустойчивость зданий. До XII века этот тип кирпича активно использовался и на Руси.

[87] Созомен (Ермий - Гермес) Саламанский (V в.), византийский церковный историк.

[88] Сократ Схоластик (греч. Σωκράτης ο Ιστορικός или Σχολαστικός, лат. Socrates Scholasticus) (ок. 380, Константинополь — после 439) — византийский христианский историк греческого происхождения, автор «Historia Ecclesiastica» — «Церковной Истории» в 7 книгах.

[89] "Где живёт святитель Спиридон", страница сайта Символ веры, http://simvol-veri.ru/xp/gde-jivet-svyatitel-spiridon.html

[90] Там же.

[91] Климент Александрийский - один из замечательнейших и знаменитейших христианских ученых первых веков – в 217-м году, катехет (учитель) знаменитого Александрийского т. н. "Огласительного" училища, по своему положению в центре всемирной образованности и учености принявшего характер богословско-учёного образовательного заведения, привлекавшего в свои стены массы образованных слушателей.

[92] Ориген - ученик Климента Александрийского, знаменитейший христианский учитель III века, первоначально бывший выдающимся из преподавателей Александрийского "Огласительного" училища. Св. Александр впоследствии, когда управлял уже Иерусалимскою церковью, по уважению и дружбе к Оригену, позволил ему говорить поучение в своем присутствии в церкви Иерусалимской и за это позволение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригенова, но св. Александр указал ему на пример других церквей, после он даже рукоположил Оригена в пресвитера, чрез что опять возгорелся спор между ним и Димитрием.

[93] Каппадокия - обширная область в восточной части Малой Азии. Флавия - один из городов Каппадокии.

[94] Около 209-210 года. - Септимий Север - римский император - царствовал с 193-211 г.

[95] Это было в 212 году.

[96] Наркисс патриаршествовал ок. 196 года и потом вторично в 212 году.

[97] С 212-250 год.

[98] Этой библиотекой, между прочим, пользовался в свое время (в IV веке) и знаменитой церковный историк Евсевий, который и сохранил в своей истории сведения о жизни св. Александра Иерусалимского.

[99] Кесария Палестинская (ивр. ‏קֵיסָרְיָה‏‎, Кейса́рья; греч. Καισάρεια; лат. Caesarea Maritima или Caesaraea Palaestina) - на восточном берегу Средиземного моря, один из богатейших и великолепнейших городов Палестины; получила свое наименование в честь императора Октавиана Августа) Августа от царя Иудейского Ирода, строившего повсюду города и храмы в честь Кесаря и украсившего Кесарию. Существовал до конца эпохи Крестовых походов, когда в 1265 г. был разорен и разрушен войсками египетского султана Бейбарса. В 1940 году в южной части развалин Кесарии был основан кибуц Сдот-Ям, а в 1977 году к северу от древнего города было заложен современный израильский город Кесария.

[100] Монастырь Райхенау (нем. Kloster Reichenau) — Знаменитый католический (бенедиктинский – от святого Бенедикта или Венедикта Нурсийского, известного отца западного монашества, чтимого и в православии) монастырь. Основан в 724 году епископом св. Пирмином в преимущественно языческой на тот период времени Алемании. По легенде св. Пирмин, прибыв на остров Райхенау, изгнал с него водяных змей. Там, где на остров ступила его нога, забил родник. В XIX веке обращен в музей. Ныне с 2001 года здесь возродилась католическая монашеская община. Расположен на одноименном острове в Боденском озере, чуть западнее города Констанц,в Германии (на границе со Швейцарией).

[101] Упоминаемый в житии Крестовоздвиженский монастырь в Костроме, был на самом деле женским, притом, основан, как женский, изначально. Основание обители относится к концу XIV в. Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В Смутное время был разорен, притом, специально говорится о сестрах обители и ее игумении Иулии, которая вынуждена была искать убежища. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская.

Храмы монастыря разрушены в середине 1930-х гг. в другом варианте жития упоминается Костромской Вознесенский монастырь. Однако он был основан только в начале XVII века царем Михаилом Романовым, а в документах впервые упоминается в 1628 году. Когда упразднен монастырь, неизвестно, но, скорее всего, это произошло в середине 17 века, во всяком случае, в 1653 г. вместо монастыря, уже существовала приходская Вознесенская церковь с приделом преподобного Варлаама Хутынского.

