История Троицкого предместья

Поселение Троицкая гора возникло в ХII-ХIII веках на возвышенности у реки Свислочь. По разным версиям, название происходит от древнейшего Троицкого костела, основанного великим князем Ягайло, или оборонительного редута Святой Троицы, или церкви Святой Троицы.

В древние времена предместье было торговым центром, где пересекались дороги из Вильно, Полоцка, Смоленска, Могилева, а с конца ХVI века здесь располагалась крупнейшая торговая площадка города – Троицкий рынок.

В XV-XVII веках Троицкую гору, Нижний рынок и Раковское предместье окружали крепостные сооружения. Предместье было застроено деревянными домиками, в которых жили ремесленники, торговцы, крестьяне и военные.

Древняя планировка предместья исчезла в 1809 году во время большого пожара и восстановлена уже в камне по проекту, утвержденному императором Александром I.

В 30-60-е годы ХХ века были разрушены отдельные строения предместья и целые улицы.

В 1980-х годах в Троицком предместье и Верхнем городе были проведены реставрационные работы по воссозданию архитектурного облика Минска XIX века.

26 марта 1980 года был заложен первый камень — правовой — в основание восстановления древнего сердца столицы Белоруссии. Тогда бюро Минского горкома КПБ и Мингорисполком издали постановление «О реконструкции исторической части города Минска». В нем были определены главные зоны для реставрации: Троицкое предместье, Верхний город и отдельные улицы. Как вспоминает Багласов, все делалось четко и без проволочек. Так как задание было в буквальном смысле партийное, то и отчитываться исполнителям приходилось регулярно — по факту сделанного.

15 апреля 1982 года главное архитектурно–планировочное управление Мингорисполкома распорядилось создать «основной авторский коллектив» для работ в этих районах: главный архитектор специальных научно–реставрационных производственных мастерских Минкультуры Сергей Багласов, сотрудники мастерской № 3 института «Минскпроект» Юрий Градов и Леонид Левин и др. Возглавил коллектив Юрий Григорьев, в ту пору главный архитектор Минска. В первую очередь взялись за Троицкое. Исторически это большой район, включающий территорию со зданиями суворовского училища, оперного театра. Фактически — давно уже не предместье (то есть земля перед «местом», как в прошлом назывался по–белорусски город), а самый центр. Из первоначального «предместья» для реставрации выделили квадрат между улицами Богдановича, Купалы, Старовиленской и Троицкой Набережной (названия современные).

Левин и Градов предложили начать работы с фронта застройки улицы Купалы. Но Багласов убедил коллег сначала заняться набережной. Еще до этого часть домов у Свислочи снесли. И на реку стали смотреть бывшие дворы, вид которых был довольно неприглядный. Сергей Георгиевич предложил вариант их реконструкции примерно в том виде, в каком мы их видим сегодня. Только на месте дома с современными архитектурными формами, где сейчас салон татуировки, планировалось построить здание в стиле XIX века. Но архитекторы «Минскпроекта» наперекор реставраторам добились сооружения не вписывающегося в общий ансамбль объекта.

 

Ревалоризация [от лат. re – приставка, означающая повторное действие, и валориазация (фр. valoris от valour – ценность)], возвращение историко-культурному объекту ценности, утраченной под воздействием времени и/или других разрушительных факторов. Предполагает восстановление как физического состояния объекта, так и его ценности в сознании социума. Р. наиболее ценных объектов может происходить путем их музеефикации.

Проблематики

Феномен быстро меняющейся современности заставляет задумываться и пересматривать расхожие представления о значимости (в общем представлении) исторического процесса, важных объектов для него и «реставрации старого» в конструировании и пересмотре значения для современности. Глубокий социологический и исторический процесс переосмысления находится в стадии смены восприятию «имиджа» наследия, что привлекает внимание общества к феноменологии переосмысления «места памяти». Существуют некоторые различия в понимании этого интерпретационного явления, которые должны отражать многогранность процесса и вызваны переоцениванием, в силу именно динамики применения, различных методов в различных культурологических сферах жизни нашего общества. Различия не всегда могут позволять делать адекватные обобщения, поскольку разные концепции постоянно могут конфликтовать между собой. При процессе ревалоризации наследия необходимо рассматривать ценность объекта.

Четыре основных составляющих критерия ценности каждого объекта при ревалоризации:

· Аутентичность

· Историческая ценность

· Внешние ценности

· Добавленные ценности

Особое внимание нужно обратить на то, что процесс ревалоризации должен происходить в ареале возможно-созданной оригинальности и колоритности времени и места создания объекта. Всё, что пишется или говорится об этом интерпретируемом процессе (реставрация наследия), не должно быть домыслом или слухом, а, скорее наоборот, должно стремиться культивировать важность процесса и возможную элитарность памятника-наследия. Монументы не представляют собой что-то постоянно меняющееся, но могут быть по-новому переосмыслены через их активное использование в мирной среде для общества. Динамика ревалоризации не должна затруднять анализ, а также обобщение, в сфере историографии и культурологии всего наследия. В дополнение к этому, культурно-социальный процесс может привносить новые концепции в исследования для расширения восприятия проблематики.

 

Реставрация картин

Любые картины со временем стареют. Полотна всеми признанных живописцев и картины неизвестных художников, выполненные маслом или акварелью, все они подвержены воздействию времени и внешних факторов. Неправильное хранение, неудачная реставрация также могут привести картину в неподобающее состояние. Разумеется, в таком случае необходимы услуги реставратора, дабы вернуть произведению искусства его первоначальный вид. Реставрация картин требует от реставратора точного соблюдения техники процесса, понимания, что и зачем он будет делать.

Реставрация картин – одна из областей, в которой мастера реставрационных мастерских, известны, как одни из лучшихРеставрация всегда начинается с «диагноза». Реставратор картины изучает живописное полотно, подлежащее восстановлению, определяет имеющиеся недостатки и намечает пути их устранения.

Перед реставрацией этого пейзажа были выявлены следующие дефекты (мы перечисляем их по мере важности и сложности): отслоение красочного слоя (то есть с картины отваливается краска), коробление холста (он как старый картон, не в одной плоскости), изношенные кромки (то есть край холста, который прибивается к подрамнику уже перестал выдерживать напряжение при натяжении, для устраненения пришлось приклеивать дублировочный холст), множество прорывов, мелкие вмятины, старый подрамник в «убитом» состоянии. Многие из проблем связаны даже не с возрастом картины, а с ее неправильным хранением

Проект реставрации фресок на фасадах костела Божьего Тела в Несвиже подготовят к сентябрю, сообщил корреспонденту БЕЛТА начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси Игорь Чернявский. По его словам, во время исследований по декоративному убранству монастыря путем зондажа штукатурных слоев на фасадах выяснилось, что фрески покрывают три стены - главную и две боковых. Найденные остатки росписей двух периодов - последняя четверть XVI столетия и XVIII века, периода Михаила Казимира Рыбоньки, когда проходила реконструкция Несвижского замка и костела. "Специалисты ОАО "Белреставрация" сейчас готовят проектное решение по методике проведения реставрации росписи на фасадах, определения аутентичных элементов, проведения возможных реконструкций там, где это реально, и представления разновременных элементов росписи", - рассказал Игорь Чернявский. Реставраторы подготовят документацию по характеру росписей: какие из них аутентичные, а где реконструкция. Специалистам предстоит продумать, как передать, какую методику применить, чтобы свести в одно целое разновременные элементы. Как отметил Игорь Чернявский, росписи на фасадах встречаются на старинных зданиях в Европе. Но то, что такое есть в Несвиже, стало открытием. Принимать участие в реставрации фресок в Несвиже высказала заинтересованность и польская сторона, готовая поддержать специалистами и финансами. Работа на этом объекте привлекательна для польских специалистов, отдельные из которых заняты на белорусских реставрируемых памятниках архитектуры в Гродно, Витебске, сказал представитель Минкультуры Беларуси. Историко-культурная ценность XVI-XIX веков комплекс бывшего монастыря иезуитов - костел Божьего Тела в городе Несвиже - включен в Государственный список историко-культурного наследия Беларуси, имеет наивысшую категорию "0", а также является составной частью объекта Списка Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО - "Архитектурный, культурный и жилой комплекс рода Радзивиллов в Несвиже".-0-

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: