Тема 7. Независимость и идеологические проблемы: идейный вакуум и влияние чуждых идей на общество

 

План:

I. Понятие «идейного вакуума», его проявления.

И. Влияние чуждых и вредных идей на общество.

III. Необходимость заполнения идейного вакуума.

IV. Процесс формирования новой идеи и идеологии независимости.

 

I. История человечества свидетельствует о том, что в процессе развития определенного общества при переходе от одного этапа к другому во всех сферах жизни, в том числе и в идеологической, появляются проблемы, требующие своего безотлагательного и вдумчивого разрешения. Ибо новая эпоха требует изменения обстоятельств, условий, отречения от старых идей, отношений, формирования новой идеологии ради достижения новых целей.

Как утверждает Президент И.А.Каримов: «Нация, которая беспокоится о своем будущем, четко представляет свои цели, никогда не жила и не может жить без национальной идеи и национальной идеологии. Без идеологии любое государство и общество, даже отдельный человек, собьется со своего пути»

Идейный, идеологический вакуум не возникает внезапно в один день. Должны произойти определенные события. А именно: старая идеология, не отвечающая требованиям времени, не удовлетворяющая интересов людей, должна быть изжита, превратиться в прошлое. Например, коммунистическая идеология, насильно внедрявшаяся в сознание людей, в 80-х годах уже не имела прежнего влияния. В 1991 году, с распадом СССР, она прекратила свое существование. Почему это случилось?

Во-первых, коммунисты считали свою идеологию самым высшим достижением разума, абсолютной истиной. Они не признавали иные идеологии, считая их чуждыми, реакционными, отсталыми.

Во-вторых, эта идеология внедрялась насильно, ее идеи и лозунги пропагандировались везде и всюду, она душила свободную мысль. Людей, выказывавших недовольство, беспощадно карали.

В-третьих, эта идеология только на словах была идеологией сплоченных в одну общность социальных слоев. На деле же среди интеллигенции, крестьян, служащих и даже рабочих, то есть «передового класса» были недовольные. Однако за железным занавесом идеологии их голоса не были слышны.

В-четвертых, коммунистическая идеология считала весь капиталистический мир разлагающимся, вражеским, поэтому общение с иностранными гражданами вызывало подозрение тоталитарных властей. Лиц, позволивших себе это, объявляли «диссидентами», «прислужниками антигуманной буржуазной идеологии».

В-пятых, прежняя идеология превозносила интернационализм в ущерб национальному. Лиц, которые изучали национальные ценности, объявлялись «националистами». Представители интеллигенции, люди с чувством национального достоинства, считались «чуждыми», «подозрительными субъектами».

В-шестых, национальная история, в частности история Узбекистана, духовное наследие прошлых поколений искажались в угоду интересам тоталитаризма.

В-седьмых, народные массы насильно лишались связи с религией, религиозным наследием, религиозными ценностями. В частности, в республиках Средней Азии было запрещено изучение и использование религиозно-философского наследия Имама Бухари, Имама Термизи, Ахмада Яссави, Наджмиддина Кубро, Бахауддина Накшбанда, Махмуда Замахшари, Имама Матуриди, Суфи Оллоёра.

Все это показывает, что коммунистическая идеология противоречила требованиям прогрессивного развития, что в итоге привело ее к краху вместе с государством, которое опиралось на нее.

После распада СССР и образования независимых государств определенное время на месте коммунистической идеологии образовался идейный вакуум.

Что же такое идейный вакуум? Это состояние, когда в процессе перехода от старого строя к новому, господствовавшая идеология уходит в прошлое, а замещающая ее система идей еще не успела занят ее место. В этих условиях уходящая идеология и ее разновидности пытаются оказывать свое влияние на сознание населения, тормозить движение общества вперед.

В 1990 году такой идейный вакуум образовался и на территории Узбекистана. Ему были присущи следующие специфические черты:

1. Господствовавшая коммунистическая идеология потерпела полный крах, и
на ее месте на время образовалась пустота - вакуум.

2. Провозглашением Независимости, то есть одноразовым актом Узбекистан
утвердился как самостоятельное государство. Но невозможно было таким же одноразовым актом внести в общество новую идеологию. Внесение новой идеологии связано с преобразованием сознания, которое длится долго. Хотя идеи идеологии независимости уже занимали определенное место в сознании и мировоззрении определенной части граждан, сказать, что эта идеология полностью превратилась в мировоззрение всех граждан страны в то время, было бы преувеличением.

3. Там, где возникает идеологический вакуум, с неизбежностью начинается
вторжение чуждых идеологий. В переходный период, когда новые взгляды еще не обрели устойчивости, не все люди могут разобраться в оказывающих влияние идеологиях, отличить положительные идеологии от негативных, полезные от вредных. Именно это характеризует наступление чуждых идей на идеологическом пространстве Узбекистана.

4. В то время как в Узбекистане люди занимались мирным трудом, на
территориях, граничащих с Узбекистаном обстановка была нестабильной. Этим пользовались экстремистские и террористические группировки для осуществления своих преступных намерений, а именно - превращения региона Центральной Азии в полигон идеологической борьбы.

II. Эти преступные группировки афишируют свои корыстные цели в облике исламских идей. Распространяя эти ложные идеи, они стремятся сбить с пути молодежь, пользуясь ее неопытностью и податливостью новым для них идеям. Эти действия особенно усилились во второй половине 80-х годов, когда стали оказывать свое влияние течения «ваххабитов» и организаций «хизбут-тахрир», «акромий», «объединение адолат», «воины ислама», «тавба», которые представляли угрозу мирной жизни страны.

Что представляют собой идеи ваххабитов? Основателем этого течения был Мухаммад ибн Абдул-Ваххоб (1703-1792). Оно возникло в 40-х годах XVIII века на Аравийском полуострове. Это течение использовало в своей деятельности некоторые агрессивные идеи Ахмада Абу Абдуллаха аш-Шайбана (780-855), основателя ханбалитского мазхаба (одна из четырех шариатских школ в исламе), а также сирийского богослова XIV века Т.О.Таймийя.

Придавая политическую окраску исламу, ваххабизм выдвигает идею возвращения ислама к его «истинному состоянию», какое он имел во времена пророка, то есть «очищение ислама» и объединения всех мусульман под зеленым знаменем ислама. Социальная сущность этой идеи состоит в отрицании всех религиозных и социально-культурных ценностей и в доведении до крайностей идеи единобожия, признания только Аллаха. Признавая святость Корана, ваххабиты не принимают тафсир (комментарии к Корану), не признают первых четырех халифов (Абу Бакра,Умара, Усмана и Али), исламских святых, призывают повсюду разрушать святые места. Они объявляют вероотступниками представителей всех четырех исламских мазхабов - ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов.

Ваххабиты игнорируют хадис (достоверных свидетельств о жизни и деятельности пророка Мухаммада) гласящий: «давайте людям делать легкие религиозные поручения, успокаивайте их; заставляя исполнять тяжелые и трудные поручения, не отпугните их от религии», или «Мусульманин только тот, кто не наносит вреда руками и словами». Ваххабиты поступают наоборот. Они отрицают светскую культуру. Занятия музыкой, театром, изобразительным искусством, связанный с ним отдых считают вероотступничеством и сущим грехом.

Ваххабизм искусно воспользовался идейным вакуумом в первые годы независимости. Ваххабиты всячески стремились вовлечь в сети своих взглядов наших соотечественников, оказавшихся в арабских странах на отдыхе, учебе или по служебным обязанностям. В Узбекистане они стремились завладеть должностями имам-хатыбов в мечетях, авторитетными должностями в Духовном Управлении, создать исламскую политическую партию. Позже пытались осуществить свои планы по превращению Узбекистана в Исламскую республику, а в регионе восстановить халифат. Именно они были причиной кровавых событий и бесчинств в Узбекистане в 1999 и 2000 годах.

Организация «хизбут-тахрир» также стала оказывать влияние на сознание людей в условиях идейного вакуума. Эта организация была основана в 1950-1953 годах в Ливане Такийюддином Набхони в качестве исламской партии. Сейчас ею руководит Абдукадим Заллум. Она осуществляет свою деятельность в более чем 30-ти странах. Ее целями является: восстановление халифата, то есть единого мусульманского государства от Атлантики до Тихого океана, уничтожение основ современного светского государства, изжитие демократических принципов, вместо верховенства закона внедрить верховенство норм и правил шариата, отказ от избирательной системы.

Деятельность организации на территории Узбекистана замечена с начала 90-х годов XX века. Представители организации пытались оказывать влияние на определенную часть населения, и прежде всего на молодежь, которая не имеет еще устойчивого мировоззрения. Они обучали ее основам ислама, организовывали изучение Корана и других религиозных источников. Обычно обучение религиозным основам продолжалось в течение 3-4-х дней. Затем они приступали к внедрению идей возрождения халифата по учебным программам, включающим темы: «Истоки ислама», «Законы управления в исламе», «Экономические законы в исламе», «Понятие хизбут-тахрир», «Исламское государство», «Личность с точки зрения ислама», «Как распался халифат?», «Демократия — устав вероотступничества», «Имущество в халифате» и др.

Представители организации стремились склонить на свою сторону прежде всего молодежь, получившую религиозное образование. Со временем их стали готовить к террористическим акциям таким, как взрывы. Эти акции совершались при финансовой поддержке и непосредственном руководстве таких оголтелых террористов, как Усама бен Ладен.

Ваххабизм и организация хизбут-тахрир не достигли своих целей.

Почему в конце 80-х годов некоторые из наших соотечественников поддались влиянию чуждых и вредных идеологий? Ответы на это вопрос изложены в трудах Президента И.А.Каримова:

1. В условиях идейного вакуума слабовольные и легковерные люди избирали
неверные пути.

2. В переходный период Узбекистан столкнулся с рядом   проблем.
Возникновение трудностей в такой период неизбежно. Люди, которые вместо общественно-полезного труда ищут легких путей к обогащению, в большинстве случаев ошибаются.

3. В настоящее время нет возможности обеспечить всех молодых людей
хорошо оплачиваемой работой. Даже имея на руках дипломы, они не могут найти
соответствующую работу или не желают устраиваться на работу с низкой заработной платой. В результате, опять же в поисках легких путей обогащения, они могут оказаться членами вышеуказанных течений или организаций.

4. Представители чуждых и вредных идеологий умело используют стремление
народа, особенно молодежи, к религиозным ценностям. Народ был 70 лет отлучен от религии, религиозных знаний, поэтому не всякий человек, даже имея духовное звание, в настоящее время может отличить религию от экстремизма в религиозном облике.
Религиозное невежество - еще одна из причин, приводящая людей в те самые течения и организации.

Во времена Союза множество организаций вело агитационно - пропагандистскую работу. В условиях независимости их работа была прекращена.
Организованные позже центры «Духовности и просвещения» не смогли в достаточной мере эффективно организовать эту деятельность. В результате каждый гражданин должен был самостоятельно формировать свое мировоззрение. Те, кто не были способны на это, оказывались под влиянием вредных идей. Особенно это касается деятельности фонда «Камолот», который должен был объединить молодежь, воспитывать самоотверженных сторонников независимости. Он не отвечал этим требованиям. В итоге большая часть молодежи осталась в стороне от воспитательной работы, основанной на идеях независимости.

Кроме того, причинами принятия некоторыми нашими соотечественниками чуждых идеологий послужили:

- то, что государственные и негосударственные организации, политические партии не смогли в должной мере организовать работу в сфере идеологии; отставание общественных наук от требований времени; то, что сложные процессы, происходившие в духовной сфере и сознании общества, и вызвавшие ряд проблем, не нашли своевременного научного разрешения:

недостаток людей, а также религиозных деятелей, которые могли бы направить людей в идеологически верном направлении.

Таким образом, в результате отрицания прогрессивным развитием отжившей идеи, догмы или идеологии возникает идейный вакуум, усиливаются различные идеологические угрозы. В этом смысле большое значение имеет следующая мысль Президента И.А.Каримова: «Хочу еще раз напомнить древнюю истину: как в природе нет места пустоте, точно также нельзя допускать возникновения вакуума в сознании человека. Это естественно, когда каждый человек имеет свое отношение к миру, имеет определенные цели и стремления».

III. Там, где усиливается идейная и идеологическая угроза, ожесточается борьба за сознание людей и особенно сознание молодежи. Некоторые идеологические центры, расположенные в различных странах мира и обладающие сильным финансовым и идеологическим влиянием, постоянно пытаются осуществить свои коварные замыслы.

Намерения международных террористов и экстремистов ясны. Они хотят заполнить своими идеями идейный вакуум в независимом Узбекистане, завладеть природными богатствами страны, подчинить своей воле народ, они стремятся сделать сферой своего влияния Узбекистан, являющийся важным геополитическим пространством.

Исходя из этого, целесообразно перечислить идеологические угрозы, направленные сегодня на нашу страну:

стремления, направленные на восстановление халифата и под его флагом объединить мусульманские народы в новую империю;

распространение идеи восстановления бывшего СССР; попытки оболгать нашу историю, национальные ценности и сущность

религии;

распространение безнравственности в целях духовного разложения народа;

попытки вызвать идеологическими средствами региональные и межгосударственные конфликты.

Рассмотрим эти угрозы более подробно:

1.    Попытки восстановления халифата становятся серьезными. Например, вся литература, издаваемая организацией хизбут-тахрир,   содержит призывы к восстановлению халифата. Организация «Акромий» призывает восстановить халифат сначала в Андижанской области, затем - во всей Ферганской долине, позже – на территории всего Узбекистана и уже потом, - во всех мусульманских странах.

. Из истории ислама известно, что после смерти пророка Мухаммада халифатом один за другим управляли Абу Бакр ас-Сиддик (632-634), Умар ибн Хаттаб (634-644), Усман ибн Аффон (644-656), Али ибн Абу Талиб (656-661). То были времена теократии, когда халиф был и религиозным и государственным главой. С 661 по 749 годы во главе власти стоял мекканский аристократ Муавия бин Абу Суфьян, с которого начинается династия уммавия. В 749 году трон халифа перешел к Абул Аббас ас-Сафаку, бывшему в родстве с дядей пророка Мухаммада. Он явился основателем династии аббасидов. Эта династия правила халифатом до 1238 года, то есть до монгольского завоевания. В то же время в XII-XIII веках в Египте и Мароко образовалось государство фатимидов. С XVI века турки-османы объявили о создании халифата, который просуществовал до 3 марта 1924 года. С объявлением Турции республикой правительство халифата было низложено и последний халиф Абдумаджид на рассвете; марта 1924 года был выдворен из Станбула в Швейцарию. В XX веке мир ислама и другие страны мира стали самостоятельными государствами. Халифат же стал достоянием истории.

2.В настоящее время в некоторых республиках бывшего Союза существуют силы,
стремящиеся восстановить старый режим. Союз распался в 1991 году. Невозможно повернуть вспять колесо истории. Независимые государства Центральной Азии, в том числе Узбекистан и его народ не желают возрождения Союза. Узбекистан избрал свой путь развития и никогда не сойдет с него.

Народы Узбекистана имеют богатое духовное наследие. Однако, под влиянием
коммунистической идеологии долгое время наша история освещалась односторонне.
Существует много проблем и в этом плане. История свидетельствует, что силы, стремящиеся сделать народ зависимым, должны, прежде всего, лишить его самосознания. истории, культуры. Если эти пагубные влияния будут продолжаться долго, то ничего не стоит этому народу превратиться в скопление людей, потерявших национальную самобытность, тысячелетние традиции. Политические силы и движения прекрасно об этом знают и стремятся лишить нас истории, исказить ее, чтобы дезориентировать, прежде всего, молодежь.

4. Для внедрения чуждых идеологий в сознание нашего народа наши враги используют безобидные на первый взгляд идеологические средства. В частности, они демонстрируют легкомысленные фильмы, боевики, пропагандирующие насилие и жестокость. Среди молодежи есть и такие, которые делают из героев этих фильмов кумиров, не осознавая к каким печальным последствиям это может привести.

5. Идеологическим средством, представляющим угрозу стране, является стремление враждебных идеологических центров вызвать длительные региональные и межгосударственные конфликты. В этих целях они пытаются незаконным образом распространять наркотики, запрещенную идеологически вредную литературу, оружие, организовывают террористические акции.

Так проявляются борьба за сознание людей, лишение их национальных и общечеловеческих ценностей, в конечном итоге сделать наш край зависимым.

IV. Уберечь народ от различных идейных влияний, создать идеологический иммунитет можно с помощью,/ вооружения людей национальной идеей и национальной идеологией.

После обретения независимости в стране были изжиты последствия прежней идеологии, распущены политические и идеологические структуры, цели и деятельность которых противоречила интересам народа. Были предприняты меры по обеспечению социальной справедливости, безопасности, социальной защите, верховенства закона, обеспечению прав и свобод граждан независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Был избран путь объединения всего общества вокруг интересов страны и народа.

С первых же дней независимости стала важной задачей необходимость духовного очищения общества. Президент И.А.Каримов указал, что для этого, прежде всего, необходимо освободиться от старых догм и разрабатывать идеологию национальной независимости.

Советский режим, проповедовавший ложное равенство, внушил людям иждивенческие настроения, которые закрывали путь к инициативе. Человек, незаинтересованный в результатах своего труда, становится безответственным. Подобные пережитки можно преодолеть с помощью идеологии национальной независимости. На основе идеи создания в Узбекистане свободного и процветающего общества была разработана идеология национальной независимости. Ее основные понятия и принципы теоретически обоснованы в трудах Президента И.А.Каримова.

Идеология национальной независимости будет совершенствоваться, обновляться в соответствии с развитием общества. Определенные нормы и требования, выполнившие свое назначение, будут освобождать место новым, актуальным. Идеология национальной независимости не догма и не застывшие истины, а результат постоянного обновления, работы мысли. Она едина в своей основе и незыблема, вместе с тем постоянно совершенствуется, отражая развитие общества.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: