ФГБОУ ВПО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель приемной комиссии
А.Д. Гуляков
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
для поступающих на основе профессионального образования
на направление
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки «Психология образования»
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, федерального стандарта среднего общего образования, федерального государственного стандарта основного общего образования и федерального стандартов среднего профессионального образования.
Общие положения
Вступительное испытание, проводимое университетом самостоятельно для поступающих на обучение по программе подготовки бакалавров на основе профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», предназначено для выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования и (или) выпускников образовательных учреждений высшего образования любого уровня. Содержание вступительного испытания определяется настоящей программой.
Целью вступительного испытания является установление уровня подготовленности указанных категорий поступающих к освоению соответствующих образовательных программ бакалавриата.
Программа содержит разделы по общеобразовательным предметам – математике, биологии с соответствующим наборам вступительных испытаний для данной образовательной программы из перечня, утвержденного приказом министра образования и науки, а также раздел, позволяющий оценить профессиональную пригодность абитуриентами его эрудицию в области психологии. Материалы разделов разработаны в соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования.
Вступительное испытание проводится в форме собеседования. Темы, предлагаемые для собеседования, связаны со знанием основ биологии, математики, а также теоретических основ психологической науки.
Раздел I. БИОЛОГИЯ
1. Биология как наука, ее цель, задачи, предмет и методы ее исследований.
2. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Основные положения клеточной теории.
3. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клеток. Пластический и энергетический обмен.
4. Виды деления клеток.
5. Половое и бесполое размножение организмов.
6. Генетика как наука, ее предмет, задачи и основные методы исследований.
7. Генетика. Законы Менделя.
8. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
9. Возникновение жизни на Земле.
10.Развитие органического мира. Главные направления эволюции.
11.Происхождение человека. Человеческие расы.
12.Предмет и задачи экологии. Экологические факторы.
13.Цепи питания. Правило экологической пирамиды.
14. Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы.
15.Кровь. Состав крови.
16.Кровообращение. Сердце, его строение и работа.
17.Большой и малый круги кровообращения.
18.Органы дыхания, их строение и функция.
19.Строение и функции органов пищеварения.
20.Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.
21.Строение и функции кожи.
22.Строение и функции спинного мозга.
23.Строение и функции головного мозга.
24.Анализаторы. Строение и функции органа зрения.
25.Анализаторы. Строение и функции органа слуха.
26. Понятие о высшей нервной деятельности.
27.Железы внутренней секреции. Гормоны.
28. Органы размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие.
29. Биологический круговорот.
30.Биосфера и научно-технический прогресс. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.
Рекомендуемая литература по биологии для подготовки к собеседованию
1. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пер. с англ. - М: «Издательство Центрполиграф», 2004. - 98 с.
2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117 с.
3. Биология. Для поступающих в вузы. Под ред. В. Ярыгина. Издательство: Высшая школа. Серия: Для поступающих в вузы, 2010. - 492 с.
4. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы: Учебное пособие для школьников и абитуриентов: Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский А.А. - Москва, 2004. - 448 с.
5. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6-11 классы: дидактические материалы. - М.: Вентана - Граф, 2009. - 192 с.
6. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека. / К.Ю. Еськов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004. - 154 с.
7. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 176 с.
8. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. - М.: Вентана - Граф, 2007. - 176 с. (Школьный курс за 100 часов)
9. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. / Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
10. Терминологический словарь (тезаурус). Гуманитарная биология: - Москва, Издательство МГУ, 2009. - 376 с.
Раздел II. МАТЕМАТИКА
Рекомендуемая литература по математике для подготовки к собеседованию
1. Александрова А.Д. Геометрия. - М.: Наука, 2009.
2. Бермант А.Ф., Араманович И.Г. Краткий курс математического анализа. СПб.: Лань. 2005.
3. Никольский С.М. Курс математического анализа. Учебник для вузов. М.: Физматлит. 2001.
4. Рудин У. Основы математического анализа. - СПб.: Лань, 2004.
5. Фадеев Д.К. Лекции по алгебре. М.: Наука, 2008.
6. Фадеев Д.К., Соминский И.С. Задачи по высшей алгебре, М., 2008.
7. Шипачев В.С. Высшая математика, Учебник для ВУЗов, М.,1998.