Вознесенский приход упразднен в 1779 г., в 1788 г. церковь в Костроме перенесли на создаваемое тогда Лазаревское кладбище 9храм этот просуществовал до XX века и был уничтожен в 30 годы). Дольше память о монастыре сохраняла в своем названии Вознесенская улица, переименованная после революции в ул. Комсомольскую.

[102] Свято-Тро́ицкий Па́вло-Обно́рский монасты́рь — православный мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Юношеском Гря́зовецкого района Вологодской области.

Основан в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних и в прошлом больших монастырей Русского Севера. Большинство построек XVI—XVIII веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены вскоре после закрытия монастыря советской властью в 1924 году. В советское время уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году возвращён церкви, до 2003 года — подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, с 2003 года — самостоятельный мужской монастырь.

[103] Источник: www.saints.ru

[104] Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь — мужской (с 1764) монастырь в Костромской области[1].

Основан в конце XIV века преподобным Иаковом Железноборовским[2], мощи которого находятся в соборе под спудом. В этом монастыре был пострижен Григорий Отрепьев. Монастырь получил своё название по селению Железный Борок, рядом с которым он был построен на левом берегу реки Тебзы. Из-за того, что он расположен на пути из Галича в Москву, монастырь постоянно находился в центре исторических событий. Его не раз сжигали во время татаро-монгольских и польско-литовских нашествий, но монастырь снова был отстроен и восстановлен. В XVIII веке на его территории были построены два храма.

После революции монастырь был закрыт и только с 1994 года в нём вновь начались восстановительные работы. В настоящее время монахи этого монастыря возрождают монастырскую жизнь.

[105] «Предстательство хрмистиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений наших, но предвари, яко благая, на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву, потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя!»

[106] Далмануфа (греч. ∆αλμανουθα) — неизвестное ныне место на побережье Галилейского моря, упомянутое в восьмой главе Евангелия от Марка, как место посещения Христа сразу после совершения чуда насыщения 4 000 народа семью хлебами и несколькими рыбами (Мк. 8:10).

Традиционно считается, что Далмануфа идентична городу Магдала, упомянутому в параллельном месте в Евангелие от Матфея (Мф. 15:39) или является селением близ Магдалы.

[107] Тир (греч. Τύρος) - финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, мухафаза Южный Ливан (близ границ с Израилем). Финикийцами назывался «Сор» - «скалистый остров». Современное арабское название — Сур.

[108] Сидо́н ( др.-греч. Σιδών) — один из древнейших городов Финикии. Крупнейший торговый центр древнего мира в X — IX веках до н. э. В Библии упомянут как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта. Ныне – арабский город Сайда (араб. صيدا‎, Сайда — букв. «рыбный промысел»), расположенный на юге Ливана

[109] «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).»

[110] Фамилия в современной румынской транскрипции. В работе Арсения (Стадницкого) приводятся версии Барул и Барилович. См. Арсений (Стадницкий), еп. Псковский, Изследования и монографии по истории Молдавской Церкви, Санкт-Петербург, 1904, 52.

[111] Город Сучава и одноименный жудец (то есть, румынская провинция) располагается на севере Румынии, в Южной Буковине….

[112] День рождения приводится по Википедии, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%...%B9. Епископ Арсений (Стадницкий) указывает что «год его рождения точно неизвестен; но несомненно он родился в Молдавии, вероятно, в Яссах, между 1625 и 1630 годами.» (см. еп. Арсений (Стадницкий), 52.)

[113] Монастырь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста под Яссами. Основан был господарем Молдовы Василием Лупу в 1639 году. В 1640 году была создана академия – первая в Молдове. В 1641 году Лупу добился помещения в монастыре мощей преподобной Параскевы Сербской, где и хранились до 1887 года, когда были перенесены в построенный рядом кафедральный собор. Церковь была разграблена казаками в 1650 году, поляками в 1686 году, страдала от землетрясений в 1711, 1781, 1795, 1802 годах. В 1882-1887 году под руководством Андре Лекомта дю Нюи в монастыре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: