Философия техники как особый раздел философского знания. Предмет философии техники

Философия техники – самостоятельная область философского исследования, в рамках которой рассматриваются проблемы сущности техники, места техники в развитии человека и общества. Техника оказывает прямое или косвенное воздействие на все сферы жизни человека, поэтому состояние и перспективы развития современного общества можно понять через раскрытие сущности феномена техники.

Философия техники начинает свое развитие с XIX века. Впервые этот термин употребил Эрнст Капп в работе «Основы философии техники». Сущность технических предметов по Каппу − продолжение (проекция) человеческих органов. Сущность технической деятельности − самопознание.

Пионером философии техники является Петр Клементьевич Энгельмейер − выдающийся инженер- механик. В 1927 году он организовал «Кружок по общим вопросам техники», сформулировал программу кружка и основные вопросы:

· Что такое техника?

· Где лежат ее границы?

· Цели современной техники.

· Роль техники в эволюции человека, в истории культуры, искусства, общества.

М. Хайдеггер в XX веке определил, что предметом философии техники является сущность человека.

 

Проблема единства научного знания

    Не все науки возникли путем "отпочкования" от философии, некоторые из них, такие как математика, медицина, астрономия, формировались из мифологического сознания параллельно философии и во взаимодействии с ней. Указанные формы знания превратились в науки также через общий механизм выработки универсальных понятий; роль становящейся философии в возникновении данных наук состоит в методологической рефлексии их основ и предпосылок, определении общего "объема" универсума, подлежащего исследованию.

    С возникновением наук запускаются процессы их дифференциации и интеграции. Онтологическое основание тенденции к дифференциации научного знания составляют неисчерпаемость реальности, бесконечное разнообразие явлений действительности, несхожесть и специфика различных сфер и их неизбежная отграниченность друг от друга. Объективную основу интеграции знания составляют единство мира, принципиальная общность свойств всех его уровней и законов.

    Возможно выделить следующие основные направления интеграции научного знания на современном этапе:

1. Перенос идей и представлений из одной области знания в другую.

2. Эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими.

3. Формирование комплексных, междисциплинарных проблем и направлений исследований. Особую разновидность комплексных проблем представляют собой глобальные проблемы.

4. Формирование новых научных дисциплин "пограничного" типа на стыках известных ранее областей знания.

5. Сближение наук, различающихся своими предметными областями, усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных, общественных и технических наук.

6. Сближение научных дисциплин различных типов - фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и др.

7. Универсализация средств языка науки.

8. Выработка региональных и общенаучных форм и средств познания.

9. Усиление взаимодействия между философией и нефилософским (частнонаучным) знанием, увеличение разнообразия каналов и форм связи между ними.

10.  Усиление интегративной роли философии.

    Таким образом, развитие и дифференциация современной науки сопровождаются интеграцией ее различных направлений и отраслей, воспроизводством единого научного знания. Наука развивается как особая специфическая форма познания мира.

Понятие техники. Связь науки и техники.

В современном обыденном сознании представление о технике сводится к определенным предметам, используемым человеком в быту и на работе: компьютерам, телевизорам, автомобилям, самолетам и т.д. Однако техника не сводится только к предметам, которые являются результатом усилий множества людей, создающих эти предметы. Техника, кроме технических предметов, включает в себя совокупность технических знаний по использованию и производству технических устройств, машин и инструментов; совокупность различных видов деятельности по проектированию и изготовлению предметов техники.

Кроме того, феномен техники включает в себя саму деятельность по преобразованию объектов природы. Любой предмет и техника как таковая проявляет свою сущность, лишь вступая во взаимоотношения со своей противоположностью. Для техники противоположностями являются природа и человек, поэтому техника есть механизм взаимодействия человека и природы, механизм преобразования природы человеком.

Таким образом, технику можно определить как деятельность человека по преобразования объектов природы на основе знаний, а также машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека.

     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: